Лекция 4. Общение как восприятие (перцептивная сторона общения)




(ВАРИАНТ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ)

План

  1. Понятие социальной перцепции.
  2. Механизмы межличностного восприятия.
  3. Эффекты межличностного восприятия.
  4. Межличностная аттракция.

 

  1. Понятие социальной перцепции.

Итак, мы уже знаем о том, что в процессе общения происходит обмен информацией (речь, невербальные знаки), происходит взаимодействие с помощью различных типов (кооперация, конкуренция, конфликт). Кроме того, общаясь, мы еще и воспринимаем друг друга, какие чувства, эмоции испытываем, … Поэтому принято выделять еще одну сторону общения – перцептивную.

Термин «перцепция» используется в основном в общей психологии, обозначая «восприятие». Поэтому соц.психологи добавляют … Социальная перцепция - это процесс восприятия людьми социальных объектов (друг друга, малых и больших социальных групп и общностей) в ходе общения. Понятие межличностная перцепция – восприятие Ч – Ч

(Термин «социальная перцепция» впервые был введен Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие).

 

Восприятие происходит в двух направлениях, исходя из 2 видов субектов:

1) Когда субъектом восприятия выступает индивид

2) Когда субъектом восприятия выступает группа

Варианты социально-перцептивных процессов

Субъект восприятия - индивид
  1. Восприятие представителя своей группы (я – мама)
  2. Восприятие представителя другой группы (я – преподаватель каф.пед)
  3. Восприятие своей группы (я – кафедра психологии)
  4. Восприятие чужой группы (я – кафедра педагогики)
Субъект восприятия – группа
  1. Группа воспринимает своего члена (вы – ваша староста)
  2. Группа воспринимает члена другой группы (вы – преподаватель)
  3. Группа воспринимает свою группу
(ваше мнение о своей группе)
  1. Группа воспринимает чужую группу (вы – кафедра психологии)

В отечественной деятельностной психологии часто происходит отождествление понятий «восприятие»= «познание другого человека» (для более полной характеристики этой стороны общения). При этом познание происходит

на физическом уровне (внешность)

поведенческие характеристики (действия, поступки

психологические (эмоциональность, намерения, мысли, мотивы

Попробуем схематично представить, смоделировать как происходит процесс считывания:

Увидев внешние признаки (одежду, прическу, макияж), поведение (совершаемые действия, эмоциональные реакции, мимику и т.д.), мы оцениваем то что увидели и делаем умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах своего партнера по общению. Сумма свойств, приписанных партнеру, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему, которое чаще всего носит эмоциональный характер и укладывается в рамки понятий «нравится/не нравится».

То есть в результате складываются отношения между субъектом и объектом восприятия, завязываются социальные, эмоциональные, психологические связи.

Большое значение здесь имеет прежний социальный опыт и психологические установки, стереотипы.

В вашем коллективе новая сотрудница. Общаясь с ней (обмен информацией, действиями) вы воспринимаете ее внешние характеристики (одежда, макияж, улыбка, блондинка, молодость), действия (точность, грамотность, пунктуальность, скорость), эмоциональность, открытость, доверчивость. Завязываются отношения под влиянием стереотипов (о блондинках, водит машину…

Кроме того…

ü Представление о другом человеке зависит от уровня развития самосознания, от представления о собственной Я-концепции. Чем богаче внутренний мир человека, тем привлекательнее кажутся нам окружающие.

ü Возрастные особенности также влияют на восприятие и оценку окружающих. Считается, что дети наиболее ярко воспринимают и ориентированы на внешность (одежда, прическа, наличие отличительных признаков: униформа, очки и пр.), они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам. Было установлено, что взаимооценивание учителей и учеников часто не совпадает, поскольку они замечают разные признаки

ü Профессия наблюдателя также накладывает отпечаток на процесс восприятия. Так:

  • педагоги в значительной степени ориентированы на особенности речи воспринимаемого,
  • милиционеры – на внешний вид,
  • спортивные тренеры – на физическое сложение и т.д.

Таким образом, процесс социальной перцепции находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства. Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я - концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция).

  1. Механизмы межличностного восприятия.

Итак, мы сказали, что, начиная общаться с человеком, мы не только получаем инфо от него, но и «читаем» его, расшифровываем, соотносим с др людьми, и с собой тоже, то есть происходит осознание себя через другого человека. Например, вы оцениваете действия своего начальника и сравниваете с собой, как бы вы поступили в этой ситуации. То есть в этот процесс включены минимум 2 субъекта: вы и ваш партнер(ы). Происходит это осознание с помощью ряда механизмов.

  • Идентификация - процесс интуитивного отождествления, сравнения самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции.

Это способ распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Я – директор, Я – родитель, Я – менеджер, Я – преподаватель, Я – студент – множество соц ролей

Люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией (эмоциональное сопереживание, сопонимание, сочувствие). Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения.

Встав на позицию своего ученика, с которым приключилось горе, мы сочувствуем ему, отождествляя а нам каково бы было?

Здесь возможны 2 линии поведения: понять партнера по общению и встать на его пзицию: понять, принять к сведению, сочувствуя, но действовать по-своему.

  • В данном случае важен и обратный механизм социальной рефлексии — это осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми, самоанализ восприятия.

Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это познание себя гипотетически глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Рефлексия - самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

  • Каузальная атрибуция - это процесс приписывания другому человеку причин его такого поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует или ее недостаточно. Преступник---- думаем, почему он совершил преступления?

К.А. возникает в тот момент, когда встречаются неожиданные преграды и трудности, при столкновении интересов, взглядов, т.е. мы стараемся приписать причины поведения другим людям – объяснить поведение других, через выдвижение гипотез о его эмоциях, мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру.

Каузальная атрибуция тем выше, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Дефицит информации ---- приписывание.

Приписывание осуществляется на основе:

А)личного опыта, анализа собственных мотивом поведения (а как бы я поступила в этой ситуации)

Б)сходства поведения человека с кем-либо (а как еще возможно поступить, а как бы поступил…

Мера и степень приписывания зависит от:

А)степени уникальности или типичности поступка (типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами - ассистент или профессор, верующий человек или атеист, европеец или азиат) Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик (меня обманули в магазине – в целом я прекрасно отношусь к продавцам, это люди ответственные, точные, вежливые, но мне попался вот такой…

Б)степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Под социально «желательным » понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и легко и однозначно объясняемое (водитель должен пропускать пешехода на зебре). При нарушении таких норм (социально «нежелательное » поведение) диапазон возможных объяснений расширяется (купил права, ездить научись сначала).

 

В качестве примера: кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой, что опоздание - результат легкомыслия, третий – сомневается, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, четвертый – что их специально заставляют ждать.

Таки образом у всех разные представления о причинах опоздания. 1 – обстоятельства, 2 – особенности личности, 3 – причина в себе. Причины мотивирования атрибуции разные. В соответствии с этим Г. Келли выделил типы КА:

А) обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам)

Б) личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок водителю, продавцу, преступнику, ребенку)

В) объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие – пешеходу, покупателю, потерпевшему, родителю)

Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами.

  1. Эффекты межличностного восприятии.

Помимо рассмотрения механизмов перцепции необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми друг друга.

Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект стереотипизации.

  • Сущность «эффекта ореола » заключается в переносе информации о человеке на его восприятие, то есть реальное восприятие человека накладывается на тот образ, который уже был создан. Этот образ выполняет роль «ореола », мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. При этом ореол формируется сквозь призму собственного мировоззрения.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке (иногда выделяют эффект 1 впечатления).

Н-р, ожидая приход в коллектив нового сотрудника, мы располагаем какой-то положительной информацией о нем (успехи, награды, победа в конкурсе, участие в конференциях--------положительное впечатление, ореол; заранее негативная информация будет способствовать преуменьшению, недооценке даже реальных положительных характеристик)

В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

В одном из экспериментов был продемонстрирован перенос физически привлекательных черт на психологические характеристики воспринимаемого человека: группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах. Красивые были наделены такими чертами, как искренность, уравновешенность, заботливость, внимательность.

В качестве примера: УТолстого в «Крейцеровой сонате» говорится: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она говорит ни глупостей ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешь, что она чудо как умна и нравственна..»

ПРИМЕР ИЗ УЧЕБНИКА

  • Эффекты «первичности» и «новизны » выражаются в порядке предъявления информации о человеке для составления представления о нем, то есть первичная информация о человеке создает первое впечатление, но оно изменяется с поступлением новой информации.

Что было бы с нами, если бы мы руководствовались только первичной информацией…

Ребенок переводится к вам из другой школы. В предъявленной характеристике даны положительные оценки, указаны его успехи в спорте, в учебе------формируется первичное + впечатление. Затем по факту вы видите обратное ------ новизна информации влияет на изменения восприятия (негативное).

В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано:

в 1-й группе, что он экстраверт;

во 2-й группе, что он интроверт;

в 3-й группе - сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт;

в 4-й группе - то же, но в обратном порядке.

Всем четырем группам было предложено описать незнакомца, качества его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности » и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны », который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

  • Стереотипизация – один из эффектов социальной перцепции, а также самостоятельный феномен, психологическое явление.

Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие какого-либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы (каждый человек – носитель массы стереотипов: гендерных (все блондинки – глупые, феминистки ненавидят мужчин, у карьеристок нет семьи) профессиональных (у учителей несчастные дети, программисты – хакеры, медики чрезмерно употребляют спиртные напитки), этнических (кавказцы – агрессивные, татары – хитрые, педантичные немцы, темпераментные испанцы, трудолюбивые японцы). ОПРОС СТУДЕНТОВ

Стереотипизация — это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы (восприятие через призму, фильтр стереотипа).

Каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.

Стереотипное восприятие возникает на основе ограниченности информации, а также на основе положительного/негативного личного опыта.

Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, профессиональные черты у встреченных в прошлом бухгалтеров рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии.

Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям:

А)к упрощению процесса познания (я итак знаю, что …) - в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход (штамповый) к восприятию к-л человека,

Б)к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого негативного опыта, всякое новое восприятие представителя той же самой группы (политической - …, этнической-цыгане) окрашивается неприязнью.

Следует отметить, что именно на стереотипизации восприятия людей построена наука физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Еще Аристотель и Платон предлагали определить характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-либо животным, а затем отождествляли с характером животного

В условиях реальной жизни стереотипы могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

 

  1. Межличностная аттракция.

«Аттракция » - особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом эмоциональном отношении к человеку (формирование эмоционального отношения к человеку в процессе общения с ним).

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), эмоциональная оценка.

В процессе общения люди не просто обмениваются инфо, совершают к-л действия, воспринимают и понимают друг друга, но и формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения.

На основе эмоциональных оценок друг друга, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему.

Психологи выделили различные уровни положительной аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Исследование аттракции в социальной психологии - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.

До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений (откуда и почему рождаются чувства симпатии к определенному человеку, что есть любовь и т.п.), но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений (не хочу говорить об этом, или невозможно выразить словами, почему к одному человеку меня тянет, а от другого хочется бежать прочь).

Прикладное значение аттракции заключается в функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе, что очень важно. Такого рода работы лишь начинаются.


ИТОГ ПО ВСЕЙ ТЕМЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Анализ общения как сложного, многостороннего процесса завершен:

Общение = коммуникация + интеракция + перцепция

Коммуникация (инф обмен между коммуникатором и реципиентом с помощью речи и невербальных знаков

Интеракция (взаимодействие людей в общении в условиях одного ареала, единой деятельности и нацеленности на результат; проигрывание различных ролевых позиций (транзакций) в общении ВРД; различных типах взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт)

Перцепция (общение людей на уровне их восприятия друг другом на вне- и внутриличностном уровне через механизмы идентификации (отождествления), рефлексии (самоанализа) и каузальной атрибуции (приписывания); под влиянием первого впечатления/ореола, эффекта новизны, социальных стереотипов; выражение/реализация процесса восприятия не только через поведение, но и на эмоциональном уровне симпатии/антипатии (аттракция).

Итак, общение – сложный процесс, его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно между двумя людьми. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс.

В реальной жизни реальное общение, помимо того, что неразрывно подразумевает все эти 3 ипостаси, оно спонтанно и многофакторно. Прежде всего, влияние оказывают типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, а также личностный фактор, специфика рода деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: