Закалывание Смерти в Судный день.




Люм’ат уль-и’тикад шарх шейха Усеймина.

https://youtu.be/rYBYXIH-1Bo

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

Содержание урока:

1 Аш-Шафá’ату (заступничество) в Судный день.

2 Аль-Джанна (рай) и Ан-Нáр (огонь, ад).

Закалывание Смерти в Судный день.

4 Права Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) и его сподвижников.

 

1 Аш-Шафá’ату (заступничество) в Судный день.

Говорит имам ибну Кудама аль-Макдиси:

«В День воскресения люди будут собраны босыми, голыми, с крайней плотью и ничего не имеющими. Они будут стоять в этот день, пока наш Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) не заступится за них (перед Аллахом). Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) также заступится и за того из своей общины, кто совершал «кабáир» (тяжкие грехи) и был введен в ад, и благодаря его заступничеству они выдут из огня после того, как сгорят и превратятся в золу и пепел, и благодаря его заступничеству будут введены в рай».

 

(Пояснение Руслана):

Эти люди, которые сначала попадут в огонь, затем попадут в рай, будут называться у обитателей рая «освобожденные Аллахом» или «джаханнамиюн», на них будет что-то вроде печати, будет написано «джаханнамиюн», то есть, чтобы обитатели рая знали, что эти люди из тех, которые не попали в рай сразу а попали после того, как попали в огонь. И в некоторых асарах (приданиях) приходит то, что через определенное время, то есть, эта надпись будет удалена с них и они будут равны тем, которые находятся в раю.

(Конец слов Руслана).

 

Также остальные пророки, верующие и ангелы смогут заступиться перед Аллахом. Всевышний Аллах сказал: «Они могут заступиться только за тех, кем доволен Аллах, и сами они содрогаются от страха перед Ним» (Пророки, 28).

Неверующим же не поможет никакое заступничество. Аллах — Благословен Он Всевышний! — будет требовать от Своего творения отчета.

(Пояснение Руслана):

Одним из условий заступничества является то, что Всевышний должен разрешить заступаться за того, кем он доволен, а Всевышний Аллах не доволен неверующими, соответственно Он не разрешит за них заступаться. Тогда как понять слова: « Неверующим же не поможет никакое заступничество »?

Ответ: Если даже представить, что кто-то за них будет заступаться, то если бы даже это было возможно, то даже в этом случае не принесло бы им никакой пользы это заступничество, так как они умерли на неверии.

(Конец слов Руслана).

 

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:

«Заступничество» (Аш-Шафá‘ату) - в арабской языке – это превращать нечетное в четное.

А в терминологии (шариата) – это делать между тобой и между кем-то посредника (то есть, ставить какое-то среднее звено) посредством которого ты можешь получить какую-то пользу или наоборот отвергнуть от себя какое-то зло.

 

Аш-Шафá‘ату бывает двух видов: Аль-Хáссату (специальное) и Аль-‘Áммату (общее).

 

Аш-Шафá’атуль-Хáссату — специальное заступничество, то есть касающееся только пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Это величайшее заступничество, которое проявится в отношении тех, кто будет стоять в том месте, куда прибудет Всевышний, ожидая Его суда.

В это время их постигнет непреодолимая горесть и скорбь.

И пойдут они к Адаму (Мир ему), прося заступничества, затем к Нуху (Мир ему), затем к Ибрахиму (Мир ему), затем к Мусе (Мир ему), затем к Исе (Мир ему), и каждый из них будет извиняться (за то, что не в силах заступится за них перед Всевышним).

Кроме пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), и он заступится за них перед Всевышним.

Затем Всевышний прибудет для суда над Своими рабами. Об этом свидетельствует достоверный хадис, который есть в сборниках Аль-Бухари (4516), Муслим (501).

 

(Пояснение Руслана):

Приходит в некоторых из хадисов то, что Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сделает земной поклон перед Всевышний Аллахом прежде чем начнет заступничество будет сначала восхвалять Всевышнего Аллаха. И в некоторых асарах приходит то, что он будет находиться в земном поклоне неделю, то есть, от пятницы до пятницы и все это время он будет хвалить Всевышнего Аллаха теми Имена и теми Атрибутами, которые были ему до этого не известны. То есть, Всевышний Аллах будет открывать ему Имена и Атрибуты, которыми он будет Всевышнего Аллаха восхвалять, до этого Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) этих Имен и Атрибутов не знал, что говорит о том, что Имен и Атрибутов у Всевышнего Аллаха много.

(Конец слов Руслана).

Этот вид заступничества обычно не упоминается в книгах Единобожия, которые написаны ранее, так как никто из тех, кто причисляет себя к Исламу, в том числе аль-Му‘тазила и альХавáридж, его не отрицает. Чаще в этих книгах пишут о втором виде заступничества, о котором мы скоро поговорим. Вот что сказал Ибну Касир и комментатор книги «Ат-Тахáвийя» в отношении того, почему в книгах приводят второй вид заступничества: «Целью того, что предшественники ограничивались упоминанием второго вида заступничества, было возражение Хавáриджам и некоторым из Му‘атазалитов, которые последовали в этом вопросе за ними, так как именно это заступничество они отрицают».

 

Условием для аш-Шафá‘атуль-Хáссату является соизволение Всевышнего, ведь Он сказал:

«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (Корова, 255).

 

 

Аш-Шафá’атуль-’Áммату — общее заступничество, оно будет проявлено и нашим Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) и теми, кому это будет позволено. Оно проявится к тем из уверовавших, кто совершал тяжкие грехи, за которые они попали в ад. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) будет просить Всевышнего вывести их из ада, после того, как они уже стали золой и пеплом.

 

Об этом свидетельствует достоверный хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что касается обитателей ада, которые вечно там будут, то они не умрут и не будут жить (т.е. не умрут, чтобы не избавиться от мучений, и не будут жить, наслаждаясь) но там будут люди, которых постигнет огонь за их грехи, и несомненно умертвят их, и когда они превратятся в пепел, будет разрешено заступиться за них». Хадис в сборнике Ахмада (3/5). Ибну Касир в книге «ан-Нихáяту» (2/204) сказал: иснáд этого хадиса сахих и соответствует условиям, которые обозначены имамами Аль-Бухари и Муслимом для принятия хадиса.

 

(Пояснение Руслана):

Мы упоминали в книге «Иктисад филь И‘тикад», грешники мусульмане, когда зайдут в огонь за свои грехи, то Всевышний Аллах субхана уа Та‘аля умертвит их смертью, то есть, они будут там не живые, они будут там мертвые и будут находится в огне, пока не сгорят и не превратятся в уголь и столько времени, сколько захочет этого Всевышний Аллах и затем, после заступничества ангелов, пророков и праведников, эти люди будут выведены из огня.

(Конец слов Руслана).

 

Этот вид заступничества, будет дозволен как нашему Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) так и другим: пророкам, ангелам и верующим, о чем свидетельствует хадис Абу Са‘ида, в котором сообщается, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И скажет Всевышний Аллах: «Заступились ангелы, заступились пророки, заступились верующие, и не осталось никого, кроме Наимилосерднейшего из милосердных», — и возьмет Всевышний из огня людей, которые никогда, ничего хорошего не сделали и которые уже стали пеплом». Согласованный хадис.

(Аль-Бухари 7439, Муслим 183. В этом длинном хадисе говорится о том, что Всевышний после того, как многие грешники попадут в ад, скажет верующим: «Идите и выведите из ада тех из числа верующих, кого вы знали, если у него в душе была хоть частица веры», — и так Всевышний будет отправлять их несколько раз, пока не останется никого, кого бы они знали. А затем и произойдет то, что описано выше).

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Мурджииты берут себе этот хадис в довод на то, что либо дела тела как намаз, закат и т.д. вообще не влияют на иман, а более умеренные современные мурджииты говорят, что если человек не будет ни чего совершать кроме как скажет шахаду раз в жизни, то он попадет в Рай потому что в этом хадисе сказано «которые не совершали добра никогда» и это их мнение противоречит Корану и Сунне и и иджма салафов.


Сказал Имам Ашафии: «Среди сахабов и таби’инов, а также тех, кого мы застали, был иджма’ на то, что иман – это слово, дела и убеждения! И одно без другого недостаточно

Источник: Шарх Усуль ‘ит-Тикад ахль Сунна уа аль-Джамаа аль-Лялякаи 4/886, Маджмуа Фатава 7/209, 7\308.

 

Сказал Исхак ибн Рахавейхи, учитель имама Бухари: «Перегибают мурджииты, когда говорят: «Тот, кто оставил предписанные намазы, пост в рамазан, закят, хадж и все фарзы, не отрицая их, то мы их не считаем кафирами. Надеемся на Аллаха, т.к. они признали их». И нет сомнения в том, что они мурджииты». Источник: «Т’азим кадр Ас-салят» 2\929.

 

Теперь что касается выражения в хадисе: «которые, не совершали добра никогда».

 

Имам муджаддид, языковед арабского языка Абу Убайд аль-Къасим ибн Саллям, когда говорил: «Если кто скажет, как можно про человека сказать «он не верующий (правоверный)», в то время как он верующий?

Ответ следующий: «Это слова арабов, которые не удивительны для нас.

В них отрицание дела от совершившего его, в том случае, если он сделал не то, что от него требовалось.

Разве ты не видишь, что они говорят мастеру, который плохо поработал: «Ты ничего не сделал». Смысл в том, что они отрицают совершенство в работе, а не отрицание того, что он смастерил. Для них он называется мастером, но в совершенности работы он не мастер. И мы нашли подтверждение тому, что мы говорим, в Ниспослании и Сунне».

Источник: аль-Иман ли Аби Убайд стр. 90.

 

Сказал имам-саляф Ибн Хузейма: «Это слово: «..не сделали ничего благого» - из рода того, как говорят арабы, когда отрицается имя вещи от этой вещи по причине ее недостаточности и неполноценности. Поэтому смысл этого выражения, отталкиваясь от этой основы – [не сделал] полноценным, полным образом». См. "Китаб ат-Таухид". 2-732.

 

И доказательства этого пришли в Сунне:

 

Сказал шейх Абу Малик аль-Джухайни: "Среди доказательств есть то, что подкрепляет слова Ибн Хузеймы, да смилуется над ним Аллах, а это хадис о том, кто убил девяносто девять людей, и довел их число до ста, вы знаете этот хадис, этот человек пришел к ученому и спросил его, он сказал ему: «Есть ли для меня покаяние?» Он ему ответил: «Да. И кто является препятствием между тобой и покаянием?» Он убил сто человек. Он погубил сто душ. «Однако ты на плохой земле. И, поистине, на такой-то и такой-то земле есть праведный люди. Иди и поклоняйся Аллаху вместе с ними» Этот человек двинулся в путь.

 

Посреди пути его настигла смерть, и ангелы милости и ангелы наказания стали препираться относительно него. Ангелы наказания говорят: «Он не совершил ничего благого» Ангелы милости говорят: «Этот человек пришел к Аллаху раскаявшимся»

 

Доказательством в этих словах, обрати внимание на него, являются слова ангелов: «Он не совершил ничего благого»

 

Ответ: Этот человек не совершил ничего благого? Нет. Во-первых, он покаялся, это является делом.

 

Во-вторых, он совершил хиджру, это является делом, и ангелы, ангелы милости сказали: «Он пришел к Аллаху раскаявшимся»

 

Этот человек совершил благое, однако имеется в виду, что этого благого, которое он совершил, очень мало и незначительно, и поэтому стало возможным его отрицание".

Источник: «шарх китаб ат-Таухид» шейха Абу Малика 'Абдуль-Хамида аль-Джухани, № 20, 01:08.

 

Таким образом, подобное употребление слов в арабском языке встречается часто, и это подтверждено и специалистами по языку, и достоверной Сунной.

 

И если спросит спрашивающий – совместил ли кто-то, кроме вас подобным образом хадисы о заступничестве? Есть ли у вас предшественники из числа саляфов в этом вопросе?

 

То мы ответим: безусловно.

 

Говорит имам-саляф аль-Марвази – живший во втором веке по хиджре:

«Неужели ты не видишь что оставляющий намаза не из людей Ислама, в отношении которых есть надежда на то, что они выйдут из Огня, и войдут в Рай по Заступничеству заступающихся. Как сказал об этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе заступничества который передали Абу Хурейра и Абу Саид, что они выйдут из Огня и будут узнаны по следам суджуда. И это разъясняет тебе то, что достойны выхода из огня по заступничеству – совершающие молитву». Источник: Та'зыму кадри ас-Саля 2-1009.

 

Сказал имам Ибн Раджаб: "И привела группа это как аргумент на то, что оставляющий молитву – неверный. Так как его всего съест огонь. И поэтому его состояние не будет как состояние грешников единобожников. И касательно того, кто вообще не совершал намаз, это очевидно (явно)". Источник: «Шарх Сахих аль-Бухари» 45\6.

[Конец примечания].

 

Что касается аль-Му‘тазила и аль-Хавáридж, то они уверены в том, что верующий совершивший тяжкий грех, будет пребывать в аду вечно и ему не поможет заступничество, поэтому они и отрицают этот вид заступничества.

 

Возражением им служит следующее:

1 - Их убеждения противоречат хадисам аль-Мутавáтир.

2- Их убеждения также противоречат единогласному решению праведных предшественников.

У этого заступничества есть два условия:

1 - Позволение Всевышнего на заступничество, об этом сказал Всевышний: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения» (Корова, 255).

 

2- Довольство Всевышнего тем, кто заступается, и тем, за кого заступаются, ведь Всевышний сказал: «Они заступаются только за того, кем Он был доволен». (Пророки, 28).

(Пояснение Руслана):

Вопрос: разве Всевышний доволен теми, кто совершает большие грехи?

Ответ: Мы говорим, имеется ввиду то, что Всевышний доволен их единобожием, то что они является единобожниками (муваххидами), на основе этого довольства Всевышний Аллах разрешит за них заступаться, не смотря на то, что они были из тех, кто совершали большие грехи и Всевышний Аллах не доволен совершением грехов в своей основе.

(Конец слов Руслана).

 

Что касается кáфира, то для него не будет никакого заступничества, так как об этом сказал Всевышний: «И не поможет им заступничество заступников» (Завернувшийся, 48).

Т. е. если даже предположить, что кто-нибудь заступится за них, им это заступничество не поможет.

 

Что касается заступничества Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) за своего дядю Абу-Талиба (Который умер, так и не уверовав, но вместе с этим защищал Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) всем, чем мог, до конца своей жизни). То оно относится только к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) и к его дяде Абу-Тáлибу.

Из-за заступничества Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) он будет в самом маленьком огне (как следует из достоверного хадиса Муслим 212), на нем будут тапочки из огня, из-за которых у него будет кипеть мозг, и он будет тем, чье наказание самое легкое. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы не я, то он был бы на дне Ада». Хадис передал Муслим. (Согласованный хадис. Аль-Бухари (6564), Муслим (209). Ни один из тех хадисов, где сказано, что Абу-Тáлиб был верующим, недостоверен).

Аллах знает лучше, но по всей видимости, это заступничество было разрешено потому, что Абу-Тáлиб помогал Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) и защищал его и то, к чему он призывал.

 

(Пояснение Руслана):

Хотя Абу Талиб знал внутри в своем сердце, что эта религия, религия истины, и помешало ему всего лишь насмехательство людей, что бы принять эту религию. И он сказал: «Если бы не то, что курайшиты начнут насмехаться надо мной, то есть, я бы обрадовал или усладил бы своим исламом твои очи (то есть, очи Пророка, салла Ллаху `алейхи уа салам)».

 

Тогда, как понять относительно Абу Талиба этот аят: «Не принесет им пользы заступничество заступающихся», если взять этот аят и посмотреть его относительно Абу Талиба, то есть, как делают тафсир, то что не принесет ему пользу заступничество заступающихся так, что оно его выведет из огня, то есть, он все равно останется в огне и не принесет ему окончательной пользы это заступничество и все равно он не выйдет из огня.

 

Что касается разных видов заступничества, то есть, мы перечисляли в книге «Иктисад филь И‘тикад» сразу несколько видов заступничества, и указывали, касается ли этот вид заступничества только Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) или касается также остальных.

 

Еще один вид заступничества, который мы не отметили во время изучения книги «аль-Иктисаду филь И‘тикад», точнее, некоторые из обладатели знания выделяют его как отдельный вид заступничества, а это слова Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), когда он перейдет мост (то есть, ас-сырат) он будет ждать верующих в конце моста, который будет протянут над огнем на адом и будет говорить: «О, Аллах, спаси, спаси». И говорят, это дуа «О Аллах, спаси, спаси» тоже является заступничеством Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) относительно верующих из его общины, относительно его общины.

(Конец слов Руслана).

 

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:

Подтверждение заступничества в Судный День - это из тех вещей, которыми отличились приверженцы сунны. Мы единогласно признаем, что будет великое заступничество. А это заступничество, которое сделает пророк (мир ему и благословение Аллаха), чтобы Аллах начал расчет людей. Также пришло в длинном хадисе о заступничестве то, что люди отправятся к Адаму (мир ему), затем к Нуху (мир ему), затем к Ибрахиму (мир ему), потом к Мусе (мир ему), потом к 'Исе (мир ему), и все эти пророки откажутся от заступничества. Люди будут просить у них, чтобы они попросили Всевышнего Аллаха, освободить людей от этого ужасного ожидания. Но пророки откажут им. Потом люди придут к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и попросят у него сделать заступничество. И это потому что Всевышний Аллах дал каждому пророку такое ду'а, на которое обещал ответить. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "У каждого пророка есть ду'а, и я оставил свое ду'а до Судного Дня, для того чтобы заступиться за свою общину". И это будет заступничество за его общину. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделает заступничество за некоторых из обитателей Огня и они выйдут из него. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подойдет к 'Аршу и совершит земной поклон Всевышнему Аллаху, затем начнет восхвалять Всевышнего Аллаха.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Я сделаю земной поклон перед Аршем, затем начну восхвалять Аллаха такими словами, которые Он мне откроет, затем Всевышний Аллах скажет: "О Мухаммад, подними свою голову, проси и тебе будет дано, заступайся и заступничество будет принято". Это и есть великое заступничество, после которого начнется расчет.


Также из убеждений приверженцев сунны, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) будет заступаться за тех людей, которые достойны войти в Огонь, чтобы они вышли из него. Также он заступится за обитателей Рая, чтобы они поскорее в него вошли. Также некоторые верующие смогут заступиться, но только после того, как это позволит Аллах. Некоторые из тех, за кого заступятся, выйдут из Огня.

 

Также ангелы будут заступаться. Как это пришло в хадисе, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что Всевышний Аллах скажет: "Заступились ангелы, заступились пророки, заступились верующие и осталась милость Самого Милующего". И выведут из Ада людей, которые не сделали ничего хорошего, и бросят их в реку Жизни. Они вырастут, подобно тем растениям, которые растут на берегу реки.


Это заступничество отрицают хариджиты и му'тазилиты. Они говорят, что верующие и ангелы не могут заступаться. Говорят, что нет заступничества за обитателей Ада, так как они считают, что тот, кто совершает большие грехи, не выйдет из Огня.


Пророку (мир ему и благословение Аллаха) была дана одна возможность заступиться за неверующего, и это будет заступничество за Абу Талиба. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросит, чтоб Аллах облегчил ему мучения.

[Конец примечания].

2 Аль-Джанна (рай) и Ан-Нáр (огонь, ад).

Говорит имам ибну Кудама аль-Макдиси: «И рай и огонь уже созданы сейчас и никогда не исчезнут, что касается рая то это прибежище Его аулия (приближенных Всевышнего Аллаха), а что касается огня, то это наказание для врагов Аллаха, что касается обитателей рая, то они навечно останутся в раю, и что касается обитателей огня – тоже, Всевышний сказал: «Поистине грешники в наказании огня будут вечно, не будет им облегчено их наказание в огне и они будут находится в нем долгие годы» (Украшение,74 – 75).

 

(Пояснение Руслана):

Хариджиты говорят: Всевышний Аллах сказал: «Поистине грешники в мучениях ада останутся навечно», а вы нам говорили, что они выйдут из огня.

Ответ: Слово «муджрим» - грешник, в шариате или в контекстах Корана и сунны используется в двух значениях, под словом муджрим иногда понимается мусульманин-грешник, а иногда понимается кафир- неверующий, также как золим иногда понимается мусульманин- несправедливый, иногда понимается, под словом золим имеется ввиду грешник и тому подобное, и здесь имеется ввиду неверующие, которые не были из единобожников.

(Конец слов Руслана).

 

 

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:

«Аль-Джанна» в арабском языке означает сад, в котором много деревьев.

В шари‘ате этим словом обозначают обитель, приготовленная Всевышним в загробной жизни для богобоязненных верующих.

 

«Ан-Нáр» в арабском языке — это огонь, но в шари‘ате у него иное значение — это обитель, которую Всевышний приготовил для неверующих.

 

Рай и ад уже сотворены, так как Всевышний сказал относительно рая:

«Стремитесь к прощению вашего Господа и раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных » (Семейство ‘Имрáна, 133), и сказал относительно ада:

«Уготовлен он для неверующих» (Корова, 24).

 

(Пояснение Руслана):

«Приготовлен» - это преждевременное приготовление (прежде чем в нем будет нужда, его готовят заранее).

Му‘атаззилитов отвергают наличие огня и рая сейчас, говорят «существование их сейчас является бессмысленным, а Всевышний Аллах не делает вещи бессмысленные, соответственно огня и рая не существует сейчас».

 

Ответ: эта логика не соответствует Корану и сунне и единогласному мнении саляфов, праведных предков. Есть польза от рая и огня сейчас, так как Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) видел рай и огонь, затем сделал проповедь верующим, разъяснил что в нем есть, потом также известно что души верующих после смерти будут превращены в вид зеленых птиц, которые будут летать в раю, где захотят. А души шахидов будут внутри зеленых птиц, которые будут летать в раю, где захотят, и затем будут возвращаться в свои къанадиль (фанарям), которые будут подвешены под троном и они будут возвращаться туда в конце дня, это разница между душами верующих и шахидов. Верующему (в могиле) открывается дверь к раю, а неверующему открывается дверь к огню. Первый испытывает наслаждении, которое доходит до него из рая, второй испытывает наказания и мучении, которые доходят до него из огня, соответственно говорить то, что нет пользы от огня и от рая на сегодняшний день, это является ошибкой и является неправильным.

(Конец слов Руслана).

 

Также о том что рай и ад уже созданы и сейчас существуют свидетельствует хадис Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) где он сказал: «Поистине, я видел рай и я протянул руку, чтобы взять гроздь плодов из рая, если бы я взял ее, то вы ели бы из нее, пока не настал бы Конец Света, и я видел ад, и я не видел ничего страшнее того, что видел в тот день». ( Согласованный хадис. Аль-Бухари 5197, Муслим 907).

 

Рай и ад будут вечными, об этом свидетельствует один из многочисленных аятов. Всевышний сказал: «Их (верующих) воздаянием у их Господа будут сады рая, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно». (Ясные знамения, 8).

 

Существует очень много аятов, где говорится о вечности рая.

 

Относительно ада Всевышний сказал: «Воистину, тех, которые не уверовали и поступали несправедливо, Аллах не простит, и не поведет их никаким путем, к роме пути в ад, в котором они пребудут вечно. Это для Аллаха легко» (Женщины, 168-169).

 

В суре «Сонмы» Всевышний сказал: «Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них пламя, в котором они пребудут вечно » (Сонмы, 64-65).

 

В суре «Джины» в аяте 23 Всевышний сказал: «Кто же ослушается Аллаха и Его посланника, тому уготован огонь ада, в котором они пребудут вечно».

 

Также Всевышний сказал: «Поистине, грешники пребывают вечно в наказании ада, им не будет облегчения, и они там в отчаянии» (Украшения, 74-75).

Местонахождение рая и ада:

Рай находится в самом верху ‘Иллийюна, как об этом сказал Всевышний:

«Но нет! прибежище благочестивых окажется в ’Иллийюне» (Обвешивающие, 18), (такое объяснение этому аяту дал Ибну Касир в своем тафсире.)

 

В известном хадисе аль-Баррáа бин Áзиба, в котором говорится об искушениях в могиле, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…и скажет Аллах, Всемогущ Он и Велик: “Запишите что прибежище раба моего в ’Иллийюне и верните душу Моего раба на землю”».

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Хадис сахих. Абу Давуд (3212), Ахмад (4/287).

Содержание этого хадиса заключается в следующем: Сподвижник Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) аль-Баррáа бин Áзиб сказал: «Мы с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) отправились хоронить сподвижника из Медины. Когда мы подошли к могиле сподвижника, который еще не был захоронен, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) присел, и мы сели вокруг него. Затем Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) поднял голову и три раза сказал нам: «Просите Аллаха уберечь вас от мук, которые будут в могиле». После этого, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда придет время верующего оставить этот мир, к нему придут ангелы с благовониями и саванам из рая и сядут неподалеку от него. Затем явится ангел смерти, сядет у его головы и скажет: “О, чистая душа, покинь это тело, тебя ждет милость и прощение Аллаха”. Тогда она выйдет из тела так же легко, как вода вытекает из горлышка кувшина, после этого ангелы заберут у ангела смерти душу умершего на небеса, завернув в саван из рая и окурив благовониями. По мере подъема на небеса все ангелы, встречающие их, будут спрашивать: “Кому принадлежит эта чистая душа?” Ангелы будут отвечать, что он такой-то, сын такого-то, называя его самыми красивыми именами, которыми называли его на земле. Так будут спрашивать на каждом небе, пока они не поднимутся на седьмое небо, и тогда Аллах скажет: “Запишите, что прибежище раба моего в ’Иллийюне и верните душу Моего раба на землю, поистине, Я из нее создал рабов и в нее верну их, и из нее выведу их в другой раз”.

 

Когда придет время грешника оставить этот мир, к нему придут ангелы с черными лицами и с дурно пахнущим грубым тряпьем, они будут сидеть вдалеке от него. Затем явится ангел смерти, сядет у его головы и скажет: “О, нечистая душа, выходи из тела к гневу и ненависти Всевышнего”.

От страха душа разбредется по всему телу и будет выходить из него, словно (накаленный) вертел, вытаскиваемый из мокрой шерсти, после этого ангелы заберут у ангела смерти душу умершего на небеса, завернув ее в дурно пахнущее тряпье. Все ангелы, встречающие их, будут спрашивать: “Кому принадлежит эта нечистая душа?” Ангелы будут отвечать, что он такой-то, сын такого-то,

называя его самыми оскорбительными именами, которыми его называли на земле. Ангелы попросят впустить их в нижнее небо, но им не откроют туда двери, и тогда Аллах скажет: “Запишите что прибежище грешников в Сиджжине”».

[Конец примечания].

 

Ад находится в самой нижней части земли, как об этом сказал Всевышний:

«Но нет! Прибежище грешников окажется в Сиджжúне». (Обвешивающие, 7).

 

(В тафсире Ибну Касира сказано, что Ибну ‘Аббáс спросил Ка‘аба о значении слова «сиджжúн», Ка‘аб ответил: это седьмая земля, и там находятся души неверных, затем он спросил его о значении слова «‘Иллийюн», Ка‘аб ответил: это седьмое небо, и там находятся души верующих) и верните душу Моего раба на землю”»).

 

В хадисе аль-Баррáа бин Áзиба Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…и скажет Всевышний Аллах: “Запишите что прибежище грешников в Сиджжúне, в самой нижней части земли”» ( Это продолжение предыдущего хадиса).

 

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Местонахождение Рая.

Сказал Аллах Всевышний: «Но нет! Книга благочестивых окажется в ‘Иллиййуне. Откуда ты мог знать, что такое ‘Иллиййун?» Сура 83 - «Обвешивающие», аяты 18-19.

`Иллиййюн («эмпирей»): Сказал Ибн ‘Аббас: «это – Рай». Также говорят, что ‘Иллиййюн расположен на Седьмом небе под Троном. См.: Тафсир аль-Багъауи 4/460, Тафсир Ибн Касир 4/487.

 

И сказал Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах Всевышний: Очевидно, что слово ‘Иллиййун взят от слова аль-´улюв (высота). А если что-либо поднимается ввысь, то увеличивается его размер и вверх и вширь. И поэтому сказал Всевышний, возвеличивая Своё деяние и прославляя его: «А что даст тебе знать, что такое ‘Иллиййун!». Источник:Тафсир Ибн Касира 4/487.

 

И сказал Аллах Великий и Всемогущий: «И в небе – ваш удел и то, что вам обещано». Сура 51 - «Рассеивающие», аят 22.

 

Сказал аль-имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах Всевышний, в разъяснении слов Всевышнего: «И в небе – ваш надел и то, что вам обещано»: «И в небе – ваш надел» - т.е. дождь, «и то, что вам обещано» – т.е. Рай». Источник: Тафсир Ибн Касира 4/236.

 

В достоверном хадисе говорится, что Рай находится под Троном Господним и над Седьмым небом.

Сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «…и если вы просите Аллаха, то просите у Него Аль-Фирдаус, ибо, поистине, он находится посреди Рая на самом высоком его месте. А над ним находится трон Милостивого, и оттуда берут своё начало реки Рая». Аль-Бухари с «аль-Фатх» 6/11 №2790, и 13/404 №7423, а также см.: «Шарх ан-Науауи» 2/579.

 

Местонахождение ада.

Богословы разошлись во мнениях относительно того, где ад находится сейчас. Одни считали, что он на нижайшей земле. Другие полагали, что он находится на небесах. Третьи воздерживались от конкретного суждения, и это мнение — правильное, так как по этому поводу нет ни одного ясного достоверного текста. Одним из тех, кто воздерживался от суждений по данному вопросу, был хафиз ас-Суйути: «Следует воздерживаться от высказывания суждений относительно местонахождения ада, потому что этого не знает никто, кроме Аллаха, и на эту тему нет ни одного хадиса, которому я бы доверял».

 

ВалиюЛлах ад-Дихлави в своём трактате, посвящённом вероучению, пишет: «Нет ни одного ясного текста, конкретизирующего местонахождение рая и ада. Они находятся там, где угодно Всевышнему Аллаху. Мы же не способны объять своим знанием творение Аллаха и Его миры». Комментируя эти слова, Сиддик Хасан-хан сказал: «Это самое предпочтительное и надёжное мнение по данному вопросу, если так угодно Всевышнему Аллаху».

 

Сказал Аллах Всевышний: «Но нет! Книга грешников окажется в Сиджжине. Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин? Это – книга начертанная». Сура 83 - «Обвешивающие», аяты 7-9.

 

Смысл: их пристанище и их путь - в Сиджжине. Сиджжин – прилагательное по типу фи´иль (употребляется для придания слову смысла чрезмерности, крайности), значение которого происходит от слова ас-Сиджн, что означает – «трудное положение, нужда, теснота».

В речи используют подобные по типу (т.е. фи´иль) прилагательные, например – разорванный (фиттикъ), много пьющий (ширриб), пьяница (химмир), постоянно выпивающий (сиккир) и тому подобное. Поэтому это (т.е. тип его словосложения) придает важность данному слову. И сказал Всевышний: «Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин?» - то есть Сиджжин имеет большую важность, и он является действующей тюрьмой и в нём – мучительное страдание.

 

Имамы аль-Багъауи, Ибн Касир и Ибн Раджаб аль-Ханбали, да помилует их Аллах, привели доказательства, подтверждающие и упоминающие, что Сиджжин находится под седьмой землей (т.е. под семью землями), тогда как Рай расположен над седьмым небом. См.: Тафсир аль-Багъауи 4/458–459, тафсир Ибн Касира 4/485–486, «ат-Тахуиф минан-нар» (Устрашение адским огнём) Ибн Раджаба с.62-63.

 

Сказал Ибн Касир: «Верной точкой зрения является то, что Сиджжин происходит от (слова) «ас-сиджн», а это - «нужда, трудное положение, теснота», ведь создания (Аллаха) - чем они ниже располагаются, тем меньше их размер, а чем они выше, тем больше их размер. Так и семь небес: каждое из них обширнее и выше чем то, что ниже её. Также и с землями, каждая из них обширнее, чем та, которая была до неё, пока в самом низу не будет достигнута абсолютная глубина с самым узким местом в центре седьмой земли». Источник:Тафсир Ибн Касира 4/446.

 

Затем он (т.е. Ибн Касир), упомянул, да смилуется над ним Аллах Всевышний: «Участь нечестивых грешников – находиться в Аду, а он самое нижайшее место из низких. Как сказал Всевышний: «…Потом Мы низвергнем его в нижайшее из низких мест, за исключением тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая». Сура 95 - «Смоковница», аяты 5-6.

И также сказал: «Но нет! Книга грешников окажется в Сиджжине. Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин?». В нём сочетаются узость (теснота) и глубина. Как сказал Аллах Всевышний: «Когда их скованными бросят в тесное место, там они будут призывать погибель». Сура 25 - «Различение», аят 13.

А слова Всевышнего: «Это книга начертанная», не являются толкованием Его слова: «Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин?», а, поистине, являются они толкованием того, что предписанное им местопребывание – Сиджжин. Это предначертано, предписано. Это то, что написано совершенным письмом, нельзя к нему ничего добавить и нельзя из него ничего изъять». Источник: Тафсир Ибн Касира 4/486.

 

Сказал Ибн Раджаб, да смилуется Аллах над ним :«Некоторые сделали доказательством этого (то есть того, что адский огонь находится из семи земель в самой глубокой - нижайшей седьмой) то, что Аллах Всевышний известил о том, что неверные будут вводиться в Ог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: