Объективность и обоснованность




Июля 2006

 

Честность и конфиденциальность

 

1.1. Честность по отношению к читателям, ньюсмейкерам, источникам и коллегам – основной принцип газеты "Ведомости" и базовая ценность коллектива редакции. Действующие в редакции правила открыты и едины для всех.

1.2. Сотрудники редакции не имеют права представлять читателю заведомо ложную информацию, вводящую его в заблуждение. Например, по просьбе источника указывать ложную ссылку (поговорив с сотрудником компании, написать, что это был чиновник министерства). Или, указывать, что "получить комментарии Владимира Каданникова не удалось", хотя именно он анонимно прокомментировал нам событие. Это непростые ситуации, НО ВРАТЬ МЫНЕ МОЖЕМ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!

Сотрудники редакции должны избегать опрометчивых обещаний, но дав слово – обязаны его держать.

Сотрудники редакции не имеют права рассказывать кому-либо кроме коллег о содержании текущего номера или контретных статьях, еще не вышедших в печать.

Сотрудники редакции не должны делиться с близкими и знакомыми служебной информацией либо давать на базе этой информации советы и рекомендации (например, по поводу сделок с ценными бумагами).

1.6. "Информационные взятки" (мы тебе дадим эксклюзив если ты сейчас напишешь/не напишешь вот это или отложишь публикацию) запрещены так же, как и взятки материальные.

 

Независимость

 

2.1. Журналист должен относиться ко всем событиям, компаниям и людям с одинаковым скептицизмом. Ценность для читателя – главный критерий при выборе тем для освещения. Никто не имеет права требовать особого отношения к себе. Это относится и к акционерам “Ведомостей”, и к рекламодателям, к так называемым олигархам, высоким госчиновникам и к ценным источникам информации.

 

2.2. Журналист обязан избегать любых связей, денежных или неденежных, которые могут влиять на объективность его работы или даже создавать такое впечатление. Например:

а) Журналист не должен владеть или торговать ценными бумагами тех компаний, о которых он пишет или может писать. Также не следует спекулировать любыми ценными бумагами или делать какие-либо инвестиции, которые создают серьезную зависимость собственного благосостояния от колебаний на рынке.

Б) Журналист должен отказываться от подарков стоимостью более 100 долларов США, особенно от компаний или лиц, о деятельности которой журналист пишет или может писать. Если у журналиста есть сомнения, можно ли ему принять какой-либо подарок, он должен обратиться к главному редактору или одному из его заместителей.

в) Журналист должен осторожно относиться к корпоративному гостеприимству. Необязательно отказываться от приглашения на музыкальные, театральные, спортивные или другие мероприятия, но не следует регулярно принимать такие предложения от одной и той же компании или лиц. Также не следует регулярно посещать рестораны за счет какой-либо компании или источника. В редакционном бюджете "Ведомостей" предусмотрены "представительские" расходы на оплату ланчей с ценными для редакции источниками.

г) В подавляющем большинстве случаев не следует ездить куда-либо за чужой счет. “Ведомости” платят за авиабилеты и гостиницы, чтобы наши журналисты могли сами решить, куда ехать, что смотреть и с кем беседовать. Изредка допускаются исключения, например, иногда правительство какой-либо страны может заплатить за поездку в эту страну. Но и в этих случаях есть некоторые обязательные условия. Во-первых, поездка должна быть согласована с главным редактором и должна принести полезную информацию читателям. Во-вторых, журналист не должен соглашаться на какие-либо ограничения в своих действиях во время поездки. В-третьих, ни журналист, ни редакция не должны брать на себя каких-либо обязательств по опубликованию или содержанию материала. Наконец, если статья будет опубликована, в ней должно быть ясно сказано, кто платил за поездку.

д) Журналист не должен выполнять какую-либо платную работу для тех компаний, о которых он пишет или может писать.

е) Журналист не должен заниматься рекламной деятельностью или PR, включая правку рекламных материалов, переводы, написание статей “на правах рекламы”, разработку стратегии и т. п.

 

2.3. Журналист обязан сообщить главному редактору или одному из его заместителей о любых обстоятельствах, которые могут повлиять на объективность его материалов или создать такое впечатление.

 

Объективность и обоснованность

 

3.1. Никакие мнения в новостной и даже аналитической статье нельзя высказывать от имени газеты ("Ведомости" считают…”) или от своего имени. Следует избегать таких безапелляционных слов, как "несомненно" или "очевидно". Авторы высказывают свое мнение только на странице “Комментарии” или в таких колонках, как “Вектор”.

 

3.2 Словосочетание "по информации (данным) "Ведомостей" допустимо только если далее в статье четко указано, ОТКУДА получена эта информация/данные. То же самое относится и к вводке "как стало известно "Ведомостям".

 

3.3. Любые утверждения, выводы или оценки, которые дает журналист, должны быть подтверждены либо фактами и цифрами, либо мнениями экспертов. Эксперты должны быть компетентны и независимы (например, инвестиционные аналитики или участники того рынка, о котором идет речь, не причастные к событиям, о которых идет речь в статье, и не затронутые ими). Обстоятельства, способные повлиять на объективность эксперта, должны быть четко обозначены в статье. Оценочные высказывания “лидирующий”, “лучший” и подобные должны быть обоснованными. Должно быть понятно, с чьей точки зрения или по каким параметрам кто-то или что-то “лучше” других.

 

3.4. Обязательно давать всем заинтересованным сторонам любого события или конфликта возможность высказаться. Если, например, речь идет о том, что одна компания планирует приобрести / приобретает другую, говорить нужно с обеими сторонами. Не поговорив с каждой из сторон и не получив хотя бы No comment, ставить статью в номер нельзя.

 

3.5. При этом журналист обязан СДЕЛАТЬ ВСЕ ОТ НЕГО ЗАВИСЯЩЕЕ, чтобы получить комментарии по сути происходящего от всех ключевых участников события даже если сами участники не заинтересованы давать комментарии или уклоняются от общения. Формулировки "связаться не удалось" и "отказался от комментариев" – это наше поражение.

 

Заявления о намерениях (инвестировать средства, построить завод, стать лидером, подать иск, передать информацию в прокуратуру и т.д.) чаще всего носят пиаровский характер и не могут служить поводом для написания статьи. Но поскольку есть и много исключений (например намерение президента баллотироваться на третий срок) – при оценке такого информповода лучше проконсультироваться с редактором.

Работа с источниками

 

4.1. В "Ведомостях" принято ссылаться на источники информации, чтобы читатель знал, откуда взяты факты. Исключений три: положения законодательства (ссылки на конкретные статьи законов необязательны), общеизвестные факты (внешний долг России составляет…) и информация из наших прошлых номеров. Однако в последнем случае необходимо прежде убедиться, что к этой информации не было поправок (они указаны внизу архивной страницы со статьей). Тиражирование собственных ошибок – это ошибка в квадрате.

 

4.2. Следует избегать использования неназванных источников. Если источник не разрешает ссылаться на него, нужно объяснить читателю, почему мы можем ему доверять. Журналист должен добиваться права на максимально конкретную ссылку. Уступки в плане анонимности, если они неизбежны, делаются осторожно и в следующем порядке допустимости:

а) не упоминать имени и фамилии, но упомянуть должность и компанию (“один из брэнд-менеджеров компании Nestle” или “один из вице-президентов компании “Лукойл”);

б) не упоминать ни фамилии, ни должности, но назвать компанию ("сотрудник компании “Интеллект", “источник в Генеральной прокуратуре”);

в) указать должность без указания фамилии и компании ("председатель совета директоров одной из крупнейших российских газодобывающих компаний");

г) не упоминать ни имени, ни должности, ни компании, но назвать род занятий (“банкир”, “нефтяник”);

д) не упоминать ничего, кроме степени отношения к вопросу ("источник, близкий к переговорам", “источник, близкий к руководству Банка Москвы”).

Если источник хочет остаться анонимным, он должен иметь весомую причину. Эта причина должна быть обсуждена с редактором отдела, с главным редактором или с одним из его заместителей и должна быть по возможности объяснена в самой статье. Если у источника есть какие-нибудь связи, которые могли повлиять на его мнение или позицию, они тоже должны быть четко описаны в статье.

Неназванный источник ни в коем случае не может осуществлять “наезд” на своих конкурентов или комментировать репутацию другого человека или организации. Факты, полученные от неназванных источников, должны быть как можно подробнее и должны быть подтверждены вторым источником, не аффилированным с первым.

Журналист всегда должен быть способен назвать редактору имя человека, с которым он говорил, даже если это имя не может быть опубликовано в газете. Редактор вправе требовать, чтобы корреспондент назвал ему это имя в конфиденциальной беседе (с условием, что больше никому оно названо не будет).

 

4.3. Вводные предложения типа "как говорят в правительстве", "как сказали "Ведомостям" в Procter & Gamble", "аналитики считают, что", "источники в Кремле не исключают" могут быть использованы только в случаях, когда журналист действительно пообщался с несколькими чиновниками (аналитиками) и излагает их солидарное мнение, а также приводит высказывание хотя бы одного из них в виде цитаты.

 

4.4. Журналист ни в коем случае не должен обещать источнику или кому-либо еще, что его информация будет опубликована в определенное время или в определенном виде. Редакция всегда имеет право снять или изменить любую статью.

 

4.5. Российское законодательство требует, чтобы текст интервью был согласован с источником. В связи с этим у “Ведомостей” есть некоторые собственные правила по согласованию интервью:

а) Интервьюируемый не имеет права ставить свои условия. Журналист должен задавать все самые неудобные вопросы и ни в коем случае не должен смягчать свои вопросы в целях получения интервью.

б) Редакция всегда оставляет за собой право не публиковать интервью.

в) Отправляя текст на согласование, журналист не имеет права посылать интервьюируемому вводку и предлагаемый заголовок.

 

г) Интервьюируемый не имеет права снимать вопросы журналиста. Если ответ снят, вопрос остается в тексте без ответа. Об этом надо предупреждать интервьюируемых.

д) Интервьюируемый не имеет права править стиль интервью. Это наша работа.

е) Интервьюируемый не имеет права вписывать в интервью то, чего он не говорил (если только это не ответ на наши уточняющие вопросы в связи с развитием событий).

 

4.6. Желательно предупреждать собеседника о том, что ведется диктофонная запись разговора. В случае возражений со стороны собеседника запись производиться не должнаВ любом случае прямые цитаты должны быть воспроизведены точно так, как они были сказаны. Если запись отсутствует, прямое цитирование недопустимо.

 

Работа с фактами

 

5.1. Сверка цифр, фамилий и должностей, а также названий компаний – первоочередная обязанность корреспондента. Нет ничего страшнее, чем перепутать фамилию источника, его должность или "млн" с "млрд". В первом случае мы как минимум оскорбим нашего источника, во втором – например, его начальника, который может заподозрить, что его кто-то "подсиживает" и уже присвоил себе его должность, в третьих – выставим себя на посмешище, поскольку ошибку заметят все читатели газеты. В любом из этих случаев страдают и читатели, и репутация газеты.

 

5.2. Как правило, любая статья сопровождается одной или несколькими СПРАВКАМИ, содержащими факты о результатах деятельности компании, про которую идет речь в статье, хронологию к-л судебного разбирательства, описание к-л рынка и т.д. Все факты должны содержать ссылки на источники информации: "По данным Центризбиркома", "По оценкам КОМКОН", "По данным Hoover's". В противном случае, если в приведенных фактах содержится к-л неточная информация или ошибки, читатели будут иметь претензии к нам. Журналист не должен бездумно переносить данные из других источников в справки – следует сначала проанализировать приведенные факты и оценки – возможно, в них имеют место какие-либо ошибки или опечатки. Точно так же нельзя автоматически копировать справки из предыдущих публикаций – приведенная в них информация могла уже устареть.

 

Если журналист пишет статью о каких-либо судебных разбирательствах или других конфликтах, он обязан показать ее юристу газеты – чтобы убедиться, что в статье правильно описаны все юридические процедуры, а также отсутствуют формулировки, способные спровоцировать судебные иски к газете.

 

5.4 Корреспондент должен также проверить все таблицы и графики, которыми сопровождается статья, ПОСЛЕ того, как их обработает специалист по таблицам и графикам.

 

Структура статьи

 

Автор обязан сдавать статью редактору с заголовком и подзаголовком. Цель заголовка – привлечь читателя, поэтому он должен быть ярким и не банальным, но не искажать смысл статьи. Помочь этому призван подзаголовок, дающий читателю дополнительное представление о сути написанного ниже.

 

6.2. В новостных – и почти во всех остальных – статьях первый абзац должен представлять собой одно ясное и сильное утверждение.

 

6.4. Ответы на вопросы “кто?”, “что?”, “сколько?”, “где?”, “почему?”, “когда?” и “каковы ожидаемые последствия?” должны содержаться в первых трех абзацах статьи. Вся статья должна не только объяснять причину события, но и давать четкий ответ на вопрос "что дальше?".

 

6.5. Лид-абзац ни в коем случае не должен содержать "трехэтажных" названий госорганов и регулирующих документов, а также длинных титулов действующих лиц. Вот как нельзя писать лид:

 

"Вчера правительство разослало для ознакомления в министерства и законодательные органы проект 10-летней экономической программы России. Вместе с ней разошелся и "среднесрочный" вариант реформ на 2000–2001 гг. Оба документа правительство намерено рассмотреть на своем ближайшем заседании 28 июня. В случае одобрения среднесрочной программы на ее реализацию останется 550 дней – на полтора месяца больше, чем у авторов так и не реализованной 10 лет назад программы "500 дней".

 

Лучше было бы так:

 

"Нынешнее правительство осторожнее разработчиков памятной программы "500 дней". Если 28 июня кабинет одобрит свою среднесрочную программу реформ, на ее воплощение останется на полтора месяца больше, чем в свое время отводили на спасение страны Станислав Шаталин и Григорий Явлинский."

 

6.6. В лид-абзаце должно содержаться краткое описание интриги, о которой читатель узнает из статьи. Заметьте: краткое и немногословное. Это описание ни в коем случае не должно быть скучным и наполненным официальными словами. Цель лида -- заставить людей читать дальше. В этом плане первая фраза вроде

 

"Борьба федеральных властей и иркутской администрации за контроль над крупнейшей независимой энергокомпанией "Иркутскэнерго" вышла за рамки судебных разбирательств"

 

работает плохо. Более приемлемо

 

"Представители Минимущества, приехавшие в Иркутск на собрание акционеров крупнейшей независимой энергокомпании "Иркутскэнерго", оказались под охраной тюремных надзирателей".

 

Обостряя изложение, не нужно передергивать факты – достаточно поднять повыше самые удивительные из этих фактов. Не стоит пытаться изложить абсолютно всю суть в лид-абзаце.

 

6.7. Желательно, чтобы лид-абзац был красивым с литературной точки зрения. Например:

 

"За право поднять бокал шампанского в исторических интерьерах, хранящих память о пышных празднествах и кровавых трагедиях, иностранные делегации и сильные командным духом российские компании готовы платить немалые деньги. И музеи сдаются. Оптом и в розницу. Что приносит им только в Санкт-Петербурге

около $1,7 млн в год".

 

6.8. Уделите лид-абзацу больше времени, чем любой другой части статьи. Это окупится. Вас прочтет не только редактор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: