Суточный режим и режим учебно-воспитательного процесса




Влияние условий обучения и воспитания на здоровье детей и подростков.

Периоды детского возраста.

Анатомо-физиологические особенности детей различного возраста.

Суточный режим и режим учебно-воспитательного процесса.

Гигиеническое значение физического воспитания и закаливания.

Организация питания детей и подростков.

Влияние условий обучения и воспитания на здоровье детей и подростков.

Особенности измерений и отбора образцов различных факторов среды обучения и воспитания детей и подростков.

 

Периоды детского возраста

Наиболее удобно в практическом отношении деление на внутриутробный период, подразделяющийся на фазу эмбриона и фазу плода, и внеутробный период, состоящий из периодов: а) новорожденности (до 28 дней), б) грудного (29 дней – 1 год), в) период раннего детства (преддошкольный) (1 – 3 года), г) дошкольного (3 – 7 лет), д) младшего школьного (7 – 11), е) старшего школьного (12 – 18).

 

Анатомо-физиологические особенности детей различного возраста

Грудной возраст характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем, возрастает потребность в энергии и питательных веществах, поэтому, кроме грудного молока, с 6 месяцев вводится прикорм. Он знаменует собой переход от грудного вскармливания к обычному питанию. В этом периоде происходит совершенствование центральной нервной и других органов и систем. После 4 месяцев совершенствуется жевательный аппарат, начинается прорезывание зубов.

В грудном периоде отмечается высокий темп физического и психического развития. Масса тела к концу первого года утраивается, рост увеличивается в среднем на 25 см, окружность головы – на 12 см, окружность груди – на 13–15 см.

Изменяются и пропорции тела, конечности удлиняются, развиваются статические функции: ребенок начинает держать голову, к 7 месяцам самостоятельно садится, а к году – ходит.

В грудном возрасте стремительно происходит психическое развитие. К концу года ребенок начинает понимать слова, говорит первые осмысленные слова.

Особенности преддошкольного (ясельного) возраста (с 1 года до 3 лет). В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки, речь и психика; продолжается активный рост. В этом периоде уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличивается мышечная масса, формируется лимфоидная ткань, расширяются двигательные возможности, усложняются психологические навыки ребенка, совершенствуется моторная деятельность, ребенок начинает рисовать, различать цвета. Рацион питания становится более разнообразным.

Особенности дошкольного периода (с 3 до 7 лет). В этом возрасте происходит дальнейшее снижение темпов нарастания массы тела, изменяются его пропорции, начинается смена молочных зубов на постоянные и увеличивается их количество до 28–30.

Интеллектуальная деятельность усложняется, продолжается формирование навыков речи. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совершенствоваться координация движений, проводится подготовка к школьному обучению.

Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет). В этом периоде происходит полная смена молочных зубов на постоянные. Все анатомофизиологические особенности органов становятся как у взрослого человека. Ребенок начинает осваивать школьную программу, формируются сложная координация мелких мышц. Еще больше развиваются интеллект, трудовые навыки. Следует отметить, что в этом возрасте формируется мышечная система.

Старший школьный возраст (12–16 лет). Этот возраст характеризуется усиленным ростом, перестройкой эндокринной системы. Происходит быстрое половое созревание, причем раньше оно начинается у девочек, затем – у мальчиков. В этом периоде часто отмечаются функциональные расстройства, обусловленные быстрым ростом всего тела, отдельных органов, а также неустойчивостью вегетативной, нервной и эндокринной системы.

В этом возрасте полностью формируется характер. Этот период считается трудным периодом психологического развития.

 

Суточный режим и режим учебно-воспитательного процесса

В понятие суточный режим входит длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.

Сон - это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь функции клеток коры большого мозга. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы. Так, в период новорожденности длительность сна составляет около 16 1/2 ч. Такая врожденная потребность во сне объясняется тем, что даже незначительные по силе внимания раздражители оказываются для новорожденных сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вызывая охранительное торможение. Поэтому сон - основное физиологическое состояние ребенка этого возраста. В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно, со второго месяца устанавливается суточный режим сна: ночной (10-11) ч. и дневной (6-6,5) ч. В течение первых трех лет жизни длительность ночного сна практически не меняется, уменьшение общей суточной продолжительности идет за счет сокращения числа периодов дневного сна: с четырех до одного. Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,5 годам и сохраняется в течение всего дошкольного возраста. К 7-8 годам формируется монофазный сон в ночное время. Однако следует учитывать, что в этом возрасте дети начинают обучаться в школе, попадают в новые условия, связанные с большими умственными и физическими нагрузками. Отсюда очевидна важность для учеников 1-го класса дневного сна как одного из элементов переходного режима от дошкольного к школьному. К 17-18 годам длительность сна приближается к нормам взрослого человека (8-8,5) ч.

В осенне-зимний период потребность во сне у подростков повышается, он должен длиться не менее 9 ч.

Учебные занятия постепенно заменяют все более значительную времени.

В раннем возрасте (первый год и начало второго) они носят характер игры, очень непродолжительными (не более 10 мин) проводятся с начало индивидуально, а затем по подгруппам. Возможность усложнить процесс обучения появляется в дошкольном возрасте, когда повышается работоспособность и выносливость центральной нервной системы детей, усиливается процесс внутреннего торможения. В режиме предусматриваются более продолжительные занятия (20-30) мин, направленные на развитие речи, устный счет, т.е. способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков, поскольку в этом возрасте особенно важна потребность в движении и рассматривать ее следует как биологически закономерную реакцию, обеспечивающую нормальное развитие организма.

Общим направлением развития детей школьного возраста является дальнейшее совершенствование регулирующей функции коры большого мозга. Морфологически наиболее зрелая нервная система приобретает и большие функциональные возможности. Они проявляются в росте работоспособности клеток коры, увеличении силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов и совершенствовании второй сигнальной системы. Все это определяет способность школьника к абстрактному мышлению, необходимому для успешного освоения предусмотренных учебными программами знаний.

Уровень морфологического и функционального развития организма подростка (15-16) лет позволяет приступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих динамических стереотипов. Закономерно увеличивающиеся функциональные возможности растущего организма все же по многим показателям уступают возможностям взрослого человека. Этим обусловлена необходимость постоянного увеличения умственных и физических нагрузок как по характеру, так и по длительности. Данное требование - одно из обязательных условий рационального учебного режима. Учебные занятия школьников и подростков состоят из уроков в школе и домашних занятий (самоподготовка). Длительность каждого урока и перемены регламентированы Уставом средней общеобразовательной школы и одинаковы для всех возрастов. Поэтому общая продолжительность школьного учебного дня определяется числом уроков. Исследования работоспособности учащихся в процессе занятий выявили прямую зависимость ее динамики от возраста и числа уроков в день. В начальных классах выраженное снижение работоспособности учащихся наблюдается после 2 ч. занятий, в старших классах и средних ОТУ - после 6-7 ч.

Длительность приготовления уроков регламентируется Уставом образовательной организации и составляет в зависимости от возраста 1-4 ч. Однако следует подчеркнуть, что 4 ч. - максимальная величина. Оптимальная длительность - от 45 мин. до 3 ч.

В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для игровой деятельности, приемов пищи, утреннего и вечернего туалета. У дошкольников игровая деятельность занимает 4,5 - 5 ч., у школьников отдых по собственному выбору 1,5 - 2 ч.

Соблюдение нормы суммарной длительности основных компонентов бюджета времени, хотя и является обязательным условием правильно организованного режима, не решает полностью проблемы профилактики переутомления. Не менее важны рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена и чередование, т.е. построение (структура) режима. В процессе реализации этого принципа следует исходить из: а) учета биологических ритмов, свойственных организму ребенка и подростка; б) рационального чередования деятельности; в) использования механизма повышения работоспособности клеток коры через систему подкорковых образований.

Суточный биологический ритм проявляется в колебаниях - периодах улучшения и ухудшения функционального состояния организма. В дневное время функциональные исследования Н.И.Красногорского показали, что кора больших полушарий головного мозга детей оптимально возбудима утром и этот уровень сохраняется до полудня. Затем возбудимость постепенно снижается до минимального уровня к моменту сна, а процесс торможения соответственно нарастает.

Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отводя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием. Обязательные занятия в школьных учреждениях и занятия в школе следует проводить в утренние часы, а для приготовления уроков выделить время с 16 до 18 ч., если учащиеся занимаются во 2 - ю смену, то для приготовления уроков рекомендуются только утренние часы, занятия в школе должны заканчиваться не позже 18.30.

Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного ее вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей деятельностью.

Изложенные принципы суточного режима сохраняет значение и в отношении конкретных видов деятельности отдыха, которые по содержанию, по построению и организации должны соответствовать возрастным анато-физиологическим особенностям и возможностям детей и подростков.

Такая организация суточного режима будет способствовать успешному обучению и воспитанию детей, правильному их физическому и умственному развитию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: