Домашнее задание для уяснения темы занятия.




Произнесите «здравствуйте», «я слушаю Вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно Вас видеть», «привет», «алло» с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.

Прочитайте строки К.С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония».

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. Невербальный компонент во взаимодействии врача и пациента; учителя, ученика и родителя.

Тема: «Зачетное занятие ».

Контрольные вопросы:

1. Языковая норма русского литературного языка

2. Грамматические нормы современного русского литературного языка

3. Нормы использования глагольных форм

4. Качества “хорошей” речи. Точность речи

5. Логичность речи. Основные законы логики

6. Богатство речи. Источники речевого богатства

7. Чистота речи

8. Выразительность речи. Тропы и фигуры

9. Научный стиль. Основные функции и языковое наполнение

10. Официально-деловой стиль. Его стилеобразующий характер и черты

Основные понятия и положения темы. Стилистический анализ текстов. Тестирование студентов. Сдача орфоэпического минимума.

правая туфля лазерное лечение [зэ]
знамение эпохи опытный бармен
вертикальные жалюзи новый договор
направление на флюорографию тайная вечеря
приданое уже готово опытный столяр
молодая пихта крик новорожденного
дал наотмашь избалованный ребенок
новый бутик яркая искра
желанная опека [п’ э] ребенок заболел коклюшем
красивый пуловер бытие [jэ], триптих
заработанные средства звонит по телефону
осужденный по закону новый свитер [тэ]
обеспечение безопасности виртуозный танцовщик
умерший родственник свежая камбала
молодая знахарка вкусные торты
я балую ребенка почувствовать ломоту
вероисповедание мутит воду
сладкая дремота несколько тренеров
оптовый рынок запломбированный зуб
ему завидно много шоферов
древнерусская иконопись откупорить бутылку
валовой продукт начерпать воды
красивее сестры ветка хвои
первый квартал благое намерение
второй каталог новый эксперт
французский коллеж открытие колледжа
рукопись выполнена факсимиле здоровая мышца
юная роженица сосредоточение всех сил
домовая книга асбест щебень цемент
сладкая свекла [в’ о] открытая прачечная [шн]
апории Зенона отсутствие опухолей
костюмированный бал языковая колбаса
сладкая зевота спиртовой раствор
очередной километр свекольный сок
в стенах вуза несколько тренеров
языковое значение феерия зимнего леса
экзальтированная личность созвонимся
симметрия законов физики добрый знахарь
полная немота использовать бересту [р’о]
бронзовый подсвечник [шн’] электроэнергия [нэ]
юная танцовщица незаконнорожденный
сильный легкоатлет [л’эхк; л’э] удобное сабо
скучный вечер [шн] небо прояснится
вкусные тефтели мысли прояснятся
баловень судьбы украинский борщ
пустячный случай [шн] премированный сотрудник
новый скворечник [шн’] генезис славянских языков
нормированный язык дорогой оберег
очередная афера [ф’э] побасенка [с’о]
апостроф вкусные гренки
он удит рыбу комплексное число
молодой еретик комплексный чертеж
житие [ujэ] святого омега [м’э], кремень
ломоть хлеба оксюморон в тексте
нужно облегчить страдания катарсис, диоптрия
сделал себе фетиш инсульт, алкоголь
компьютерный класс [тэ] традиция издревле
кремневые орудия [н’о] наворожит счастье
вкусный свекольник традиция искони
маркетинг возложена епитимья
молодая ворожея веселый девичник [шн’]
большая пиала модная туника
новое бунгало колосс на глиняных ногах
маленькая пиццерия оформил несколько вызовов

 

Самостоятельная работа по теме.

1. Речевая ошибка допущена в предложении

1) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

2) Не владея синонимическими богатствами родного языка, нельзя сделать свою речь выразительной, яркой.

3) Только точное знание дает точность выражения.

4) С героем фильма постоянно происходят какие-то романтические истории.

2. Ошибка в употреблении деепричастного оборота допущена в предложении

1) Прочитав это произведение, я был очарован языком автора.

2) Стёкла, запотев за ночь, закрывали одинокую берёзовую ветку, день и ночь стучавшую в окно.

3) Обгоняя нас, бежали, шурша по мостовой, высохшие за лето листья клёна.

4) Играя в шахматы, у меня заболела голова.

3. Условия, нарушающие лексическую сочетаемость слов

1) отсутствие заимствований;

2) различия в грамматической природе слов;

3) особенности лексического значения слов;

4) орфоэпические нормы литературного языка.

4. Нет речевой ошибки в предложении

1) В магазин завезли импортные моющие обои.

2) Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо, аи.

3) Автор своей книги ведёт дискуссию с привлечением цитат великих мира сего.

4) Стёкла были все отмороженные.

Задания с комментированием условий правки.

1. Грамматическая ошибка допущена в предложении

1) Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край.

2) На Венере день и ночь продолжаются по сто семнадцать земных суток, то есть более чем по восемьсот часов.

3) Главная бухгалтерия обслуживает тринадцать детских садов и двадцать две ясли.

4) Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение тридцати пяти минут

2. Грамматическая ошибка допущена в предложении

1) Мы читаем и конспектируем научную литературу.

2) А видепи ли вы проливные грозы в знойное лето?

3) Густой чёрный дым большими клубами шёл из-под длинных камышовых крыш.

4) Глава администрации распределяет и управляет финансами.

3. Буква Е пропущена во всех словах ряда

1) одиноч…ство, наста…вать (на своем);

2) сем…чко, меньш..нство;

3) письм...цо, голосоч…к;

4) ружь…цо, ноч…вать.

 

4. Синонимом фразеологизма «с минуты на минуту» является фразеологизм

1) поминай как звали;

2) как грибы после дождя;

3) не сегодня-завтра;

4) время от времени.

Рекомендованная литература по теме занятий:

Основная литература

№ п/п Наименование, вид издания Автор(-ы), составитель(-и), редактор(-ы) Место издания, издательство, год
  Русский язык и культура речи: учеб. для бакалавров ред. В.И. Максимов, А.В. Голубева М.: Юрайт, 2012.

 

 

Дополнительная литература

  Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей Н. Романова   СПб.: Питер, 2011.
  Русский язык и культура речи: учебник Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова М.: Проспект, 2012.
  Русский язык и культура речи: учеб. пособие для бакалавров и магистрантов Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева   Ростов н/Д: Феникс, 2013.

 

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М., 2001.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга хорошей речи. – М., 1997.

4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

5. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2001.

6. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учеб. по-собие для вузов. – М., 2001.

7. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1998. 30. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002.

8. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. – М., 1997.

9. Лихачев Д.С. Умение спорить с достоинством // Слово лектора. – 1989. – № 1.

10. Лосева Л.М. Как строиться текст: Пособие для учителей. – М., 1980.

11. Михальская А.К. Практическая риторика и ее теоретические основания. – М., 1992.

12. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.

13. Поварин С. Спор. О теории и практике спора. – СПб., 1993.

14. Рожденственский Ю.В. Теория риторики. – М., 1997.

 

Электронные ресурсы: 1. ЭБС iBooks. 2. ЭНБ eLibrary.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: