Тема: произведение «Хорошее» В.Осеева




Развернутый конспект по литературному чтению 2 класс

Цель: Познакомить учащихся с произведением В.Осеева «Хорошее»

Задачи:

1.Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.

2. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре.

3. Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.

Предметные умения: познакомить с произведением В.Осеевой “Хорошее”;

* актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

* использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

* умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

* делать выводы об идее (главной мыслипроизведения);

Метапредметные умения:

Регулятивные: * принимать и сохранять учебную задачу

* определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

* контролировать выполнение плана,

* оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

Коммуникативные:

* отвечать на вопросы учителя,

* осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

* допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

 

Личностные умения:

*проявлять желание читать произведения о дружбе;

*проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;

* формирование уважительного отношения к иному мнению;

* принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

* развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

 

Ожидаемые результаты:

- уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;

- уметь находить главную мысль произведения;

- осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы организации работы детей:

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Оборудование: учебник по литературному чтению 2 класс Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. и др. 2013г издательства; Словарь Алексеева Ф.П.

N 1. ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЕТОДЫ, ФОРМЫ+
  Орг. момент Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой!     Формирование личностной заинтересованности (л). Саморегуляция (р).
Первичный синтез
1.1 Подготовка к первичному восприятию текста. Ребята, сегодня мы вновь встречаемся с произведением В. Осеевой. -Какие вы знаете ее произведения? -Молодцы. Перед знакомством с новым произведением, подготовим свой речевой аппарат. Ребята посмотрите на доску и внимательно прочитайте, что на ней написано. Наши руки были в мыле, Мы посуду сами мыли, Мы посуду мыли сами- Помогали нашей маме. -Что это такое? Прочтите ее медленно, затем в разговорном и скороговорочном темпе. А о чем говорит эта скороговорка?   -Как вы считаете, какой это поступок? Как вы понимаете, что значит слово «хороший»? Давайте посмотрим значение слова «Хороший» в толковом словаре Алексеева Ф.П. 1.Хороший- Обладающий положительными качествами или свойствами; вполне удовлетворительный -В каких случаях мы употребляем данное слово? -Мы так много говорим о поступках, что вопрос напрашивается сам собой «Что же такое поступок?». Как вы думаете? -Назовите, какие вы совершали хорошие поступки? -Какие вы молодцы. -Если только думать, а на деле не делать, как вы считаете-это поступок? Давайте же посмотрим в словаре Алексеева Ф.П., что же такое «поступок». 1.Поступок –намеренное действие человека - Кто-нибудь уже догадался как будет называться наш новый рассказ? Назовите свои догадки. -Молодцы, ребята, вы правильно сказали. Произведение называется «Хорошее» -Предположите, о чем это произведение? -Ребята, а если дать собаке воды, это поступок? -А хотели ли вы узнать, что для главного героя, данного рассказа, является хороший поступок?     -«Волшебное слово», «Рыжий кот», «Собака яростно лаяла» и др.     -Скороговорка.   - О том, что дети помогали маме. -хороший.   -Что-то положительное.     -Когда человек хорошо поступил. -когда хорошая погода. И др.     -Что-то сделать.   -Снимал котенка с дерева -Переводил бабушку через дорогу. -Нет.     -Хороший поступок. Хорошее.     -О поступках. -Да, нет.   -Да. Формирование личностной заинтересованности (л). Саморегуляция (р). Скороговорка – это краткое произведение устного народного поэтического творчества, обязательно построенное на аллитерациях.
1.2 Первичное восприятие текста Сейчас мы прочтем и увидим, кто был прав, сказав о чем будет идти речь в этом произведении. Как вы думаете о чём пойдёт речь в самом начале? Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. 1 остановка -Предположите, что будет дальше? И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Чьё предположение оправдалось? Как вы думаете что будет дальше? Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: — Погуляй со мной, Юра! 2 остановка -Предположите, что будет дальше?   — Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. Оправдались ли ваши предположения? А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут: — Убери посуду, Юрочка. 3 остановка -Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему? — Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!» 4 остановка -Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке? — Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: — Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове: 5 остановка - Как вы думаете, что ответила мама Юре?   — Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.           .
1.3 Проверка первичного восприятия текста. -Какие эмоции вызвало у вас это произведение? -Ребята у меня возникло столько вопросов, давайте еще раз перечитаем произведение. Но для начала проведем физминутку.    
  Динамическая пауза ФИЗМИНУТКА   1,2,3.4.5 дома будем помогать Чтобы чистым был наш дом Веником мы пол метём А теперь без суеты моем шваброю полы. Всю посуду перемоем Стол к обеду мы накроем Будем нашу маму ждать И улыбкою встречать Выполняют действие за учителем. -Движения выполняют за учителем.
2 Анализ    
    Какой перед нами жанр произведения? -Назовите признаки рассказа.   Давайте определите тему рассказа.(О ком или о чем говориться в рассказе)   -Сколько в произведении вы увидели действующих лиц? -Назовите их. -Для того, чтобы уточнить всех ли мы действующих лиц назвали, прочтем текст по частям. - Давайте посмотрим, на какие части я разбила наш текст. В каждой части обозначьте карандашом реплики и авторские слова. -Прочтем первую часть. 1 часть до слов «И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать» -А теперь проанализируем ее. 1.В какое время суток происходило действие? 2.Какое было утро? 3.Кто является главным героем? 4.Какое желание появилось у Юры этим утром? -Чтобы узнать действительно ли Юра сделал что-то хорошее, прочтем вторую часть. -Вторую часть читаем шёпотом. 2 часть до слов «Обиделась сестренка, отошла» Прочитайте, о чем мечтал Юра в этой части. -Ребята, а обязательно уходить в такие крайности, чтобы сделать что-то хорошее? -Чем отличаются между собой слова сестра и сестренка? -Что он мог сделать хорошего для своей сестры? -А как он поступил с ней на самом деле? -Как он разговаривал с ней? -Найдите подтверждение этого в тексте. -Какое чувство возникло у сестры Юры? -Так сделал ли Юра что-то хорошее для своей сестры? -Давайте с вами узнаем, может он сделал что-то хорошее для своей няня?! Для этого прочтем следующую часть с незаметным движением губ. 3 часть до слов «Покачала головой няня» -Найдите в тексте о чем мечтал Юра в этой части. -А что он мог сделать в настоящее время для няня действительно полезное? -А как он ей ответил, прочтите в тексте. - Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? -А действительно ли у Юры было много дел? -Как вы это поняли? Что он делал? -Как вы думаете, какие чувства могла испытывать в это время няня? -Ребята, а вы хотели ли узнать, в этот раз он сделает что-то хорошее или нет? -Прочтите эту часть с беззвучным движением губ. 4 Часть до слов «Закрыл Трезорка пасть,полез в кусты» -О чем мечтал Юра в этой части? Найдите в тексте и прочитайте. - Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? -А что же Юра сделал? -Как Вы думаете, какое настроение Было у Трезорки в начале? -Как вы это поняли? -А как вы думаете, что Трезорка чувствовал, когда его Юра прогнал. -Какие чувства возникли у вас в этой части. -А в какой именно момент, вы больше всего испытывали это чувство? найдите в тексте. -Как вы считаете, если бы Трезорка упал в колодец, Юра бы его спас? -А почему вы так думаете. -Как вы считаете, о ком он больше думал, когда мечтал о таких вещах? -Почему вы так думаете? -А вы в первую очередь о ком думаете, когда делаете что-то хорошее? -Почему Юра не замечал простых дел? -Давайте же узнаем какой совет дала мама Юре. 5 часть до слов «Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.» - Найдите и прочитайте это в тексте -А какой вы можете дать совет Юре? - Как автор относится к своему герою?   -Какой у нас тип композиции? -Почему вы так думаете?   -Как вы считаете, чему учит нас данное произведение? -Что нового сегодня мы узнали? -Как вы считаете, какая эстетическая значимость данного произведения?   -Рассказ. Признаки рассказа: Повествование о реальных событиях. * Небольшой объём. * Немного действующих лиц. *Кратковременные события. -О мальчике Юре, который хотел совершить что-то хорошее. -5 -Юра, Сестра Юры, няня, Трезорка, мама Юры.   -Утром. -Солнечное. -Юра. -Сделать что-нибудь хорошее.   «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!" -Нет. -сестренка-уменьшительно ласкательное к сестра. -Погулять с ней.   -Прогнал. -Грубо. -Уходи, не мешай думать. -Обида. -Нет.   -"Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!"   -Убрать посуду. -Убери сама-некогда мне! -Когда чем-то занят?   -Нет. -Он просто сидел и мечтал. -Разочарование, расстройство. -Да, мы хотели бы узнать.     "Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!"   -Дать попить. -Прогнал его. -Хорошее.   -Он хвостиком велял.   -Жалобность, уныние.   -Жалость. -Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. -Нет. -Юра только говорит, а на деле ничего не делает. -О себе. -Он хотел, чтобы его похвалили. -О других людях. -Он не считал их поступками.   Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору. -Меньше нужно говорить, больше делать.   -Автор недоволен поступками Юры, точнее тем что Юра только говорит, но даже маленькую просьбу не выполняет. -Линейный. -События происходят в хронологическом порядке.     Текст разбитый по частям представлен на слайде. Читают дети.
  Вторичный синтез. -Ребята, так что хотел сделать Юра? -Почему мальчик не осуществил своей мечты? -Мог ли он сделать что-то хорошее людям, которые его окружали? - А как он поступал по отношению к ним? -Изменился ли Юра к концу рассказа? -Подберите к рассказу пословицу, наиболее соответствующую его главной мысли. -Ребята, так сколько у нас действующих лиц?   -Первый раз мы правильно назвали? -Кто был внимательным и сможет расположить героев в правильном порядке, как показано в тексте? -Давайте в части про сестренку и Юру определим интонацию с которой нужно нам прочитать текст. - Давайте возьмем карандаши и отметим слова автора. Как их надо читать? -А как нужно читать мысли Юры? -Давайте определим интонацию, с которой говорила сестра юры. Используя схему. -Погуляй со мной, Юра! Давайте определим интонацию, с которой говорил Юра. -Уходи, не мешай думать!     Ребята, мы с вами разобрали с какой интонацией нужно прочитать слова. Мне нужно 3 человека, которые первые хотят пробно прочитать эту часть по ролям. -Ребята вам понравилось, как они прочитали? -Заметили ли вы какие-нибудь ошибки при чтении? -Давайте с вами разберем достоинства и недостатки пробного чтения. -Теперь мне нужны 3 новых исполнителя и повторим чтение по ролям. -Ребята, давайте так же проанализируем их прочтение. Выделим достоинства и недостатки. Ставим оценки за работу, по следующим критериям: *Выразительно читает. *Правильно ставит ударение и четко проговаривает окончания. *Соблюдает паузы. *Передает настроение *Использует жесты и мимику. -Над чем вас заставляет задуматься этот рассказ? - На какие качествами человека хотел обратить ваше внимание автор?     -Что-то хорошее. - -Да.   -Плохо. -Нет. -Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. -5 -Да. -Юра, Сестренка, Няня, Трезорка, мама.     -Спокойно. -Мечтательно.   -Восклицательная интонация. Умеренная сила голоса. Веселый тон. Темп умеренный. Логическая пауза. Логическое ударение падает на слово «Юра». -Восклицательная интонация. Умеренная сила голоса. Умеренный темп. Недовольный, грубый тон. Логическая пауза. Логическое ударение падает на слово «Уходи».   -Над умением совершать поступки каждый день. - Об отзывчивости, доброте и др.     Пожеланию выходят 3 ученика и читают текст по ролям.
Рефлексия
    Итог урока. Оцените свою работу по следующему плану: (у каждого ученика на парте план) Сегодня на уроке: 1.Я научился… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Могу похвалить себя за то, что… 5.Могу похвалить одноклассников за то, что… 6.Больше всего мне понравилось… 7.Мне показалось важным… 8.Для меня было открытием то, что… Дом. 1.задание стр.93-94 выразительно прочитать произведение Осеевой «Хорошее» 2. Подобрать 1-2 пословицы к данному произведению. 3. Составить рассказ «Хорошее» из собственной жизни.    
                         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: