Живопись головы в условиях дневного освещения




 

В начальных упражнениях по живописи головы студентам необходимо научиться работать методом больших отношений.

Для этой цели выполняется несколько краткосрочных этюдов на решение общих цветовых отношений формы головы и фона, без перехода к детальной проработке. Такие краткосрочные этюды рекомендуется выполнять перед каждым длительным заданием по изображению головы или фигуры.

Помимо индивидуальных цветовых различий портретируемых, цвет головы зависит от силы и цвета освещения. Поэтому цель последующих упражнений состоит в овладении навыками передачи большой формы головы и изменения цвета натуры в зависимости от освещения.

 

Задание 1. Этюд головы натурщика в условиях контрастного освещения (1 ч).

Цель задания – передача тональных и цветовых характеристик света, тени, полутона.

Натурщик с ярко выраженный анатомическим строением головы находится вблизи окна. Студенты располагаются так, чтобы в поле их зрения попала большая часть теневой стороны головы, дополнительно освещенной отражательной плоскостью, имеющей теплый цветовой оттенок. Внимание направляется на лепку формы, передачу тональных и цветовых различий, зависящих от окружающей световой среды.

На примере данной натурной постановки студентами анализируются тоновые и цветовые особенности в контрастном освещении. Лепка формы головы в мастерской полностью зависит от характера отраженного света, который, проникая через окно, освещает натуру и придает её освещенной части голубоватый оттенок. Индивидуально-локальный телесный цвет головы натурщика претерпевает тем большее изменение, чем сильнее освещение и ярче голубизна неба. Цвет неба особенно заметен в тех местах головы, где лучи света из окна падают под прямым углом.

Теневая часть освещается более теплыми оттенками, отраженными от окружающих голову предметов. Сверху голова получает рефлексы потолка, снизу – пола, сбоку – стен и других предметов. Благодаря этим рефлексам мы имеем возможность видеть формы головы в тени.

Следует обратить внимание студентов на то, что голова натурщика, находящегося вблизи окна, характеризуется резкими контрастами света и тени. Значительный контраст может и не воз­никнуть, если окружающие голову предметы и стены имеют светлую окраску, и наоборот, – в окружении темных предметов контраст может быть сильным.

Специально поставленная рядом с натурой отражательная плоскость дополнительно освещает и объединяет тень отраженным цветом. Необходимость введения противоположного освещения (рефлекса) с теневой стороны вызывается тем, что студенты часто преувеличивают плотность теневой части головы. Кроме этого отраженные от такой плоскости лучи создают дополнительное освещение, помогающее более рельефно выявить объемную форму головы. Напомним, что найти правильный оттенок цвета теневой части предмета, и особенно цвета тела, начинающему художнику очень трудно.

 

Задание 2. Этюд головы натурщика, освещенного естественным светом спереди (1 ч).

Цель задания – передача цвето-тонального отношения силуэта головы к фону.

Фон подбирается с таким расчетом, чтобы голова читалась силуэтом. Это упражнение представляет определенную сложность: с одной стороны, освещенная спереди голова образует небольшие группы теней, вследствие чего объемная форма в целом воспринимается с трудом, с другой – увлечение подробной проработкой мельчайших цветовых отношений, концентрация внимания на цветовых нюансах приводит к отдельному списыванию деталей. Поэтому работу студентов следует направить на сознательный подход к объемному моделированию формы, передачу основных отношений, создающих общее тоновое и цветовое решение этюда.

Успех в этом упражнении будет зависеть от того, насколько глубоко поняли студенты суть и смысл профессиональной поста­новки зрения на цельность видения, в какой мере сознательно они будут передавать цвето-тональные отношения и лепить форму отдельных деталей и головы в целом.

 

Задание 3. Этюд головы натурщика, расположенного против света (1 ч).

Цель задания – восприятие формы и передача цветовых характеристик головы позирующего, поставленного против света.

При таком освещении голова воспринимается темным силуэтом и в значительно измененном цвете. Изменение цвета предмета происходит вследствие того, что теневая часть его практически освещается только отраженным светом.

Наиболее распространенными ошибками в работе такого рода являются: преувеличение черноты цвета в тене­вой части головы, пренебрежение закономерностями передачи дан­ного состояния освещения (явление ореола), имеющими решающее значение в этих условиях.

Цвет и тональность теневой части головы во многом опреде­ляются силой рефлексов. Чем сильнее характер общего освещения, чем светлее и насыщеннее по цветовой характеристике предметы окружающей среды, тем сильнее рефлексы и тем значительнее чи­тается форма головы в теневой части. И наоборот, чем слабее освещение и менее насыщены по цвету окружающие предметы, тем слабее рефлексы. Обычно теневая часть головы, воспринимая реф­лексы предметов интервала, окрашивается в теплый оттенок.

Локальный цвет головы сильно меняется и в освещенных час­тях. Льющийся из окна свет скользит по волосам и вискам, высветляет предметный цвет, делает его холодным.

Другим часто встречающимся недостатком в работе над головой в предложенных условиях освещения является преувеличение силы рефлексов в теневой части. Студент должен знать, что в пределах теневой части головы форма моделируется едва уловимыми рефлексами; только в этом случае можно грамотно и целостно передать форму и пространство, в котором находится модель. Блестящее решение подобной живописной задачи можно показать на примере картины В.А.Серова «Девочка с персиками». Фигура девочки, посаженной спиной к свету, воспринимается силуэтом, однако лицо, хотя оно в тени, не кажется темным: на него падают рефлексы от розовой блузки, белой скатерти и других близлежащих предметов.

После освоения закономерностей передачи больших отношений и лепки формы в условиях естественного освещения следует перейти к длительным упражнениям, в которых условия световой среды повторяются, но изложенные выше цели и задачи изображения головы углубляются и расширяются в направлении передачи целостной объемной формы, цветовой и образной характеристик натуры.

 

Задание 4. Этюд головы натурщика с плечевым поясом (1 ч).

Цель задания – изучение анатомического строения обнаженной натуры по пояс и моделировка формы в выявлении ее цвето-тональных отношений.

Чтобы тверже усвоить анатомическое строение шеи, положе­ние грудинно-ключично мышц и яремной выемки, следует обнажить натуру до пояса.

Натура с четко выраженным анатомический строением располагается вдали от стен, в условиях дневного освещения так, чтобы наиболее ясно читалась форма. Передача натуры в пространстве определяет вторую задачу данного упражнения. Решая ее, студент должен научиться передавать цвето-тональные отношения в пространственно-воздушной среде интерьера. При выполнении этого упражнения следует акцентировать внимание студентов на различии цвета обветренного, загорелого лица и сравнительно бледного, постоянно скрытого одеждой тела.

Грудинно-ключичные мышцы в значительной мере определяют связь головы с плечевым поясом. Поэтому большое внимание надо уделять освоению навыков и умений правильной передачи анатомического строения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: