Прокуратура и Президент Российской Федерации




 

С принятием федерального конституционного закона «О поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» полномочия Президента Российской Федерации относительно прокуратуры существенно расширились. И сделано это с целью обеспечения большей эффективности деятельности прокуратуры как основного инструмента обеспечения законности и правопорядка в стране.

Являясь главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (статья 80 Конституции Российской Федерации). В этой связи происходят регулярные рабочие встречи Президента Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации.

Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров (пункт «е1» статьи 83, статья 129 Конституции Российской Федерации).

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы (статья 84 Конституции Российской Федерации).

Конституционные положения о взаимоотношениях Президента и прокуратуры Российской Федерации развиты в федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Так, закон предусматривает, что Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации новую кандидатуру (статья 121).

Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, и освобождается от должности Президентом Российской Федерации также по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. В таком же порядке назначаются на должность и освобождаются от должности военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации на срок не более шести месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации (статья 151).

Генеральный прокурор Российской Федерации не вправе налагать дисциплинарные взыскания: в виде понижения в классном чине – на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации; в виде увольнения из органов прокуратуры – на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации обязан проинформировать Президента Российской Федерации о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации или прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации. Продление срока нахождения на службе прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации и достигшего предельного возраста нахождения на службе, осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации (статья 417).

Неоднозначное конституционно-правовое решение получил вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности. В настоящее время Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (статьи 93, 102, 103, 125 Конституции Российской Федерации).

Совершение преступления подтверждается, а, точнее, устанавливается обвинительным приговором, а не заключением, пусть даже Верховного Суда Российской Федерации. Предрешение вопроса о виновности лица в совершении преступления до судебного разбирательства не допускается. В противном случае теряет смысл всякое последующее судебное разбирательство по тому же обвинению. Более того, в случае учинения такого разбирательства, суд превращается в обвинителя в процессе, в котором ему же придется выступать в роли вершителя правосудия (статьи 49 и 118 Конституции Российской Федерации; статьи 14, 15, 16, 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Конституционный же Суд Российской Федерации, дав заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации, лишается возможности рассмотреть и разрешить другие вопросы, входящие в его компетенцию в связи с обвинением Президента Российской Федерации: разрешить дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, проверить конституционность закона, примененного или подлежащего применению в деле по обвинению Президента Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации).

По существу, и Верховный Суд Российской Федерации, и Конституционный Суд Российской Федерации при подобном правовом регулировании выполняют функцию прокурора по обеспечению законности деятельности поднадзорного субъекта. Было бы правильнее освободить Верховный и Конституционный суды Российской Федерации от несудебных (неправосудных) полномочий и возложить на Генерального прокурора Российской Федерации обязанность по запросу Государственной Думы давать заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков соответствующего преступления[3].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: