Психологическая подготовка




Учебный план

№ п/п Дисциплины Всего, час.   Теоретические занятия, час. Практические занятия, час. Зачет, час.
  Психологическая подготовка        

Лица, успешно освоившие психологическую подготовку, должны:

 

знать психологические требования к профессии спасателя, свои индивидуально-психологические особенности, особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях, методы и приемы управления собственным состоянием;

уметь учитывать свои индивидуальные психологические особенности при ведении спасательных работ и корректировать их, психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях; применять на практике знания, умения и навыки в поддержании психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, контролировать свое психическое состояние и применять приемы управления им, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия.

 

 

Учебно-тематический план

№ темы   Наименование темы Количество часов
   
  Морально-психологические основы профессионального статуса спасателя в современном обществе  
  Профессионально-важные качества спасателя  
  Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях  
  Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях  
  Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях  
  Основы саморегуляции и психологической реабилитации  
  Зачет  
  Итого  

 

Тема 1. Морально-психологические основы профессионального статуса спасателя в современном обществе

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Спасение людей - смыслообразующая основа жизни спасателя, доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление спасателя. Роль морального фактора, примеры самоотверженных действий спасателей при аварии на ЧАЭС, в других чрезвычайных ситуациях.

История спасательного дела в России, профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств спасателей. Демонстрация документальных кинофильмов.

Возрастание социальной значимости профессии спасателя в связи с ростом в современных условиях числа аварий и катастроф техногенного и природного характера.

Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации поведения обучаемых.

 

Тема 2. Профессионально-важные качества спасателя

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя.

 

 

Психологические особенности спасателя, требуемые для профессиональной деятельности:

личностные характеристики: эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, стиль взаимоотношений в отряде, готовность к риску, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность при ведении спасательных работ;

статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования;

способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков.

Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации. Ознакомление обучаемых с их индивидуальными особенностями, рекомендации по их коррекции и учету.

 

Тема 3. Психологические особенности поведения населения

в чрезвычайных ситуациях

 

Занятие 1. Групповое - 2 часа. Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления.

Демонстрация документальных кинофильмов, комментарии и беседа по результатам их просмотра.

Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранении самообладания, способности к активной деятельности; кратковременных изменениях психического состояния; патологических нарушениях психической деятельности.

Практическое ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).

Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение спасателя среди паникующей и социально напряженной толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде. Массовое помешательство при галлюцинации. Приемы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ.

 

Тема 4. Психологическая подготовка спасателя к действиям

в чрезвычайных ситуациях

 

Занятие 1. Групповое - 2 часа. Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, создание моделей чрезвычайных ситуаций, проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ; создание трудных ситуаций по спасению пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний, тушение загораний на манекенах, преодоление водных преград в специальном снаряжении, тренировки по решению задач с применением видеокомпьютерных имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно опасных объектах, принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки; психологическая закалка, посещение морга, демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей-травматологов.

 

Тема 5. Методы управления психическим состоянием спасателя

при действиях в чрезвычайных ситуациях

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности - факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя.

Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.

Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья спасателя.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приемы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния.

Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении работ.

 

Тема 6. Основы саморегуляции и психологической реабилитации

 

Занятие 1. Групповое - 2 часа. Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Социальная психология. М., Политиздат, 1975.

2. Приемы психической саморегуляции Практическое пособие. М., ПАВС, 1992..

3. Волович В.Г. С природой один на один (адаптация и выживание в экстремальных условиях). М., Воениздат, 1989.

4. Волович В.Г. На грани риска (Выживание в экстремальных условиях). М., “Мысль”, 1986.

5. Бахарев В.Д. Аутотренинг. М., “Знание”, 1992.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-ва МГУ, 1980.

7. Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. Л., “Наука”, 1988.

Кино- и видеофильмы, рекомендуемые для просмотра в ходе психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях:

«Против огненной стихии». ШГО СССР;

«Землетрясение в Ташкенте». ШГО СССР;

«В случае аварии на АЭС». ШГО СССР;

«Действия в зоне карантина». ШГО СССР;

«Между жизнью и смертью». НИИ общей реаниматологии;

 

«Пришедшие в час беды». ШГО СССР;

«Меры безопасности при проведении спасательных и других неотложных работ». ШГО СССР;

«Поисково-спасательные работы в горах». ГосНИИ ГА;

«Поисково-спасательные работы на воде». ГосНИИ ГА;

«Ураган».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: