Модель личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской




направлена на создание необходимых условий (социальных, педагоги­ческих) для раскрытия и развития индивидуально-личностных черт ребенка, их превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам (27). В ее модели базовыми понятиями являются: субъектный опыт ученика, траектория личностного развития, познавательная избирательность. Автор считает также необходимым в построении модели личностно-ориентированного обучения различать следующие термины.

Индивид — человек как представитель рода, обладающий опре­деленными генотипическими свойствами, биологически обус­ловленными качествами (биоритмы, строение организма, пси­хофизиологические особенности).

Индивидуальность — единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития.

Личность — человек как носитель социальных отношений, имею­щий устойчивую систему общественно значимых ценностей, опре­деляющих его принадлежность к той или иной социальной группе.



Глава 2. Развитие инновационных идей Л. С. Выготского


И. С. Якиманская вводит достаточно полную классификацию мо­делей личностно-ориентированного обучения, условно разделяя их на три основные:

1) социально-педагогическая;

2) предметно-дидактическая;

3) психологическая.

Социально-педагогическая модель была основана на педагогике со­циального заказа — воспитать личность с заранее заданными свойства­ми. Общество через все имеющиеся образовательные институты фор­мировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некое типовое явление, «усредненный» вариант, как носитель и вы­разитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требова­ния к личности: подчинение индивидуальных интересов обществен­ным, конформизм, послушание, коллективизм и т. п. Образовательный процесс при этом был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех.

Проектирование образовательного процесса основывалось на идее педагогического управления, формирования и коррекции личности без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразова­ния, самовоспитания).

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной пе­дагогики, сложившаяся на сегодняшний день, связана с организацией научных знаний в системе с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индиви­дуальный подход в обучении. Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель — развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудно­сти, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, «порцией» подачи материала, сложности его пере­работки и т. п. В основе дидактики лежала предметная дифференциа­ция, направленная на выявление предпочтений ученика в работе с мате­риалом разного предметного содержания, на интерес к его углубленному изучению, ориентации ученика на занятия разными видами предметной (профессиональной) деятельности. Проектирование предметной диффе­ренциации строилось на учете сложности и объема учебного материала (задания повышенной/пониженной трудности). Для предметной диф-


2.2. Модели инновационного обучения



ференциации учеными, педагогами и методистами разрабатывались факультативные курсы, программы спецшкол: языковые, математичес­кие, биологические; открывались классы с углубленным изучением оп­ределенных учебных предметов (их циклов): гуманитарные, физико-математические, естественно-научные и т. п.; создавались условия для овладения различными видами предметно-профессиональной деятель­ности: политехническая школа, УНК, различные формы сочетания обу­чения с общественно-полезным трудом.

Это свидетельствует о том, что на определенном историческом эта­пе развития российской общеобразовательной школы организация знаний по научным направлениям, программированное, проблемное обучение признавались основным источником личностно-ориентиро-ванного подхода к ученику. Создавалась ситуация, в которой диффе­ренцированные формы педагогического воздействия определяли со­держание личностного развития.

Однако предметная дифференциация задавала нормативную позна­вательную деятельность с учетом специфики научной области знаний, но не раскрывала сущностных истоков жизнедеятельности самого уче­ника как носителя субъективного опыта, имеющейся у него индиви­дуальной готовности, предпочтений к предметному содержанию, виду и форме задаваемых знаний.

Предметная дифференциация, как уже отмечалось, строилась с уче­том содержания научного познания с опорой на классические образ­цы познания. На этой основе разрабатывался программный материал, научные тексты, дидактические материалы и т. п. Это приводило к уг­лублению познания, расширению объема научной информации, ее бо­лее теоретическому (методологическому) структурированию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: