(для студентов III курса педиатрического факультета, декабрь 2012)
Выберите правильный вариант ответа:
1. Предмет исследования возрастной психологии - это:
А) возрастная динамика психических процессов;
Б) онтогенез высших психических функций;
В) особенности каждого возраста;
Г) изучение ребенка на разных стадиях его развития.
2. Возрастная психология изучает:
А) факты и закономерности развития психики человека;
Б) общие законы развития и формирования психики;
В) проявления психики людей;
Г) детей дошкольного и школьного возраста.
3. Как называется методика одномоментного обследования большого количества людей?
А) наблюдение; Б) анкетирование; В) мониторинг; Г) скрининг.
4.Сензитивный период – это………………..
А) период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные ус-
ловия для формирования у него определенных психических свойств и ви-
дов поведения;
Б) процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по
мере его психического, интеллектуального и личностного развития;
В) естественный процесс преобразования анатомических структур и
физиологических процессов организма по мере его роста;
Г) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и
способностей, их реализация в практических делах.
5. Основным механизмом развития личности в социогенетических теориях является:
А) внутреннее созревание, наследственность;
Б) саморазвитие и саморазвертывание задатков;
В) реагирование на воздействие внешней среды;
Г) развитие эмоциональных и волевых процессов
6. Закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида называется:
А) культурно-историческим Б) биогенетическим В) социально-биологическим
Г) бихевиористическим
7. В теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский, рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным, а лишь то, что находится в зоне....
А) его актуального развития Б) его ближайшего развития
В) его перспективного развития Г) все ответы верны
8. Каждому возрастному периоду (по Д.Б. Эльконину) соответствует определенная.…………………………………, в русле которой идет развитие и формирование личности ребенка, его познавательных возможностей, характерных именно для этого периода.
А) психологическая структура Б) система новообразований
В) ведущая деятельность Г) критическая ситуация
9. В младенческом возрасте ведущей деятельностью является:
А) Получение информации об окружающем мире Б) Упражнение двигательных функций
В) Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым Г) Предметно-манипулятивная деятельность
10. Раннее детство – возраст сензитивный для …..…
А) Усвоения многих моральных норм Б) Развития творческого мышления
В) Развития произвольности Г) Развития речи
11. Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является
А) Память Б) Воля В) Мышление Г) Эмоции
12. Избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в беспокойстве при разлуке с матерью и при появлении незнакомых людей, начинает проявляться
А) в период кризиса 1 года Б) в 7-8 месяцев В) в 1-2 месяца Г) в 5-6 месяцев
13. Восстановите правильную последовательность развития детского мышления:
А) наглядно-образное; Б) словесно-логическое; В) наглядно-действенное.
14. Причина госпитализма заключается в дефиците:
А) общения; Б) движения; В) жевания Г) пространства
15. Комплекс оживлениям включает в себя (несколько вариантов ответов):
А) улыбку Б) поворот головы к источнику света В) вокализации
Г) сосательный рефлекс Д) двигательную активность конечностей
16. Большинство психологов согласны с тем, что подростки сталкиваются с решением следующей главной задачи:
А) достижение некоторой автономии Б) формирование идентичности, создание целостного Я
В) оба ответа верны Г) оба ответа не верны.
17. В подростковом возрасте скорость физического развития у мальчиков и девочек различна. В среднем, у девочек скачок роста и другие изменения происходят примерно:
А) на два года раньше Б) на 3-4 года раньше В) на 2 года позже
Г) скачок роста не зависит от принадлежности к полу, а только от индивидуальных различий
18. Теория развития психического развития Э. Эриксона называется:
А) эпигенетическая; Б) культурно-историческая; В) психосексуальная; Г) социального научения
19. Установите соответствие новообразований и возрастов их формирования:
Новообразования:
А) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания.
Б) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность.
В) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи.
Характерны для возраста:
1) младший школьный; 2) ранний возраст; 3) дошкольный.