Резюме (обзорный раздел)
Вводная часть или резюме пишется, как правило, уже после того, как составлен весь план (табл. 3). Она должна быть краткой (не более 3–4 страниц) и написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. Именно по содержимому вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, именно: чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию и почему предприниматель считает, что это предприятие добьется успеха.
Резюме, как правило, состоит из трех частей:
введение – освещает цели проекта;
При разработке введения несколько слов следует сказать о средствах достижения цели: новых технологиях, уникальной информации, использовании новых патентов или изобретений и т.д.
основное содержание: сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т.д.;
В основном содержании следует осветить следующую информацию:
1. Рыночная ситуация: структура и емкость рынка, информация о потребителях и конкурентах. Определяется свое место и роль на рынке. Приводятся данные о темпах роста сегментов рынка, в которых работает предприятие. Оцениваются возможности продаж в этих сегментах рынка. Излагается намеченная стратегия продвижения товара и техника борьбы с конкурента ми, которая обеспечит необходимую долю рынка и объемы продаж в назначенный срок.
2. Конкурентные преимущества. Рекомендуется показать основные характеристики продукции или услуг и провести их сравнение с отечественными или зарубежными аналогами. Кроме того, к числу конкурентных преимуществ можно отнести дополнительный сервис для клиента или условия продаж.
3. Компетенция и профессионализм команды. Характеризуется компетенция и профессионализм каждого члена управленческой команды. Указываются функции и степень делегирования полномочий во время реализации проекта.
4. Требуемая сумма инвестиций. В случае возможности получения нескольких источников финансирования, рекомендуется представить данные в виде таблицы. Здесь же рекомендуется показать форму финансирования и возврата средств.
В заключение:
суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.
Описание фирмы и отрасли, в которой она занята
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:
• цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
• перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
• события, повлиявшие на развитие предприятия;
• финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;
• организационная структура и кадровый состав;
• тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;
• основные достижения предприятия;
• показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
• каковы преимущества предприятия;
• какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;
• объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
• какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции;
• каковы возможности рекламы;
• сезонность;
• как увеличить долю предприятия на рынке;
• используемые ноу-хау;
• территориальное расположение клиентов
Раздел бизнес-плана «Фирма и отрасль, в котором она занята» составляют только в том случае, если фирма уже существует и прошла определенный путь своего развития. В нем анализируют деятельность фирмы, отмечают достижения и особые успехи. В конце раздела указывают связь между итогами деятельности, успехами в прошлом и намеченными целями в бизнес-плане. Рассмотрим структуру написания раздела.
1. Информация о фирме:
1) организационно-правовая форма предприятия (на основании устава или Гражданского кодекса Российской Федерации);
2) место регистрации предприятия (на основании учредительных документов);
3) дата создания предприятия (на основании учредительных до- кументов);
4) ИНН и код причины постановки на учет организации (на основании учредительных документов);
5) юридический и фактический адреса предприятия (на основании учредительных документов и места нахождения предприятия).
2. Информация о поставщиках:
•наименование поставщиков и материалы (работы, услуги), которые они поставляют или оказывают;
• место расположения поставщиков и сроки доставки материалов (на основании анализа транспортной логистики и договоров поставки или договоров на оказание услуг);
•оказание поставщиками какой-либо помощи предприятию (на основании договоров с поставщиками);
• предоставление поставщиками какого-либо кредита на определенный срок.
3. Информация о рынке:
•количество фирм-конкурентов, действующих на рынке;
•объемы производства продукции фирмами-конкурентами;
•покупатели продукции;
•особенности использования данного товара покупателями (его необходимость, на какие группы людей ориентирован дан ный товар, предполагаемые объемы покупок).
4. Уникальная информация о товаре (работах, услугах):
•характеристика бизнеса предприятия;
•причины устойчивости бизнеса;
•наличие патентов, торговых марок, рекомендаций, грамот;
•наличие у предприятия договоров с крупными потребителями продукции и их условия.