Вопрос №19. Профессиональное самоопределение: понятие, стадии профессионального становления, конфликты профессионального самоопределения.




Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: профессиональное (определяет себя как профессионала), личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как член семьи) и т.д.

Самоопределение - это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе.

По сути, процесс самоопределения длится у достаточно зрелого человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы - кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, желательно стимулировать, помогая человеку в этом начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.

Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения - личностное, профессиональное и др. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и др., то он и себя самоопределяет с точки зрения этих критериев. Если человек считает другие критерии важными для личности, например, построение новых смыслов, смыслотворчество, то он, соответственно, и себя оценивает под этим углом зрения. В последнее время появляется много новой литературы о качествах личности современного человека в быстро меняющемся мире, и у каждого думающего человека появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно, он иначе с этой, более высокой, «планки» себя самоопределяет и далее самореализует.

Профессиональное самоопределение - это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных качеств.

Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда.

С темой профессионального определения сталкивается также любой профессионал каждые 3-5 лет, когда начинает ощущаться профессиональное утомление. Как считают психологи, через 5 лет формируются характерные для специальности профессиональные деформации. Я думаю, что многие из нас узнают преподавателей, юристов, бухгалтеров, имеющих значительный профессиональный стаж, по специфическим манерам, структуре речи, мимике, жестикуляции. Для некоторых творческих личностей процесс профессионального самоопределения носит непрерывный характер. Можно сказать, что такие люди находятся в состоянии вечного поиска.

Профессиональное самоопределение – это своеобразное определение пути следования по направлению к профессиональной реализации, что во многом определяет свою социальную реализацию.

Что влияет на профессиональное самоопределение человека? От выбора профессии зависит благополучие человека. Как показывают исследования, удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.

Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:

  • дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений;
  • начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой);
  • первая ступень основной школы (5-7-е классы) - осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
  • вторая ступень основной школы (8-9-е классы) - начало формирования профессионального самосознания;
  • полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов;
  • профессиональное учебное заведение - овладение профессией;
  • профессиональная деятельность - повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность.

Например, психолог И.С. Кон описывает описывает процесс выбора профессии следующим образом. Сначала ребенок-дошкольник «пробует» различные профессиональные роли (учителя, врача, шофера и др.) в ходе ролевой игры. Затем, в подростковом возрасте, он «примеряет» на себя ту или иную профессию: видит себя в ней, мечтает о том, как он будет, например, летчиком, или банкиром. Только с конца подросткового возраста человек выбирает для себя профессию, которой хотел бы заниматься в будущем. И, наконец, юноша или девушка принимают практическое решение о своей будущей профессии – о виде профессиональной деятельности и конкретной специальности.

Профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение. Школьник потенциально способен к любой профессии: «он может быть и слесарем, и врачом, и космонавтом». Выбор определенной профессии, хотя и дает возможность человеку реализоваться в ней, вместе с тем, заставляет его отказаться от многих других видов деятельности.

Безусловно, выбор профессии определяется интересами человека. Кроме интересов, человек, выбирающий будущую профессию, должен оценить и учесть свои объективные возможности – способности, уровень подготовки, состояние здоровья, материальные условия семьи и др.
Также на этот процесс влияют и другие моменты: ценностные установки родителей, их ожидания в отношении своего ребенка и более широкие социальные факторы.

Эти социальные факторы (задачи, которые ставит общество перед человеком, вступающим во взрослую жизнь, существующая в нем система разделения труда, востребованность или невостребованность тех или иных профессий и т.д.) во многом определяют представления подростков и старшеклассников о том, какой профессиональный путь им следует выбирать, чтобы быть успешными людьми: материально обеспеченными, независимыми от родителей, имеющими возможность содержать семью и др.

Нестабильность жизни, неуверенность многих людей в завтрашнем дне, страх потерять работу при высоком уровне безработицы и другие неблагоприятные составляющие нашей современной жизни не могут не накладывать свой отпечаток на профессиональный выбор современной молодежи. С одной стороны, в связи с переходом к рыночной экономике появилась потребность в новых профессиях. С другой – происходит изменение традиционных стереотипов, касающихся престижности и общественной значимости профессий.

Меняется и образ профессии в сознании людей. До перестройки идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей, их профессиональными достижениями. И даже если это был собирательный образ (геолога или физика, например), он, тем не менее, обладал высокой степенью конкретности.

Сейчас, в некоторой степени, идеальный образ профессионала заменяется идеальным образом жизни (американской, европейской, наших банкиров и т.д.), который сопутствует той или иной профессии. Неопределенность ценностных представлений о профессии как таковой заставляет человека выбирать не профессию, а желаемый образ жизни, который он достигнет с ее помощью.

Чаще всего профориентация происходит самопроизвольно под воздействием социально значимых факторов: мнения родителей, друзей, собственного представления о престиже профессии, иногда собственных увлечений, что чаще наблюдается для среднеобеспеченных семей, где ребенку предоставляется возможность собственного выбора.

Хочется отметить, что в процедуре профессионального определения значимое место занимают: диагностика, если речь идет о консультировании, или самоосознавание, если речь идет о самоопределении своих индивидуальных особенностей, своих личных и профессиональных целей, ценностей, мотивов и др. Задавая вопрос о том, что я хочу получить как результат своей профессиональной деятельности, можно обнаружить, что вы первый раз осознаете конфликт, который присутствовал до настоящего времени и мешал вашей профессиональной реализации. Каждому из нас свойственны противоречия, связанные с нашей профессиональной реализацией. Для одних это конфликт, то, что может разрешиться только само собой, а для некоторых – вопрос, требующий компромисса.

Еще один аспект, которому требуется уделить максимальное внимание, - это информация о профессиональной деятельности, рынке труда, так называемые профессиограммы специалистов различных направлений деятельности. Для каждой из профессий и тем более должностей имеется перечень необходимых требований как профессиональных, так и личностных. К примеру, бухгалтер должен обладать хорошей концентрацией внимания, высокой психической устойчивостью, быть склонным к монотонности и пр. Такое описание профессионально важных качеств состоит примерно из 15-20 характеристик. В случае их совпадения с вашими показателями профессиональная реализация будет успешной.

Наличие знаний о требованиях профессии позволит максимально адекватно промоделировать успешность в той или иной области.

Профессионализм, профессиональная компетентность взаимосвязаны с профессиональным самоопределением. Слово «профессионализм» используется в разных смыслах. Когда говорят «эта работа требует профессионализма», имеются в виду, по сути дела, нормативные требования профессии к личности человека. Здесь профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Назовем условно такое понимание «нормативный профессионализм».

В другом смысле употребляется это слово, когда говорят «этому человеку присущ профессионализм». Здесь речь идет о том, что человек обладает этим необходимым нормативным набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный профессионализм» конкретного человека. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне.

Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Это, на наш взгляд, тоже характеристика конкретного человека (или его действий - например, «компетентное решение»), а именно - индивидуальная характеристика степени соответствия требования профессии. Чем же характеризуется компетентность? В некоторых словарях компетентность иногда определяли как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня компетентность чаще определяют как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Причины, как компетентности, так и некомпетентности, могут быть разные: состояние личности, в том числе эмоциональная устойчивость или неустойчивость, хорошее или плохое здоровье и др.

К задачам профессионального самоопределения относятся следующие основные группы:

  • информационно-справочные, просветительские;
  • диагностические (в идеале – помощь в самопознании);
  • морально-эмоциональная поддержка клиента;
  • помощь в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора); 2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).

Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информация, на втором уровне психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.).

Чтобы выйти на третий уровень помощи, надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает).

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Другими словами, это постепенное формирование готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции» - по В.Франклу).

Профессиональное самоопределение осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе профессиональной подготовки. Профессиональному самоопределению способствуют система дифференцированного обучения в специализированных группах, вариативность видов и типов учебных заведений различного профиля, наличие инвариантных компонентов, позволяющих наилучшим образом удовлетворить образовательные и профессиональные потребности учащихся. Для практической реализации профессионального самоопределения важное значение имеют социально-экономическая диагностика динамики профессий, разработка практических моделей профессионального самоопределения с учетом различных форм партнерства общеобразовательных учреждений с производством и системой профессиональной подготовки молодежи, анализ педагогического опыта и разработка учебно-методической литературы в сфере профессионального самоопределения.

В профессиональном самоопределении большую роль играет ваимодействие семьи, государственно-общественных структур (общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых, службы занятости и др.). Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творчества, при потере работоспособности или работы и др.).

Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и в изменении критериев этого отношения. Часто по мере роста профессионализма человека у него вырастают требования к себе, изменяются критерии оценки, например, молодой человек после окончания вуза считает себя почти профессионалом, а спустя несколько лет начинает в этом сомневаться, что становится стимулом его дальнейшего самосовершенствования. Иногда, напротив, не добившись реального профессионального успеха, человек снижает требования к себе, маскируя отсутствие успехов своим нежеланием (я этого не добился, но этого и не хотел).

В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения, что выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: