Психологическая модель личностно-ориентированного обучения 6 глава




Таким образом, можно сказать, что обучаемость, то есть способность к учению является индивидуальным, относительно устойчивым свой­ством личности. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, но не тождественна ему. Обучаемость может сохраняться постоянно, на протяжении длительного периода. Умственное же развитие повы­шается с возрастом.

Таким образом, как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, обучаемость включает многие показатели и па­раметры личности человека. К ним относятся, прежде всего: познава­тельные возможности человека (особенности сенсорных и перцептив­ных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), особенности личности — мотивации, характера, эмоциональных проявлений; отно­шения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной груп­пе и преподавателю. Важной характеристикой обучаемости являются качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).

Обучаемость ярко проявляется в ситуации продуктивного обу­чения решению учащимися учебных задач. Продуктивное обучение обеспечивается иной, чем адаптивное обучение, логикой построе­ния содержания усваиваемой деятельности. Здесь ученики стано­вятся в ситуацию получения социально значимого и культурно пол­ноценного продукта с самого начала усвоения новой деятельности. Вместе с тем, как отмечает В. Я. Ляудис, еще недостаточное владе­ние операционно-техническими умениями вызывает к жизни по-


4.2. Понятие «обучаемость» в инновационном процессе



требность в совместных учебных действиях и заряжает их смыслом для каждого участника обучения. В ситуации продуктивной совме­стной деятельности возникает оптимальная зона реализации всех возможностей, содержащихся в сотрудничестве преподавателя с уче­никами (11, 12).

З. И. Калмыкова выделяет различные уровни обучаемости школь­ников и дает их характеристики (8).

Учащиеся с высокой обучаемостью отличаются сформированнос-тью основных положительных качеств ума. Для них характерны вы­сокая активность, самостоятельность ума, стремление к интеллекту­альному напряжению, к преодолению трудностей, чувствительность к существенному, легкость, быстрота и высокий уровень обобщения, легкость выделения смысловых опор. Глубина ума сочетается с гиб­костью мышления, избегают шаблона, стараются варьировать спосо­бы решения задач, их не затрудняет переход от решения задач од­ного типа к другому. Легкость переключения, изменения способа действия сочетается у таких школьников с устойчивостью их ума. Учащихся этой группы характеризует высокая осознанность мысли­тельной деятельности.

Для учащихся с высокой обучаемостью оптимально обучение, предъяв­ляющее к ним высокие требования (и по содержанию, и по методам), которые соответствуют их большим потенциальным возможностям. Девиз обучения таких учащихся — максимум самостоятельности ми­нимум помощи. Излишняя детализация, длительные тренировки на однотипных заданиях вызывают у них отрицательную реакцию. Бо­лее благоприятным для них является закрепление знаний в процессе выполнения заданий большей трудности, оперирование новыми зна­ниями в усложненных условиях, предполагающих видоизменение из­вестных им действий. Отсутствие таких условий ведет к отрицательным последствиям, связанным с понижением интереса к учению, замедлению темпа развития и т. п.

Учащиеся с пониженной обучаемостью отличает поверхостность ума. Они выделяют в качестве существенных первые попавшиеся признаки, яркие детали. Для них характерно смешение понятий, трудность в формировании содержательных обобщений, формаль­ном в усвоении знаний, инертность, подражательность, умственная пассивность, неустойчивость ума. Для учащихся с пониженной обу­чаемостью характерна слабая осознанность как хода своего мысли­тельного процесса, так и тех признаков, на которые они при этом опираются.



Глава 4. Ученик в инновационном обучении


Как показали исследования У. В. Ульенковой (18),существуют три основных варианта причин пониженной обучаемости у млад­ших школьников.

Пониженная обучаемость у детей является следствием общей педа­гогической запущенности, берущей начало в дошкольном детстве. От­ставание в общем развитии, низкий уровень способностей к усвоению знаний является у них следствием неблагоприятных условий микро­социального или микропедагогического характера.

Пониженная обучаемость у детей обусловлена слабым сомати­ческим здоровьем (с раннего возраста), а также функциональным расстройством нервной системы вследствие частых болезней, с од­ной стороны, а с другой — неблагоприятными условиями воспита­ния и развития в семье, в школе.

Пониженная обучаемость у детей является следствием задержки пси­хического развития, которая установлена как медицинский диагноз.

Для того чтобы дети с пониженной обучаемостью усвоили про­граммный материал, им нужны гораздо более развернутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражне­ний с медленно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному. Особое внимание в работе с такими детьми долж­но быть уделено формированию рациональных приемов умственной деятельности, умения учиться, правильной самооценки.

Наибольшая по численности группа учащихся дети со средней обу­чаемостью, на которых и рассчитано школьное обучение. Это доста­точно разнородная группа учащихся, но условия обучения в массовой школе больше соответствуют особенностям их психики, чем особен­ностям крайних категорий школьников.

Отметим так же, что обучаемость в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познава­тельную активность субъекта и его возможности к усвоению новых зна­ний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способ­ности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих спосо­бов действий. Обучаемость формируется с раннего детства. Л. С. Вы­готский (2) указывал на необходимость изучать не только актуальный уровень, но и потенциальные возможности развития ребенка, которые могут быть раскрыты при анализе умения детей использовать в процессе выполнения заданий разные уровни помощи. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые сензитивные периоды — при переходе от дошкольного детства к систематическому


4.2. Понятие «обучаемость» в инновационном процессе



обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее су­щественные качества познавательных процессов и личности, обеспечи­вающие возможность к обучению:

• управление познавательными процессами (произвольное внима­ние, память и т. п.);

• речевые возможности человека, способности к пониманию и ис­пользованию различных видов знаковых систем (символичес­кой, графической, образной), которые обеспечивают в дальней­шем возможности смыслообразования.

Таким образом, понятие обучаемость наряду с общими характеристи­ками — более высокими познавательными возможностями и способнос­тями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач — включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обуче­ния на различных учебно-возрастных этапах психического развития че­ловека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника — возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента — возможности овладе­ния профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.

Обучаемость у взрослого человека включает в себя многие специ­альные навыки, в том числе навыки научно-исследовательской и твор­ческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и другими текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию.

В дальнейшем накопленные данные об обучаемости и особеннос­тях ее проявления позволили исследователям прийти к выводу о су­ществовании факторов, влияющих на формирование обучаемости:

• познавательный фактор, включающий: особенности мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия, проявляющегося в способе приема и переработки информации; а также наличие познавателъной активности, зоны ближайшего развития, интел­лектуальной рефлексии, как основы саморегуляции познаватель­ной деятельности;

• личностный фактор, характеризуемый внутренней или высокой внешней мотивацией, эмоциями, развитием интереса, адекват­ной самооценкой, психологическими предпосылками, которые



Глава 4. Ученик в инновационном обучении


закладываются в благоприятной семье, субъект субъектными от­ношениями и товарищескими контактами между обучаемыми;

• социальный фактор, означающий особенности питания, состоя­ния здоровья, наличие интеллектуального окружения, влияние профессионального мастерства и личности учителя;

• возрастной фактор, проявляющийся в возрастных особенностях протекания и развития психических процессов;

• индивидуально-психологический фактор, проявляющийся в осо­бенностях темперамента и уровне развития общих и специаль­ных способностей.

Эти факторы взаимосвязаны и влияют на обучаемость в разной сте­пени: одни в большей, другие в меньшей. Влияние некоторых из их составляющих изучено глубже: мыслительной деятельности, познава­тельной активности, интеллектуальной рефлексии, мотивации, само­оценки интереса, темперамента способностей, памяти и т. д.

Список литературы

1. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей. — М.-Во-ронеж, 1997.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. — М., 1980.

3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Меще­ряков, В. Зинченко. — СПб., 2004.

4. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Собр. соч.: В 6 т. Т. 2.— М., 1982.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорети­ческого и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.

6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2005.

7. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемос­ти. — М., 1981.

8. Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного разви­тия учащихся. — М., 1975.

9. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьни­ков. — М., 1987.

10.. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. 5-е изд. — СПб., 2007.


4.3. Самопознание в инновационном обучении



11.. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1992.

12.. Ляудис В. Я. Новая парадигма педагогической психологии и прак-

тика образования // Психологическое обозрение, 1997. — № 3.

13.. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школь-

ника. — М., 1989.

14.. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психичес-

кого развития ребенка. — М.-Воронеж, 1998.

1.5. Особенности обучения и психического развития школьников 13–14 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Кругловой. — М., 1988.

1.6. Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. — М.-СПб., 2005.

 

17.. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. — М., 1976.

18.. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического раз-

вития. — М., 1990.

19.. Якиманская И. С. Развивающее обучение. — М., 1979.

Основные понятия

Обучаемость — эмпирическая характеристика индивидуальных воз­можностей учащегося к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в том числе к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и са­моконтроля.

Сензитивный период — период онтогенетического развития, в течении которого организм обладает повышенной чувствительностью к опреде­ленным воздействиям внешней среды и оказывается как физиологически, так и психологически готов к усвоению новых форм поведения и знаний.

4.3. Самопознание в инновационном обучении

Современное общество ставит перед школой ряд требований, направ­ленных на развитие и формирование человека, отвечающего ценнос­тям и идеалам XXI в. Особую актуальность в процессе становления личности приобретают проблемы самопознания, саморазвития.

Однако традиционная система обучения на первый план выдвигает способы освоения предметных знаний, при этом задачи становления и развития самопознания самого субъекта учебной деятельности от­ходят на второй план и зачастую лишь декларируются на уровне тре­бований к активности ребенка со стороны учителя.



Глава 4. Ученик в инновационном обучении


Самопознание — это активный процесс получения знаний о са­мом себе, путем выделения себя из сообщества других людей на основе сравнивания себя с ними и, затем, с самим собой.

Результатом процесса самопознания является становление самосоз­нания. Самопознание является приоритетным процессом для подрост­кового периода онтогенеза. Однако, современная культурно-историчес­кая и духовная ситуация изменили ценностные ориентации подростка, который сегодня на первый план выдвигают материальные ценности, а нравственные ценности, такие как любовь, дружба, ответственность сопереживание, сочувствие, отодвигаются им на второй план. Это ведет к оскудению взаимоотношений между людьми, непониманию чувств и состояний, неумению сопереживать другому человеку. Кроме того, исчезли, существовавшие ранее, детские и подростковые организации, способствующие развитию самопознания подростка. Поэтому обраще­ние к проблеме развития и становления самопознания уже в младшем школьном возрасте является актуальным. Развитие ученика начальной школы как субъекта учебно-познавательной деятельности, открывает возможности для нового уровня понимания себя и тем самым новых возможностей саморазвития личности.

Сегодняшний ученик начальной школы существенно отличается от своего сверстника 70–80-х гг. прошлого века значительно возросшей информированностью и многообразием способов социализации и ин­дивидуализации. Опыт показывает, что младший школьник способен реализовать достаточно высокие требования к своим познавательным способностям. Однако современные наука и практика образования не в полной мере считаются с этими изменениями.

Необходимость развития самопознания в младшем школьном воз­расте определяется в научно-практическом плане следующими обсто­ятельствами.

В о - п е р в ы х, возрастает информационная нагрузка на ребенка младшего школьного возраста, особенно за счет увеличения потоков аудиовизуальной информации и предоставляемых ими содержанием Чаще всего эта информация воспринимается некритичным умом ре­бенка как некая бесспорная реальность. Поскольку ребенок не может осознать и понять предлагаемое содержание, следовательно, не может принять адекватного решения в различных ситуациях взаимоотноше­ний и общения.

В о - в т о р ы х, отмечается многообразие источников информации (как в массовых средствах, так и в живом общении со сверстниками, педагогами и родителями), которые для младшего школьника имеют


4.3. Самопознание в инновационном обучении



неодинаковое значение. Возникшая ситуация приводит к необхо­димости развития понимания детьми не только самой информации, но и ее источников, а также себя и своей жизненной позиции. Та­ким образом, современная ситуация развития ставит перед ребен­ком непростую проблему понимания и формирования образа мира и себя в этом мире.

Проблемы развития и совершенствования человека требуют рас­ширения содержания образования, которое должно учитывать многие факторы современного мира. Это осознание и оценка многообразия исторических путей и социальных систем различных народов в миро­вом сообществе; разнообразие коммуникативных возможностей и вы­работку осознанного отношения к средствам массовой информации; внимание к важнейшим мировым культурным событиям и возможное участие в них; понимание основных принципов развития цивилиза­ции, когда и рост, и развитие могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль и многое другое.

Указанные особенности требований к образованию предполагают рас­ширение путей самопознания и более раннего включения детей в осоз­нанный выбор собственных позиций и в становление их прогности­ческой самооценки.

Учебная деятельность, которая является ведущей деятельностью младшего школьника, а также включает ребенка в современный детс­кий социум и в упорядоченный системой образования социум взросло­го, несомненно, дает широкий простор не только для усвоения знаний, но и для самопознания. В процессе учебной деятельности возникает и формируется одно из основных психологических новообразований младшего школьного возраста — рефлексия, позволяющая субъекту взаимодействий понять и осознать себя, (свои переживания, состоя­ния, отношения), воспринимать себя партнерами по общению.

По мнению исследователей развивающего обучения, самое главное в учебной деятельности — это поворот школьника на самого себя с це­лью выявить изменения, происходящие с ним самим (28).

Автором разработана модель развития самопознания младших школьников, построенная в контексте гуманистической парадигмы реорганизации стратегии современного образования, на основе по­нимания в единстве двух его составляющих — когнитивного и лич-ностно-смыслового. Она включает следующие компоненты.

1. Интеграцию образа мира и образа себя самого в процессе обуче­ния в начальной школе через многообразие социальных связей на основе порождения, нахождения и интерпретации личностных



Глава 4. Ученик в инновационном обучении


смыслов, позволяющих осознать себя как частицу окружаю­щего мира.

2. Актуализацию имеющихся у ребенка знаний о себе и опыта взаи­модействия с другими людьми в процессе усвоения знаний о пред­метном мире как способа персонификации и индивидуализации.

3. Рефлексию собственной познавательной деятельности, взаимо­действий и отношений, направленных на создание образа мира; осознание образа себя (21, 22).

К показателям освоения п е р в о г о к о м п о н е н т а модели пони­мания в самопознании — единства образа мира и образа себя самого, для младшего школьника относятся:

• проявление познавательной активности, направленной не толь­ко на окружающий мир, но и на себя самого;

• пристрастное отношение к презентации собственного образа дру­гими;

• пристрастное отношение к актуализации своих знаний и опыта;

• стремление в процессе освоения нового опыта, к актуализации индивидуальных знаний.

К показателям освоения в т о р о г о к о м п о н е н т а модели пони­мания в самопознании относятся:

• готовность и способность участвовать в совместном решении учебно-познавательных продуктивных и творческих задач;

• инициатива в совершении и контроле своих действий и поступ­ков; активность действия и поведения в наличных ситуациях;

• освоение и понимание групповых норм;

• способность принимать и понимать других людей.

К показателям освоения т р е т ь е г о к о м п о н е н т а модели по­нимания в самопознании относятся:

• начальный уровень развития понятийного мышления и его на­правленность на самого себя;

• проявление внешней рефлексии, в умении взаимодействовать с другими людьми, то есть учитывать позицию другого;

• проявление внутренней рефлексии, в умении давать адекватную оценку самому себе.

Анализ результатов проведенного нами экспериментального исследова­ния позволил выделить интегративный критерий развития самопозна­ния учащихся. Этим критерием является глубина понимания, которая зависит от уровня умственного развития учащихся, имеющихся знаний


4.3. Самопознание в инновационном обучении



и опыта общения и взаимодействия, уровня самооценки, уровня обоб­щения знаний об окружающем мире, о других людях и о самом себе.

В ходе исследования было выявлено три уровня сформированности самопознания испытуемых. Низкий уровень самопознания соответству­ет пониманию отдельных фрагментов ситуации и внешних черт человека, вследствие недостаточности знаний и несформированности умения обоб­щать и оценивать получаемые о себе знания. Средний уровень соот­ветствует пониманию совокупности элементов ситуации, черт лич­ности вследствие возросшей потребности обобщать получаемые знания и осуществлять на их основе самооценку. Высокий уровень соответству­ет пониманию общего смысла изучаемой ситуации на основе обобщения всех имеющихся знаний об окружающем мире, о других людях и о самом себе, порождения и интерпретации новых личностных смыслов в процес­се взаимодействия и общения.

Понимание в самопознании младших школьников предполагает развитие трех основных составляющих образа «Я» на основе орга­низации учебного сотрудничества в процессе совместного решения продуктивных и, творческих задач.

Развитие самопознания младшего школьника в учебно-познаватель­ной деятельности происходит также в процессе понимания содержания учебного материала, выраженного в текстовой форме. При работе с со­держанием текста ученик сопереживает герою, выражает отношение к тому, что соответствует или не соответствует его пониманию, встает на место автора, выбирает идеалы для подражания и т. д. Поэтому пра­вильная организация работы с текстом, как и само его содержание, мо­жет стать одним из путей к самопознанию.

Объединение двух аспектов понимания (когнитивного и личностно­го) достигается двумя путями. П е р в ы й п у т ь — это изменение харак­тера деятельности школьников с вербальными текстами: а) привлечение особого типа текстов, в частности, текстов экологического содержания, объединяющих мир природы и социальный мир, раскрывающих место человека среди других существ; б) задачи понимания текста не ограничи­вались пассивным его чтением, но и включали продуктивные и творчес­кие задачи (пересказ, озаглавливание, прогнозирование, составление но­вого рассказа на основе прочитанного); в) работа с текстом предполагала и овладение системой операций, включающих в качестве способов пони­мания следующие: выделение значимых слов с помощью внешних мо­торных действий; вычленение из текста значимых слов в качестве зри­тельной мнемической схемы, облегчающей охват целостного смысла текста; интерпретацию и реинтерпретацию с помощью замены слов, продолжения рассказа, составление нового рассказа.



Глава 4. Ученик в инновационном обучении


В т о р о й п у т ь — изменение характера организации взаимодей­ствий, отношений и общения между всеми участниками учебной си­туации при работе над пониманием текстов: введение ситуаций раз­личных форм совместной деятельности позволяет включать сознание в акты освоения значений и порождения смыслов, учитывать позицию других людей (автора, сверстника, учителя).

При организации занятий, направленных на развитие самопозна­ния детей младшего школьного возраста мы использовали таксоно­мию учебных задач Д. Толлингеровой.

Первую группу составляют задачи, требующие восприятия и воспро­изведения знаний. Во вторую группу входят простые мыслительные задачи (описание и систематизация фактов). Обе группы содержат задачи репродуктивного характера.

Третью группу составляют задачи на сложные мыслительные опе­рации (аргументация, объяснение), четвертая группа — задачи, пред­полагающие обобщение знаний и сочинение, пятая группа — задачи, предполагающие продуктивное мышление. Эти три группы задач на­правлены на продуктивную творческую деятельность учащихся.

Шестая группа задач — задачи рефлексивного характера. Они свя­заны с тем видом опережающего управления познавательной деятель­ности учащихся, который получил название «рефлексивное управле­ние». Эти задачи обеспечивают переход к осознанному использованию способов анализа различных проблемных ситуаций. Особенностью этой группы задач является то, что они требуют для своего решения введения особых ситуаций учебных взаимодействий. В этих ситуа­циях учащиеся осваивают новую личностную позицию, связанную со сменой установки — от усвоения предметных знаний к установ­ке на выявление способов собственной мыслительной работы, чему и соответствует рефлексия позиций в межличностных взаимодей­ствиях.

Эти задачи решаются в условиях создания определенных типов учебных ситуаций, вводящих учащихся в совместную разработку оптимальных стратегий решения того или иного типа задач, с пос­ледующей демонстрацией решения и обоснованием. Таким обра­зом, достигается интеграция знаний об окружающем мире и себя самого (8, 9, 10).

При выполнении детьми упражнений, направленных на развитие са­мопознания учитель поочередно принимает на себя следующие функции: инструктора, дающего установку на выполнения задания, все исчерпы­вающие объяснения; советника, который, если возникают сложные или


4.3. Самопознание в инновационном обучении



неоднозначные ситуации, переводит их в учебные задачи, но не принима­ет решения и не дает готовых ответов; образца, который в начальной шко­ле действительно является образцом подражания для своих учеников, а в процессе проведения занятий задает эмоциональный тон всему уроку, показывает образцы поведения, отношений, выбора и принятия решений при выполнении заданий, но не является при этом «подсказчиком».

Затем учитель, выполняя вышеназванные функции, осваивает и но­вые: наблюдателя, для которого очень важна педагогическая наблюда­тельность и рефлексия; фасилитатора, основная задача которого состо­ит в том, чтобы способствовать формированию представления ребенка о самом себе, дать ему почувствовать себя увереннее, безопаснее, повы­сить его самооценку.

И, наконец, наряду с вышеназванными функциями учитель выпол­няет функцию партнера, понимающего личностный смысл высказыва­ний и поведения ребенка и поэтому готового к принятию его инициатив и к организации помощи в их выполнении на основе взаимоконтроля и взаимопомощи в детском сообществе.

Таким образом, при выполнении вышеназванных функций строит­ся взаимодействие и взаимообогащение сознания главных субъектов учебного процесса — учителя и ученика.

Специальное построение продуктивной, творческой учебной дея­тельности, базирующейся на основе сотрудничества ученика с учите­лем, с другими учениками и с самим собой, способствует развитию самосознания и оказывает влияние на идентификацию личности не только ребенка, но и педагога, приводя к перестройке личностной по­зиции учителя и его самосознания, обеспечивая способность взросло­го профессионала к диалогу, эмпатии и уважению личности ученика.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Ме­щерякова, В. П. Зинченко — СПб., 2004.

2. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. — М., 1982.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорети­ческого и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2005.

5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в шко­ле. — М., 1991.



Глава 4. Ученик в инновационном обучении


6. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

7. Кудина Г. Н. Развитие понимания школьниками внутреннего мира человека // Психол. наука и образование, 1996. —№ 1. — С. 53–60.

8. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. 5-е изд. — СПб., 2007.

9. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1992.

10.. Ляудис В. Я. Новая парадигма педагогической психологии и прак-

тика образования // Психологическое обозрение, 1997. — № 3.

11.. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирова-

ния письменной речи у младших школьников. — М., 1994.

12.. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» че-

ловека // Вопр. психологии, 1995. — № 2. — С. 5–19.

13.. Орлов А. Б. Психология личности и сущность человека: парадиг-

мы, проекция и практика. — М., 1995.

14.. Панов В. И. Некоторые подходы к методологии развивающего обу-

чения / Психологическая наука и образование, 1998. — № 3–4. — С. 38–46.

15.. Петровский В. А. Личность в психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.

16.. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у де-

тей в процессе обучения. — М., 1987.

1 7.. Смирнов С. Д. Психология образа: проблемы активности психи-

ческого отражения. — М., 1985.

18.. Слободчиков В. И. О возможных уровнях анализа проблемы реф-

лексии // Проблемы логической организации рефлексивных про­цессов. — Новосибирск, 1986.

19.. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.

20.. Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.

21.. Сорокоумова Е. А. Психология понимания в самопознании млад-

ших школьников. — Н. Новгород, 1999.

22.. Сорокоумова Е. А. Психология самопознания младших школьни-

ков. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — Самара, 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: