1. ОСНОВНЫМИ ЖАНРОВЫМИ РАЗНОВИДНОСТЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПОДСТИЛЯ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ ЯВЛЯЮТСЯ...
1) резюме, запрос, коммюнике;
2) заявление, расписка, справка;
3) патент, расписка, хроника;
4) закон, указ, постановление.
2. НЕВЕРНО ОТМЕЧЕНЫПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ В РЯДУ...
1) оценочность, многозначность, экспрессивность;
2) аббревиатуры, сложносокращенные слова, заимствования;
3) отвлеченность, абстрактность, книжность;
4) обобщенность, терминологичность, однозначность.
3. К ЖАНРАМ НАУЧНОГО СТИЛЯ ОТНОСИТСЯ...
1) элегия;
2) патентное описание;
3) договор;
4) устав.
4. СТИЛЬ, КОТОРОМУ ДОЛЖНЫСООТВЕТСТВОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ...
1) научным стилем речи;
2) официально-деловым стилем речи;
3) публицистическим стилем речи;
4) разговорным стилем речи.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Составить выступление. Использовать изученную ранее структуру выступления.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой: Риторика в современном мире.
Тема: «Как готовиться к публичному выступлению. Структура ораторской речи: вступление, основная часть, заключение ».
Основные понятия и положения темы.
Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть различной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой — 5-10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией.
Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Конечно, разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной. Не должна быть перегружена проблемами: двух-трех вопросов вполне достаточно.
Каковы же цели оратора? Основная цель — информировать слушателей, т. е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей.
Важный вопрос, который встает перед оратором, — оценка обстановки и состава слушателей. Неожиданная, непривычная атмосфера может вызвать у оратора дискомфортное ощущение. Поэтому он должен подготовить себя к ней заранее. Следует выяснить, в каких условиях состоится выступление, вплоть до таких мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуны, стола, размер и интерьер зала, время, отведенное оратору, соотношение данного выступления с другими. Чтобы выступать с микрофоном, нужны определенные навыки: с непривычки микрофон будет вас сковывать. Если зал небольшой и слушателей мало, то предпочтительнее выступать за столом. Таким образом, вы создаете атмосферу непринужденности, как бы сливаетесь с аудиторией. Если же зал большой и слушателей много, то необходимо выступать с трибуны. Это позволит вам видеть всех, чувствовать реакцию зала. Вечером выступать сложнее, чем в первой половине дня: люди придут уже уставшие.
При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им может быть непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории.
Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует, прежде всего, учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-то новую информацию, иногда они приходят по обязанности, по приглашению, реже — чтобы доставить себе эстетическое удовольствие. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом.
Следующий этап — работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, т. е. ее композиционно-стилистическое оформление.
Самостоятельная работа по теме. Подготовить мини-выступление на тему: «Человек, который меня вдохновляет». Продумать вступление, основную часть, заключение.
Интерактивные формы работы. Работа в группах по 4 человека. Подготовить речь для участия в дебатах на предложенную тему.
Итоговый контроль знаний. Тестовые задания по теме.
1. В СЛОВАРЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА «РИТОРИКА» – ЭТО:
1) ораторское искусство, теория красноречия;
2) эффектность, внешняя красивость речи;
3) в старину – название младшего класса духовной семинарии;
4) все перечисленное выше.
2. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ РОДЫИ ВИДЫКРАСНОРЕЧИЯ:
1) социально-политическое (речи депутатов, доклад на социально экономическую, социально-политическую тему);
2) академическое (лекция в ВУЗе, научный доклад, обзор);
3) социально-бытовое (юбилейные, поминальные речи);
4) судебное (речи прокурора и адвоката);
5) богословско-церковное (проповедь, речь на соборе);
6) все перечисленные выше.
3.В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ КРАСНОРЕЧИЯ НАЗЫВАЛИ:
1) стоиками;
2) софистами;
3) киниками.
4. УМЕНИЕ ВЕСТИ БЕСЕДУ, СТАЛКИВАТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ВЗГЛЯДЫ, ОТЫСКИВАТЬ ИСТИНУ ПУТЕМ СПОРА ВО ВРЕМЕНА СОКРАТА НАЗЫВАЛОСЬ:
1) полемика;
2) состязание;
3) эристика.