Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента.




Билет 5

Начальные понятия системных исследований.

Системные исследования – это совокупность исследований научных и технических проблем, которые при всей их специфике и разнообразии сходны в понимании исследуемых объектов как систем.

Содержание системного исследования заключается в решении двух основных проблем:

1) проблемы системного выделения объекта, изучения взаимосвязей его элементов, механизмов его функционирования и развития;

2) проблемы системного моделирования объекта по некоторым заданным свойствам; решение этой проблемы необходимо для создания новых или преобразования существующих систем.

Системное исследование реализуется посредством системного подхода и системного анализа.

Системный подход - это направление методологии познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системный анализ выступает как комплекс специальных процедур, приемов и методов, обеспечивающих реализацию системного подхода.

 

Методы психологической активации творческой деятельности.

Методы психологической активизации творческого мышления позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса.

Наиболее известным из них является "мозговой штурм" - коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени.

Обязательные условия - создание благоприятных условий для преодоления боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе.

Одной из разновидностей "мозгового штурма" является "Обратная мозговая атака". Процесс поиска решений разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи. Вторым и третьем этапом являются этапы обычного "мозгового штурма". Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.

"Синектика" - метод решения проблем группой специалистов, использующих различные типы аналогий. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи.

 

Обработка результатов эксперимента.

 

При обработке результатов измерений широко используют методы графического изображения. Графическое изображение предоставляет наиболее наглядное представление о результатах эксперимента, позволяет лучше узнать физическую сущность исследуемого процесса, выявить общий характер функциональной зависимости переменных величин, изучаемых установить наличие максимума или минимума функции.


При графическом изображении результатов эксперимента большое значение приобретает выбор масштабов и координатной сетки. Координатные сетки бывают равномерные и неравномерные. В равномерных координатных сеток ординаты и абсциссы имеют равномерную шкалу. Неравномерная координатная сетка используется для большей наглядности в случаях, когда функция имеет резко меняющийся характер.

Аналитическая обработка результатов эксперимента. В процессе экспериментальных измерений обычно получают статистический ряд измерений двух величин, которые объединяются функцией y = f (x). Каждому значению функции y1,..., уn отвечает соответствующее значение аргумента х1, х2,..., хn.На основе экспериментальных данных можно подобрать алгебраические выражения, которые называют эмпирическими формулами. Такие формулы подбирают только в пределах измеренных значений аргумента х1 - х n.

 

Билет 15

 

Планирование исследований. Планы экспериментов.

 

Научно-исследовательская деятельность предполагает следующие этапы:

1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования. В любом исследовании постановка проблемы является исходным пунктом.

2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.Цель этого этапа – выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Это последнее и может составить специфику проблемы исследования.

3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы исследования. Анализ литературы дает возможность сформулировать цель и гипотезу исследования.

4 этап – выбор методов исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы (или нескольких гипотез) подбирают методы и методики, адекватные задачам исследования.

5 этап – сбор фактического материала.

6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация. На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области науки методами (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц, графиков и диаграмм.

 

План эксперимента должен включать:
- цель и задачи эксперимента;
- место и время проведения эксперимента и его объем;
- описание материалов, используемых для эксперимента;
- описание методики проведения эксперимента и применение частных методов исследования;
- методику наблюдения, тестирования и т.п. в ходе эксперимента;
- описание методики обработки результатов эксперимента.
Исследователь должен составить план эксперимента таким образом, чтобы всякий другой достаточно подготовленный человек мог бы по нему успешно провести эксперимент.

 

Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента.

 

В процессе проведения эксперимента измерения различ­ных показателей не могут быть выполнены абсолютно точно, по следующим причинам:

· сами приборы имеют определенную погрешность,

· методов и средств измерений несовершенны,

· недостаточно тщательно проведены опыты,

· влияют различные неучтенные факторы в процессе опыта,

· влияют субъективных особенностей экспериментатора.

Погрешности измерений классифицируют на систематические и случайные. Систематические погрешности можно разделить на следующие группы: инструментальные погрешности, субъективные погрешности, погрешности метода.

Психологическими причинами погрешностей являются: различные психологические барьеры, вера в совершенство и универсальность старых представлений, инерционность мышления, боязнь нового.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: