Порядок заключения договора бытового подряда




Признание рассматриваемого договора публичным (п. 2 ст. 730 ГК) означает необходимость руководствоваться при его заключении, прежде всего общими, относящимися к публичному договору положениями, закрепленными в ст. 426 ГК. Речь идет, прежде всего, о запрещении в виде общего правила для коммерческой организации оказывать предпочтение одним потребителям перед другими и соответственно о необходимости установления в договоре условий, включая условия о цене работ, одинаковых для всех потребителей, кроме тех из них, кто пользуется предусмотренными законом и иными правовыми актами льготами.

На договор бытового подряда распространяется правило о недопустимости отказа коммерческой организации от заключения договора при наличии возможности его исполнения под страхом наступления последствий, указанных в ст. 445 ГК, в том числе обязанности возместить причиненные таким образом убытки. Действие соответствующего правила применительно к договору бытового подряда имеет особое проявление.

Основополагающие на этот счет нормы содержатся в ст. 732 ГК. Прежде всего, в ней закреплена общая обязанность подрядчика до заключения договора предоставить заказчику информацию, необходимую и достоверную, о предлагаемой работе, ее видах и особенностях, цене и форме оплаты (а если это соответствует характеру работы, также и о лице, которое непосредственно будет исполнять соответствующие обязанности) и другие сведения, которые заказчик вправе истребовать, если только это относится к самой работе и заключаемому на этот счет договору (п. 1 ст. 732 ГК).

В нормах ГК РФ о договоре бытового подряда установлено правило о двух стадиях предоставления заказчику информации. Первая стадия - это предоставление информации до заключения договора, т.е. сведений о той работе, которая только еще предлагается, в соответствии с комментируемой статьей. Вторая стадия регламентируется ст. 736 ГК РФ: заказчику уже при приемке результата работы передаются сведения об условиях его использования.

Статья 732 ГК закрепляет одну из составляющих механизма осуществления права заказчика на информацию в отношениях по бытовому подряду - обязанность подрядчика по предоставлению заказчику информации о предлагаемой работе. Кроме того, в статье предусмотрены некоторые правовые последствия нарушения данной обязанности. Еще одна составляющая этого механизма установлена в ст. 736 ГК РФ, а в наиболее общем виде он представлен в ст. ст. 8 - 12 Закона о защите прав потребителей. Тем не менее в ст. 732 ГК РФ имеются предписания, которые детализируют отмеченный общий механизм. Так, в частности, согласно п. 1 ст. 732 ГК подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет выполнять работу, если по ее характеру это имеет значение, а при расторжении договора заказчиком в соответствии с п. 2 ст. 732 ГК он не обязан оплачивать выполненную работу и возмещать убытки подрядчика.

Заказчик в отношениях по бытовому подряду, как и любой иной потребитель, имеет право на информацию. В соответствии с этим правом он имеет возможность требовать предоставления ему надлежащей потребительской информации. В свою очередь, подрядчик должен предоставить заказчику подобную информацию. Информация считается надлежащей, а право заказчика на информацию полностью реализованным, если заказчику предоставлены сведения:

– отвечающие общим требованиям ст. 8 Закона о защите прав потребителей. Во-первых, информация должна быть необходимой (требование о полноте информации). Данное положение корреспондирует с нормой п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель в части познаний о товаре, работе, услуге признается (предполагается по общему правилу) непрофессионалом. Соответственно, ему следует предоставить такой объем данных, как если бы он ничего не знал о заказываемой работе и ее результате. Во-вторых, информация должна быть достоверной (требование о достоверности информации), т.е. она должна соответствовать действительности. В-третьих, информация должна быть выражена в наглядной и доступной форме (требование к форме информации). Требование к форме информации следует расценивать и с позиции внешнего выражения этой информации - устная она или письменная. Закон о защите прав потребителей не закрепляет общей обязанности по предоставлению потребительской информации только в письменной форме. Поэтому доведение информации до потребителя возможно как письменно, так и устно. Вместе с тем в интересах контрагента потребителя информацию следует доводить преимущественно в письменной форме. В-четвертых, информация должна быть доведена до потребителя до заключения договора. В-пятых, потребительская информация должна даваться на русском языке (требование к языку информации). Вместе с тем п. 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей допускает сообщение информации на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России;

– по своему составу соответствующие правилам ст. ст. 9 - 11 Закона о защите прав потребителей. В соответствии с этими нормами потребителю должна быть предоставлена информация трех категорий: об исполнителе, режиме его работы и осуществляемых им работах.

Та же ст. 732 ГК предоставляет заказчику право на случай, когда он вследствие получения от подрядчика неполной или недостоверной информации заключит договор на выполнение работы, не обладающий теми свойствами, которые он имел в виду, заключая договор, потребовать по этим основаниям расторжение договора. При этом заказчик может тогда не только не оплачивать подрядчику выполненную работу, но и потребовать возмещение причиненных убытков.

В декабре 1999 г. ст. 732 ГК была дополнена двумя новеллами, направленными на усиление защиты интересов заказчика. Прежде всего, имеется в виду наделение его правом на случай непредоставления возможности незамедлительно получить указанную в этой статье информацию в месте заключения договора, требовать от подрядчика возмещения убытков, причиненных его необоснованным уклонением от заключения договора. Кроме того, возлагается теперь на подрядчика, не представившего информацию, о которой идет речь, ответственность и за такие недостатки в работе, которые возникли после ее передачи заказчику. Имеется в виду возмещение убытков, находящихся в причинной связи с отсутствием у заказчика соответствующей информации.

В п. 2 ст. 732 ГК сформулированы правила о правовых последствиях нарушения права заказчика на информацию о предлагаемой работе. В наиболее общем и полном виде такие правила воспроизведены в ст. 12 Закона о защите прав потребителей. В данной статье установлены гражданско-правовые последствия нарушения права на информацию. Указанные последствия подразделяются на меры ответственности и иные правовые последствия. К мерам гражданско-правовой ответственности следует отнести возмещение убытков, а к иным гражданско-правовым последствиям - право потребителя на одностороннее расторжение заключенного договора, а также некоторые иные права требования, названные в п. 2 ст. 12 Закона о защите прав потребителей. При нарушении права потребителя на информацию возможно применение и других правовых мер воздействия на правонарушителя, прямо не названных в указанной статье. Например, при наличии соответствующих оснований возможна компенсация морального вреда.

Форма договора бытового подряда. Правилами бытового обслуживания установлено, что заключенный договор должен быть письменным. При этом он может оформляться в виде квитанции или иного документа. Если же имеется в виду, что работы будут выполнены в присутствии потребителя, допускается оформление договора путем выдачи чека (кассового чека), подтверждающего одновременно с оплатой и самое наличие между сторонами договора, во исполнение которого произведены расчеты. Во всех случаях утраты документа, которым был оформлен договор, потребителю по его требованию выдается дубликат.

Письменная форма не является условием действительности договора бытового подряда. Поэтому, если такой договор был заключен устно, стороны могут воспользоваться предоставленным им п. 1 ст. 162 ГК правом на случай спора приводить в подтверждение самой сделки и ее условий любые доказательства, исключая свидетельские показания.

Для договора бытового подряда характерно широкое использование разработанных подрядчиком (значительно реже - заказчиком) формуляров, а равно и иных стандартных форм, содержащих условия договора. И если оказывается, что сделанное таким образом предложение (оферта) может быть принято другой стороной лишь путем присоединения к нему, такой договор подчиняется специальному правовому режиму, закрепленному в ст. 428 ГК ("Договор присоединения"). Недостатки "договора присоединения", породившие необходимость в указанной статье, выражаются в том, что даже тогда, когда договор, о котором идет речь, не противоречит закону или иным правовым актам, но способен лишить сторону прав, обычно предоставляемых ей по договорам соответствующего вида, либо исключает или по крайней мере ограничивает ответственность другой стороны, представившей формуляр (иную стандартную форму), либо содержит иные явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она при иных условиях, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы, если бы ей была предоставлена возможность участвовать в определении содержания договора, защищаются интересы присоединившейся стороны. Это выражается в признании за ней права требовать либо расторжения, либо изменения заключенного таким образом договора.

Режим, сходный с тем, который установлен для договоров присоединения, распространяется на заказчика даже и тогда, когда бытовой подряд указанными в ст. 428 ГК признаками договора, заключенного путем присоединения, не обладает. Речь идет об одной из гарантий прав заказчика при бытовом подряде, которая выражается в том, что подрядчик не вправе навязывать ему включение в договор условий, предусматривающих проведение дополнительных работ и (или) оказание дополнительных услуг. При этом за заказчиком признается право отказаться от оплаты таких работ (услуг), которые не были предусмотрены договором (п. 1 ст. 731 ГК). Реальность подобной гарантии обеспечивается, в частности, тем, что, если оплата уже состоялась, заказчик вправе потребовать возврата соответствующей суммы. Поскольку в указанных статьях не предусмотрено иное, остается признать, что заказчик сохраняет за собой соответствующее право даже тогда, когда подрядчик сможет доказать полезность, а при определенных условиях и необходимость подобных работ.

В договоре бытового подряда фиксируются такие условия, как наименование (фирменное наименование) сторон, место нахождения подрядчика, виды работы, ее цена, а также указание стороны, которая должна предоставить результат работы, порядок оплаты (полностью или частично), гарантийные сроки и др. Нет оснований считать все перечисленные условия существенными. К числу последних, во всяком случае, относится, прежде всего, непременное условие любого договора - его предмет (п. 1 ст. 432 ГК). Вместе с тем одна из особенностей договора бытового подряда, отражающая определенным образом интерес заказчика (потребителя), состоит в том, что условие о качестве, обычно рассматриваемое как составная часть конкретизации предмета договора (тем самым как существенное условие договора), в данном случае таковым не является. Подтверждением этому может служить то, что Правила бытового обслуживания населения (п. 8) предусматривают, на случай отсутствия в договоре условия о качестве, обязанность подрядчика все же выполнить работу, пригодную для целей, для которых результат работы обычно используется. Если же подрядчик ознакомлен с целями, которые в данном случае имел в виду его контрагент-заказчик, выполненная работа должна быть пригодной для использования в соответствии с этими целями. Таким образом, отсутствие согласованного сторонами условия о качестве не лишает договор правовой силы.

Иное значение придается условию о цене. В договоре бытового подряда, в отличие от многих других договоров, за этим условием признается значение существенного, т.е. такого, по которому достижение согласия сторон является непременным. При этом, если цена устанавливается или регулируется компетентным органом, договор не должен ее превысить. В зависимости от обстоятельств интересы той или другой стороны защищаются тем, что условие договора о цене, которым нарушено указанное требование, признается ничтожным, а вместо него соответствующее условие будет действовать в редакции, которая воспроизводит утвержденную цену. Условие о цене и в этом договоре подряда может выражать смета. По требованию заказчика подрядчик обязан ее составить, с тем, однако, что она приобретает обязательную силу только с момента согласования ее с заказчиком. Как это предусмотрено и в Общих положениях о подряде, Правила бытового обслуживания населения различают твердую и приблизительную смету. Содержащиеся на этот счет в Законе о защите прав потребителей и Правилах положения в основном совпадают с теми, которые предусмотрены в § 1 гл. 37 ГК (имеется в виду ст. 709 ГК).

Существует и более общее правило. Статья 16 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что условия договора, которыми ущемляются права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются ничтожными. И если соответствующие условия будут все же исполнены, потребитель вправе потребовать возмещения в полном объеме возникших у него убытков (п. 1 ст. 16 Закона).

 

3. Содержание договора бытового подряда

Содержание договора бытового подряда, как и любого другого вида подрядных договоров, в конечном счете выражается в обязанности подрядчика выполнить работу и сдать результат, а заказчика - принять и оплатить результат.

Особенности выполнения отдельных видов работ установлены Правилами бытового обслуживания населения (п. 16-22). Так, например, пошив обуви осуществляется по эскизам, предложенным потребителем, а также моделям из альбомов, журналов и образцам, имеющимся у подрядчика. По желанию потребителя допускается замена фасона каблуков, фурнитуры, цветовых сочетаний и материалов, о чем должно быть указано в договоре. При выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов подрядчик обязан их осмотреть и продемонстрировать потребителю их работу. Включение, отключение или переключение бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов должно осуществляться легко, плавно, без задержек и повторных включений. Приборы, имеющие питание от электрической сети, должны быть проверены на необходимую величину сопротивления электрической изоляции.

По общему правилу (ст. 704 ГК, ст. 34 Закона о защите прав потребителей) подрядчик обязан выполнить работу, определенную договором бытового подряда, из своего материала и своими средствами, если иное не предусмотрено договором. Причем этот материал, а также необходимые для выполнения работы технические средства, инструменты и прочее доставляются к месту выполнения работ самим исполнителем (п. 4 ст. 34 Закона о защите прав потребителей). Настаивать на передаче ему материала заказчиком подрядчик не вправе. Вместе с тем отсутствие у подрядчика возможности предоставить материалы может стать основанием для освобождения его от установленных законом применительно к публичным договорам неблагоприятных последствий отказа от заключения договора.

При принятии подрядчиком на себя обязанности предоставить материал его оплата должна производиться при заключении договора либо полностью, либо в определенной, указанной в нем части. В последнем случае окончательный расчет осуществляется между сторонами при получении заказчиком результата выполненной работы. Вместе с тем по условиям договора материал может быть предоставлен подрядчиком в кредит, в том числе с условием оплаты заказчиком материала в рассрочку (п. 1 ст. 733 ГК). При этом на все возможные формы оплаты материала заказчиком распространяется общая норма (п. 2 ст. 733 ГК). Во всяком случае цена материала, предоставленного подрядчиком, императивно фиксируется на момент заключения договора (п. 2 ст. 733 ГК), а ее изменение в дальнейшем (в сторону как увеличения, так и уменьшения) не влечет осуществление перерасчета. Данное правило, как видно из его содержания, касается любых случаев изменения цены материала исполнителя после заключения договора. Тем не менее в п. 3 ст. 34 Закона о защите прав потребителей его действие обусловлено лишь предоставлением подрядчиком материала в кредит. Представляется, что при таких условиях в отношениях по бытовому подряду необходимо исходить из буквального содержания п. 2 ст. 733 ГК, т.е. полностью запрещать производство перерасчета после заключения договора.

Подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его ненадлежащее качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (п. 1 ст. 34 Закона о защите прав потребителей).

По соглашению сторон работа по договору бытового подряда может быть полностью или частично выполнена из материала заказчика. В случаях, когда работа выполняется из материалов заказчика, точное их наименование (описание) и цена фиксируются в квитанции или ином документе, который вручается подрядчиком при заключении договора (ст. 734 ГК).

Такая цена определяется по соглашению сторон. Фактически получается, что устанавливается правовое предположение (презумпция) - та цена материала, которая указана в отмеченных документах, есть цена, определенная по соглашению сторон. Однако с учетом того, что документы, подтверждающие заключение договора бытового подряда, нередко оформляются подрядчиком в одностороннем порядке, заказчику предоставляется специальное право. Заказчик может оспаривать в судебном порядке зафиксированную в квитанции или ином аналогичном документе цену материала. Обычно такое оспаривание осуществляется в рамках споров о взыскании стоимости утраченного или поврежденного материала.

При обнаружении в момент приемки от заказчика материалов их ненадлежащего качества или непригодности для выполнения работы по иным причинам подрядчику необходимо уведомить об этом заказчика. И если на такое предупреждение заказчик не реагировал, последствия утраты или повреждения по указанной причине материалов с подрядчика снимаются.

Подрядчик, не предупредивший заказчика, представившего материалы, об особых их свойствах, которые способны повлечь за собой полную или частичную утрату или повреждение результата работы, не может впоследствии, если это действительно произошло, ссылаться на то, что он не знал о таких свойствах, требующих, в частности, принятия при работе с материалами особых мер предосторожности. Таким образом, риск, связанный с использованием обладающих указанными свойствами материалов заказчика, лежит на подрядчике. В подобных случаях действует бесспорная презумпция: подрядчик - специалист, а потому знал или должен был по крайней мере знать о недостатках материалов. За подрядчиком сохраняется только одна возможность: ссылаться на то, что и при надлежащей приемке материалов он не мог бы обнаружить указанные их свойства.

Подрядчик несет ответственность за сохранность и правильное использование предоставленных ему материалов. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя подразумевает, что исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование (п. 1 ст. 35 Закона о защите прав потребителей). По существу, аналогичная норма об ответственности сформулирована и в ст. 714 ГК РФ. Как следует из содержания п. 1 ст. 713 ГК РФ, исполнитель обязан использовать предоставленный потребителем материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить потребителю отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо, с согласия заказчика, уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала. В свою очередь, согласно п. 1 ст. 35 Закона о защите прав потребителей исполнитель несет следующие обязанности: 1) предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного последним материала (вещи); 2) представить отчет об израсходовании материала и 3) возвратить его остаток. Представляется, что в сфере защиты прав потребителя исполнитель при выполнении работы из его материала несет как обязанности по п. 1 ст. 713 ГК РФ, так и обязанности, перечисленные в п. 1 ст. 35 Закона о защите прав потребителей. Однако следует учитывать, что в перечисленных актах содержание обязанности, связанной с возвратом остатка материала, несколько различается.

В п. 1 ст. 35 Закона о защите прав потребителей определяются последствия полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя. В этом случае исполнитель обязан: а) в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества; б) одновременно по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок; в) при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

В п. 2 ст. 35 Закона о защите прав потребителей законодатель определяет два порядка установления цены. В первом случае цена определяется применительно к утраченному (поврежденному) материалу (вещи). Цена такого материала (вещи) определяется исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте и в тот день, когда требование потребителя должно было быть добровольно удовлетворено исполнителем, или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Если же речь идет о стадии оформления договорных отношений, то используется второй порядок. Цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в этом случае по соглашению сторон в договоре или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение. Это положение полностью соответствует содержанию комментируемой статьи.

В п. 3 ст. 35 Закона о защите прав потребителей определены случаи, когда исполнитель может быть освобожден от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя. Такое освобождение может иметь место при наличии хотя бы одного из следующих условий:

а) если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение);

б) если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).

Представляется, что последнее из названных оснований находится в определенном противоречии с содержанием п. 4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей. Также очевидно, что в рассматриваемой ситуации исполнитель может быть освобожден от ответственности и в случае, если имеет место общее основание такого освобождения - действие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК, п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Стоит обратить внимание на то, что в отличие от иных случаев распределения бремени доказывания (см., например, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей) п. 3 ст. 35 Закона о защите прав потребителей в рассматриваемом случае прямо не возлагает на контрагента потребителя (исполнителя) обязанность по доказыванию названных в этой норме обстоятельств. Однако в силу общей нормы п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей исполнитель несет такую обязанность. Кроме того, нужно учитывать, что п. 3 ст. 713 ГК РФ, устанавливая по существу аналогичное основание освобождения от ответственности (недостатки материала не могли быть обнаружены при надлежащей приемке подрядчиком этого материала), возлагает на подрядчика бремя его доказывания.

Кроме правил об оплате материала подрядчика (ст. 733 ГК, ст. 34 Закона о защите прав потребителей) при расчетах между сторонами договора бытового подряда применяются также и положения ст. 735 ГК, которая закрепляет механизм установления цены самой работы в договоре бытового подряда и порядок ее оплаты. По общему правилу данная цена определяется соглашением сторон, т.е. непосредственно в договоре. Однако она не может быть выше цены, устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Что касается оплаты работы, то она осуществляется заказчиком после ее окончательной сдачи подрядчиком. По смыслу ст. 735 ГК это общее правило, из которого установлено исключение: с согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса. Вместе с тем указанное исключение может в конкретных случаях заключения договора бытового подряда преобразовываться подрядчиком по существу, наоборот, в общее правило, поскольку обозначенный договор не только выступает как публичный (п. 2 ст. 730 ГК), но и зачастую имеет черты договора присоединения (ст. 428 ГК).

Подрядчик обязан исполнить договор в срок, предусмотренный правилами, регулирующими отдельные виды работ, или договором. Последний из указанных вариантов - установление срока исполнения работы договором - возможен только тогда, когда либо самих относящихся к соответствующему виду работ правил вообще нет, либо срок в них отсутствует, либо сторонами согласован более короткий по сравнению с правилами срок. Статьей 27 Закона о защите прав потребителей предусмотрена возможность определения договором срока выполнения работы датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы, или (и) датой (периодом), с которой исполнитель должен приступить к выполнению работы. В случаях, когда предполагается исполнение работы по частям, в договоре должны быть указаны промежуточные сроки (ст. 27 Закона о защите прав потребителей). Если окажется, что подрядчик не нарушил срока выполнения работы (при этом не имеет значения, идет ли речь о сроках ее начала или окончания либо о промежуточных сроков), а также в случаях, когда в период выполнения работы стало очевидным, что она не будет исполнена в установленный срок, у заказчика возникает право предъявлять подрядчику предусмотренные в ст. 28 Закона о защите прав потребителей требования. Имеется в виду, что он может по своему выбору либо назначить подрядчику новый срок (1), либо поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами, потребовав в том и в другом случае возмещения понесенных расходов (2), либо потребовать уменьшения цены за выполнение работы (3), либо расторгнуть договор о выполнении работы (4). При любом из этих вариантов заказчик вправе потребовать от подрядчика в установленный срок возместить в полном объеме убытки, причиненные нарушением соответствующего срока. Если назначенные новые сроки окажутся нарушенными вновь, у заказчика возникает право снова заявить одно из предусмотренных в ст. 28 Закона о защите прав потребителей требований.

Особенность договора бытового подряда состоит в том, что при его расторжении заказчиком вследствие нарушения подрядчиком срока выполнения работы последний теряет право на возмещение расходов, произведенных им к моменту прекращения работы, или на оплату выполненной части.

На случай нарушения установленных сроков выполнения работ в п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что подрядчик должен выплатить неустойку. Она составляет 3% цены выполнения работ за каждый день просрочки их завершения. Если срок в договоре указан в часах, заказчик вправе взыскать те же 3%, но уже за каждый час просрочки. Договором может быть предусмотрена иная неустойка, но тогда непременно большая по размеру в сравнении с указанной в Законе. Там же установлены специальные правила относительно порядка исчисления неустойки, взыскиваемой за нарушение сроков начала выполнения работы или ее этапа.

В случаях, когда подрядчику удается доказать, что нарушение последовало в результате действия непреодолимой силы или виновности заказчика в нарушении срока (например, имея к тому возможность, заказчик не передал своевременно необходимый для исполнения пошивочных работ приклад), подрядчик от указанной ответственности освобождается.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 (ред. от 11.05.2007) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" предусмотрено: "Неустойка (пеня) в размере, предусмотренном п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, за нарушение установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) и промежуточных сроков выполнения работы (оказания услуги), а также назначенных потребителем на основании п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей новых сроков, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги), ее этапа и (или) выполнить работу (оказать услугу), ее этап, взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала исполнения работы (оказания услуги), ее этапа либо окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или до предъявления потребителем иных требований, перечисленных в п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей. Если исполнителем были одновременно нарушены установленные сроки начала и окончания работы (оказания услуги), ее этапа, неустойка (пеня) взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма в отличие от неустойки (пени), установленной ст. 23 Закона о защите прав потребителей, не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общей цены заказа, если цена отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) не определена договором.

Обязанности подрядчика своевременно и надлежащим образом выполнить работу и передать ее результат корреспондирует обязанность заказчика в сроки и в порядке, предусмотренные договором, осмотреть результат работы и принять его. Правила особо выделяют необходимость сдачи и приемки работы с участием подрядчика. Поскольку любой договор подряда является двусторонним применительно и к рассматриваемой его разновидности, сроком определяются временные параметры поведения не только подрядчика, но и заказчика. Иное было бы несправедливым по отношению к подрядчику, интересы которого в подобных случаях также должны защищаться.

Соответственно, если заказчик не явится за получением результата работы или иным образом уклонится от его приемки, к нему также применяются определенные санкции. В практике договорных отношений по подряду вообще и по бытовому подряду в частности не исключены ситуации, когда по тем или иным причинам заказчик не является за получением результата работы и не предпринимает иных мер для этого. Такое поведение заказчика статьей 738 ГК расценивается как его уклонение от приемки результата работы. По сути, речь идет о нарушении заказчиком его обязанности, установленной в ст. 730 ГК РФ, по приемке результата работы.

В целях соблюдения имущественных прав подрядчика ст. 738 ГК предусматривает возникновение в случае отмеченного уклонения заказчика от приемки результата работы специального права подрядчика продать результат работы, но с соблюдением ряда условий.

Во-первых, должно быть сделано письменное предупреждение заказчика.

Во-вторых, с момента данного предупреждения и до даты отчуждения имущества должно пройти не менее двух месяцев.

В-третьих, цена продажи должна быть разумной. Представляется, что в данном случае во внимание должна быть принята рыночная цена на соответствующий (аналогичный) результат работы (соответствующую вещь) в данной местности (если ее возможно установить). Кроме того, если речь идет о продаже отремонтированного имущества заказчика, то следует оценить и степень его износа. Не исключено определение цены продажи по правилам законодательства об оценочной деятельности. Заказчик, которому выплачена вырученная таким образом подрядчиком сумма, вправе оспорить ее размер и, ссылаясь на то, что цена была занижена, потребовать по этой причине разницу между той, которая составляет "разумную цену", и вырученной ценой.

В-четвертых, подрядчик обязан внести вырученную сумму в депозит нотариуса (суда) в порядке, предусмотренном ст. 327 ГК РФ. При этом подрядчик имеет право вычесть из этой суммы все причитающиеся ему платежи. Из суммы, полученной при продаже результата работы, подрядчик может оставить себе все, что причиталось ему за ее выполнение, а также потребовать возмещения расходов, понесенных им при реализации результата работы.

На подрядчика возлагается обязанность при сдаче предупредить заказчика о требованиях, которые тому придется соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о вредоносных последствиях, которые может повлечь нарушение этих требований для самого заказчика и третьих лиц (ст. 736 ГК). Здесь в целях обеспечения права заказчика на надлежащее качество результата работы и его права на безопасность устанавливается специальная обязанность подрядчика. Он должен предупредить заказчика об условиях использования результата выполненной работы. Объем предоставляемой заказчику в такой ситуации информации определяется по общему правилу о непрофессионализме заказчика, как и всякого потребителя (п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей) (об этом см. в п. 2 ст. 732 ГК).

В любом случае подрядчик должен предоставить заказчику информацию двоякого рода: во-первых, сведения о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы; во-вторых, в целях стимулирования заказчика к надлежащему поведению в отношении результата работы - информацию о возможных для самого заказчика и других лиц последствиях несоблюдения соответствующих требований.

Нарушение подрядчиком рассматриваемой обязанности может повлечь применение к нему мер юридической ответственности, например, в форме возмещения причиненных убытков, компенсации морального вреда. Кроме того, при этом нарушении подрядчик в рамках спора с заказчиком по существу лишается возможности ссылаться на наличие такого основания освобождения его от ответственности, как факт нарушения заказчиком установленных правил (вина заказчика).

Если такое последствие все же наступит, перед подрядчиком открывается в определенном случае возможность освободиться от ответственности за причиненные заказчику убытки. Для этого ему необходимо будет доказать, что тот пренебрег полученными предупреждениями либо отсутствие причинной связи между тем, что не было получено предупреждения, и возникшими у заказчика убытками. Исключается при этом ситуация, когда особое, бережное отношение к результату работ стало необходимым только потому, что подрядчик нарушил какие-либо требования, которые он должен был сам соблюдать при выполнении работы.

Передаваемый заказчику результат работы должен по своему качеству соответствовать договору. Если же условие о качестве сторонами не было согласовано, действует правило, в силу которого результат должен быть пригодным для обычно используемой цели, а в случае, когда при заключении договора подрядчик был поставлен в известность заказчиком о конкретной цели, то соответствовать ей. Результат не может расходиться с обязательными для сторон в силу закона требованиями, включенными в стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и др.

Последствиям нарушения подрядчиком условий о качестве результата работы посвящена ст. 737 ГК. В указанной статье имеются в виду недостатки, обнаруженные во время приемки результата работы или, хотя и после этого, но непременно в пределах определенных сроков, исчисляемых со дня передачи результата. Имеется в виду, прежде всего гарантийный срок. При его отсутствии - "разумный срок", который, однако, не может превышать двух лет, а в отноше



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: