34. Особенности внешней торговли РФ. Общие тенденции развития внешн. торговли РФ в кон. 90-х гг. хар-лись исчерпанием возможностей экстенсивного роста объемов экспорта и импорта в условиях ухудшения миров. конъюнктуры (особенно падения цен на энергоносители) и на фоне последствий финанс. кризиса в РФ, где в 1998 г. впервые за последние 5 лет наблюдалось падение объемов внешнеторгов. оборота по сравнению с предыдущ. годом. 1996 г. - последний удачным год для российск. экспорта благодаря высоким миров. ценам на нефть. В 1997 — 1998 гг. стоимостные объемы российск. экспорта сокращались. В 1997 г. отмечен стремитель. рост импортных поставок на фоне незначитель. увеличения ВВП, совокупного внутрен. спроса и реальных доходов населения в условиях стабильного валютного курса и реального удорожания рубля, снижения закупочных цен на внеш. рынках. Степень насыщения импортной продукцией внутрен. рынка и розничного товарооборота достигла предела. Импортная зависимость по некот. позициям приблизилась к 100%. Это относится к продукции замещающего ассортимента, кот. вытеснила аналогичные отечествен. изделия из розничной торговли. В 1998 г. произошло обострение традицион. «болезней» для российс. внешней торговли. РФ в более тяжелой форме столкнулась с явлением разоряющего экспорта, когда в условиях неблагоприятной миров. конъюнктуры любое усилие по увеличению поставок нефти в натуральном выражении ведет к дальнейш. снижению цен, а также к тому, что общая выручка от экспорта не возрастает, а уменьшается. Так произошло с большинством российс. сырьевых товаров. В то же время за 90-е г. структура российск. внеш. торговли не изменилась. Сейчас: Поиск своей ниши в системе МРТ Россией происходит сложно. Либерализация внешнеэкономич. деят-ти способствует процессу открытия российск. экономики мировому рынку. РФ всё больше включается в систему междунар. разделения труда. Ход включения имеет позитивн. и негативн. аспекты. Позитивные моменты - РФ может приобретать необходимые ей товары на миров. рынке по ценам ниже затрат их собственного произв-ва. При экспорте собствен. продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. К концу 90-х г. в структуре российск. экспорта и импорта закрепилось неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают факторы, как сырьё и неквалифицированный труд. Ухудшается экологич. фон внешн. торговли. В российск. экспорте растет доля неблагополучных в экологичес. отношении отраслей, а в импорте увеличивается объём поступления товаров, вредных для здоровья человека. Подобное участие в междунар. разделении труда, такая междунар. экономич. специализация может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, но не соответствует долгосрочным, перспективным интересам РФ, ее роли и возможностям в миров. экономич. сообществе. С распадом СССР специализация РФ сохранила топливно-сырьевую направленность. Вызов топливно-энергетич. продукции осущ-лся в обстановке снижения мировых цен на энергоресурсы. Только за 1992-1994г. удельная таможен. стоимость экспорта сократилась по нефти на 22%, по газу - на 14%. Такая специализация отражает объективные закономерности экспорта существующих избыточных факторов произв-ва в РФ -нефти и газа. Но, делая упор на экспорте ресурсов, имеющихся в избытке, многие десятилетия оставалось без внимания необходимость интенсивного использования избыточных факторов произв-ва. Для современ. междунар. специализации РФ помимо нефти и газа становится характерной и продукция др. отраслей промыш-ти, отличающихся низкой технологичностью и экологичностью - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промыш-ть. Что касается участия РФ в междунар. разделении труда со своей готовой продукцией, то перспективы малообнадёживающие. Некот. возможности просматриваются у электротехнич. машиностроения, включая общее машиностроение и произв-во специализированного промышлен. оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с партнерами СНГ, Вост. Европы, развивающихся стран. Объем технич. содействия, оказываемый РФ др. государствам в 2001 г. - 589 млн. долл., увеличившись с 2000г. на 16%. В 2002 г. объем этого сотрудничества - 750 млн. долл. В сер. 90-х г. технич. содействие оказывалось 36 странам мира. Осн. объем работ - Китай, Иран, Индия, Марокко, Греция, Куба. В этих странах введены в действие энергетические, металлургические и др. промышлен. объекты. Объем внеш. торговли РФ в 2003 г. - 190 млрд. долл., из кот. на экспорт - 134 млрд., на импорт 75 млрд. РФ занимает 17 место по экспорту товаров в мире, 23 – по экспорту услуг и 27 – по импорту соответ-но. Т.о., на них по отдельности приходится 1% мировых экспорта и импорта. Магистральное направление мирохозяйствен. стратегии РФ сост. в развитии наукоемкой готовой продукции (авиацион. машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некот. виды химич. продукции, фармацевтич. товары). Эта продукция имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. Пока же доля продукции высокотехнологич. отраслей в российск. экспорте товаров обрабатывающей промыш-ти - 5%, что ниже среднего показателя по странам. Для обеспечения прошлых позиций по вышеназванным направлениям наукоемкой готов. продукции на миров. рынке РФ нужна финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государствен. поддержки производств. Только при поддержке, агрессивной экспортной политике РФ сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на миров. рынке. Помимо развития экспорта РФ должна идти по пути развития междунар. внутриотраслевого кооперирования. Этот вид МРТ открывает возможности для вовлечения в миров. произв-во различн. отраслей российского машиностроения. Необходимость участия РФ в системе МРТ - повышение эффект-ти всего народн. хоз-ва. Осн. условие вовлечения России в современ. междунар. разделение труда - насколько это участие отвечает националь. интересам РФ, ее экономич. безопасности. Внешнеторг. политика РФ. Участником ВТ в РФ может быть любое российс. предприятие, получившее статус индивидуаль. предпринимателя. Более 6 млн. хозяйствующих субъектов и физич. лиц явл. сегодня субъектами ВТД РФ. Осн. регламент, регулирующий ВТД РФ – Федер. закон о государственном регулировании ВТД от 1995 г., где определены цели ВТП: 1) защита экономич. суверенитета; 2) обеспечение экономич. безопасности; 3) стимулирование развития националь. экономики; 4) обеспечение условий эффективной интеграции РФ в МЭ. Следует соблюдать принципы: · единства ВТП с внеш. политикой РФ; · единства системы регулирования ВТД и контроля за ее осущ-нием; · единства политики экспортн. контроля для достижения целей ВТП и выполнения междунар. обязательств в части недопущения вывоза оружия массового уничтожения и др. видов оружия; · единство таможен. территории страны. Приоритет экономич. мер регулирования; · равенство участников ВТД и их недискриминация; · исключение неоправданного вмешательства государства во ВТД. По закону РФ может участвовать в зонах свободной торговли и таможен. союзах, принимая междунар. правила, действующ. в них. Закон разрешает использование защитных мер в отношении отечествен. производителей, т.е. протекционизм. Таможен. кодекс устанавливает осн. понятия ВТ РФ и 12 таможен. режимов. Осн. документарная база – таможен. тариф – федераль. закон, включающий номенклатуру товаров, обращающихся в ВТ РФ, систематизированных по Брюссельской системе. Таможен. тариф имеет 3 колонки: 1) м аксималь. ставка – со 104 странами – 0,75% базовой стоимости; 2) базовая –1 - 100%; 3) минималь. – к странам с режимом наиболь. благоприятствования или льготным режимом и = 2 базовым ставкам; Из РФ в 49 наименее развитых стран экспорт не облагается пошлинами. Имеет место тарифная эскалация. Средневзвешенная импортная таможен. ставка в РФ - 16% на сырье и 5% на гот. продукцию и выше по отдель. товарам – машины 25% и с/х сырье 20%. В РФ предусмотрены: 1) сезонные пошлины; 2) особые пошлины для защиты экономич. интересов страны: - специальные – ответн. мера на дискриминацию при импорте товаров на условиях, кот. могут навредить отечествен. производителям; - компенсационные и - антидемпинговые. Импортные пошлины в %, а для физич. лиц комбинированные. Либерализация ВТ коснулась экспорта. К 98 г. отменены все экспортн. пошлины, но после кризиса были возобновлены для сырьевых товаров. Квотирование и лицензирование не применяется, за исключением товаров, по кот. РФ имеет междунар. обязательства: 1) товары двойного назначения (в военн. и в гражд. целях); 2) драг. металлы и камни; 3) редкие виды животн., растений. Финансов. способы регулирования ВТ РФ - использование прямых налогов и акцизов к экспортн. и импортн. товарам. Активно применяется импортн. депозит, таможен. залог и экспортн. субсидии в форме экспортн. кредитов, прямого бюджетного субсидирования, государствен. страхования экспортн. кредитов и налоговых льгот – экспортн. премий, возврата импортн. пошлин экспортерам и увеличения нормы амортизационных отчислений. Экспортн. кредитование направлено на стимулирование промышленной направленности экспорта. Осущ-ся банком-агентом правительства по госкредитам под льготную ставку 50% от ставки ЦБ. Валютное регулирование – гл. цель - контроль за движением валюты в процессе осущ-ния экспортно-импортных операций. Это задача Минэкономики, Минфина, ГТК и ЦБ РФ. Сегодня РФ пытается доказать необоснованность претензий ВТО к демпинговым процедурам при том что внутрен. рынок страны закрыт лишь на 16% (В США – на 43%). Т.о., необходима политика разумного протекционизма.
35. Мировой рынок услуг: структура, динамика, тенденции развития. Меры регулирования внешней торговли услугами. Услуги – экономическая деят-ть, удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-веществен. форме. Они не подлежат таможенному контролю. Структура услуг: • Транспорт: - пассажирский, - грузовой. • Поездки: - деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки), - личные (туризм). • Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи). • Строительство. • Страхование. • Финансовые услуги. • Компьютерные и информационные услуги (консультации в области компьютер. программ, обслуживание компьютеров и т.д.). • Роялти и лицензионные платежи. • Др. бизнес – услуги: - посреднические, - лизинг, - деловые, профессиональные, технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.). • Личные, культурные, рекреационные услуги: аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков), прочие (выставки, проведение мероприятий). • Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги междунар. организаций по сохранению мира). Специфика междунар. торговли услугами: • трансграничная поставка. Потребитель и поставщик услуг нах-ся по разные стороны границы в момент оказания услуги. Информация могут быть присланы по факсу, электр. почте. Грузовые перевозки, проведение расчетов – в режиме реального времени. • потребление за рубежом - перемещение потребителя в страну, где ему оказывается услуга. Напр., выезжающий за границу турист пользуется в стране пребывания услугами гостиниц, гидов и др. Возможно когда за границу перемещается не сам потребитель, а его собственность, напр., судно встаёт на ремонт в иностр. порту. • коммерческое присутствие. Поставщик услуг организует своё коммерч. присутствие (создание филиала) на территории страны, где оказывается услуга. • перемещение физич. лиц. Поставщик оказывает услугу через присутствие физических лиц (работников) на территории другой страны. Напр., хирург из США приезжает в Россию для проведения операции российскому гражданину. Особенности междунар. торговли услугами: • регулируется внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства; • услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются; • производство и реализация услуг имеют государственную защиту. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование и здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности госуд-ва или под контролем; • междунар. торговля услугами находится в взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на неё воздействие. Напр., воздействие услуг на торговлю наукоёмкими товарами, требующих технич. обслуживания, информационных и консультационных услуг; • не все виды услуг могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие в личное потребление, не могут быть вовлечены в междунар. хозяйственный оборот, напр. коммунальные услуги. Большие перспективы в междунар. торговле услугами имеются у туризма, здравоохранения, образования, культуры и искусства. К концу 90-х г. сфера услуг в ведущ. зарубеж. странах - 62 - 74% ВВП. 20-25% мировой торговли - торговля услугами. Ведущие страны в миров. экспорте услуг - США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Испания, Бельгия, Люксембург, Гонконг, Австралия, Канада, Швейцария, Корея, Китай и др. Большое значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК. Отрасли, куда активно направляются инвестиции - финансовая и торговля. Одна из гл. закономерностей обществен. развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее позиций. В услугах формируются факторы экономич. роста - научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, глобализация хозяйствен. деят-ти и т.п. Важнейшее значение имеют научно-технические, качественные и структурные изменения в отраслях услуг, кот. повышают их вклад в развитие об-ва и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса. Рынок услуг изменился с появлением на нем транснациональных корпораций (ТНК). Раньше в этой сфере действовали мелкие и средние фирмы. ТНК смогли использовать последние технич. достижения и создали систему передачи информации. Предприятия, образующие единую производствен. цепочку, но расположенные в разных странах, используют информационные технологии для координации этого процесса. ТНК применяют наукоемкие технологии. Один из осн. международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., - Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, поставка кот. связана с правительственными функциями управления. Подробно в ГАТС рассм-ся финансовые услуги. В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются - услуги, перемещаемые через националь. границы и кот. производятся и потребляются иностранными физич. и юридич. лицами на территории стран-участниц. ГАТС предусматривает 2вида обязательств: 1) общие, принимаемые страной в безусловном порядке 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие - обеспечивает равный доступ стран на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу. Специфические - обязательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг равных условий с местными участниками рынка. Государство, не зафиксировавшее ограничений в списке специфич. обязательств, не имеет права их применять. Различные страны по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Больше заинтересованы развитые государства и транснациональные корпорации (ТНК). К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информацион. технологий, кот. развиваются и дешевеют, рынка финансовых услуг. Переговоры России о вступлении в ВТО касаются и торговли услугами. Российские фирмы, торгующие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут не выдержать ее. Лучше защищен российский рынок финансовых услуг, где имелись опред. ограничения для нерезидентов. Так, в банковской сфере действовала общая квота участия иностранного капитала - 15 %. В ноябре 2006 параметры были пересмотрены. Проводя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Россия должна принять общие требования ГАТС, представить и согласовать общие для секторов услуг и специфич. обязательства. Потребуется модифицировать или заново сформировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС, добиться выгодных для страны условий либерализации рынка услуг.
36. Лизинговые операции. Лизинг - договор аренды, предусматривающий предоставление лизингодателем принадлежащ. ему оборудования, машин, ЭВМ, оргтехники, транспорта, сооружений производственного, торгового и складского назначения лизингополучателю (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок за определ. вознаграждение - арендную плату, кот. включает процентную ставку, закрывающую стоимость привлечения средств арендодателем на денежном рынке с учетом необход. прибыли банка и амортизацию имущества. Лизинговые операции приравниваются к кредитным. Отличие от кредита - после окончания срока и выплаты суммы договора объект лизинга остается собственностью лизингодателя (если договором не предусмотрен выкуп объекта лизинга по остаточ. стоим-ти или передача в собственность). Классиф-ция видов лизинга от состава участников сделки: * прямой лизинг - при двусторонней сделке собственник имущества (поставщик) самост-но сдает объект в лизинг; * косвенный лизинг - передача имущества через посредника: трехсторонняя сделка (поставщик - лизингодатель - лизингополучатель), а также многосторонняя сделка - 4 до 6-7чел. 2 формы лизингов. операций: оперативный лизинг, финансовый лизинг. Оперативный лизинг – лизингов. контракты, заключаемые на короткий и средний срок (короче амортизационного периода) - арендатору предоставляется (при соблюдении определ. срока) право в любое другое время расторгнуть договор. Это происходит, когда арендаторы объекта лизинга быстро сменяют друг друга. Быстро сменяющиеся арендаторы заставляют лизинговую компанию проявлять интерес к хорошему состоянию предмета лизинга. Часто лизинговая компания берет на себя технич. обслуживание объекта лизинга - ремонт, страхование. После завершения срока действия договора предмет договора может быть возвращен владельцу или вновь сдан в аренду. Финансовый лизинг хар-ся длительным сроком контракта (5 - 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Предст. собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект по остаточной стоимости. Различ. лизинг нового имущества (из первых рук) и лизинг бывшего в употреблении имущества (из вторых рук). По объектам сделок лизинг движимого (дорожный, воздушный, морской транспорт, вагоны, контейнеры, техника связи) и недвижимого имущ-ва (торговые, конторские здания, производст. помещения, склады). При лизинге недвижимости арендодатель строит или покупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет ему для использования в коммерчес. и производствен. целях. Как и с движимым имуществом, контракт заключается на срок, меньший или равный амортизационному периоду объекта; арендатор несет все риски, расходы и налоги во время действия контракта. В зав-ти от техники лизинговые операции совершаются по разным схемам. Т.к. лизинговой компании часто не хватает собствен. ср-в для осущ-ния лизинговых операций, она привлекает ссуды - это лизинг с дополнительным привлечением средств - 85% всех сделок. Часто лизинг осущ-ся через посредника. В случае банкротства третьего звена арендная плата поступает основному арендодателю. Эти сделки наз. “сублизинг”.Обратный лизинг. У предприятия есть оборудование, но нет средств для производствен. деят-ти. Оно продает оборудование лизинговой компании, а та сдает его в лизинг этому же предприятию. У предприятия происходит временное высвобождение денеж. ср-в. «Помощь в продаже ”- заключение соглашения между производителями продукции и лизингов. компаниями. Производитель от лица лизинг. компании предлагает клиентам финансирование своей продукции с пом. лизинга. Лизинг. компания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта своей продукции. При пост. сотрудничестве предприятий с лизинговыми компаниями возможно заключение соглашений по предоставлению лизинговой линии. Соглашения позволяют арендатору брать дополнительное оборудование в лизинг без заключения нового контракта. Причины распространения лизинга - преимущество перед обычной ссудой: * Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей. Контракт заключ-ся на полную стоимость имущества. Арендные платежи начинаются после поставки имущества арендатору либо позже. * Мелким и средним предприятиям проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Лизингов. компании не требуют от арендатора дополнительных гарантий. При невыполнении арендатором обязательств лизинг. компания забирает свое имущество. * Лизингов. соглашение более гибко, чем ссуда, т.к. предоставляет возможность выработать удобную для покупателя схему финансирования. могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д., а суммы платежей - отличаться друг от друга. Ставка может быть фиксированной и плавающей. Арендная плата относится на издержки производства и снижает у лизингополучателя налогооблагаемую прибыль. * Риск устаревания оборудования ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постепенного обновления своего парка оборудования. * Простой учет арендуемого имущества. Опубликование арендатором своих финансовых обязательств и проведение учета и амортизации лизингуемого имущества по балансу предприятия. Цифровая информация по обязательствам на дату составления баланса может быть представлена в форме приложения к балансу. Следует отобразить: сумму арендных платежей в дан. финансовом году; общую сумму арендных платежей за период контракта и их текущую стоимость на дату сост-ния баланса. * Платежи по лизингу ведутся из суммы прибыли от используемого оборудования и не подлежат налогообложения. Сумма платежей фиксируется при подписании договора и не зависит от колебаний валютного курса. * При междунар. лизинговых операциях арендатор получает налоговые льготы страны арендодателя, что проявляется в снижении выплат, а также дополнительные услуги арендодателя или его представителей (технич. обслуживание и ремонт арендуемого оборудования, консультации по эксплуатации, поставка запчастей). * Междунар. Валютный Фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в подсчете национальной задолженности. Недостатки лизинг. операций: * арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (из-за инфляции); * если это финансовый лизинг, а научно-технич. прогресс делает изделие устаревшим, арендные платежи не прекращаются до конца контракта; * сложность организации; * стоимость лизинга больше ссуды, но риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, а потому он берет большую комиссию для компенсации.
Междунар. страховой бизнес. Отдельные виды страхования внешеэкономич. деят-ти.
Междунар. страховые операции – система хозяйствен. связей между националь. экономиками различ. стран по реализации страхового фонда. Зародилось в Англии в 1688г. в, где происходили встречи купцов, судовладельцев, страховщиков. На базе страх. корпорации Ллойда в 1760г. образовано 1-е общ-во регистрации судов “Английский Ллойд”. Классиф-ция междунар. страх. операций: 1) Прямые междунар. договорные операции. страхователь одной страны заключает договор страхования со страховщиком др. страны, или через страхов. брокера. 2) Прямые страхования - закл-тся через агентские организации страховщика за границей, когда отсутствует националь. страховой рынок. 3) Посреднические страхования - закл-ся заграничными дочерними компаниями. 4) Операции междунар. перестрахования. страховщик, принимая на страхование риски, часть ответствен-ти по ним передает на согласованных условиях др. страховщикам для создания сбалансированного портфеля страхования. Перестрахование в междунар. практике наз. фронтинг. Фронтинг – операция, в процессе кот. компания оформляет страх. полис, но риск передает др. страховщику, кот. не фигурирует в договорах и остается неизвестным для страхователя.Эта операция сопровождается оформлением форт полиса. На междунар. страховом рынке действует междунар. страх. институты: ассоциации, бюро, группы, объединенные общ-ва, комитеты, союзы, федерации. Хар-ка междунар. страх. институтов: 1) Междунар. организация актуариев (актуариус – канцелярский служащий в государствен. учреждении, зародился в царской России) Брюссель Штаб-квартира. Функции: а) осущ-ние междунар. сотрудничества и координации деят-ти националь. актуариев ряда стран. б) содействие научн. исследований в обл-ти страх. математики. 2) Междунар. ассоциация обществ взаимного страхования. Амстердам. Функции: а) координация, обмен опытом и информацией по вопросам взаимного страхования. 3) Междунар. ассоциация классифицир-ных общ-тв. Функции: а) разработка и внедрение правил классиф-ции судов, их постройки и эксплуатации; б) внедрение стандартов и требование классиф-ных обществ, обязательных к соблюдению судовладельцами и капитанами торг. судов. 4) Междунар. ассоциация по страхованию. Функции: а) страхование кредитов. б) координация работ страх. компаний, занимающихся краткосрочными экспедиторскими кредитами (3 - 12 мес.) 5) Междунар. ассоциация по страхованию танкеров. Лондон. Функции: а) страхование владельцев танкеров на случаи аварий и загрязнения нефтью акваторий. 6) Междунар. ассоциация страхов. права. Европа. Ф-ции: а) изучение научно-практичес. проблем б) развитие страх. дела в) формирование единого страх. рынка в странах ЕС. 7) Междунар. ассоциация страховых и перестраховых посредников. Париж. Ф-ции: а) исследование по вопросам маркетинга в страховании б) содействие междунар. контактам и обмена информации страх. посредников. 8) Междунар. ассоциация страх. исследований. Женева. Ф-ции: а) прогноз по науч. исследованиям в страховании б) распространение науч. знаний в страховании в) содействие росту обществен. престижа в профессии страховщика. 9) Междунар. торговая палата. Гаага. Ф-ции: а) содействие свободной торговле и частному предприн-ву в торговле и страховании. б) оказывает практич. помощь коммерсантам в страх. бизнесе. 10) Междунар. бюро зеленой карты. Лондон. а) координация деят-ти националь. бюро зеленой карты. б) организация контроля за наличием страх. полиса “зеленая карта” при пересечении границ. 11) Междунар. объединение по страхованию инвалидов и больных. а) финанс. вопросы страхования жизни людей с ослабленным здоровьем. 12) Междунар. об-во анализа рынков. а) разработка методологии анализа рынков, оптимизационных решений в разл. областях научно-практич. деят-ти. б) идентификация различ. видов опасностей и разработка методов снижения рисков. 13) Междунар. морской комитет. Ант Вернер. а) унификация междунар. морского и торгов. права. б) разработка правил страхования; регистрации судов; операции по демерреджу и диспачу. Демерредж – порт платит судовладельцу за задержку. Диспач – премия, кот. платит судовладелец порту, чтобы быстрее разгрузили. 14) Междунар. союз авиацион. страхования. Лондон. а) координация работы страх. компаний, занимающихся авиацион. страхованием. 15) Междунар. союз морск. страхования. Цюрих. Развитие морского страхования и формирования политики междунар. морского страхования. 16) Междунар. союз страховщиков, кредитов и инвестиций. Берн. а) согласование условий кредитования мировой торговли и страхования экспортных кредитов от 1 - 5 лет. 17) Междунар. союз страховщиков технических рисков. Мюнхен. а) координация работы страх. компаний по страхованию технич. рисков при строительно-монтажных работах. б) страхование машин и оборудования от поломок. Страхование в ВЭД. Сущ-ть страхования ВЭД идентична личн., имуществен. страхованию, страхование ответственности. Но имеет отличия от страхования в пределах страны, т.к. при ВЭД имеют место межстрановые отношения и процесс страхования регулируется не местными страх. компаниями, а междунар. страховыми институтами. Суть видов страхования ВЭД. 1) Медицинское страхование туристов. Покрывает расходы туристам: больничные; на перевозку скорой; на приобретение лекарств; уход за больными; расходы на транспортировку при смерти за рубежом; на репатриацию (добровольно принудительно) больного. Если возраст страхуемого превышает 65 лет, то взимается двойной тариф по медицинс. страховке; лица выше 70 лет – страхованию не подлежат. По мед. страховкам совершать поездки для лечения нельзя, по этим полисам не оплачивается лечение хронич. заболеваний, о сущ-нии кот. было известно до поездки. 2) Страхование на случай плохой погоды. для страхования коммерч. риска, мероприятие отменено с отсутствием зрителей, невозможностью выступления спортсменов, артистов. 3) Страхование делькредере (на веру) – от рисков по краткосрочн. дебиторской задолженности по поставкам товаров и услуг внутренним и зарубеж. заказчиком лично на срок не более 180 дн. Это страхование начинается, когда поставки выполнены, по ним выставлен счет, и они окончательно приняты покупателем и полиссодержателю возмещается убыток по дебиторской задолж-ти, возникший из-за неплатежеспособности покупателя. 4) Страхование депозитов - осущ-мое банками, по кот. вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае объявления банков банкротами. Явл. формой добровольного страхования. 5) Страхование от валют. рисков – от потерь при изменении валют. курсов. Валютн. риск наступает в момент поступления выручки на счет экспортера. Степень валютн. риска можно снизить 2 методами: а) Правильный выбор валюты цены. Валюта цены – валюта, кот. устанавливается на цену товара в контракте или выражается сумма предоставлен. междунар. кредита. Валюта платежа – валюта, в кот. производится фактическая оплата товаров, услуг или погашение междунар. кредита. Валюты цены и платежа могут совпадать или нет. Величина валютн. риска связана с потерей покупательской способности. Метод правильного выбора валюты цены в контракте закл-ся в установлении цены в такой валюте, изменение курса кот. выгодно для дан. фирмы. Для экспортера такой валютой будет “сильная” валюта, кот. может повысится в теч. срока действия контракта, а для импортера – “слабая” валюта, курс кот. снижается. Б) Регулирование валют. позиции по контрактам. Закл-ся в обеспечении сбалансированности денеж. требований и обязательств по заключенным контрактам: проследить, чтобы контракты заключались в одной валюте и сроки платежей совпадали. Или при встречных контрактах (контракты экспорта и импорта) целесообразно применение различ. валют, имеющих тенденции к противоположному изменению курса. 6) Страхование иностран. инвестиций. Услуги по страхованию предоставляет междунар. агентство по гарантированию инвестиций (MIGA), кот. явл. членом всемирного банка. Задачи MIGA: Стимулирование иностран. инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий инвесторам против рисков, связанных с переводом валюты, экспроприацией, войной, гражданс. беспорядками и нарушением условий правительством страны. MIGA при страховании ссуд и гарантий выплачивает пострадавшей стороне сумму ссуды и невыплаченный процент, если невыплаты явились следствием прерывания работы над контрактом. Максималь. размер страхования – 50 млн. долл. Гарантии на 15 лет. 7) Страхование ответствен-ти владельцев автотранспорта. Объект страхования - гражданская ответственность владельца автотранспорта за возможное нанесение вреда др. лицами при ДТП. В междунар. практике известно под названием “зеленая карта”. “ Зеленая карта ” – система междунар. договоров об обязательном страховании гражданской ответ-ти автовладельцев. Она гарантирует свободное перемещение транспорт. средств в пределах границ 32 госуд-тв. По Европе “зеленая карта” обязательна. Россия присоединилась в 1997г. Сущ-ет Европейское бюро “зеленой карты».