МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГКП «Алматинский колледж пассажирского транспорта и технологий»
Управления образования города Алматы
Отчет
По производственной практике
Вид практики_______________________________________
Ф.И.О обучающегося________________________________
Специальность______________________________________
Квалификация______________________________________
Учебный год_____семестр______курс_____группа_______
Алматы 2015
Содержание
1.Ведение
2.Шасси и компоновка
3.Кузов
4.Салон
5.Ходовая часть и трансмиссия
6.Электрообородувание
7.Тяговый электродвигатель
8.Система управление двигателем
9.Система автономного хода
Ведение
Троллейбус в Алма-Ате давно стал культовым видом транспорта, ибо несмотря на наличие различных автобусов, парк такси, личного транспорта и даже романтичных трамваев почти всегда мы выбираем троллейбус. Открытый в 1944 году он и по сей день перевозит алмаатинцев. В настоящее время на линии работает более 150 троллейбусов.
В условиях Алма-Аты троллейбус - очень перспективный транспорт, имеющий огромные преимущества перед другими видами транспорта, в первую очередь, имеющими ДВС. Тяговый электродвигатель гораздо экономичнее, тише и практичнее в холмистых и предгорных условиях. Несмотря на отсутствие троллейбусов в городах Западной Европы, у нас это выгодное решение экологических и транспортных проблем в городе.
Наш сайт посвящен троллейбусу - самому многочисленному, комфортному и экологически чистому транспорту в городе
Троллейбус (Trolleybus) – это транспортное средство, использующее двухпроводную схему питания силового электропривода от внешнего источника (контактной сети) и предназначенного для перевозки людей или грузов. Для увеличения маневренности (при отсутствии контактной сети и на ограниченное расстояние) на троллейбусе может быть установлен двигатель внутреннего сгорания как вспомогательный привод или использована аккумуляторная батарея как альтернативный источник электрического тока.
В наше время троллейбус мало похож на этот самодвижущий электрический экипаж, однако идея использования электродвигателя с питанием от внешнего источника через контактные провода в качестве силового привода получила свое дальнейшее развитие и распространение. В разное время вид и технические характеристики троллейбуса менялись.
Современный троллейбус по конструкции близок к автобусу, тем более что они предназначены в основном для одних и тех же целей – перевозки пассажиров в городах. Однако в силу своей специфики конструкция троллейбуса имеет существенные отличия.
Троллейбус по конструкции близок к автобусу. Многие производители (к примеру, ЛиАЗ) строят троллейбусы на платформе серийных автобусов. В некоторых случаях в троллейбусы переделывали старые автобусы, ранее выходившие на линию, но выработавшие ресурс двигателя (при условии, что состояние кузова позволяло дальнейшую его эксплуатацию). Такие модификации производил, к примеру, Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод. Тем не менее, конструкция троллейбуса имеет существенные отличия. Вся ходовая часть, тяговая передача и частично органы управления схожи с оборудованием автобусов. А тяговый электродвигатель, система электрического управления и электроаппаратура имеют много общего с электрооборудованием подвижного состава электрических железных дорог. Троллейбус по конструкции близок к автобусу. Многие производители (к примеру, ЛиАЗ) строят троллейбусы на платформе серийных автобусов. В некоторых случаях в троллейбусы переделывали старые автобусы, ранее выходившие на линию, но выработавшие ресурс двигателя (при условии, что состояние кузова позволяло дальнейшую его эксплуатацию). Такие модификации производил, к примеру, Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод. Тем не менее, конструкция троллейбуса имеет существенные отличия. Вся ходовая часть, тяговая передача и частично органы управления схожи с оборудованием автобусов. А тяговый электродвигатель, система электрического управления и электроаппаратура имеют много общего с электрооборудованием подвижного состава электрических железных дорог.
К основным составным частям троллейбуса относят:
·кузов (с рамой, или несущий);
·тяговый электродвигатель;
·тяговую передачу;
·ходовую часть, включая:
·раму (если есть),
·передний мост,
·задний мост,
·ступицы с колесами,
·подвеску и амортизаторы;
·рулевое управление;
·тормозное оборудование;
·пневматическое оборудование;
·пускорегулирующую аппаратуру;
·вспомогательное электрическое оборудование.
Шасси и компоновка
Шасси может иметь рамную или безрамную конструкцию. При использовании рамной конструкции узлы, агрегаты и кузов крепятся к раме, которая воспринимает динамические нагрузки и обеспечивает прочность конструкции. В безрамной конструкции узлы крепятся непосредственно к кузову, для чего в кузове сделаны соответствующие посадочные места, а все нагрузки распределяются по элементам кузова.
Кузов
Как и кузов автобуса, кузов троллейбуса по компоновке может быть однообъёмным или сочленённым, одно- и двухэтажным. Есть отдельные случаи компоновки в виде седельного тягача с пассажирским полуприцепом.
Трехсекционный сочленённый троллейбус Hess lighTram 3 в Цюрихе
По уровню пола троллейбусы бывают высокопольными, полунизкопольными и низкопольными. Основное преимущество низкопольных троллейбусов в удобстве и скорости посадки и высадки пассажиров (включая погрузку и выгрузку багажа). В низкопольный троллейбус гораздо удобнее внести крупногабаритный багаж, и, кроме этого, детские коляски, велосипеды, проще посадка для пожилых людей. Часто низкопольные троллейбусы оборудуют выдвижным пандусом для инвалидов в колясках. Базовый недостаток низкопольного кузова — в некотором уменьшении вместимости, поскольку колёсные арки занимают больше места в салоне и разместить на них сидения гораздо сложнее. Кроме того, полунизкопольные троллейбусы имеют либо ступеньку в салоне, либо наклонный пол, неудобный для стоящих пассажиров. В целом, но в тоже время, низкопольный троллейбус получается более вместительным, чем низкопольный автобус, потому что значительную часть электрооборудования троллейбуса можно разместить на крыше (что даёт возможность также снизить уровень шума в салоне от системы управления), а тяговый электродвигатель занимает совсем немного места, по сравнению с двигателем автобуса.
Для входа и выхода пассажиров в кузове имеются дверные порталы (на отечественных троллейбусах только по правому борту). Количество дверных порталов может быть от одного (например в некоторых экземплярах троллейбуса ЯТБ-3) до пяти (в сочленённых троллейбусах). Двери могут быть ширмовыми, поворотно-сдвижными, сдвижными или прислонно-сдвижными. Преимущество поворотно-сдвижных дверей в том, что они легко закрываются даже в переполненном троллейбусе. Прислонно-сдвижные двери обеспечивают наибольшую среди описанных конструкций герметичность, обеспечивая защиту от сквозняков и брызг. Привод дверей может быть пневматическим или электрическим. Створки дверей выполняются из металла и обязательно оснащаются резиновыми уплотнениями, предотвращающими проникновение влаги, снега и пыли в пассажирское помещение. Стоит также отметить, что в Великобритании некоторые двухэтажные троллейбусы не имели дверей. Вход и выход осуществлялся через открытую площадку, аналогично тому, как это было сделано в автобусах рутмастер.
Двери современных троллейбусов оснащаются функцией противозащемления, системой аварийного открывания дверей снаружи и изнутри троллейбуса, а также сигнализацией требования пассажиров о необходимости их открывания (связь с водителем).
Салон
Пассажирский салон — это пространство, предназначенное для пассажиров, за исключением любого пространства, в котором расположены закрепленные элементы оборудования, такие как буфеты, кухни или туалеты.
Салон троллейбуса может быть предназначен:
· для перевозки стоящих пассажиров, обеспечивающий возможность пассажирообмена;
· для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров, также предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений (наиболее распространён в России);
· исключительно для перевозки сидящих пассажиров.
Пассажирские сидения могут быть как совместного, так и раздельного типа. Крепление сидений как правило консольное, обеспечивающее возможность механической уборки салона. В среднем одно сидячее место занимает столько же пространства, сколько три стоячих. Поэтому в троллейбусах в некоторых случаях устанавливаются откидные сидения, позволяющие экономить место в часы пик. Для стоящих пассажиров, в целях безопасности, по обеим сторонам дверей и вдоль всей или большей части салона предусматриваются металлические поручни, хромированные, крашеные или покрытые пластиком. Верхние горизонтальные поручни оснащены кожаными или пластиковыми ручками. Концы вертикальных поручней закреплены в полу и на потолке напрямую или через горизонтальные поручни.
Перед дверями устраиваются накопительные площадки, на которых располагаются пассажиры, только что вошедшие в салон или готовящиеся к высадке. Также на них обычно располагаются пассажиры с крупногабаритными грузами, например с детскими колясками. Особенность двухэтажных троллейбусов в том, что перевозка стоящих пассажиров в них, во избежание потери устойчивости троллейбуса, разрешается лишь на 1-м этаже. Кондуктор обязан строго за этим следить. Сложность контроля заполнения такого троллейбуса — одна из причин, по которой двухэтажные троллейбусы в СССР не прижились.
Для удобства посадки и высадки пассажиров у основания дверей сделаны подножки (у низкопольных троллейбусов отсутствуют), скрытые при закрытых дверях. Высота дверного проёма обычно составляет не менее двух метров. Подножки изготавливаются из металла и покрываются резиной, а края подножек окантованы резиновыми угольниками — это защищает пассажиров от возможного воздействия токов утечки. В тёмное время суток подножки должны освещаться.
·
В кабине водителя троллейбуса ElectroLAZ-12
·
В салоне троллейбуса koda 22TrG
·
В салоне троллейбуса Irisbus Cristalis
·
Задняя накопительная площадка троллейбуса Solaris Trollino 18AC
Номерной знак и маршрутоуказатели
Во многих странах, в том числе в России, троллейбус не имеет номерного знака. Есть лишь парковый номер, нанесённый на кузове и на стёклах. Но в тоже время у дуобуса номерной знак должен быть. Также троллейбус должен иметь маршрутоуказатель, на котором обозначается номер маршрута, начальная, конечная и, если возможно, промежуточные станции. Маршрутный указатель располагают в специальных нишах или держателях спереди, сзади и по правому борту в странах с правосторонним движением (следовательно, в странах с левосторонним движением — по левому). В последнее время распространены электронные маршрутоуказатели, на которых маршрут отображается на специальном матричном индикаторе.