Организация развивающей работы по теме исследования




 

Следуя результатам диагностического исследования и темы ВКР был составлен план развивающей работы с детьми.

 

План развивающей работы

 

Таблица 2.

Сроки Формы работы Репертуар Задачи Работа с родителями
Февраль Музыкально-дидактические игры «Спой песню по картинке»   «Выложи мелодию»   Песни В. Шаинского: «Антошка», «Голубой вагон», «Облака», «Вместе весело шагать по просторам» «Улыбка» Развитие у детей внимания, умения различать эмоциональный настрой речи и передавать голосом определенное эмоциональное состояние, настроение;   Консультация для родителей «Пение в жизни ребенка», оформление папки-передвижки «Особенности и охрана детского голоса».  
Февраль     Музыкальные занятия   Музыкально-дидактические игры:   «Поиграем с песенкой»   «Спрячем мелодию»   «Мамин праздник», музыка Е. Тиличеевой «Русская зима», музыка Л.Олифировой   Формировать певческие навыки: петь легким звуком, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, петь умеренно громко и тихо. Работать над выразительностью исполнения песен
Февраль Игровая деятельность детей Музыкально-дидактические игры   «Хлопки»   «Определи настроение»   «Я и Вы» «Что ты хочешь, кошечка?», музыка Г. Зингера «Зайка,зайка, где бывал?», музыка М. Скребковой     Способствовать развитию детской творческой активности, развитию воображения. Развивать музыкальные способности детей. Закреплять навыки выразительного пения.  

 

Практическую работу с детьми начали с проведения музыкально-дидактических игр, так как игровая деятельность наиболее интересна детям и в ней дети легче и быстрее будут осваивать необходимые навыки. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Дети с интересом включились в музыкально-дидактическую игру «Выложи мелодию»: мы проигрывали мелодию, а дети с помощью пуговок выкладывали её движение (вверх, вниз, на одном звуке). Дети часто затруднялись в определении движения мелодии на занятии, но в такой игровой форме они с желанием выполняли задание, исправляли, помогали друг другу. Проигрывание мелодии на металлофоне чередовали с пропевание ее голосом. С помощью этой игры развивали у детей и чувство ритма: дети выкладывали ритм знакомых попевок, песенок: большие белые пуговки - длинные звуки, маленькие чёрные - короткие звуки.
Игра «Определи настроение» расширяла представления детей о различном характере музыки: детям предлагали комплект карточек разного цвета и, прослушав музыку, они должны определить ее настроение и показать карточку нужного цвета. В музыкально-дидактической игре «Спой песню по картинке» мы развивали музыкальную память детей и закрепляли знакомые детям песни из мультфильмов. Работа по развитию музыкальных способностей проходила на музыкальных занятиях. На каждом занятии мы использовали упражнения для закрепления певческих умений у детей. Через такие упражнения мы отрабатывали ритмический рисунок песни, учили запоминать и чисто пропевать мелодические построения, работали над произношением слов.
При проведении упражнений учитывали следующие правила:
1.Всегда ставить перед детьми конкретную учебную задачу, четко объяснять, что они должны сделать (короткий или медленный выдох, спеть попевку на звуке, проговорить слова шепотом и т.д.).
2.Показывать способ выполнения действия (делай, как я; послушайте, как надо спеть; обратите внимание, как чётко я произношу окончание слов).
3.Неоднократно повторять упражнения для усвоения певческих умений (транспонировать упражнение по полутонам вверх или вниз).
4.Контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения.
5.Включать вокальные упражнения в каждое музыкальное занятие.

На одном из занятий мы знакомили детей с песней «Русская зима», которую им предстояло выучить. Для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать их эмоциональный отклик, перед прослушиванием песни провели вступительную беседу с детьми, показали иллюстрации и прочитали стихотворение.

Мелодию песни разучивали по фразам: дети внимательно прослушав одну фразу, повторяли этот фрагмент на слоге или со словами. Далее выучивали следующие фразы и соединяли. Затем пропели весь 1 куплет с подыгрыванием мелодии на инструменте.

На этом этапе идет работа над качеством исполнения – он самый сложный и продолжительный.

Приёмы работы над чистотой интонирования мелодии и звукообразованием:

1. Пение a capella — оно побуждает исполнителей внимательнее относить­ся к собственной интонации.

2. Пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или на слоге.

3. Моделирование высоты звука рукой, схемой в сложном мелодическом фрагменте.

4. Метод мысленного пения.

5. Приём «Уши — назад» (по В. Емельянову). В процессе пения педагог командует: «Уши — назад!» По этой команде дети прикладывают к ушам спереди ладони с плотно сжатыми пальцами. В результате этого они начинают лучше слышать пение товарищей, стоящих сзади. Приём «заткнуть одно ушко» помогает лучше услышать собственное исполнение.

6. Игра «Хлопки», которая позволяет проверить точность интонирования каждого ребенка. Дети поют начало песни все вместе, по хлопку педагога продолжают пение мысленно. После следующего хлопка педагог показывает на ребенка, который должен продолжить пение.

7. Пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.

Для лучшего запоминания текста, ритмического рисунка и четкой дикции использовали следующие приемы:

1. Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.

2. Беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.

3. Пение «эхом», когда фразу сначала поёт педагог, а затем повторяют дети.

4. Игра «Я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько тактов поёт педагог, а после сигнала (жеста рукой, хлопка и т.п.) песню подхватывают дети.

5.Прохлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста наиболее сложных в ритмическом отношении фраз.

6. Пение с ритмическим аккомпанементом (ровными длительностями), пение по фразам в разных темпах.

На заключительном этапе работы проводится закрепление песни. Только многократное повторение даёт прочность усвоения песни. На этом этапе требуется вариативность зада­ний при повторении.

Говорили детям, что хотим исполнить песню, но немного смущаемся петь по одному и приглашали помочь тех, кто хорошо запомнил песню и может спеть вместе.

Для поддержания интереса использовалась игра «Спрячем мелодию», она основана на приеме пения про себя и вслух. Когда педагог показывает раскрытую ладонь, дети поют вслух, а когда сжимает пальцы в кулак, дети поют про себя.

С этой же целью использовали игру «Поиграем с песенкой». Дети по очереди передавали друг другу какую-нибудь игрушку на каждую музыкальную фразу. Ребенок, у которого находилась игрушка, должен был спеть нужную фразу.

В работе использовали метод сравнительного анализа, когда по очереди поют несколько солистов, а все дети выбирают наиболее удачный вариант исполнения.

На последнем этапе обучения детей пению идет концертное исполнение песни.

Концертное выступление - наиболее значимый для детей момент. Каждая песня требует своего сценического воплоще­ния. Характер песни определяет статику или динамику сценического решения.

Песня «Русская зима» сложная для исполнения дошкольниками, поэтому мы посчитали невозможным одновременное исполнение хореографических элементов и пения и добавили танцевальные движения лишь в конце песни.

Далее мы с детьми разучивали песню «Мамин праздник» цель занятия петь легким звуком, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, петь умеренно громко и тихо. Работать над выразительностью исполнения песни.

Рассказываю детям что будем разучивать новую песню, предлагаю детям посмотреть на доску и сказать что там изображено, дети отвечают что «Ребенок с мамой» «Девушка» «Бабушка» задаю вопросы «А какой скоро праздник будут отмечать все бабушки, мамы и девочки? О ком мы будем разучивать песню?»

Предлагаю детям послушать песню и определить настроение этой песни. Всех подготовила к прослушиванию.

Спрашиваю какой характер этой песни Дети ответили по-разному: «веселая, красивая, ».Спрашиваю детей как нужно правильно брать дыхание, дети представляют что у них в ладошках цветок и они вдыхают его аромат, чтобы пояску стало тесно, а плечи не поднимались. Предлагаю прослушать первый куплет этой песни. Проговариваю медленно первую фразу. Предлагаю детям спеть первую фразу, и потом ещё раз вместе со мной, и без сопровождения. Хвалю детей. Даю послушать вторую фразу 1 куплета, затем проговариваю медленно. Предлагаю детям спеть вместе эту фразу и повыразительнее. Третий раз дети поют самостоятельно.- Давайте вместе попробуем ее спеть. Первую фразу поем про себя, а вторую вслух. Говорю детям что мы соединим две фразы и споем первый куплет. Так же мы изучали и припев песни. Но первый куплет дети повторяли про себя, а припев пели вслух. В конце занятия я спрашиваю детей понравилась ли ми эта песня.

В работу были подключены родители. С целью расширить представления родителей о пении как виде детской музыкальной деятельности провели беседу «Пение в жизни ребенка». В родительском уголке оформили папку – передвижку «Особенности и охрана детского голоса».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: