Почему Правительству трудно выполнять майские указы?




 

Существующие проблемы реализации указов Президента РФ от 2012 года, в частности, не доведение среднемесячной зарплаты в ряде регионов России до целевых показателей 2015 года, факты сокращения размера среднемесячной номинальной зарплаты отдельных категорий работников культуры по регионам России, выявляемые поквартально в 2016 году, во многом вызваны сокращением доходов бюджетов субъектов РФ, их дефицитом и наращиванием долгов в виде «дорогих» коммерческих кредитов, предоставляемых под 15-20% годовых ставок, в связи с необходимостью выполнения возрастающих социальных обязательств перед населением и иных полномочий, в том числе по выполнению указов Президента России, в сложных условиях, охарактеризованных Президентом России в его очередном ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

По сведениям Росстата консолидированный бюджет регионов 2016 года был сведен с нулевым дефицитом. В то же время это было достигнуто, главным образом, благодаря большому профициту Москвы.

Положительный баланс бюджета г. Москвы за 2016 г. составил 115,6 млрд. руб. или почти две трети (61%) от суммарного профицита бюджетов регионов. Одновременно в значительном количестве регионов проблемы сбалансированности стали еще более острыми, чем в прошлом году.

Несмотря на ограничительную политику в области расходов, 56 регионов (66% от общего количества регионов) в 2016 году не смогли свести бюджет с профицитом. Объем долга субъектов за 2016 год вырос на 34 млрд. руб.

За 2016 год доходы консолидированных региональных бюджетов выросли по сравнению с 2015 г. на 6,6% и составили 9924 млрд руб. При этом наметился рост поступлений от налога на прибыль, по сравнению с 2015 г., он составил 8,2%, поступления НДФЛ выросли на 7,5%.

В то же время трансферты из федерального бюджета, напротив, сократились на 2,4% (в 2015 году это сокращение составило 3,2%). Расходы региональных бюджетов в 2016 г., по сравнению с 2015 г., выросли на 4,8%.

В числе самых благополучных субъектов РФ (с долговой нагрузкой менее 10% годового дохода) Москва и Санкт-Петербург, где «прописано» большинство крупнейших компаний России, нефтегазовые регионы Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ плюс недавно присоединенные Севастополь и Республика Крым. Причем, у Сахалинской области и Севастополя на 1 января 2016 года долгов не было.

На противоположном краю 14 регионов, у которых долг превышает годовой доход.

В их числе исконно русские, сейчас депрессивные регионы Нечерноземья:

- Смоленская, Псковская и Костромская области;

- Приволжские республики: Марий Эл и Мордовия (последняя с долговой нагрузкой почти вдвое больше годового дохода является антилидером среди всех субъектов РФ),

- Республики Северного Кавказа: Ингушетия и Северная Осетия- Алания, а также несколько регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока:

- Чукотский автономный округ, Забайкальский край и Еврейская автономная область.

Много лет профсоюзы непроизводственной сферы при активной поддержке ФНПР добиваются установления базовых окладов на федеральном уровне. В соответствии с решением Коллегии Минкультуры России от 26 октября 2016г. № 17 (по инициативе Профсоюза) в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда государственных и муниципальных учреждений на 2017 год рекомендовано устанавливать долю выплат, направляемых на оклады в структуре заработанной платы работников культуры, в размере не ниже 50 – 55%.

В ходе подготовки Пленума Российский профсоюз работников культуры провел очередной мониторинг социального самочувствия работников учреждений культуры.

Действительно, на уровне регионов между территориальными организациями профсоюзов, объединениями работодателей и правительством субъекта Российской Федерации утверждаются трехсторонние соглашения с рекомендациями об увеличении доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников учреждений культуры до уровня и выше, предложенного Едиными рекомендациями. Однако, до настоящего времени нормативные документы по вопросу увеличения должностных окладов подготовлены лишь в Архангельской, Томской, Белгородской и Ростовской областях.

В остальных регионах – только на уровне обсуждения.

Проведенный анализ показывает, что в субъектах РФ по-разному выполняются данные рекомендации. Так, например, базовые оклады установлены:

в Республиках: Адыгея от 34 до 65%, Бурятия– 60%, Кабардино-Балкария от 54,2 до 62,2%, Карелия – 60%, Коми от10 до 60%, Мордовия – 65%, Татарстан от 40 до 70%, Чеченская 50 - 55%,

в краях: Забайкальском от 49 до 59%,

в областях: Астраханской – от 40-66%, Калининградской – 60%, Курской – 45-55%, 50-55% - Новгородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской и Ульяновской областях, в Санкт-Петербурге только по городским ЦБС- 60%.

В ряде регионов доля выплат, направляемая на оклады, составляет менее 50 – 55%:

Это: в республиках: Калмыкия – 43%, Саха (Якутия) – 9-21%, Тыва – до 40%,

в краях: Краснодарском – 40-50%, Пермском – 20-70%,

в областях: Белгородской – 37-40%, Иркутской – 38%, Ивановской – 25,5-35%, Кемеровской – 37-45%, Курганской – 36%, Липецкой – 26-47%, Московской – 49,5%, Санкт-Петербурге и Ленинградской –40-45% (учреждения культуры), Саратовской – менее 50%, Свердловской – 45-50%.

В большинстве учреждений культуры установление постоянной доли оклада осуществляется за счет средств, запланированных на стимулирующие выплаты, т.е. оклад увеличили, стимулирующие исчезли, а в итоге зарплата работника либо остается прежней, либо уменьшилась.

В Республике Саха(Якутия) базовая часть оклада в структуре заработной платы в среднем составляет 21%. Но есть Улусы с очень низкой базовой частью от 9до 11%. и размеры базовых окладов составляют от 2556 руб.

В Смоленской области должностные оклады в учреждениях культуры составляют от 5194 руб.

В Брянской области должностной оклад библиотекаря первой категории муниципального уровня - 5581 руб. стимулирующие – 4838 руб., итого – 10419 зарплата.

Заведующего отделом муниципального клубного объединения – 6112 руб., надбавки – 6113 руб., итого – 12225 руб.

Заведующей сельской библиотекой – оклад – 4500 руб., надбавки – 9364 руб. итого – 13864 руб.

В Тверской области в 11 муниципальных образованиях заработная плата составляет от 10 до 11 тыс. руб., что приближается к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения области (10,324 тыс. руб.). В Краснохолмском районе заработная плата составляет от 1,5 тыс. руб. (работники заняты на 0,25 ставки), «дорожная карта» выполнена лишь на 38%.

В Курганской области в учреждениях культуры большинства муниципальных образований в 2016 году заработная плата значительно ниже среднего уровня по культуре в Курганской области. Финансовый блок Правительства Курганской области объясняет это катастрофической нехваткой средств.

По прежнему актуальной и острой остается проблема реального увеличения заработной платы, своевременной и полной ее индексации.

 

Как отмечалось ранее, в среднем по Российской Федерации за 2016 год по сравнению с данными за 1 полугодие 2016 года допущено снижение средней заработной платы в номинальном значении на 5-12% по всем категориям работников культуры, что может свидетельствовать о рисках не доведения средней заработной платы до целевого уровня по итогам 2017 года.

За 2016 год снижение заработанной платы по сравнению с 2015 года произошло в 4 субъектах РФ: Смоленской области, Республике Коми, Кабардино-Балкарской Республике, Алтайском крае.

Фактическая зарплата уменьшилась в учреждениях культуры и других регионов. Например, в республике Адыгея среднемесячная заработная плата уменьшилась у работников Камерного музыкального театра Республики Адыгея имени А.А. Ханаху, детской хореографической студии народного танца «Майкопчанка», Национального музея Республики Адыгея, Республиканской картинной галереи.

В Кемеровской области невыполнение Указов составляет 21,6%, а увеличение зарплаты в основном происходит за счет увеличения нагрузки на специалистов на 1.8 – 2.5 ставки.

В Пермском крае в четырех районах края (Александровский, Бардымский, Еловский, Ординский) уровень зарплаты не достигает даже 50% (не более 15 тыс. рублей).

В Челябинской области средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры в 14 муниципальных образованиях (перечень районов смотрите в таблице) ниже планового целевого показателя региональной «дорожной карты».

В Республике Северная Осетия (Алания) за 2016 год средняя заработная плата в отрасли составила 11940 руб. (67% к средней в регионе).

В связи с неоднократными обращениями Республиканского комитета профсоюза работников культуры в органы исполнительной власти республики о необходимости увеличения средств на заработную плату, только в апреле позволило утвердить показатель «дорожной карты» в части заработной платы на 2017г.

Отмечая рост уровня средней зарплаты за 2016 год по сравнению с 2012 годом на 84,5% (27,1 тыс. руб.), необходимо отметить, что рост зарплаты обусловлен не столько увеличением реальной оплаты труда, сколько ростом нагрузки на одного работника, а также механизмом расчета

заработной платы, исходя из полной ставки, в то время как большинство работников заняты на условиях неполного рабочего времени.

Опросы показывают, что зарплаты намного ниже тех, что приводят чиновники, а разница объясняется откровенным манипулированием методами подсчета. Например, официально учитываются все зарплаты, которые работники получают, работая на нескольких ставках или на нескольких работах, учитываются высокие показатели заработной платы руководителей учреждений.

 

На условиях неполного рабочего времени работают:

в республиках: Карелия –32,6%, Мордовия – 31,7%,

Северная Осетия (Алания) – 6,15%, Татарстан – 17%.

в краях: Забайкальском – 31% работников библиотек

в областях: Астраханской – более 50% (в сельской местности), Кемеровской – 10%, Курганской – 26% сельских библиотекарей и 30%клубных работников, Липецкой – 18%, Саратовской – 30 - 80%, Смоленской – 19,6%.

В Республике Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Калмыкия, Коми, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Пермском крае, Астраханской, Калиниградской, Курганской, Московской, Оренбургской и Тверской областях продолжается процесс сокращения ФОТ, а значит стимулирующих и компенсационных выплат.

На региональном и муниципальном уровне продолжается оптимизация численности работников культуры.

Зачастую сокращение работников и рабочих мест в учреждениях культуры идет бесконтрольно, в нарушение принятых и согласованных «дорожных карт».

В Оренбургской области продолжается оптимизация численности работников учреждений культуры, связанная с выводом технического персонала в специализированные учреждения по обслуживанию. Кроме того, в некоторых муниципальных образованиях продолжается оптимизация численности работников культуры путем перевода на меньшие ставки.

Например, в Бузулукском районе в 2016г. на меньшие ставки (0,75, 0,5, 0,25) переведено 46 работников культурно – досугового типа и библиотек. По сведениям Министерства культуры Оренбургской области по итогам 2016 года численность работников муниципальных учреждений культуры составляла 4,9 тысяч человек, из которых на ставку и более работали 58% от общей численности.

В Саратовской области от 30 до 80% работников культуры на муниципальном уровне работают на неполную занятость. В тридцати библиотеках (из 34) филиала ЦБС специалисты совмещают основную деятельность с обязанностями уборщиц. В 2- х сельских районах сокращен обслуживающий персонал и обязанности вменены работникам основного персонала без дополнительной оплаты.

В Забайкальском крае продолжается (начиная с 2013 года) оптимизация численности работников культуры. За штаты было выведено более 2 тыс. работников вспомогательного персонала учреждений культуры.

Большинство из них – члены профсоюза, работники, которые потеряли свои социальные гарантии и льготы. В ряде районов создают специализированные структуры производственно-хозяйственного назначения, куда и входит данный персонал. По итогам 2016 года численность основного персонала сокращена на 234 человека.

Серьезная проблема перевода технического персонала на аутсорсинг существует в Башкортостане. (Александр Владимирович Кузьменко, председатель республиканской организации профсоюза расскажет об этом в своем выступлении).

В Республике Коми численность работников учреждений культуры по отношению к 2013 году снизилась на 26%, что составляет 1,3 тыс. чел. В районах Республики 728 единицы административно-хозяйственного персонала переведены на аутсорсинг.

В Астраханской области сокращены вакантные ставки, совместители, расходы на административно-управленческий персонал, оптимизированы расходы на новые театральные постановки, выставки, закупки, а также на ремонтно-строительные работы.

В Белгородской области в Белгородском районе оптимизированы сельские Дома культуры. В Борисовском районе ликвидировано 3 сельских клуба. В Ракитянском районе прекращена деятельность клуба досуга. В Старооскольском городском округе приостановлена деятельность сельского клуба.

В настоящее время готовится массовое сокращение (61 человек) в Белгородском государственном институте искусств и культуры.

Продолжаются процессы объединения разного рода учреждений в единые многофункциональные центры, происходит увеличение нагрузки на работника без повышения оплаты.

В Республике Карелия в 2016 году были реорганизованы два республиканских учреждения культуры: Библиотека для слепых вошла в состав Национальной библиотеки РК, Центр культурных инициатив вошел в состав Информационного туристического центра.

В Краснодарском крае уменьшилось клубных учреждений на 6 единиц и массовых библиотек (за счет вхождения в клубные учреждения) на 5 единиц. Штатная численность работников сократилась на 3 % и в текущем году согласно «дорожной карты» должна сократиться еще на 2 %.

В Кемеровской области за 4 года реорганизовано 192 сетевых единицы.

В Республике Мордовия в 2017 году во всех районах республики ликвидируются КДЦ в сельских поселениях путем присоединения к районным Домам культуры или районным ЦБС. Происходит объединение детских музыкальных школ, детских художественных школ и школ искусств, расположенных на территории одного муниципального района.

В Новгородской области в 2016 году 4 муниципальных бюджетных учреждения культуры реорганизованы путем присоединения к другим муниципальным бюджетным учреждениям, закрыты четыре библиотечных филиала.

В Рязанской области закрыты 6 библиотек, 6 клубов, сокращены в клубах – 273 человека, в библиотеках – 31 человек.

В Тверской области за 2016 г. сократилось 14 библиотек, 16 клубов, одна ДШИ.

В Тюменской области объединены 3 государственных музея в одно юридическое лицо.

По-прежнему в отрасли имеет место быть задолженность по зарплате, отсутствуют единые подходы к формированию окладов и ставок заработной платы работников, занимающих одни и те же должности, к оценке труда специалистов одного уровня подготовки и квалификации. Нарушается один из основных принципов Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссиипо регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений – не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда, включая должностные оклады, ставки заработной платы работников учреждений.

Большую обеспокоенность Профсоюза вызывает нарастающая тенденция увеличения задолженности по заработной плате работникам муниципальных бюджетных организаций в связи с блокировкой счетов.

В 2016 году в муниципальных образованиях ряда субъектов РФ неоднократно на различные периоды времени приостанавливались операции по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных муниципальных учреждений культуры и образования (блокировка счетов). Блокировка осуществлялась по решению органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

По информации территориальных организаций Профсоюза, задолженность по заработной плате работникам была допущена 9 субъектах РФ: в республиках Хакасия, Тува, Бурятия, Марий Эл, Калмыкия, в Саратовской, Астраханской областях, в Приморском и Забайкальском краях.

Имели место также задержки выплат заработной платы сотрудникам некоторых учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры РФ из – за несвоевременного получения денежных средств от Федерального казначейства. Причиной стал новый порядок формирования государственного задания для подведомственных организаций в новой системе Министерства финансов «Электронный бюджет» (это совершенно новый опыт), и периодически возникали проблемы в процессе формирования документов, что и вызывало потерю времени при оформлении соглашений.

Выплата заработной платы в этот период осуществлялась за счет внебюджетных средств.

Профсоюз отслеживал ситуацию по своевременному перечислению денежных средств в вузах федерального ведения Минкультуры России и своевременно информировал территориальные организации профсоюза.

Лишь только в начале 2017 г. Минкультуры России с участием Комитета по культуре ГД РФ, Ассоциации учебных заведений искусства и культуры (ее возглавляет ректор ВГИКа Владимир Малышев) при поддержке РПРК удалось компенсировать недостаток финансирования творческих вузов на 1,1 млрда рублей. (Минобрнауки России сократило в одностороннем порядке объем средств, направляемых в Минкультуры России). Нам объяснили, что вузы финансируются по нормативам, а нормативы привязаны к количеству студентов. Но ведь творческие специальности предполагают индивидуальное обучение. Решение данного вопроса состоялось благодаря вмешательству Ольги Юрьевны Голодец, деньги были выделены из Резервного фонда РФ.

В настоящее время задолженность по заработной плате погашена.

В связи с полученной информацией о случаях нарушений трудовых прав работников культуры и организаций образования в сфере культуры в связи с невыплатой заработной платы из-за блокировки счетов Профсоюзом образования и науки было направлено обращение в Секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) с предложением обсудить этот вопрос на заседании рабочей группы РТК. РПРК поддержал справедливые требования Профсоюза и предложения о внесении изменений в действующее законодательство. 25 ноября 2016 года Правительством РФ поручено соответствующим органам с участием Верховного суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ И Центрального банка РФ с учетом результатов анализа практики применения законодательства РФ проработать вопросы целесообразности установления преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ (внесение изменений в статью 855 Гражданского кодекса РФ).

Считаем необходимым продолжить обсуждение вариантов решения проблемы.

Продолжается участие Профсоюза в работе общественных советов субъектов РФ по независимой оценке качества оказания услуг населению учреждениями культуры. Задача сформировать с участием общественных организаций независимую систему оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, была поставлена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597.

Я, как член Общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры при Минкультуры России считаю, что проводимая независимая оценка качества оказания услуг позволяет на муниципальном уровне укрепить материальную базу организаций культуры, увеличить финансирование, направленное на обеспечение комплектования библиотек литературой и периодикой, учреждений культурно – досугового типа – музыкальными инструментами и костюмами, квалифицированными кадрами, создать условия комфортного пребывания в учреждении и др., а также - обоснованно ставить вопросы перед органами государственной власти о дальнейшем улучшении состояния организаций культуры и искусства в РФ.

В работе Пленума принимает участие Барков Александр Викторович, Руководитель Департамента управления делами Минкультуры России, который дополнит меня по этому вопросу.

 

***

Уважаемые коллеги! Завершая доклад, считаю необходимым отметить, что трудности текущего этапа выполнения майских указов Президента РФ должны стать дополнительным стимулом для поиска резервов и нестандартных решений. Известно, что указы формировались в другой экономической и внешнеполитической ситуации. Мы с вами прекрасно это понимаем, естественно должны учитывать это обстоятельство.

В сложившейся ситуации, представляя и защищая трудовые права и интересы членов профсоюза, РПРК, его территориальные организации продолжают успешно взаимодействовать с органами государственной власти, Прокуратуры, Государственной инспекцией труда, Общероссийским народным фронтом, участвуют в работе по подготовке предложений и замечаний к законодательным и иным нормативным правовым актам, относящимся к социально – трудовым вопросам в сфере культуры, инициируют обсуждение проблем заработной платы.

Уважаемые коллеги, сегодня многие аспекты работы Профсоюза по выполнению майских указов Президента РФ в части повышения заработной платы, будут дополнены участниками Пленума ЦК РПРК при обсуждении доклада.

Позвольте также выразить надежду на то, что внимание государства к сфере культуры не ослабеет. Культура - это основа национальной политики, потому что человек, разбирающийся в культуре своей страны, уже изначально патриот.

 

Спасибо за внимание!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: