Возникновение и развитие конфликта.




Тема 2.2 Межличностные конфликты

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие конфликта.

2. Возникновение и развитие конфликта.

3. Структура конфликта.

4. Методы разрешения конфликтов.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. — Москва: Аспект Пресс, 1999

2. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Мн.: Новое знание, 2004.

3. Психологические основы поведения в конфликте / автор-составитель И.И. Семененя. — Мозырь: Содействие, 2007.

 

Понятие конфликта.

Слово «конфликт» используется нами в самых разных ситуациях: когда возникает семейная ссора, когда обостряются отношения меду государствами, когда два человека излишне эмоционально и негативно выражают свое мнение, когда у нас самих возникают сильные противоречия, например, между долгом и желанием.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов компонентов или субъектов взаимодействия.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Как утверждает В. А. Ядов: «Конфликт — это нормальное состояние общества, в любом обществе всегда, во все времена существовали, существу и будут существовать конфликтные ситуации».

В современных условиях, когда общение людей становится все более интенсивным и напряженным, нарушение взаимопонимания, усиление противоречий между всевозможными группами и отдельными людьми становится весьма существенной проблемой, ибо, сопровождаясь стрессами, нарушения взаимопонимания негативно сказывается на всех процессах жизнедеятельности, имеет далеко идущие последствия: медико-биологические, психологические, социальные.

Конфликты могут возникнуть при любых жизненных обстоятельствах, и на какой бы уровень сложности они не выходили, для конфликтующих это всегда повышенные переживания, расстройства, огорчения, сопровождаемые стрессами, озлобленностью, чувством вины или боли и т. п.

Большинство исследователей считают, что в основе конфликта лежит «столкновение», противостояние, противоборство. Например, вооруженное столкновение соседних государств, семейная ссора, служебный конфликт, личная драма — во всех этих конфликтах присутствует столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций. Таким образом, одним из признаков конфликта является биполярность, обозначающая и взаимосвязанность, и взаимопротивоположность одновременно. Противодействующие, полюса взаимно предполагают друг друга, невозможны друг без друга, как левое и правое, высокое и низкое, добро и зло.

Но одного противопоставления недостаточно для того, чтобы возник конфликт.
Необходима «борьба» двух начал, т. е. активное взаимодействие, направленное на устранение противоречия. Следовательно, второй обязательный атрибут конфликта – активность, направленная на преодоление противоречия.

Однако определять конфликт просто как противоречие – тоже не совсем корректно. В конфликте всегда присутствуют субъект или субъекты как инициаторы конфликта – это ещё один существенный признак конфликта. Находиться в конфликте можно только с кем-то – с группой, другим человеком, с самим собой. Нельзя находиться в конфликте с природой или техникой, так как они не могут вступать в активное и осознанное взаимодействие с нами. У животных тоже не может быть конфликтов. Там мы говорим о соперничестве или конкуренции.

Таким образом, конфликт представляет собой столкновение противоположных сторон, мнений, сил, характеризующее активность субъекта, направленной на разрешение противоречий.

 

Возникновение и развитие конфликта.

Конфликт как проявление непримиримости, накала страстей, порой нескрываемых антипатий и даже неуправляемого агрессивного поведения имеет свою
анатомию, этапы развития. Зародившиеся первопричины противоречии с течением времени усложняются, усиливаются и в какой-то момент неудачно
сказанным словом или незначительным (воспринятым как недружественный)
фактом прорываются в инцидент, когда не получившие разрешения разногласия превращаются в конфликт.

Инцидент — в переводе с латинского означает «случай», «происшествие» (обычно неприятного характера), «недоразумение», «противоречивое столкновение».

На первом этапе, на уровне обычного недоразумения, несовпадения мнений и оценочных выводов ни одна из сторон не стремится явно и бескомпромиссно проявлять свои позиции, они только зарождаются, формируются. Столкновения на этом этапе не являются обостренными, имеют характер случайности и могут быть ликвидированы, особенно при достаточном уровне
культуры, воспитанности участников.

Однако подобные инциденты могут повторяться. Не удостоенные внимания посредников, негативные отношения между оппонирующими субъектами усиливаются, и инцидент закрепляется как первый этап в развитии конфликта.

Если взаимоотношения сторон так и не достигают консенсуса, взаимопонимание не приходит, наступает второй этап в развитии конфликта — конфликтная ситуация. Взаимоотношения обостряются, столкновения, спор становятся более частыми и открытыми. Если в выяснении отношений задействованы группы людей, определяются инициаторы, формируются лидеры, оппоненты могут «обрастать» сочувствующими одной стороне и испытывающими неприязнь к другой. Это объясняется стремлением сторон укрепить свои позиции, найти поддержку, расположить к себе наиболее влиятельных окружающих, старших и руководителей. Таким образом, конфликт будет разрастаться, возможна эскалация от межличностных разногласии до межгрупповых и коллективных противоборств.

В более строгом определении конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействие между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повод для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и методику предстоящей конфликтной борьбы.

Тем не менее конфликтная ситуация еще не конфликт, а при профессиональном вмешательстве компетентного посредника противостояние может быть ослаблено и направлено в русло большего взаимопонимания, трезвой оценки происходящего, и пережитый инцидент будет служить приобретем опыта конструктивизма, достижения компромисса, принципиальности и доверительности в построении взаимоотношений. Невнимательность, промедление, нерешительность примирителя-посредника, его боязнь и неуверенное в собственных силах, некомпетентность, а поэтому и неспособность взять на себя определенную долю ответственности приводят к усложнению и усугублению ситуации, ее обострению и переходу на третий этап — непосредственно конфликт.

Таким образом, конфликт — это ситуация, когда стороны уже не обременяют себя деликатностью в выяснении позиций, не скрывают своей категоричности в оценках и выходят на позицию: «победа любой ценой». Фиш этого, как правило, глубоко драматичен: неминуема жестокая вынужденное одной из сторон примириться с поражением, принять точку зрения оппонента или отступиться (возможно, отступить), но на довольно длительное время сохранить вкус обиды, а может, и враждебности.

Следует учитывать, что характерными факторами, влияющими на адекватность отражения конфликта конфликтующими, являются:

1. «Иллюзия собственной правоты», т. е. каждая сторона уверена, что имен но она стремится к справедливому разрешению ситуации.

2. Конфликтующий не может объективно оценить собственные действия по отношению к оппоненту и предвзято, а то и с негодованием реагирует на его доводы и аргументы.

3. Упрощенное видение конфликтной ситуации, в результате чего укреп­ляются представления о правильности своих действий и неадекватности дей­ствий оппонента.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социаль­ной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях есте­ственен и поэтому неизбежен. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагна­цию общества, ведет его к развитию, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведе­ние, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

Иногда в развитии любого конфликта пытаются выделить конкретные ста­дии. Одним из вариантов такого рассмотрения является выделение 4-х стадий:

1. Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, цен­ностей и норм — положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется силь­ная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытые конфликтные столкновения. Такое положение дел может сохраняться до­вольно долго. Эта стадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый конфликт.

2. Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интере­сов. Эту стадию можно обозначить как инцидент, т. е. первую стычку конфликтантов. Инцидент выступает завязкой конфликта. Нередко инцидент вы­ступает как будто по случайному поводу, но на самом деле — это последняя капля, которая переполняет чашу. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться (например, перебранка пассажиров в городском транспорте).

3. Стадия конфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы «шага­ет по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов — действий и про­тиводействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерыв­ной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силь1 ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда на­пряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной кон­фронтации сменяются временным улучшением отношений.

На этой стадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать даль­нейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.

4. Стадия снятия или разрешения конфликта. На этой стадии необходимо ввести два понятия: «цена конфликта» и «цена выхода из конфликта». Сравнение этих двух составляющих позволяет рационально решать вопрос, стоит ли продолжить конфликт или же выгоднее его прекратить. Часто разрешения конфликта удается достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры между конфликтующими сторонами.

 

Структура конфликта

Конфликт можно характеризовать с точки зрения его составляют элементов (т. е. структуры) и с точки зрения динамических характерно (т. е. его развития).

Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно: изъятие любого компонента либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. К структурным элементам конфликта относятся:

1. Стороны (участники) конфликта.

2. Условия конфликта.

3. Предмет конфликта.

4. Действия участников конфликта.

5. Исход (результат) конфликта.

Стороны конфликта. В психологической литературе их часто так называют противостоящими сторонами, конкурентами, субъектами конфликта. Участники конфликта часто обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие («муж — жен «отцы — дети», «начальник — подчиненный»). Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу. Он рассматривается как инициатор. Успешное разрешение конфликта требует учета интереса всех участников конфликта. Не только непосредственных участников конфликта (тех, между кем развивается конфликт), но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты т ной ситуацией, т. е. пассивных участников конфликта.

Условия конфликта включают в себя условия его возникновения и) условия протекания.

Условия возникновения конфликта — это особенности внешней ситуации, которая приводит к конфликту.

Тесные контакты между людьми часто содержат в себе конкурентные отношения и способствуют возникновению конфликтов.

В качестве условий протекания конфликта Н. И. Шевандрин называет:

— пространственно-временные (место осуществления противоречия) и время, в течение которого оно должно быть разрешено);

— социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта);

— социальные (вовлеченность в противоречие интересов разных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических и национальных).

Предмет конфликта. Столкновение субъектов происходит по причине одних и тех же притязаний в отношении одного и того же объекта.

Предмет конфликта — объекты или отношения, из-за которых между участниками взаимодействия возникают противоречия.

Предметом может быть конкретный предмет (одна книга на двоих), или конкретная возможность (одна должность или одна путевка), или соблюдение (несоблюдение) каких-либо правил.

Действия участников конфликта. В совокупности действия индивидов во время конфликта образуют конфликтное взаимодействие, которое является основным содержанием процесса конфликта.

Исход конфликта — идеальный образ результата конфликта, который имеется у участников конфликта.

Образ желательного разрешения конфликта регулирует конкретные дей­ствия участников ситуации. Н. И. Шевандрин отмечает, что любое конфликт­ное действие может иметь четыре основных исхода: полное или частичное подчинение другого, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: