Живопись головы на пленэре




 

Одной из основных задач работы на определённом этапе обучения является живопись головы в условиях пленэра. Постановка этой живописной задачи на пленэре имеет свои специфические особенности.

Перед началом каждого длительного упражнения необходимо выполнять 15–30–минутные этюды. В условиях пленэра, при быстрых изменениях освещения, такие упражнения, фиксирующие первое, неадаптированное и, как правило, самое верное впечатление от натуры, особенно важны, потому что это, обеспечивает решения основной задачи, помогая студенту увидеть натуру цельно.

Требования вести работу методом пропорциональных цветовых отношений выступает здесь в полной своей силе и значимости. При солнечном освещении объекты натуры по силе света, цвета и яркости превосходят краски палитры.

Многие объекты, освещённые солнцем, невозможно передать в полную их силу, как это можно было бы сделать, работая в мастерской. На этюде необходимо передавать тоновые и цветовые отношения в пропорциональных натуре отношениях, выдерживая тональный и цветовой масштаб.

Ни один объект, его цвет и светлоту невозможно скопировать в упор. Например, цвет неба, его светлота не могут быть равными цвету неба на этюде. На этюде должны быть построены цветовые различия, подобные натурным. Только в этом случае можно добиться правдивого изображения в условиях пленэра.

Часто в процессе работы холст не изолируется студентами от света солнца и рефлексов от окружающих объектов. Ярко освещенный этюд воспринимается на пленэре насыщенным, полным солнца и света, но достаточно перенести его в помещение с ослабленным светом, как он становится черным и бесцветным. Поэтому стоит очень продуманно подходить к организации своего рабочего места. Прежде всего, следует найти площадку, отвечающую целям и задачам выполнения упражнения. Чтобы работы студентов были изолированы от сильного света и рефлексов, целесообразно использовать специальные зонты.

 

Задание 1. Этюд головы натурщика в условиях дневного солнечного освещения (30 мин.).

Цель задания – передача свето-теневых характеристик с учетом особенностей (оттенки, рефлексы) освещения позирующего.

Когда голова освещена прямыми солнечными лучами, общая гамма красок высветляется. Локальный цвет головы портретируемого под влиянием прямых солнечных лучей как бы выгорает, становится почти бесцветным. Там, где направление лучей солнца под углом, освещение слабеет, световая часть головы постепенно приобретает цветовой оттенок, который характеризуется суммарным цветом тела и рефлексов. Сверху цвет головы определяется цветом освещения и рефлексов неба, снизу – тела и рефлексов земли, зелени, песка и т.д.

Колористический строй в тени, в контрасте к световой части натуры, характеризуется прозрачностью, красочностью и насыщенностью. Тени контрастны цвету светового потока и очень богаты рефлексами, отраженными от окружающих предметов. Рефлекс голубого неба объединяет мозаику рефлексов, создавая общее колористическое единство теневых частей. Рефлексы при дневном солнечном освещении сильно насыщены и светлы по тону. Следует заострить внимание на том, что при интенсивном солнечном свете наблюдается чрезмерно слабая цветовая насыщенность в свету и, наоборот, довольно насыщенная рефлексами тень.

Неопытные живописцы в условиях солнечного освещения очень часто делают серьезные ошибки – увеличивают светлоту или в тени пишут слишком темно.

 

Задание 2. Этюд головы натурщика, расположенного в тени (1 ч).

Цель задания – изображение головы натурщика, поставленного в тени и условиях солнечного света.

Первое и необходимое требование, предъявляемое к постановке, – передача состояния натуры в условиях солнечного света. Поэтому, изображая модель, находящуюся в падающей тени, следует помнить, что сама тень обусловлена солнечным светом.

Проанализировать данную живописную закономерность можно перед началом работы на примере картины В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем». Заметим при этом, что освещена солнцем только рука в локтевом сгибе и небольшое пятно на светлой кофточке у пояса. В плане нашего анализа в картине В. Серова существенно то, что живопись головы и торса модели, находящихся в падающей от листвы дерева тени, слегка смещена теплым зеленоватым рефлексом от освещенной солнцем поляны и рефлексами кофты, отраженными на некоторые части головы. Объемность формы передается средствами рисунка, графически, движением складок, контуром, а в живописи – противопоставлением теплых и холодных плоскостей; большая форма в целом погружена в теплую зеленоватого оттенка полутень, из которой слабым рефлексом выступают выдающиеся вперед части лица – нос, лоб. Внутри большой, падающей от дерева тени можно увидеть очень слабые контрасты рефлексов.

Задача объема в портрете сведена к минимуму. Общая тень, охватывающая голову, плечи и грудь портретируемой, усиливает впечатление солнечного света, которым залита находящаяся в отдалении лужайка. По темной коре дерева, к которому прислонилась девушка, и её волосам скользят холодные рефлексы от неба. Живописная проблема портрета в пленэре решена с исчерпывающей полнотой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: