МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК 6 -11 лет
Физиологические особенности:
В первые года ребенок очень быстро, потом идет замедление роста, и снова быстрыми темпами развивается. Следствие – очень большая нагрузка на организм. Дети с трудом контролируют свое поведение – резкие перемены от состояния усталости до гипер-активности. Происходит активное изменение кожного покрова, он очень тонкий, и отсюда постоянные ссадины царапины, синяки. Надо постоянно следить за ними, иметь при себе медикаменты (йод, зеленку, пластыри), чтобы постоянно не бегать к медику. В период роста у детей ослабленные дыхательные пути, поэтому они подвержены простудным заболеваниям. Идет большая нагрузка на дыхательные пути, следовательно надо чаще и больше бывать на свежем воздухе. От недостатка воздуха дети начинают быстро уставать и капризничать. У них не налажена терморегуляция организма => быстро нагреваются и быстро остывают => необходимо следить за временем нахождения на солнце.
Особенности поведения:
Высокий уровень активности
Стремление к общению
Стремление научиться различать, что такое хорошо, а что плохо
Именно в этом возрасте идет различение полов
Стремление получать время на собственные занятия, интересы
Ребенок может быть целеустремленным, уверенным в себе и агрессивным
Социальная ситуация развития – ребенок-взрослый
Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра Игры: Младшие дошкольники играют в одиночку, позже совместные игры
Ведущей формой психики становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (основные игры – ролевые и сюжетные, лепка, рисование, конструирование, музыка).
Новообразования:Первичные этические компоненты (Что такое хорошо? Что такое плохо? Что такое смерть? И т.д.). Это очень важно для формирования нравственных понятий. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять это по отношению к себе и к другим, т.к. это формирует у него личностные свойства. При этом важны социальные эталоны поведения. Которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для детей имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера.
Образ телесного «Я» (лисички, черепашки – съеживаются, кузнечики – активность через край)
Мышление – эгоцентрическое. Развивать нужно мы, т.е. мы сделаем.
Начинаются сексуальные игры. Дети начинают демонстрировать свои органы.
Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным факторам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни.
Внимание ребенка неустойчиво. Младшие дошкольники рассматривают привлекательный объект 6-8 секунд, более старшие до 20 секунд.
Развитие памяти происходит от непроизвольного запоминания к произвольному.
Задача в процессе работы:
Создание благоприятных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей детей, познающих мир.
Главное для этого возраста чувствовать тепло, внимание и поддержку взрослого.
Советы воспитателю:
- Организация подвижных игр, ограничивая прыжки и бег (внимательно следить)
- Развитие умения лазить и пользоваться качелями
- Обучение навыкам труда (лепка, рисование, конструирование)
- Обеспечение конкретности поручения
- Творческая свобода детей при выполнении каких-либо дел
- Предоставление детям свободы деятельности и развития способностей
- Дети нуждаются в похвале
- Использование видов деятельности, проявляющих мускульную активность (кандалы, коллективные спортивные игры, занятия по интересам)
РЕБЕНОК-ПОДРОСТОК 11-15 ЛЕТ
Физиология:
Активно развивается сердечно сосудистая система, сердце работает не ритмично. Необходимо чередование видов деятельности – подвижных и неподвижных, ритмичная деятельность (дискотеки). Важны воздушные процедуры – проветривания, походы, выходы, чтобы активно поступал кислород. С 11 лет – первый этап полового созревания. У мальчиков появляются вторичные половые признаки. У девочек – начинается менструальный цикл =>повышенное внимание проблемам гигиены! Идет неадекватная реакция на свою физиологию – возможно издевательство над быстрее созревающимися сверстниками.
Социальная ситуация развития – взрослый ребенок. Всему учится
Ведущий вид деятельности – сюжетно-игровая + учебная. Происходят логические операции. Важна среда граммотности. Общение со сверстниками играет огромную роль
Новообразование – осознание своих мыслей и себя.
В этом возрасте происходят резкие качественные изменения психики – вожатый должен вытупать в роли психолога-советчика. Развивается творческое, абстрактно-логическое мышление. Вся деятельность поверхностна, не имеет глубинного вникания. Возникают сложности в отношениях со взрослыми (конфликты с родителями). Проявляется желание быть независимым, признания их прав как взрослого человека, но не признается ответственность. Происходит становление Я-концепции, собственного Я. Появляются комплексы неполноценности. Дети очень восприимчивы. Идет демонстрация принадлежности к тому или иному полу. Вожатый должен выступать в роли положительного примера.
Педагогические особенности:
- организация коллективных игр для мальчиков и для девочек, предпочтение спортивным играм
- использование общего энтузиазма для какого-либо дела
- проявляется кумирование – необходимо следить, чтобы кумир был положительным персонажем
- проявляется интерес к заработку
- не любят и не воспринимают критику
- стремление к соревновательности
- повышенный интерес к противоположному полу