АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Диверсификация менеджмента: типология и выбор альтернатив.
Диверсификация – совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов упр-я, ф-ии и прочее.
Упр-е разнообразно, т.е. успешно управлять значит удачно и обоснованно выбирать тип упр-я.
Группы типов упр-я:
1. В основе дан. типа упр-я явл. приоритеты в ср-вах упр-я:
- командно-административное упр-е (административное указание).
- экономическое упр-е (з/пл, премии…).
- соц-но-экон-ое упр-е (упр-е в центре кот. ч-к).
- технократическое упр-е.
2. По критерию «роль рынка в осуществлении упр-я»:
- планово-директивное упр-е.
- маркетинговое упр-е (упр-е, ориентир-е на рынок).
- целевое упр-е – упр-е по целям с максим-ым учетом всех рыночных тенденции в эк-ке.
- проблемно-ориентир-е упр-е – хар-ся реш-ем проблем, кот. возникают в процессе функционир-я фирмы.
3. По степени организац-ой жесткости упр-я, формализации и статичности. Эти виды опр-ся по приоритетам относительно постоянно действующих организ-х полож-ий и распорядит-ой д-ти:
- регламентное упр-е – упр-е при пом. тщательно выведенных жестких, хорошо разраб-х регламентов.
- нормативное упр-е – строится на нормативах. Они представл. собой положения, позволяющие действовать в пределах установл-го диапазона.
- соц-но-регулируемое упр-е – гл. опорой упр-я явл. соц-но-психологич. связи в коллективе.
- распорядительное упр-е.
4. По критерию распределения полномочии:
- высокоцентрализ-е упр-е.
- децентрализ-е упр-е.
- гибкое – построенное на процессах делегир-я полномочий.
- ситуационное упр-е – полномочия на принятие реш-я распределены в зависим-ти от возможных ситуации.
5. По критерию: личностный фактор в упр-й и роль мен-ра:
- автократическое упр-е (авторитарный тип).
- коллегиальное упр-е
- корпоративное упр-е.
6. По приоритетам в орг-ции упр-я:
- функционально-производственное упр-е (осн. внимание уделяется орг-ции про-ва).
- упр-е по рез-там.
- стратегич-е упр-е – когда упр-е ориентировано на цель, имеет приоритет стратегия).
- программно-целевое упр-е – обеспеч-ю стратегич-го упр-я служит программа и все приоритеты упр-я уклад-ся в программу.
7. В основе типологии – мотивация:
- административный мен-т.
- мотивационный мен-т с ограниченной областью мотивации (по ограниченному составу мотивов, устанавл. опытным путем и ограничив-ся конкретными ситуациями.
- мотивационный мен-т с системой мотивации – опирается на систему мотивов, кот. взаимосвязаны с др. факторами д-ти ч-ка.
- антимотивационный мен-т.
8. Критерии по степени кризисности в кот осущ-ся упр-е:
- упр-е, кот повышает вероятность кризиса (чаще всего непрофессион-ое упр-е)
- упр-е в зоне опасности кризиса (упр-е «готовиться» к кризису)
- АУ
- упр-е стабилизацией – упр-е выходом из кризиса.
9. Типология по степени научности:
- политизированное упр-е – участие в политике позволяет лоббировать интересы, получать рынки сбыта, гос. заказ, гос. поддержку.
- научно-концептуальное упр-е – разработано на основе исслед-ий концепций.
- эмпирическое упр-е – построено на использ-ии опыта.
- прагматическое упр-е – это упр-е непосредственного эффекта, основано на реш-й проблем.
Риск-менеджмент, методы, приемы и способы снижения рисков.
Риск – вероятность потери п/п-ем части своих ср-в, недополучение доходов или появления дополн-ых расходов в процессе осуществл-я предпр-ой д-ти.
Виды рисков:
1. Производственный – связан с возможностью невыполнения фирмой своих обязат-в по контракту.
2. Финансовый (кредитный) – связан с невыполнением фирмой фин-х обязат-в перед инвестором в рез-те использ-я долга для финансир-я фирмы.
3. Инвестиционный – обусловлен возможным обесцениванием инвестиционно-финанс-го портфеля. кот. м. состоять из собств-ых цен. бумаг, так и из приобретенных.
4. Рыночный – связан с колебанием рыночных %-ых ставок собственной нац-ой ден. единицы, так и из приобретенных.
Риск-менед-т охватывает различн. проблемы, кот. связаны со всеми направлениями и аспектами упр-я.
Риск-менед-т – система оц-ки риска, упр-я риском и финанс-ми отношениями. кот возникают в процессе бизнеса.
Риск-менед-т полагает предвидеть и устранить чрезмерные опасности, соизмерять цели и реальные возможности, эффект-но использ-ть ресурсы.
Интуиция – способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное реш-е проблемы.
Инсайт – осознание решения конкретной проблемы. В момент инсайта реш-е осознается ясно, однако эта отчетливость часто носит кратковременный хар-р.
Эвристика – совокуп-ть логич-х приемов и методических правил теоретического исслед-я и отыскания истины.
Эвристические правила и приемы:
- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собств-ый капитал.
- всегда надо думать о последствиях риска.
- положит-е реш-е приним-ся лишь при отсутствии сомнения.
- нельзя рисковать многим ради малого.
- при наличии сомнений приним-ся отрицат-ые реш-я.
- нельзя думать, что всегда сущ-т только 1 реш-е, возможно, что есть и др. вар-ты.
Прежде чем принять реш-е о рисковом вложений капитала, мен-р д. опр-ть максим-ый объем убытка по финн. риску, сопоставить его с объемом вкладываемого капитала, сравнить со всеми собств-ми финн. ресурсами и опр-ть не приведет-ли потеря этого капитала к банкротству.
Способы снижения риска:
1. Диверсификация портфеля инвестиции – распредел-е инвестируемых ср-в м/у разл-ми объектами вложения, кот. не связаны др. с др.
2. Приобретение дополн. инфо. о выборе и рез-тах.
3. Страхование.
Элементы упр-я риском:
- развитие системы повышения квалификации сотрудников.
- подбор сотрудников для операции с наиболее высоким риском.
Обстоятельства. при кот имеет место риск:
- при неправильном управленческом реш-й.
- неудовлетворит. выполненном подчиненным задания.
- неудачном выборе исполнителя.
- ошибки в маркетинговом прогнозе.
- отказе руководства принять радикальное предл-е менед-ра.
Задачи мен-ра по риску:
- обнаружить область повышенного риска
- оценить степень риска
- разработать и принять меры, кот предупреждают риск.