Формирование автономности в раннем возрасте.




Лекция №1-3.

 

НОВОРОЖДЁННОСТЬ (от 0 до 2 месяцев) – появление комплекса «оживления» и есть окончание периода новорождённости (это как у Малер первый социальный жест). Он должен формироваться вовремя и именно на значимого взрослого.

Ребёнок рождается с целым рядом безусловных рефлексов: дыхательный, пищевой, хватательный, мигательный, плавания, отталкивания, температурный.

Атавистические рефлексы: хватательный, плавательный.

Первые недели жизни формируются первые условные рефлексы: на время кормления, на положение во время кормления (если удачно взять ребёнка как мама во время кормления, он будет искать грудь).

Особенности: пищевое сосредоточение, вестибулярное сосредоточение (качание), продолжается развитие зрительного и слухового анализатора.

 

МЛАДЕНЧЕСТВО (от 0 до 1 года) – от 2 месяцев начинает активно формироваться манипуляторное поведение. Любая манипуляция должна идти от взрослого. Эмоционально включённый, любящий взрослый. Эмоциональная форма общения сменяется на ситуативно-деловую (все взаимодействия ребенка со взрослым начинают строиться на каком-то предмете).

Постепенно включается соучастие, сотрудничество в делах малыша. Обогащаются средства общения. Взгляды и улыбки дополняются указательным жестом, просящими интонациями, появляются первые слова.

Речь возникает благодаря двум механизмам: подражания и закрепления. Плюс специфическое строение речевого аппарата. В период младенчества формируются предпосылки возникновения речи (звуки «гуканья» 2-4 месяца, затем «гуления» 4-6 месяцев, после 6 месяцев появляется лепет и повторные слоги и способность ребёнка понять обращённую к нему речь, в 9-10 месяцев появляются первые облегчённые слова «нет» «дай» «на»). После 9 месяцев действия ребенка усложняются, он может молча подаёт предмет, который у него попросили. К ГОДУ МИНИМУМ 5 слов АКТИВНОГО ЗАПАСА!!! После года в 10 раз должен увеличиться.

 

РАЗВИТИЕ РЕЦЕПТОРНОЙ И ДВИГАТЛЬНОЙ СФЕРЫМЛАДЕНЦА.

В период младенчества важно выполнять потребность в движении создавая необходимые условия.

С 1.5 до 3 месяцев интенсивные активные движения ребенка со………………….

Период преддействий от 2,5 до 4,5 месяцев. Сначала долго рассматривает предмет, затем ощупывает свои руки, когда предмет ему дают зрительные и осязательные ощущения сливаются в одно, ассоциируются. Только после этого появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета.

Процесс хватания формируется в 5-5,5 месяцев, в норме в 7-10 месяцев развивается активное манипулирование с предметами. Нужно покупать игрушки разного веса, звука, текстуры, материала, формы, цвета, размера. После 6 месяцев ребенок учится ползать, садиться, вставать, переступать ножками держась за что либо. Многие ползают задом ЭТО НОРМАЛЬНО. Есть ряд детей, которые стадию ползанья не проходят ЭТО НОРМАЛЬНО. Дети которые пошли в 10-12 месяцев, могут бухнутся на колени и поползти ЭТО НОРМАЛЬНО.

 

Возможные нарушения:

1) В 7-8 месяца может сформироваться тревожная привязанность ребенка к матери: активная (излишние переживания на уход мамы, не может успокоится даже когда мама вернулась) или пассивная (когда ребенок НИКАК не реагирует на приход и уход мамы, она сохраняется во времени, может поменять знак на активную в ситуации стресса). Это реакция ребенка на уход или приход мамы. В основе ТОНАТОС (стремление к смерти по Фрейду), мама бросила, значит хочет моей смерти. Особенности формирования: излишне активная тревожность мамы; слишком большое количество игрушек; недостаточная двигательная активность.

2) Нарушение сексуальности. Фиксация на стадии оральной сексуальности проявляется в превышении оральной зоны над другими в стремлении поглощения объекта вовнутрь себя, а так же сочетание функции питания и сексуальной функции (сосание ручки, пальцев, курение, большое кол-во молока и шоколада). Поглощение пищи заменяет удовольствие от полового контакта. К этому может привести чрезмерно положительное (кормит постоянно при любом хныкании) или чрезмерно отрицательное подкрепление оральной зоны (когда мама не уравновешена резкое отрывание ребёнка от груди) или слишком долгий процесс кормления грудью (нужно завершить уже в 1,5-2 года).

 

РАННИЙ ВОЗРАСТ (от 1 до 3 лет) – Кризис 1 года и 3-х лет. От 0 до 3 самый большой скачок развития человека.

Формирование автономности в раннем возрасте.

Кризис 1 года:

Влияет аспект прямохождения.

Постепенно меняются пропорции тела.

Происходит идентификация со своим телом.

Постепенно улучшается координация движения.

Когда начинает устойчиво двигаться начинает активно убегать от мамы радостно. Если мамы нет или упал, может начать плакать (истерика, ему страшно, как у М. Малер).

Это фаза приближения начинается в год и шесть месяцев. У ребенка внутренний конфликт между стремлением вернуться в симбиоз к маме и продолжить развитие к автономии.

В этот период появляется большое кол-во специфических страхов:

- Страх быть поглощённым или съеденным.

- Страх разлуки.

- Страх собственной тени.

Нельзя к этому легко относиться, нужно с ним проиграть их, но не перебарщивать с гиперопекой. Нельзя перегибать палку. Тогда ребенок испугается автономии.

В норме после этого периода приближения дальше должно происходить дальнейшее развитие автономии и самостоятельности ребёнка.

Следующий аспект автономии связан с кризисом 3-х лет.

Симптомы кризиса трёх лет:

- негативизм (ко всему внешнему, в дальнейшем он приведет к формированию автономии и самостоятельности) ориентирован на взрослого, идет неприятие к содержанию идеи взрослого, а против самого взрослого.

- строптивость (отличается от негативизма безличностью, а так же ориентированностью против образа жизни норм и ценностей).

- упрямство (это настаивание на своем, даже если на самом деле не хочет)

- своеволие (как хочу я, а не ты)

- протест и бунт (взрывной и резких характер, ситуативность отстаивания позиций)

- обесценивание (пример с машинкой и коляской)

- Деспотизм (требование внимания на неадекватном уровне) и Ревность (ревность к другому ребенку, меня любят меньше)

Следствие симптомов: ложь, лень.

Это происходит из-за того что ребёнка перестает устраивать социальная ситуация развития вокруг него. Ему кажется, что он всё уже умеет и может. После кризиса ребенок выходит на новый уровень развития, родители начинают спрашивать у ребёнка, что он хочет, а он начинает сам делать выбор. Взрослый психологически сильнее ребёнка и может задавить эту автономию, так делать НЕЛЬЗЯ, может вырасти не самостоятельный человек. Личность проявляется, когда мы начинаем делать собственный выбор.

До трёх лет у детей, как правило, нет константного отношения к матери. Когда мама наказывает или отругала, ребенок может отреагировать негативно (обозвать, топнуть и т.п.), потом быстро помириться. В норме это должно быть положительное константное отношение. Несмотря на наказание, мама всё равно любит. ЭТО ВАЖНО! Если это сформируется, в дальнейшем не будет проблем с разрешением обид (от неразделённой любви и т.п.).

После успешного протекания кризиса 3-х лет у ребёнка выстраиваются отношения с своей собственной агрессивностью. Учится сублимировать свою агрессию. Нужно большое кол-во игрушек с шумовыми эффектами (например барабаны). Вместо того что бы щипать кого-то он выводит это на игру, сублимация.

Только культура учит нас контролю над агрессивностью.

Излишнее спокойствие ребёнка ОПАСНО, может возникнуть аутоагрессия. Повзрослев может вырасти кто-то вроде Ганнибала лектора. В таком случае нужно провоцировать то, где ребёнок может выплеснуть агрессию в социально нормальном варианте (те же барабаны).

Так же в норме должна продолжить формироваться автономность в противовес конформности. Это важно для того, что бы ребёнок потом не пошёл за толпой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: