Междунар. страховой бизнес. Отдельные виды страхования внешеэкономич. деят-ти. 6 глава




 

25. Характерные черты современных междунар. внешнеэкономических операций. Междунар. торговля растет опережающими темпами по сравнению с мировым валовым продуктом. Это предопределено объективными причинами, среди кот. быстрое развитие междунар. транспортной инфраструктуры, удешевление перевозок, ослабление протекционизма, углубление междунар. разделения труда. Решающую роль среди этих причин играет разделение труда, кот. непрерывно эволюционирует с техническим прогрессом, а иногда и опережает его. Внутриотраслевое разделение труда имеет место в рамках обрабатывающей промыш-ти, кот. и в индустриальном ядре мирового хозяйства, в силу технико-технологич. причин растет гораздо быстрее сельск. хоз-ва и добывающей промыш-сти. С 1950 по 2002 г. объем мирового произв-ва готовых изделий увеличился в 10 раз, а продукция добывающих отраслей - в 4 раза, а сельского хоз-ва – лишь в 3,5 раза. Это обусловлено тем, что обрабатывающая промыш-ть позволяет диверсифицировать производство на дробные отрасли и подотрасли, отпочкование кот. увеличивает колич-во полупродуктов, циркулирующих между специализирующимися обособленными производствами внутри национальных хозяйств и в межстрановом пространстве. Такая дифференциация продукции обрабатывающих отраслей промыш-ти влечет за собой рост числа операций купли-продажи полупродуктов и конечных продуктов между производителями и потребителями. А т.к. они продаются по полной стоимости, то стоимостной объем товарооборота превышает объем стоимости, добавленной в процессе производства. Поэтому темпы роста торговли превышают темпы роста производства. Это очевидно на междунар. арене, где статистика налажена значительно лучше, чем внутри стран. Так с 1950 по 2000 г., объем миров. экспорта рос в 3,6 раз быстрее, чем объем миров. товарного произв-ва, в т.ч. в аграрно-продовольственном секторе - в 1,8 раза, в добывающей промыш-ти - в 2,7 раза, в обрабатывающей - в 5 раз. Этим определяется и воспроизводственная открытость национальных экономик, измеряемая процентным отношением стоимости внешнеторгового оборота страны к стоимости ее палевого внутреннего продукта. Полная воспроизводственная открытость миров. экономики (отношение товарного экспорта + импорта к ВВП) повысилась с 16% в 1950 г. до 37% в 2000г. Современным междунар. экономич. отношениям присущи новые количественные и качественные хар-ки. Осн. формы мирохозяйственных связей, междунар. торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деят-ть, акции междунар. организаций, интеграционные процессы в мире - достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современ. общ-ва. Определяющее значение в ущерб мировой торговле приобрело междунар. движение капиталов. Междунар. внешняя торговля становится реальным фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения и хозяйственной деят-ти. Темпы ежегодного прироста междунар. торговли товарами и услугами (6 - 8%), значительно опережают рост производства (2 - 2,5%). Внешнеторговый обмен товарами и услугами составил к началу 21 века свыше 1/3 по отношению к суммарному ВВП стран мира. Каждый 6-й товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Без внешней торговли невозможно удовлетворить повседневные потребности населения не только малых стран, но средних и больших (США, Китай, Индия, Россия и т.п.), где доля импортных товаров достигает 12 - 20% от всех приобретаемых населением. Имеются и др. новые черты современ. междунар. торговли: обмен услугами увеличивается, и их доля сост-ет в наст. время 1/3 мирового экспорта. При этом основная часть приходится на новые виды - инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и др. В товарной структуре междунар. обмена резко возросла доля готовой продукции - около 2/3, в т.ч. поставки кооперационного хар-ра (узлы, детали, агрегаты) - более половины. Это отражает возрастающее значение междунар. производственной и научно-технич. специализации. Осн. характерн. черты современных междунар. экономич. сделок: • Рост объемов, масштабов и сроков исполнения. • Изменение номенклатуры и географии. • Изменение в структуре товаров, классифицируемых по степени обработки. • Изменение “традиционной” роли развитых и развивающихся стран. • Целенаправленный характер торговых сделок. • Расширение поставок “под ключ”, “товаров-программ” послепродажного обслуживания. • Увеличение числа консорциумов. • Роль аутсорсинга в международном бизнесе. • Рост концентрации внешнеторговых сделок. • Электронная торговля. • Роль ТНК и трансфертные цены. • Технологии во внутрифирменном обмене. • Место встречной торговли и ”теневой экономики”. • Ценовая и качественная конкуренция. • Либерализация и протекционизм на современном этапе. • Внешнеторговый инструмент достижения политических целей.

26. Условия торговли и типы экономического роста. Эластичность экспорта. Условия торговли. Соотношение цен может быть выражено через соотношение экспортных и импортных цен на определ. товар, если интерес представляет только данный товар, или через соотношение индекса экспортных и индекса импортных цен, если изучается внешняя торговля всеми товарами. Товарные (чистые бартерные) условия торговли – соотношение экспортных и импортных цен определен. товара или индекса экспортных и импортных цен в целом. Доходные условия торговли – индекс, показывающий потенециал страны импортировать товары за счет выручки, получаемой за счет экспорта в целом. Он вычисляется как товарные условия торговли, умноженные на количествен. индекс экспорта. Его рост показывает, что в силу растущих доходов от экспорта импортный потенциал увеличивается. Факторные условия торговли – индекс, связывающий импортные цены с производительностью одного или неск. факторов производства, и показывающий какое колич-во импорта может быть получено на единицу роста производительности в экспортных секторах. Эластичность импорта – изменение спроса на импорт, вытекающее из изменений условий торговли. Эластичность экспорта – изменение предложения товаров на экспорт, вытекающее из изменений условий торговли. Эластичность спроса на импорт и эластичность предложения товара на экспорт — две стороны одной медали и связаны др. с др. Высокая эластичность свидетельствует о существовании в той или иной области развитого рыночного механизма, позволяющего производителям быстро реагировать на изменения цен. Низкая эластичность ведет к серьезным экономич. проблемам Экономический рост – количествен. и качествен. совершенствование обществен. продукта за определен.период времени: 1 тип -экстенсивный рост - увеличение общественного продукта происходит за счет количествен. увеличения факторов произв-ва (дополнительные ресурсы труда, капитала, земли, технологич. база остается неизменной). При экстенсивном типе, если он осущ-ся в чистом виде, эффективность производства остается неизменной. Экстенсивный рост явл. более простым типом экономич. роста. Его достоинство - он обеспечивает наиболее легкий путь повышения темпов хозяйствен. развития, позволяет быстро и относит. дешево наращивать экономич. потенциал страны. Экстенсивный рост предшествует интенсивному росту– каждая страна прошла или проходит сейчас по пути экстенсивн. роста. Западные страны завершили свое хозяйствен. развитие по экстенсивному пути и перешли на интенсивный путь в первой пол. XX века. 2 тип - интенсивный рост - повышение производственной эффективности, рост отдачи от использования всех факторов обществен. производства, хотя количество может оставаться неизменным. Интенсивный экономич. рост – более сложный тип, т.к. решающую роль в нем играет научно-технич. прогресс. Он предполагает высокий уровень развития производительных сил, техники, технологии, высокий образовательный и профессиональ. уровень работников. Этот тип дает возможность преодолеть проблему ограниченности ресурсов. Т.е. одним из наиболее важных источников экономич. роста становится ресурсосбережение. В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономич. роста не сущ. отдельно, а сочетаются др. с др. Поэтому различаются экстенсивный или интенсивный типы экономич. роста в зав-ти от степени преобладания одного над другим. Экономич. рост значительно повысил уровень благосостояния населения развитых индустриальных стран. Характеризуя сегодня развитие рыночного хозяйства, принято указывать на его переход к новому качеству экономич. роста. Это означает, что экономич. рост, осущесвляющийся за счет внедрения НТП, применения компьютерных, ресурсосберегающих технологий, направлен на повышение качества выпускаемых товаров и услуг. Переход к новому качеству экономич. роста был обусловлен таким уровнем производственных сил, кот. обеспечили наполнение рынков товарами, т.е. привели к состоянию, при кот. предложение способно полностью покрыть и перекрыть платежеспособный спрос. Дальнейшее расширение производства делается нецелесообразным, а предприниматели на таком рынке улучшают только качественные харак-ки производства, обновляют ассортимент. Т. о., насыщенность рынка обусловила необходимость перехода от экстенсивного типа экономич. роста к интенсивному Переход на интенсивный тип меняет роль типов экономич. роста, как показателя отражающего динамизм хозяйствен. процессов.

 

27. Группы факторов ценообразования. Ценообразование в междунар. торговле на различ. типах мировых рынков. Признаки мировых цен. Ценовая политика в экспортном маркетинге. Трансфертные цены. Прямое икосвенное влияние государства на внешнеторговые цены. Группы факторов ценообразования. В условиях рыноч. экономики ценообразование во внеш. торговле и на внутрен. рынке, осущ-ся под воздействием конкретной рыночной ситуации. Цена, и в междунар. торговле, - денежная сумма, кот. намерен получить продавец, предлагая товар, услугу, и кот. готов заплатить за данный товар, услугу покупатель. 5 групп ценообразующих факторов. 1. Общеэкономические, действующие независимо от вида прод-ции и конкретных условий ее производства и реализации: • экономический цикл; • состояние совокупного спроса и предложения; • инфляция. 2. Конкретно экономич-кие, определяемые особенностями дан. продукции, условиями ее производства и реализации: • издержки; • прибыль; • налоги и сборы; • предложение и спрос на товар, услугу с учетом взаимозаменяемости; • потребительские св-ва: качество, надежность, внеш. вид, престижность. 3. Специфич-е, действующие только в отношении некот. видов товаров, услуг: • сезонность; • эксплуатацион. расходы; • комплектность; • гарантии и условия сервиса. 4. Специальные, связанные с действием особых механизмов и экономич. инструментов: • государствен. регулирование; • валютный курс. 5. Внеэкономические: • политические; • военные. Ценообр-ние во внеш. торговле на рынках. Гл. критерием классиф-ции типов рынков явл. характер и степень свободы конкуренции. 4 типа рынков: • рынок совершенной (чистой) конкуренции; • рынок чистой монополии; • рынок монополистич. конкуренции; • рынок конкуренции немногих поставщиков (олигополия). Рынки отлич-ся кол-вом субъектов торговли, что сильно влияет на механизм ценообразования. Рынок совершен. конкуренции хар-ся большим числом покупателей и продавцов и однородным хар-ром поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены сближаются, т.е. в дан. регионе, в дан. промежуток времени цены практич. одинаковы. Стремление кажд. экспортера к получению максималь. прибыли приводит к снижению цены на товар. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок. На этом рынке поставщики продукции стремятся к удовлетворению спроса. Конкурирующие поставщики ориентир-ся на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по низкой цене с учетом своих издержек производства. К дан. типу рынка – междунар. торговля товарами широкого потребления - одежда, обувь, продукты и т.д. Рынок чистой монополии хар-ся наличием 1 поставщика товара. Ценообразование диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зав-ти от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубеж. стран эксклюзивным правом на поставку своей прод-ции, чем юридически затрудняет проникновение конкурента. Несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист не назначает наивысшую цену на товар, т.к. общая прибыль может быть меньше. В наст. время чистых монополистов мало. В 70-80-е г. на миров. космичес. рынке монополист США - компания НАСА, кот. контролировала коммерчес. запуски. Монополист компания Де Бирс на рынке алмазов. Монополистич. конкуренция – смешан. тип рынка – присут-ют крупные монополисты и менее сильные фирмы, занимающие видное место. Хар-тер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта. Господство крупных фирм одной страны на рынке отдель. товаров ослабляется натиском крупных монополистич. фирм др. страны, а также «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий находятся конкуренты, дающие лучшие цены. Рынок конкуренции немногих поставщиков – хар-ся наличием неск. крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значит. сегментами рынка, обеспечивающих поставку товаров на миров. рынок. Между фирмами и странами-импортерами сущ. соглашения о сотрудничестве, зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия. Любое крупное решение, принимаемое экспортером, - установление цены, определение объемов произв-ва, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания реакции конкурентов. В ходе переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах произв-ва. Наиболее простой формой механизма явл. картель, в рамках кот. предполагается формальное письмен. соглашение относит-но объемов произв-ва и ценовой политики. Чем выше степень монополизации, тем выше уровень монополь. цен и меньше их колебания. Признаки миров. цен. возникает проблема, какие цены товаров, обращающихся в междунар. торговле, можно считать мировыми. 5 признаков миров. цены. 1.Это должны быть цены крупных регулярных сделок в междунар. торговле. 2.Сделки должны носить коммерч. хар-тер. 3.Сделки должны заключаться в свободно конвертируемой валюте. 4.Сделки должны быть экспортными или импортными. 5.Экспортные или импортные операции должны совершаться на рынках со свободным режимом, т.е. любой продавец (покупатель) может совершить сделку на рынке. По каждому товару можно выбрать цены, кот. наиболее представительны в современ. междунар. торговле и подходят к понятию миров. цены. В зав-ти от конкретных условий рынка мировыми явл. экспортные цены осн. стран-экспортеров, выраженные в свободно конвертируемой валюте; цены на сырье, вывозимое из развивающихся стран – осн. поставщиков этого сырья - при наличии соответствующ. валютного рынка; импортные цены крупных западноевропейских рынков. Напр., по алюминию - экспортные цены Канады, по пиломатериалам - цены Швеции, по каучуку - цены Сингапура, и т.п. Разработка политики экспортных цен, компания учитывает: • экспортные издержки; • внутрен. трансфертные цены; • трансфертные цены для своих зарубеж. филиалов. Учитывая внутрен. возможности и результаты маркетинговых исслед-ний, маркетинговая служба рекомендует определить размер внутрен. трансфертной цены в пределах от нижнего порога цены до цены реализации на внутрен. рынке, уменьшив ее на величину желаемой валовой прибыли. Определение трансферт. цены для зарубеж. филиалов компании сложнее, т.к. надо учитывать: • националь. налоговое законод-во; • таможен. политику принимающей страны; • колебание курсов валют; • влияние имиджа страны происхождения товара; • инфляционные процессы; • положения, касающиеся вывоза прибыли и др. Эти причины противодействуют возможности выработки стандартизированной междунар. ценовой стратегии. Большую долю в экспорт. цене занимают издержки фирмы, связанные с поставкой товара на зарубеж. рынок: транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, уплата пошлин, страховка, таможенные сборы. Для экспортера важно знать размер издержек и кто их оплачивает (продавец, покупатель). Здесь уместно выполнить типовые условия поставки (FOB, FAS, CIF, DDP, EXW), дифференцирующие затраты сторон. Для продавца выгодно заключать контракт на условиях FOB, для покупателя подходят условия CIF. Для междунар. маркетинга видоизменяется понятие «себестоимость» в зав-ти от того, какие дополнит. затраты несет экспортер, подвергается ли изменениям товар в стране назначения и пр. Для экспорта готового товара, кот. не изменяется, себестоимость включает: • себестоимость товара в стране происхождения; • экспортная себестоимость до отправки товара (погрузки, перевозки, страховка, сборы в аэропорту, порту), таможен. пошлины; • себестоимость товара, доставлен. в страну назначения (расходы сбытового канала: стоимость хранения, оплата труда персонала, расходы на маркетинг по сбыту, затраты на послепродажное обслуживание). Когда компания все затраты по экспорту берет на себя, к этим составляющим добав. финансирование по коммерчес. кредиту, покрытие рисков. В др.ситуациях надо установить момент перехода собственности, что и определяет расходы сторон и себестоимость товара для экспортера. Подход к ценообразованию на основе характера спроса, анализа конкурентной среды, ценности товара требует маркетинг. исследований целевых рынков и сопряжен с более тщательным, чем для внутрен. рынка, учетом факторов, как особенности потребитель. поведения или проявление эластичности по отношению к цене. Лучше пользоваться комбинированным методом определения оптимальной цены на товар. Трансфертные цены - вид цен, в т.ч. в междунар. товарообороте, используемые при обмене товарами в рамках междунар. и транснациональных корпораций и предприятий, в т.ч. между их подразделениями, расположен. в разных странах. При товарообороте внутри одной страны - цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, разных фирм, входящих в одну ассоциацию. Трансфертная цена обособленная от механизма рыночных цен. В рамках внутрифирменного оборота трансфертные цены выполняют функции рыночных цен. Роль - учетной, измерительной, стимулирующей функции. Трансфертные цены обеспечивают: • распределение перераспределение прибыли в рамках материнской и дочерних компаний с учетом организацион. структуры; • перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями из стран, где имеются запреты, ограничения на такие операции; • уменьшение сумм подоходных налогов; • снижение уплачиваемых за границей таможен. пошлин, др. налогов и сборов; • раздел рынков сбыта между зарубежными дочерними компаниями; • проведение единой политики в обмене новыми технологиями и предоставлении технич. услуг дочерним предприятиям. В рамках политики учитыв-тся: законодательство стран-партнеров о структуре капитала дочерних компаний и доли участия в них местного капитала; порядке перевода прибылей и выплаты дивидендов; особенности налогов. законод-ва, определяющего размер и порядок налогообложения с прибылей; уровень таможен. пошлин, импортных квот; ограничения в отношении лицензирования в странах-партнерах, характер инфляции и девальвации валюты; уровень цен на внутрен. рынке страны партнера, степень монополизации рынка, уровень конкуренции и ее формы и т.д. Когда трансфертные цены исп-ся при расчетах между фирмой, дочерними филиалами, это негативно для государства, т.к. уменьшают налог на прибыль, избегают валютный контроль, контроль перевода денег. Правительства стран стараются законодательно регулировать трансфертные цены. В совр. условиях ТНК – главная сила производства и междунар. разделения труда, доминирующий фактор междунар. специализации и кооперирования, определяющий структуру и географич. направление междунар. торговли. Данные о трансфертных ценах, ограничены и сост. коммерчес. тайну. Действие госуд-ва могут иметь отношение к ценам прямо и косвенно. Прямое воздействие на цену - налогов. регулирование, антидемпинговое законодательство. Косвенное влияние - посредством мер по регулированию экспорта и импорта, направлен. на стимулирование вывоза продукции за рубеж и оказание помощи националь. производителям в их конкурентной борьбе на внешнем и на внутрен. рынках.

 

28. Особенности торговли машинами и оборудованием. Технич. обслуживание. Особенности торговли сырьем и топливом. Мировой рынок машин и оборудования - «рынок покупателя», т. е. хар-ся превышением предложения над спросом. Это обусловило повышенную требовательность покупателей к технич., качествен. и коммерч. уровню техники и условиям ее продаж, определило многообразие форм и методов ведения торговли. 3 метода выхода на внеш. рынки: 1) прямой метод - заключение сделки с потребителем или производителем товара, осущ-ние внешнеторг. операций предприятий через собственные внешнеторг. фирмы, включенные в состав дан. предприятия; 2) косвенный - торговля через посредников: а) через специализир. внешнеторг. объединения: — по договору поставки, когда внешнеэкономич. организация-посредник становится собственником товара и действует от своего имени и за свой счет; — по договору комиссии, когда товары не поступают в собственность внешнеэкономич. организации-посредника, а право владения, пользования и распоряжения, сохраняется за предприятием до момента перехода права собствен-ти на товар к иностран. покупателю, и внешнеэкономич. организация реализует товар от своего имени, но за счет и по поручению предприятия; — по договору поручения, когда внешнеэкономич. организация-посредник заключает от имени предприятия и за его счет с иностран. партнером контракт, все обязанности и права по кот. возникают у предприятия; б) через зарубежные посреднические фирмы: — по договору о предоставлении права на продажу (с агентом-купцом), аналогичен договору поставки; — по договору комиссии (с агентом-комиссионером), включая соглашение о консигнации; — по агентскому договору (с посредником-агентом), аналогичен договору поручения; 3) комбинированный: - через смешанные общества с участием средств хозяйствен. и внешнеторг. организаций за границей; - через совместные предприятия с участием иностран. организаций на территории. Машины и оборудование — наиб. развивающаяся статья современ. миров. торговли, доля кот. 40% товарооборота. В экспорте промышленно развитых стран доля машин и оборудования -80%. Особенности: • снижается срок морального износа машин и оборудования (с 10—15 лет до 5—8 лет в наст. время); • в каналы междунар. торговли поступают новые, неизвестные рынку изделия; • развивается торговля машинами, бывшими в употреблении; • практикуется обратный выкуп устаревшей техники производителями; • появляются новые формы торговли - продажа оборудования в разобранном виде, комплектного оборудования, финансовая аренда, встречная торговля и др.; • отношения между продавцом и покупателем с поставкой оборудования не заканчиваются, а начинаются, далее следует технич. обслуживание, поставка запчастей и т.д.; • определяющими факторами покупки машинотехнич. оборудования явл. цена, но и величина эксплуатацион. расходов, экологичность, получение качествен. сервиса. • закупки на междунар. выставках и ярмарках; • прямой сбыт; • компенсационные сделки; • поставки в рамках соглашения о промышлен. сотрудничестве, о разделе продукции; • финансовый лизинг. Нормативно правовая база структуры и содержания заключаемых междунар. контрактов по этой товар. группе предст. «Общими условиями экспортных поставок и монтажа машин. оборудования», выработан. ЕЭК ООН. Контракт междунар. купли-продажи машинотехнич. продукции содержит статьи - монтаж, проверка и испытание оборудования, подготовитель. работы, обучение персонала покупателя, приемочные испытания, гарантии, пересмотр цен, технич. документация и др. Контракты на поставку оборудования дополняются контрактами на поставку деталей и запчастей в теч. всего срока использования. Технич. обслуживание - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производствен. оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке. Цель — устранение отказов оборудования. Меры: инспекция в определен. объёме с определен. периодичностью; плановая замена деталей по состоянию; плановая замена смазочно-охлаждающих жидкостей, смазка по состоянию; плановый ремонт по состоянию. Классиф-ция мер по технич. обслуживанию: по событию - устранение поломки оборудования, если себестоимость ремонта низкая, а брак продукции в рез-те поломки, невысок и не повлияет на выполнение обязательств перед заказчиками; регламентное обслуживание - регулярное применение мер по поддержанию работоспособности, обслуживание дает высокий процент готовности оборудования, но самый дорогой, т.к. состояние оборудования может не требовать ремонта; по состоянию — экспертным путем, с пом. измерителей, установлен. на оборудовании, проводится оценка состояния оборудования, на основании оценки делается прогноз, когда нужен ремонт. себестоимость меньше, готовность оборудования высока. По способам ремонта - текущий ремонт — устранение отказов, неисправностей путём замены износившейся детали (кроме базовых); капиталь. ремонт — восстановление работоспособности деталей, агрегатов, допускается замена деталей и базовых. Особен-ти торговли сырьем и топливом на миров. рынке: 1. Затянувшийся сырьев. кризис для развивающихся стран с узкой товарной структурой экспорта - результат длительное превышение предложения над спросом. 80% миров. торговли сырьем прих-ся на страны с разв. рыночной экономикой. 2. Ухудшение положения экспортеров по многим видам товаров. Происходит из-за ускорения научно-технич. прогресса, в рез-те кот. появляются новые синтетич. материалы, конкурирующие с продукцией раститель. и живот. происхождения, внедрения материалосберегающих технологий, использования вторичного сырья и т.д. 3. Монополизация крупнейшими компаниями развитых стран и ТНК междунар. торговли многими видами сырьевых товаров. Это дает им возможность диктовать цены на рынках. 4. Спрос и предложение на минераль. и сельхозсырье зависят от погодных условий и состояния политич. климата в глав. сырьевых районах. 5. Страны с рыночной экономикой через создание и распродажу стратегич. запасов имеют возможность регулировать спрос и предложение на миров. рынке по многим видам сырьевых товаров. 6. Стремление партнеров установить долгосрочные отношения, кот. обеспечивают стабильный сбыт, гарантированное снабжение произв-ва продукцией. Торговля обычно ведется по текущ. ценам рынка, но стороны стремятся к их стабилизации, вводя пределы отклонений цен в теч. согласованных периодов. Правительства развивающ. стран с осложнением проблемы сбыта сырьевых товаров вынуждены принять законодатель. акты, обязывающие импортеров предусматривать расчеты встречными поставками традицион. экспорта. 7. Особое место занимает внутрикорпорацион. торговля между материнскими компаниями и дочерними фирмами добывающих ТНК, кот. ведется по понижен. ценам для безналогового перевода прибыли, получен. при разработке зарубеж. источников сырья с использованием местной дешевой рабоч. силы. Внутрикорпорацион. торговля к кон. 90-хг. - 35% миров. товарооборота сырьевыми товарами. вклад в стабилизацию и регулирование миров. рынков сырья вносят междунар. товарные соглашения – соглашения между странами-поставщиками и странами-покупателями сырья на миров. рынке, направлен. на стабилизацию рынков.

29. Встречная торговля –Внеш. торговля, условия кот. предусматривают встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров товары на часть или полную стоимость экспортируемых товаров. Встречная торговля дел. на бартерные сделки, компенсационные соглашения и клиринг, офсетные сделки и служат для достижения баланса экспортно-импорт. операций. Встречная закупка предусматривает заключение двух юридически самостоятельных, но взаимозависимых сделок купли-продажи и дел. на 2 части: заключение первичного контракта, предусматривающего обязательство продавца произвести встречную закупку у покупателя, и контракта со всеми обязательствами. Т.о., сделка встречной закупки оформляется двумя или тремя договорами внешнеэкономич. деят-ти. Такие сделки закл-ся в разнообразных формах и имеют различ. признаки в зав-ти от обстоятельств сделки. Различия могут быть обусловлены договорной структурой сделки. Преимущества встречных сделок: 1) получение доступа к новым или сложным рынкам. 2) преодоление запретительных мер националь. валютного контроля принимающей страны. 3) увеличение общего объема продаж. 4) порождение долговремен. благорасположения покупателей (“гудвилл”). 5) задачи, связанные со среднесрочным решением проблем вхождения на закрытые рынки, могут быть решены через реализацию коммерч. сделок. 6) краткосрочные задачи расширения объема продаж или ликвидации товар. излишков могут быть решены при пом. бартера, параллельных сделок. 3 гр. встречных сделок: • товарообменные сделки на безвалютной основе; • торговые компенсационные сделки на денежной основе; • промышленные компенсационные сделки. 1) Товарообменные сделки - осущ-ся с единовременной или краткосрочной поставкой и длитель. сроком исполнения. Сделки с единовремен. поставкой - бартерные сделки, прямая натураль. компенсация. Бартер - фиксируются натураль. объемы обмениваемых товаров на основе мировых цен с учетом расходов на перемещение грузов. Др. вид— прямая компенсация. Стороны согласуют цены на взаимопоставляемые товары, кот. может быть несколько. Сделки закл-ся между универсальными торговыми домами, экспортно-импортными фирмами, оптовыми и розничными организациями стран. Сделки с длитель. сроками крупные компании, имеющие на внешних рынках собственные подразделения, заключают соглашение по закупкам с организацией в стране-импортере на длитель. срок. Сделки о товарообмене могут оформляться и на основе писем-обязательств на 3-5 лет. 2) Торговые компенсацион. сделки на денежной основе, предусматривающие участие экспортера в реализации товаров, предлагаемых импортером: • краткосрочная торговая компенсация; • встречные закупки; • сделки типа “оффсет”; • сделки типа “свитч”; • авансовые закупки. Краткосрочная торгов. компенсация на денежной основе, продавец товара соглашается получить оплату частично или полностью в виде поставок покупателя. Партнеры выставляют счета в денеж. форме. Экспортер получает выручку за свои поставки, как будут реализованы товары, идущие по встречным обязат-вам, хотя возможен частичный платеж немедленно по получении товара. Сделки проводятся экспортно-импортными торговыми фирмами двух или более стран по широкой номенклатуре товаров и в них может быть вовлечено большое число националь. поставщиков и потребителей. Встречные закупки. экспортер обязуется закупить или обеспечить закупку третьей стороной товаров импортера, составляющих по стоимости определ. процент от его собственной поставки. предполагается подписание 2 отдель. контрактов: на первоначальный экспорт, на встречную закупку. Платежи по первоначальной и встречным поставкам произв-ся независимо др. от др. Сделка“оффсет ” — джентльменское соглашение, кот. не содержит юридического обязат-ва экспортера в отношении встречной закупки. Экспортер согласен закупить товары у импортера на сумму, составляющую определен. долю от экспортной поставки. Такие сделки связаны с правительствен. закупками военной техники и др. Сделка типа “свитч ” - передача экспортером своих финансовых обязат-тв по встречной закупке третьей стороне, крупной специализирован. торговой фирме. Такая сделка избавляет экспортера от создания собствен. подразделения для встречных закупок товаров, не соответствующих его основ. профилю. Авансовые закупки - экспортная и импортная поставки меняются местами. Экспортер, заинтересованный в продаже своих товаров партнеру, сначала закупает у него какую-либо продукцию. В дальнейшем он освобождается от обязательства по встречным закупкам в рамках дан. сделки. Крупномасштаб. долгосрочные компенсацион. соглашения различ. от уровня и размеров поставок. Соглашения, в кот. обязат-ва по встречным закупкам выше стоимости поставляемого оборудования, оформляются 3-мя группами взаимосвязанных контрактов — на поставку оборудования и предоставление технических услуг, на поставку конечной продукции на основе долгосрочн. соглашения и банковским соглашением о предоставлении кредитов. Закупки осущ-ся в теч. 20— 25 лет по ценам, устанавливаемым на базе миров. цен. 3) Промышлен. компенсацион. сделки - соглашения о “разделе продукции ”. Закл-ся на основе договоренности о строительстве промышлен. объектов “под ключ”. Соглашения предусматривают оплату строительства предприятия поставками производимой на нем продукции в пропорции от 20 до 40 %. Сделки хар-ны в добывающих отраслях промыш-ти развивающихся стран. Сделки “развитие — импорт ”. Соглашения в отраслях обрабатывающей промыш-ти предполагают, что встречные поставки будут покрывать затраты иностран. поставщиков оборудования и услуг. Развивающиеся страны для встречных поставок используют продукцию построенных предприятий и товары своего традицион. экспорта. Если не удовлетворяют экспортера оборудования, он может переуступить свои обязат-ва по встречной закупке третьей стороне. Подобная переуступка - цессия, а третья сторона — цессионер. Товарообменные компенсацион. сделки в рамках промышленного сотрудничества не всегда удовлетворяют западных экспортеров оборудования. Недостаток - длительное отвлечение средств, связанных с продолжительными сроками осущ-ния строительства промышленных объектов, затруднена оценка продукции, кот. предстоит закупать в будущем. Но крупномасштабные сделки в рамках промышленного сотрудничества закладывают прочную основу для долговремен. устойчивого разделения труда между странами и явл. краеугольным камнем строительства единого миров. хоз-ва.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: