ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ




Санкт-Петербургское государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

 

 

КОМПЛЕКТ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.02Литература

Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по профессиям СПО:

 

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

 

Санкт-Петербург


Комплект внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине «ОДБ.02Литература» разработан на основе Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413),

Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО):

по профессиям СПО:

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

 

 

Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

 

Разработчики:

 

Линева Е.В., Куракина О.В.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Обсуждено на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г. Председатель МК ________________________ /______________/  

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка Раздел 1. Н. Островский драма «Гроза». Раздел 2. И.А. Гончаров «Обломов» и другие романы. Раздел 3. Тургенев «Отцы и дети». Раздел 4. Н. Чернышевский. Раздел 5. А.А. Фет. Раздел 6. Толстой Л.Н. «Война и мир». Раздел 7. И. Бунин, А. Куприн.
Раздел 8. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца 19-начала 20 века.. Раздел 9. М. Горький. Раздел 10. А. Блок. «Двенадцать» Раздел 11. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Раздел 12. Маяковский В.В. Раздел 13. М. Шолохов «Тихий дон» Раздел 14. В.Гете. «Фауст». Э. Хемингуэй. «Старик и море». Э.- М. Ремарк. «Три товарища». Г. Маркес. «Сто лет одиночества». П. Коэльо. «Алхимик». Приложение 1.Методические рекомендации. Приложение 2.Критерии оценки. Приложение 3.Литература.

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Согласно структуре Государственного образовательного стандарта и в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом ОПОП Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец» на самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине ОДБ.01 «Русский язык» предусмотрено 39 часов.

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение:

- в рабочем учебном плане по каждой специальности;

- в рабочих программах учебных дисциплин.

Функции самостоятельной работы:

- информационно-обучающая;

- развивающая;

- ориентирующая;

- стимулирующая;

- воспитывающая.

Цели обучения:

· воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

· освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

 

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

Программа действий преподавателя по созданию условий для самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов предполагает:

- изучение квалификационной характеристики специалиста;

- анализ Государственного образовательного стандарта и учебного плана;

- подготовку перечня знаний, умений, которые должны быть сформированы у студентов в процессе самостоятельной деятельности;

- разработку методических рекомендаций для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности;

- выработку критериев оценки самостоятельной работы.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

- сформированное умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- наличие общих знаний и умений;

- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы контроля обучающихся:

- устный и комбинированный опрос;

- проверка на основе письменных, графических и практических работ (диктанты, грамматические задания, изложения, текстовые задания);

- систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями;

– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;


- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

 

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.

В результате изучения учебной дисциплины Литература обучающийся должен знать:

• современное состояние развития литературы и методы литературы как науки; •наиболее важные идеи и достижения русской литературы, оказавших определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

•речевую культуру, правила речевого этикета; •основные литературоведческие термины;

• содержание изучаемых произведений;

•авторский замысел и средства его воплощения в художественных произведениях;

•сведения о жизни и творчестве писателя, об исторических условиях создания художественных произведений, об их связи с современностью.

В результате изучения учебной дисциплины Литература обучающийся должен уметь:

• развивать способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, отличать истинное искусство от псевдоискусства;

•ориентироваться в культурных ценностях мировой и отечественной литературы;

•анализировать художественные тексты с точки зрения идейно-тематического, структурно-композиционного уровня и т.д.

•развивать интеллектуальные, творческие способности, образное мышление, эстетический вкус и критическое мышление в ходе анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации; •овладевать культурой общения и поведения в бытовой, учебной, официально-деловой, социокультурной сферах;

•применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

•грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

· знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

· сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

№ п/п Тема Сроки Количество часов
Н. Островский драма «Гроза» 5.9.16-30.09.16  
И. Гончаров «Обломов» 1.10.16-31.10.16  
Тургенев И. «Отцы и дети» 1.11.16-30.11.16  
Н. Чернышевский 1.12.16-14.12.16  
Фет А.   1.12.16-14.12.16  
Толстой Л. 15.12.16-28.12.16  
Бунин И., А. Куприн 16.2.17-14.2.17  
8. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца 19-начала 20 века.. 16.2.17-14.2.17  
9. М. Горький   1.2.17-14.2.17  
10. Блок А. «Двенадцать»   15.2.17-1.3.17  
11. Противоречивость развития культуры в 20-е годы.   1.03.17-14.3.17  
12. Маяковский В.   15.3.17-31.3.17  
13. Щолохов М. «Тихий дон»   31.3.17-29.5.17  
14. В.Гете. «Фауст». Э. Хемингуэй. «Старик и море». Э.- М. Ремарк. «Три товарища». Г. Маркес. «Сто лет одиночества». П. Коэльо. «Алхимик». 31.5.17.-16.6.17  
ИТОГО    

 

 

Раздел 1.Работа 1. "Конфликт романтической личности в пьесе "Гроза" 6 ч.

Цель. Получение расширенных знаний относительно полученных на уроках по теме, формирование умения создания реферата по критериям, формирование умения его защиты.

Задание. Написание реферата «Конфликт романтической личности в пьесе «Гроза» в соответствии с критериями написания реферата.

 

Раздел 2.Работа 2. " Художественные произведения Гончарова И." 6ч

Цель. Получение расширенных знаний относительно полученных на уроках по теме, формирование умения создания реферата по критериям, формирование умения его защиты.

Задание. Написание реферата по темам, связанным с произведениями Гончарова И. в соответствии с критериями написания реферата.

Темы рефератов.

«Илья Ильич Обломов – коренной народный наш тип», «Роман "Обломов" и его сравнение с другими произведениями Гончарова», «Трактовка образа Обломова в статье Н.А. Добролюбова «Что такое Обломовщина?», «Тема сна в русской литературе 19 века».

 

Раздел 2.Работа 3. "Постижение авторского идеала человека переходной эпохи" 6 ч

Цель. Получение расширенных знаний относительно полученных на уроках по теме, формирование умения создания реферата по критериям, формирование умения его защиты.

Задание. Написание реферата по темам, связанным героями произведений Гончарова И. в соответствии с критериями написания реферата.

Темы рефератов.

«Илья Ильич Обломов – коренной народный наш тип», «Эволюция героев Гончарова И.», «Обломов – Штольцразные и одинаковые».

Раздел 3.Работа 4. "Роль пейзажа в романе "Отцы и дети" 6 ч.

Цель. Получение расширенных знаний относительно полученных на уроках по теме, формирование умения создания реферата по критериям, формирование умения его защиты.

Задание. Написание реферата по теме в соответствии с критериями написания реферата.

 

 

Раздел 4. Работа 5. "Сведения из биографии, основные идеи Чернышевского Н." 2ч.

Цель. Пополнение знаний о жизни, творчестве и гражданской позиции Чернышевского, формирование умения делать конспект.

Задание. Сделайте подробный конспект представленных статей.

https://biographer.ru/biographies/120.html

https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/CHERNISHEVSKI_NIKOLA_GAVRILOVICH.html

 

Раздел 5. Работа 6. Анализ стихотворений Фета А. 2 ч.

Цель. Формирование умения проводить анализ стихотворных текстов по схеме.

Задание. Сделайте анализ понравившихся стихотворений А. Фета.(не менее 2) в соответствии со схемой анализа.

1. Автор и название стихотворения.

 

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

 

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

 

Тема стихотворения:

- пейзаж;

- общественно-политическая;

- любовная/интимная;

- философская.

 

Сюжет:

- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);

- без сюжета: образы чувств (...).

 

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Какую лексику использует автор:

- бытовую, повседневную

- литературную, книжную

- публицистическую

- архаизмы, устаревшие слова

 

5. Композиция лирического произведения.

Необходимо:

- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").

Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).

Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.

Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

 

Композиция: размер, рифма, ритм.

Размер:

акцентный стих;

_ _' _ амфибрахий;

_ _ _' анапест;

верлибр (свободный или белый стих);

'_ _ _ дактиль;

дольник;

'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;

_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

 

Рифма:

аабб - парная;

абаб - перекрёстная;

абба - кольцевая.

анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

 

6. Поэтическая лексика.

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.

- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

- определить своеобразие и активность использования тропов.

 

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

- гипербола - художественное преувеличение;

- ирония - скрытая насмешка;

- литота - художественное преуменьшение;

- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

- паралеллизм;

- сравнение;

- эпитет - художественное определение.

 

7. Стилистические фигуры:

Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)

- антитеза/противопоставление;

- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

- повторы/рефрен;

- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

 

8. Поэтическая фонетика:

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.

- аллитерация - повторение одинаковых согласных;

- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

- ассонанс - повторение гласных;

- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

 

9. Образ лирического героя, авторское "Я".

- сам автор,

- рассказ от лица персонажа,

- автор играет какую-то роль.

 

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

 

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Раздел 6. Работа 7. "Война 1805-1807гг" 2 ч.

 

Цель. Пополнение знаний о романе, его истории и истории России, формирование умения делать конспект.

Задание. Сделайте подробный конспект представленной статьи.

https://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/62-tolstoj-ln-russkaya-literatura/338-izobrazhenie-vojny.html

 

Раздел 7. Работа 8. "Бунин И. и А. Куприн великие прозаики" 6ч.

 

Цель. Получение расширенных знаний относительно полученных на уроках по теме, формирование умения создания реферата по критериям, формирование умения его защиты.

Задание. Написание реферата согласно выбранной теме из предлагаемых, в соответствии с критериями написания реферата.

Темы рефератов:

«Тема любви в творчестве И. Бунина и А. Куприна», «Разве бывает несчастная любовь по произведениям И. Бунина и А. Куприна», «Жизнь и творчество И. Бунина», «Жизнь и творчество Куприна А.»

Раздел 8. Работа 9. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца 19-начала 20 века.

Цель. Формирование умения контролировать качество своих знаний, инструментов самоконтроля, составление вопросов.

Задание. Составьте не менее 10 вопросов по теме, ответив на которые Ваш одногруппник сможет показать полноту своих знаний по теме, а Вы сможете оценить эту полноту.

 

Раздел 9.Работа 10. "Значимые вехи биографии М. Горького" 3ч.

 

Цель. Получение расширенных знаний относительно полученных на уроках по теме, формирование умения создания доклада по критериям, формирование умения представления его аудитории.

Задание. Подготовьте доклад по темам в соответствии с критериями: продолжительность доклада 5-7 минут, объем 3-4 листа, вопросы по теме по завершению для слушателей, тема раскрыта.

Темы докладов:

«Университеты Горького», «Возвращение Горького на Родину и служение ей», «Горький за границей».

Раздел 10.Работа 11. Конспектирование критической статьи к поэме "12" Блока А. 2ч.

 

Цель. Пополнение знаний о поэме, ее истории и истории России, формирование умения делать конспект.

Задание. Сделайте подробный конспект представленной статьи Якобсона А.

https://www.antho.net/library/yacobson/texts/eot_part1.html

 

Раздел 11. Работа 12. "Противоречивость культуры начала 20 века" 2ч.

Цель. Пополнение знаний о поэме, ее истории и истории России, формирование умения делать конспект.

Задание. Сделайте подробный конспект представленных статей.

https://eapa.ru/read/landrus1/53.html

https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3561

Раздел 12. Работа 13. Биография Маяковского В.В. 1 ч

Цель. Пополнение знаний о поэте, формирование умения вычленять интересную информацию и обосновывать, почему она интересна.

Задание. Сделайте сообщение о том этапе биографии Маяковского В., которая для Вас является важной и интересной, объясните свой интерес. Сообщение не более 3 минут с устным объяснением своей позиции.

Раздел 13. Работа 14. "Конфликт романтической личности с укладом жизни" 6ч.

Цель. Получение расширенных знаний относительно полученных на уроках по теме, формирование умения создания реферата по критериям, формирование умения его защиты.

Задание. Написание реферата согласно выбранной теме из предлагаемых, в соответствии с критериями написания реферата.

Темы рефератов:

«Чужой всем»., «Трагизм образа Григория Мелихова», «Образ Мелихова и его трагедия», «Судьба Григория Мелихова как путь поиска правды жизни в романе»

Раздел 13. Работа 15. "Своеобразие жанра"/ "Женская судьба в романе Тихий Дон" 6ч.

Цель. Получение расширенных знаний относительно полученных на уроках по теме, формирование умения создания реферата по критериям, формирование умения его защиты.

Задание. Написание реферата согласно выбранной теме из предлагаемых, в соответствии с критериями написания реферата.

Темы рефератов:

«Своеобразие жанра романа-эпопеи»., «Женская судьба в романе «Тихий Дон»», «Образ казачек в романе», «Жанровые особенности романа», «Художественное своеобразие романа»

Раздел 14. Работа 16. Составление библиографии потворчестве зарубежных писателей. 1 ч..

Цель. Получение информации о библиографии зарубежных писателей, с целью дальнейшего прочтения их произведений и расширения кругозора.

Задание. Выбрать 1 из предложенных авторов и составить библиографические карточки по его творчеству.

Авторы:

В. Гете, Э.Хемингуэй, Г. Маркес, П. Коэльо, Э-М. Ремарк,

Критерии составления библиографических карточек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: