ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК ………………………………..….6

1.1 Особенности речевого развития детей дошкольного

возраста……………………………………………….………………………........6

1.2 Роль и значение народных сказок в развитии речевого общения дошкольников среднего возраста……………………………………..………………………....18

1.3 Методики работы с народной сказкой по развитию речевого общения дошкольников……………………………………………………………...…29

Вывод к главе 1 ………………………………………………………….38

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................................…………………….…………39

2.1. Цель, задачи и методики организация диагностической методики исследования……………………………………………..………………..….39

Вывод к главе 2 ………………………………………………………….55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….…………………..…..59

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………....62
ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время изучению проблемы речевого общения дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов.

Исследователи, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев отмечают, что развитие в дошкольном периоде речевого общения, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речевом общении реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связным речевым общением, которое представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Для развития речевого общения ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Анализ научной литературы показывает, что проблема развития речевого общения дошкольников была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, С.Л. Рубинштейна, О.И. Соловьевой и др.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

Цель исследования: теоретически обосновать значение народных сказок в развитии речевого общения и проверить актуальный уровень сформированности речевого общения у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования – речевое развитие дошкольников.

Предмет исследования – развитие речевого общения детей среднего дошкольного возраста.

Цель, объект и предмет работы определили необходимость решения следующих задач:

1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Раскрыть сущность понятий "речевое общение", "народная сказка";

3. Определить критерии и уровни сформированности речевого общения у детей среднего дошкольного возраста;

4. Подобрать диагностический материал для выявления уровней сформированности речевого общения детей среднего дошкольного возраста.

Базой для исследования послужило Керченское коммунальное дошкольное учебное заведение №2 «Капелька» комбинированного типа Керченского городского совета Автономной Республики Крым.

В исследовании принимали участие 20 детей средней группы - - 10 контрольная; 10 экспериментальная.

Методы исследования - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анкетирование родителей; беседа с детьми; количественная и качественная обработка данных.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором отражена актуальность проблемы исследования, цель работы, поставленные задачи.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

 

1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

 

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.. При этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.

Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности, если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

В условиях спонтанной устной речи, сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств, сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

Речевое общение - процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевое общение бывает официальным и неофициальным, публичным и непубличным. Обращение к тому или иному виду речевого общения задается ситуацией и, конечно, индивидуальными особенностями говорящих и слушающих.

Все исследователи, изучающие проблему речевого общения, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи), но формы связности в ходе развития меняются. «Связность собственно речевого общения означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». [С.Л.Рубинштейн,1973, с. 116].

Речевое общение, по его мнению, может быть несвязным по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Связное речевое общение – это такое речевое общение, которое может быть вполне понятно на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь.

Речевое общение маленького ребенка, подчеркивал Рубинштейн, сначала отличается обратным свойством: оно не образует такого связного смыслового целого – такого «контекста», на основании которого можно было бы ее понять, поэтому и необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находится и говорит ребенок. Смысловое содержание речевого общения становится понятным в связи с этой ситуацией.

Однако, С.Л.Рубинштейн не противопоставлял эти два вида речевого общения, а различал ситуативную и контекстную речь по господствующей черте. Ибо всякая речь имеет какой–либо контекст, и в то же время всякая речь связана и обусловлена некоторой ситуацией. «Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае господствующим». [С.Л.Рубинштейн,1973, с.117].

Когда у ребенка развивается связное контекстное речевое общение, оно не вытесняет ситуативное, и ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого общения. Таким образом, к контекстному речевому общению переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей или читателей.

Речевое общение ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает формой связного контекстного речевого общения.

Исследование А.М.Леушиной, посвященное изучению речевого общения у детей среднего дошкольного возраста, вскрыло особенности ситуативной речи дошкольников: они проявляются в разной мере и зависят от содержания, от характера общения, а также от индивидуальных особенностей ребенка и от того, насколько он знаком с литературной речью.

Итак, поначалу речевое общение ребенка связано с ближайшей действительностью, оно рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связано с ней. Вместе с тем речевое общение - это разговорная речь, она направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т.е. ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.

Контекстным речевым общением ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, в новых формах построения – это зависит от содержания речи и характера общения.

Результат обучения связному речевому общению зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому очень важно, вовремя организовать развивающий потенциал среды.

Л.П.Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: «Для нормального развития речевого общения ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным развивающим потенциалом». [Л.П.Федоренко,1973, с. 6].

Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения,– от этого зависит общее развитие ребенка, его способность к обучению в школе.

Итак, психологи отмечают взаимоотношение умений речевого общения разной степени сложности в такой последовательности. В ранней детской речи – ситуативная связанность высказываний. Содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребенок. Затем речь ребенка становится контекстной, т.е. ее можно понять в определенном контексте общения. С того момента когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений. Дальнейшее усложнение детской речи идет по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи, или, как подчеркивает А.А.Леонтьев, произвольность речи, а затем вычленение ее компонентов. Под произвольностью автор понимает «способность ребенка в порядке волевого акта осуществлять свою речь». [Леонтьев А.А.,1970, с. 7].

В дальнейшем, когда перед ребенком встает задача обучения грамоте, у него формируются умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка закладываются основы умения свободно оперировать с синтаксическими единицами, что обеспечивает возможность сознательного выбора языковых средств.

Другой путь усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.

Рассмотрим характеристику диалогического речевого общения в трудах психологов, лингвистов, психолингвистов - именно те характеристики, которые нам важны для понимания речевого общения в среднем дошкольном детстве.

Л.П.Якубинский, рассматривая функциональное многообразие речевого общения, предлагал учитывать условия, формы и цели общения. Он отмечал, что форма речевого общения зависит от формы человеческих взаимодействий – непосредственной и посредственной (эту форму в настоящее время чаще называют опосредствованной).

Диалогическая форма речевого общения почти всегда соединяется с непосредственной. Мы не будем останавливаться на всех формах диалога и монолога, так как этих форм существует много (здесь и "ложный диалог", и "монологический диалог" и разные виды промежуточных форм, когда диалог становится обменом монологами, и т.д.), а отметим роль мимики и жестов, которые могут иметь значение интонации и тем самым модифицировать значение слова или придать ему противоположный характер.

Якубинский писал: "Мимика и жест, являясь постоянными спутниками всяких реагирований человека, оказываются постоянным и могучим сообщающим средством" [Якубинский,1986, с. 28].

Сравнивая диалогическое и монологическое речевое общение, он выделял и такой показатель, как сложность речи: "Диалог, конечно, не есть обмен вопросами и ответами, но в известной мере при всяком диалоге налицо эта возможность недосказывания, неполного высказывания, ненужность мобилизации всех тех слов, которые должны были бы быть мобилизованы для обнаружения такого же мыслимого комплекса в условиях монологической речи..." [Якубинский,1986, с. 36].

Монолог представляет собой определенную композиционную сложность, особенно это относится к письменной монологической речи. М.М.Бахтин, рассматривая высказывание как единицу речевого общения и подчеркивая ее отличие от единиц языка (слова и предложения), подчеркивал многосторонность процесса речевого общения: "В самом деле, слушающий, воспринимая и понимая значение (языковое) речи, одновременно занимает по отношению к ней активную ответную позицию: соглашается или не соглашается с ней (полностью или частично), дополняет ее, готовится к исполнению и т.п.; и эта ответная позиция слушающего формируется на протяжении всего процесса слушания и понимания... Всякое понимание живой речи, живого высказывания носит активно ответный характер (хотя степень этой активности бывает весьма различной); всякое понимание чревато ответом..." [Бахтин, 1986, с. 260].

Называя диалог классической формой речевого общения, М.М.Бахтин отмечал, что в зависимости от условий и ситуаций общения он может принимать разный характер и разные отношения связности реплик: вопрос–ответ, утверждение–возражение, предложение–согласие. По его мнению, эти отношения не поддаются грамматикализации, они невозможны между единицами языка внутри высказывания.

Отмечая, что диалогическая форма речевого общеня ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого, Д.Б.Эльконин подчеркивал: "На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка" [Эльконин,1966, с. 367].

Анализируя этапы усвоения ребенком грамматического строя родного языка (по А.Н.Гвоздеву), он отмечал, что "в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения" [Эльконин,1966, с. 368].

Интересно наблюдение Л.В.Щербы, что все изменения языка, которые потом проявляются в монологическом речевом общении, куются и накапливаются в кузнице разговорной речи. Отступления от нормы нестрашны в разговорной речи, их не замечают собеседники, а в монологической речи они немыслимы. В диалоге принимают участие прежде всего два лица, которые понимают друг друга, а монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку.

Это явление наблюдается и в дошкольном возрасте. Если разговаривают дети между собой, в их репликах можно услышать и сокращения и разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных (просторечных) слов. А когда те же дети рассказывают (описывают, рассуждают) перед группой сверстников, они стараются пользоваться литературным языком.

Интересно отметить взгляды некоторых исследователей на роль диалога и монолога в речевом общении взрослых.

О.Б.Сиротинина посвящает свое пособие, описанию норм русской разговорной речи, отличая ее от норм письменной формы литературного языка и устной формы официальной (публичной) речи и рассматривая особенности современной русской разговорной речи. Она считает, что "монологическая устная речь по интонационному рисунку и порядку слов часто ближе к письменной речи, чем к устной диалогической" [Сиротинина1974, с. 28], так как этому способствует логика повествования монолога.

Сиротинина считает, что устная монологическая речь разговорного стиля встречается редко, но даже если рассказ о каком-то событии не прерывается слушателем, монологичность здесь внешняя (говорит один человек).

В таких "монологах" говорящий рассчитывает на непосредственную реакцию слушателей (вопросы, возражения, подтверждения), хотя бы и с помощью мимики и жестов, и это объединяет их с диалогической речью. При этом она подчеркивает, что истинная монологическая речь фактически несовместима с условиями появления разговорной речи. Такая реализация возможна при выступлении на собрании, во время лекции, т.е. когда говорящий не строит каждую фразу с расчетом на немедленную реакцию, не предусматривает возможности переспроса и поэтому говорит четче, полнее.

Такое речевое общение всегда более продуманное и с точки зрения содержания, и с точки зрения средств выражения этого содержания, так как рассчитано не на общение, а на сообщение.

Такое резкое разграничение диалогического и монологического речевого общения мы встречаем и в других работах. А.Н.Васильева, рассматривая общую характеристику функциональных стилей, их взаимосвязи и взаимоотношения, отмечает, что диалог по происхождению первичен: речь родилась как обмен сигналами, реакциями на действительность; она рассматривает компоненты, которые соотносятся в этих видах речи. [1976, с. 39].

Все эти взгляды на монологическое и диалогическое речевое общение необходимы для понимания становления связного речевого общения у дошкольников. В этой связи уместно напомнить мысль А.А.Леонтьева о том, что коммуникативное употребление речевого общения предшествует ее использованию для планирования и регулирования действий (в разных видах деятельности). Автор считает, что особую проблему представляет собой соотношение диалогической и монологической речи.

Ребенок учится произвольности своего речевого высказывания, и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это надо больше обращать внимание именно в дошкольном возрасте.

Н.И.Жинкин отмечал следующие особенности речевого общения:

1) произнесение слов и предложений должно происходить в определенном времени;

2) каждый следующий звук должен быть подготовлен при произнесении предыдущих;

3) требуется упреждение? его произнесения вслух.

Для произнесения же предложений необходим синтез всей конструкции. Для связи предложений друг с другом (а это и определяет связность речи) необходима также известная форма упреждения.

Связное речевое общение в отличие от диалогической формы (беседа, вопросная система) носит характер монолога и поэтому требует предварительной подготовки. Изучая трудности, которые испытывают дети среднего дошкольного возраста при построении связного устного высказывания, Жинкин установил, что они связаны:

1) с бедностью активного словаря, так как устная речь требует мгновенной реализации мысли в слове. "В устной речи нет времени для отбора слова. Приходится применять те слова, которые находятся наготове" [Жинкин, 1966, с. 15];

2) со слабо развитой оперативной памятью, функция которой состоит в том, чтобы "во время устного составления предложения удерживатьуже связанные слова и упреждать слова, предстоящие к произношению" [Жинкин, 1966, с. 16].

Многие исследователи определяют речевое общение словом "говоримое" (В.Г.Костомаров: О.А.Лаптева, Н.Д.Андреев, Т.А.Ладыженская). Так, Андреев пишет, что в деятельности речевого аппарата можно выделить "устное речевое общение, основным дифференцированым признаком которой является то обстоятельство, что порождаемые тексты создаются непосредственно в процессе говорения" [Андреев,1968, с. 6].

Т.А.Ладыженская рассматривает устное речевое общение в соотношении с такими понятиями как "письменная речь", "виды речи (диалогическая и монологическая)", "функциональные стили" (в том числе разговорная речь), "эмоционально–экспрессивные стили речи", "жанры", "композиционные формы устной речи" [Ладыженская1975, с. 10].

Л.А. Булаховский отмечал, что формы речевого общения связаны тысячами переходов друг в друга. Эту связь между устным и письменным речевым общением психологи объясняют тем, что в основе обеих форм лежит внутренняя речь, в которой формируется мысль.

Средний дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком речевого общения, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение речевому общению, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речевого общения идет в нескольких направлениях: совершенствуется его практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речевое общение становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое общение детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое общение рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов [4, с. 56-58].

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей среднего дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Средний дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» [7, с. 143].

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

После 4-5 лет дети, владеющие речевым общением, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе [3, с. 93-95].

 

1.2 Роль и значение народных сказок в развитии речевого общения дошкольников среднего дошкольного возраста.

 

Обратимся к словарю С. Ожегова и найдём определение сказки. "Сказка повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил".

Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров устноэтического народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Живут они не только в устной передаче, но и в книге. Человечество не расстаётся с ними: сказочные образы витают над ними от предыисторических времён до нашего века, века новых открытий и технологий.

Вот какое мнение о сказках выразил народ в таких пословицах: "Сказка складка, а песня быль". "Сказка - складка, послушать сладко". "Сказка ложь, а песня - правда".

Таким образом, народ противопоставил сказку песне. Пословицы утверждают, что песня правдива, а сказка вымышлена, что красота песни в её напевной речи, а прелесть сказки - в искусном расположении выдумки.

Без выдумки и вымысла сказок действительно не бывает, причём многим сказкам действительно присуща не, только фантазия, но и фантастика, то есть неправдоподобный вымысел. Важно не столько в сказке вымысла, сколько его происхождения и характер, его цель и, главное отношение к нему народа [17, с. 128].

Развиваясь вместе с народом, из века в век создающим и пересказывающим их, сказки изменяются не только по содержанию, но и по форме, - в частности по жанровым признакам, так как изменяется отношение к ним народа.

"В разряд сказок нередко переходили произведения таких жанров, которые имели своё, особое, происхождение. Так, со временем, по мере утраты веры в действительность того, о чём рассказывалось, в сказки переходили языческие мифы. Сказками становились христианские легенды, сказочной фантастикой обрастали исторические предания, затейливой выдумкой разукрашивались бытовые анекдоты. Былины, и исторические песни, если они начинали исполняться без напева и потому терять свойственную им стихотворную форму, тоже превращались в сказку.

Так же мы можем рассмотреть разновидности сказки. Эти сказка базируется на народно - этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно - педагогическим потенциалом.

Любая сказка на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости.

Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: со временем, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д.

А.С. Пушкин писал о сказке: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Само понятие "намек", а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке, ее сюжете, ее образах. Само понятие "намек" подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем. [23, с. 153-156]

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Наверное, не найдется такого человека, который бы не любил сказку в детстве. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Применение сказки в работе с дошкольниками является одним из старейших методов, который и сегодня активно разрабатывается психологами, педагогами, логопедами.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.

 

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.

Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи [2, с. 45].

По мнению Е.А. Флериной, которая является крупнейшим педагогом в области дошкольного воспитания, преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. При рассказывании сказки наблюдается особенная непосредственность восприятия [27, с. 212]. Каждый воспитатель должен овладеть искусством рассказывания сказки.

Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам. Самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Крупнейший исследователь и собиратель сказки А.И.Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме.

Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам.

Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она – художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение.

Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки.

Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, - специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения.

Сочетание в литературной сказке



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: