Глава 2. Организация опытно-практической работы по теме «Развитие
Музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности»
Характеристика базы исследования
Опытно-практическая работа по теме исследования была организована в одном из детских садов г. Сокола. В детском саду реализуется образовательная программа, разработана на основе комплексной программы "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, спроектирована с учетом ФГОС ДО, особенностей дошкольного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
В детском саду имеется музыкальный зал, в котором присутствуют фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная установка, различные детские музыкальные инструменты: клавишные (баян, аккордеон), ударные (барабан, бубен, деревянные ложки, трещетки, колокольчик, треугольник) и шумовые (маракасы); музыкально-дидактические игры («Повтори звуки», «Выбери инструмент», «Угадай на чём играю» и т.д.), портреты композиторов, атрибуты и элементы костюмов для игр и танцев.
В старшей группе оборудован музыкальный центр, в котором имеются различные музыкальные пособия, музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, магнитофон с большим набором дисков с записью детских песен, музыкальных сказок.
Для проведения опытно-практической работы были произвольно отобраны 5 детей старшего дошкольного возраста из числа систематически посещающих ДОУ.
На основе наблюдений за детьми и бесед с воспитателем и музыкальным руководителем были составлены краткие характеристики:
Маша – знает современных исполнителей, напевает фрагменты песен, любит музыку, активно участвует на музыкальном занятии, проявляет интерес, слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца.
Соня - не проявляет интереса на музыкальном занятии, не активна, ее трудно уговорить спеть, стеснительна.
Катя – активна на музыкальном занятии, любит петь, сочиняет свои слова песни, иногда уже во время звучания музыки начинает придумывать и показывать какие-либо движения, любит рисовать.
Настя - активно участвует в музыкальном занятии, подвижна, в свободное время любит петь, танцевать, выступать перед публикой.
Алёна - на музыкальном занятии не активна, любит танцевать, слушать детские песни, пытается совмещать пение с другими действиями (рисует и поёт).
Диагностика уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
На первом этапе практической работы были проведены диагностические исследования развития музыкальных способностей с использованием методических рекомендаций О.П. Радыновой[15].
Задания для диагностики музыкальных способностей детей в старшей группе.
1.Эмоциональная отзывчивость на музыку.
Задание: Прослушать песню «Зайка,зайка,где бывал?» муз. Скребковой, определить характер и содержание песни.
2.Музыкально-слуховые представления.
Задание: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.
3.Чувство ритма.
Задание: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно»
4.Музыкальная память.
Задание: Прослушать отрывок из песни «Во поле береза стояла», попробовать спеть.
Критерии оценки:
1.Эмоциональная отзывчивость на музыку:
· внимание;
· внешние проявления (эмоциональные);
· высказывания о музыке с контрастными частями.
2. Музыкально-слуховые представления:
· пение знакомой мелодии с сопровождением и без сопровождения.
3. Чувство ритма:
· воспроизведение в хлопках или на ДМИ.
4. Музыкальная память:
· пение незнакомой мелодии с сопровождением и без сопровождения.
Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием);
2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого);
1 балл – низкий уровень (справляется с заданием с большими ошибками даже при помощи взрослого).
Диагностика развития музыкальных способностей у детей
Таблица 1.
Имя ребенка | Эмоциональная отзывчивость на музыку (баллы) | Музыкально- слуховые представления (баллы) | Чувство ритма (баллы) | Муз. память (баллы) | Итог (уровень) |
Маша | Средний уровень | ||||
Соня | Низкий уровень | ||||
Катя | Высокий уровень | ||||
Настя | Низкий уровень | ||||
Алёна | Низкий уровень |
Анализируя результаты диагностики, можно отметить, что большинство детей имеет низкий уровень развития музыкальных способностей:
Маша – слушает музыку невнимательно; эмоциональность проявляется неярко; путается в названиях произведений; поёт выразительно; ритм хлопков соответствует ритму музыки.
Соня – слушает музыку невнимательно; не способна запомнить музыку; затрудняется с названием музыкального произведения; неточно интонирует мелодию при пении; хлопки выполняет неритмично.
Катя – слушает музыку не отвлекаясь от начала до конца; реагирует на прослушанное музыкальное произведение активно; ритмично, выразительно передает в хлопках ритм песни; мелодию песни интонирует неточно.
Настя – слушает музыку отвлекаясь; называет музыкальные произведения с помощью наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений; эмоциональность проявляется неярко; неточно интонирует мелодию при пении.
Алёна – внимание рассеяно;с трудом запоминает музыку; плохо реагирует на прослушанное музыкальное произведение; хлопки выполняет неритмично; мелодию песни интонирует неточно.