Прокуратура и органы местного самоуправления




 

Соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления является предметом прокурорского надзора. При этом проверки исполнения законов проводятся также на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения органами местного самоуправления законов, требующих принятия мер прокурором (статья 21 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Прокурорский надзор осуществляется в едином для «общего» надзора режиме.

Органы местного самоуправления, в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Особенностью прокурорского надзора за реализацией законов органами местного самоуправления в данном случае является то, что на органы местного самоуправления распространяется режим функционирования органов государственной власти.

Взаимоотношения органов прокуратуры и местного самоуправления конкретизированы федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. В соответствии со статьей 77 закона, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. В части прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» противоречит федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», не предусматривающему прокурорского надзора за исполнением нормативных правовых актов муниципальных образований. В этом случае применению подлежит федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» как акт большей юридической силы, предопределенной прямым конституционным указанием на то, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом (статья 129 Конституции Российской Федерации).

На прокуратуру возложена обязанность по координации деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Прокуратура субъекта Российской Федерации на основе предложений органов государственного контроля (надзора) формирует ежегодный план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Внеплановые проверки допустимы лишь по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какова система видов деятельности государства?

2. Какова система видов органов государственной власти?

3. Считаете ли вы прокурорский надзор самостоятельным видом деятельности государства?

4. Считаете ли вы прокуратуру самостоятельным видом органов государственной власти?

5. Считаете ли вы правильным отражение места прокуратуры в системе органов государственной власти в Конституции Российской Федерации?

6. В чем состоит (состоят) функция (функции) прокуратуры?

7. Каково соотношение функций различных видов органов государственной власти?

8. Охарактеризуйте взаимоотношения прокуратуры и Президента Российской Федерации.

9. Охарактеризуйте взаимоотношения прокуратуры и органов законодательной власти.

10. Охарактеризуйте взаимоотношения прокуратуры и органов исполнительной власти.

11. Охарактеризуйте взаимоотношения прокуратуры и органов судебной власти.

12. Назовите основные нормативные правовые акты, составляющие основу разграничения функций и полномочий органов государственной власти.

 

Аналитическое задание

 

Проанализируйте письменно различные точки зрения по вопросу о месте и роли прокуратуры в системе органов государственной власти с аргументированным изложением собственных предпочтений.

 

Тестовые задания

 

1. Прокуратура Российской Федерации:

а) представляет законодательную власть;

б) представляет исполнительную власть;

в) представляет судебную власть;

г) представляет самостоятельную ветвь государственной власти.

 

2. Прокуратура Российской Федерации – это:

а) орган государственной власти;

б) система органов государственной власти;

в) система государственных органов и учреждений.

 

3. Вопросы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации составляют предмет:

а) исключительного ведения Российской Федерации;

б) исключительного ведения субъектов Российской Федерации;

в) совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

 

4. Прокуратура Российской Федерации в своей деятельности подчиняется:

а) Президенту Российской Федерации;

б) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

в) Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

г) Правительству Российской Федерации;

д) только закону.

 

5. По вопросам борьбы с преступностью прокуратура координирует:

а) деятельность органов законодательной власти;

б) деятельность органов исполнительной власти;

в) деятельность органов судебной власти;

г) деятельность всех органов государственной власти;

д) деятельность правоохранительных органов.

 

Дополнительная литература

 

1. Бессарабов В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России // Законность, 1999. № 10.

2. Джатиев В.С. Бьют по прокуратуре, целятся в Россию // Национальные интересы. 2003. № 3.

3. Джатиев В.С. О социально-правовых последствиях реформирования прокурорского надзора за предварительным расследованием // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре» в рамках Васильевских чтений. М.: Изд-во РГТЭУ, 2007. С. 91-95.

4. М а м и й М. Р. Судебный контроль и прокурорский надзор как гарантии обеспечения законности. Ростов-н/Д, 2007.

5. Настольная книга прокурора / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Издательство Юрайт, 2012.

6. Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. Москва, Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, 29 мая 2008 г. М., 2008.

7. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 2003. № 2.

 


[1] Термины «государственный орган» и «орган государственной власти» используются как синонимы, поскольку каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями в соответствии с его предназначением и местом в единой системе государственных органов. Разница лишь в том, что термин «государственный орган» концентрирует внимание на принадлежности государству, а термин «орган государственной власти» - на государственно-властном характере полномочий органа государства.

[2] См.: Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002; Цзюэ Чжан. Прокурор в современном уголовном процессе. Сравнительный анализ законодательства Китайской Народной Республики и Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

 

[3] См.: Джатиев В.С. О прокуратуре Российской Федерации. Проект федерального конституционного закона и краткие пояснения к нему. Владикавказ: Изд-во «Иристон», 2001. С. 14, 118-120.

[4] См., например: Устав Санкт-Петербурга, статья 30; Конституция Республики Северная Осетия – Алания, статья 106.

[5] См., например: Конституция Республики Татарстан, статья 114; Устав города Москвы, статья 52; Устав Свердловской области, статья 73.

[6] Следует заметить, что Следственный комитет Российской Федерации, органы военного управления и органы контроля являются органами исполнительной власти. Поэтому не было необходимости указывать их отдельно.

[7] См.: Даев В.Г. К понятию обвинения в советском уголовном процессе // Правоведение. 1970. № 1; Его же. Процессуальные функции и принцип состязательности в уголовном судопроизводстве // Правоведение. 1974. № 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: