Элементы рефлекторной дуги; время рефлекса




Билет 17

1. Спинальные рефлексы. Спинальные двигательные автоматизмы.

2. Память, ее виды. Механизмы памяти.

 

Билет 18

1. Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

2. Понятие о функциональной системе. Теория функциональных систем по П. К. Анохину

 

Билет 20

1. Морфофункциональная организация мозжечка. Рефлексы мозжечка. Патологии мозжечка.

2. Основные свойства нервных процессов. Типы высшей нервной деятельности

 

Билет 21

1. Морфофункциональная организация промежуточного мозга.

2. Понятие научения, его виды. Нейрофизиологические механизмы научения.

 

Билет 22

1. Роль гипотоламо-гипофизарной системы в регуляции вегетативных функций организма.

2. Симптомы поражений речевых зон мозга.

 

Билет 17

1. Спинальные двигательные рефлексы.

Элементы рефлекторной дуги; время рефлекса

Сегментарный аппарат спинного мозга - это совокупность функционально взаимосвязанных нервных структур, обеспечивающих сложную и разнообразную рефлекторную деятельность спинного мозга, морфологической основой которой являются простые рефлекторные дуги. В состав его входят: заднекорешковые волокна, вставочные нейроны и их интерсегментарные проводники, крупные нейроны собственных ядер передних рогов и начальная часть их аксонов, составляющих передние корешковые волокна.

Рефлекторная дуга состоит из афферентов, центральных нейронов и мотонейронов, следовательно активируемых во время рефлекса. Все рецепторы участвуют в тех или иных рефлексах, так что их афферентные волокна служат афферентными путями соответствующей рефлекторной дуги. Количество центральных синапсов всегда больше одного, за исключением моносинаптического рефлекса растяжения. Эфферентные пути образованы либо двигательными аксонами, либо постганглионарными волокнами вегетативной нервной системы, а эффекторами служат скелетные гладкие мышцы, сердце, железы.

Промежуток времени между поступлением стимула и реакцией эффектора называется временем рефлекса. В большинстве случаев оно определяется в основном временем проведения в афферентных и эфферентных путях, а также в центральных участках рефлекторной дуги. Сюда добавляется время, необходимое для (1) преобразования рецептором стимула в распространяющийся импульс; (2) передачи возбуждения в синапсах центральных нейронов (синаптическая задержка); (3) передачи его от эфферентных путей к эффектору (например, для генерирования потенциала концевой пластинки) и (4) активации эффектора в результате возбуждения мембраны (например, для электромеханического сопряжения).

Спинальные двигательные автоматизмы:

Развитие моторики ребенка опирается на две взаимосвязанные тенденции: усложнение двигательных функций и угасание врожденных безусловных рефлексов. Основные безусловные рефлексы новорожденного и грудного ребенка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

Спинальные двигательные автоматизмы:

Защитный рефлекс новорожденного. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных. У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 - 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание. Новорожденного укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 - 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс появляется у новорожденного при надавливании на его ладони. Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорожденные обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей - реакция ослаблена, у возбудимых - усилена. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 - 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Рефлекс Галанта. При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 -ro месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переза. Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-гo месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорожденности и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро. Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

2. Память, ее виды. Механизмы памяти

 

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию

 

Виды памяти.

 

Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

 

· двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений;

 

· образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);

 

· словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;

 

· эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

 

· Не произвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

 

· Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

 

Механизмы памяти

1 Запоминание - когда человек вспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются времнные словно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна. Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование. или быть смысловым (логическим). Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала мы запоминаем его.[29]

 

2. Сохранение - когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.

 

3. Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения

лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти. Вопроизведение проходит в три фазы:[30]

· Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент. Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданой время, хотя сейчас они и не действуют.

· Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданой время, хотя сейчас они и не действуют.

· Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже 1) различаем 2) обновляется в сознании 3) но теперь нужно полность воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас:, например написать, рассказать, нарисовать.

 

4. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который тем не менее необходим для нормальной плодотворной жизни.Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из

них не может исчерпываще объяснить явление забывания.

 

1).Теория систематической деформации следов памяти - говорит что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные безконтрольные перемены.

2) Теория ретроактивного и проактивного торможенияи говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях. (ретроактивное) Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала.(проактивное забывание) Например: немудро мосле математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

3)Теория мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание. (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. Мо мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи,, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.

 


Билет 18

1. Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

2. Понятие о функциональной системе. Теория функциональных систем по П. К. Анохину


1.Продолговатый мозг участвует в рефлекторной регуляции основных вегетативных функций. Разрушение продолговатого мозга приводит к смерти, так как прекращаются дыхательные движения, а затем деятельность сердца. В продолговатом мозге в варолиевом мосту находятся важнейшие нервные центры.

 

Дыхательный центр возбуждается автоматически через кровь и рефлекторно, по афферентным волокнам, входящим в состав блуждающего и симпатического нервов. При его повреждении немедленно прекращаются дыхательные движения.

 

Ядро блуждающего нерва у взрослых находится в тонусе и вызывает торможение сердца при рефлекторных и нервно-гуморальных раздражениях. Поэтому при разрушении продолговатого мозга прекращается регуляция работы сердца.

 

Главный сосудодвигательный центр. Поддерживает тонус кровеносных сосудов и рефлекторным и нейрогуморальным путями регулирует их просвет благодаря притоку афферентных импульсов из рецепторов кровеносных сосудов и поступлению в кровь некоторых гормонов, медиаторов и метаболитов. Поэтому при разрушении продолговатого мозга или при отделении его от спинного мозга кровяное давление резко падает.

 

Часть пищевого центра. Возбуждается нервно-гуморальным и рефлекторным путями. В него входят: 1) ядра 7-го и 9-го черепно-мозгового нервов, вызывающие слюноотделение при возбуждении афферентных волокон 5-го и 9-го нервов; 2) ядро 10-го нерва, вызывающее отделение желудочного и поджелудочного соков при возбуждении афферентных волокон тех же нервов; 3) ядра 7-го и 12-го нервов, вызывающие сосание при возбуждении афферентных волокон 5-го нерва; 4) ядра 5-го, 7-го и 12-го нервов, вызывающие жевание при возбуждении афферентных волокон 5-го и 9-го нервов и 5) ядра 7-го. 9-го, 10-го и 12-го нервов, вызывающие глотание при возбуждении афферентных волокон 5-го, 9-го, 10-го нервов.

 

Центр рвоты. Возбуждается рефлекторным и нервно-гуморальным путями. Рефлекторное возбуждение этого центра вызывается раздражением рецепторов корня языка, глотки, желудка, кишечника (механическое и химическое раздражение, сильное давление при переполнении желудка и т. д.), при которых возбуждение поступает в продолговатый мозг по афферентным волокнам 9-го и 10-го нервов, рецепторов матки и других органов. Рвота вызывается также возбуждением вестибулярного аппарата, которое передается по 8-му нерву. Через кровь этот центр возбуждается ядовитыми веществами, которые вырабатываются различными микробами, а также некоторыми лекарственными веществами (апоморфином и др.). Эфферентные импульсы проводятся по спинномозговым нервам, вызывающим сокращение диафрагмы и мышц живота, и преимущественно блуждающим и симпатическим (чревным) нервам. Акт рвоты — сложный координированный акт, при котором открывается кардиальный сфинктер, сокращаются диафрагма и брюшные мышцы, мышцы глотки, языка, рта, происходит антиперистальтика желудка и кишечника и т. д. Начинается рвота при выдохе. Усиленное дыхание тормозит рвоту.

 

Главный потоотделительный центр. Возбуждается рефлекторным и нервно-гуморальным путями, например при повышении температуры тела при перегревании организма. Через центры спинного мозга он вызывает потоотделение.

 

Центр слезоотделения. Рефлекторно возбуждается по афферентным волокнам 5-го нерва. Эфферентные волокна принадлежат ядру 7-го нерва.

 

Центр мигания и закрытия век. Рефлекторно возбуждается при раздражении роговицы и конъюнктивы. Афферентные волокна проходят в 5-м, а эфферентные — в 7-м нервах.

 

Центр чихания. Рефлекторно возбуждается при раздражении рецепторов слизистой оболочки носа. Афферентные импульсы передаются по 5-му, а эфферентные по 9-му, 10-му, 12-му черепно-мозговым, а также по спинномозговым нервам.

 

Центр кашля. Рефлекторно возбуждается при раздражении слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов. Афферентные волокна проходят в составе 10-го, а эфферентные в 9-м, 10-м и 12-м нервах.


 

Кроме того, при участии продолговатого мозга осуществляются другие многочисленные рефлексы. Например, когда при звуке поступают афферентные импульсы по 8-му нерву (слуховая ветвь), рефлекторно по 6-му нерву отводятся к наружи глазные яблоки и по 7-му нерву у животных вызывается движение ушных раковин. У человека при участии дыхательного центра, 5-го, 7-го и 12-го нервов осуществляется устная речь.

Афферентные импульсы, вызывающие тонические рефлексы, поступают при возбуждении вестибулярного аппарата по 8-му нерву (вестибулярная ветвь). Рефлекторная регуляции тонуса происходит также при поступлении в продолговатый мозг афферентных импульсов из проприоцепторов мышц шеи, лица, туловища и конечностей. Продолговатый мозг участвует в рефлексах положения тела.

Средний мозг выполняет следующие рефлексы:


Ориентировочные рефлексы на свет и звук, поворот головы, глаз в сторону раздражителя - центр ориентировочного рефлекса

 

Статические рефлексы (выпрямительные ре флексы позы);

 

Статокинетические рефлексы – движения головы, глаз, туловища, конечностей, вращение и др. Средний мозг играет важную роль в регуляции движений глаз. Управление глазодвигательным аппаратом осуществляют расположенные в среднем мозгу ядра блокового (IV) нерва, иннервирующего верхнюю косую мышцу глаза, и глазодвигательного (III) нерва иннервирующего верхнюю, нижнюю и внутреннюю прямые мышцы нижнюю косую мышцу и мышцу, поднимающую веко, а также расположенное в заднем мозгу ядро отводящего (VI) нерва, иннервирующего наружную прямую мышцу глаза. С участием этих ядер осуществляются поворот глаза в любом направлении, аккомодация глаза, фиксация взгляда на близких предметах путем сведения зрительных осей, зрачковый рефлекс (расширение зрачков в темноте и сужение их на свету).;

 

Равномерное обеспече ние мышечного тонуса. и в осуществлении установочных и выпрямительных рефлексов, благодаря которым возможны стояние и ходьба. Черная субстанция среднего мозга имеет отношение к рефлексам жевания и глотания, участвует в регуляции тонуса мышц (особенно при выполнении мелких движений пальцами рук). Средний мозг регулирует тонус мышц, участвует в его распределении, что является необходимым условием для координированных движений. Средний мозг обеспечивает регуляцию ряда вегетативных функций организма (жевание, глотание, давление крови, дыхание). Средний мозг за счет сторожевых зрительных и слуховых рефлексов, усиления тонуса мышц-сгибателей подготавливает организм к ответу на внезапное раздражение. На уровне среднего мозга реализуются статические и статокинетические рефлексы.

 

В состав среднего мозга входят четверохолмия, черная субстанция и красные ядра. Срединную его часть занимает ретикулярная формация (см. § 6 этой главы), нейроны которой оказывают мощное активирующее влияние на всю кору больших полушарий, а также на спинной мозг. Передние бугры четверохолмия представляют собой первичные зрительные центры, а задние бугры—первичные слуховые центры. Ими осуществляют также ряд реакций, являющихся компонентами ориентировочного рефлекса при появлении неожиданных раздражителей. В ответ на внезапное раздражение происходит поворот головы и глаз в сторону раздражителя, а у животных—настораживания ушей. Этот рефлекс (по И. П. Павлову, рефлекс «Что такое?») необходим для подготовки организма к своевременной реакции на любое новое воздействие. Он сопровождается усилением тонуса мыщц-сгибателей (подготовка к двигательной реакции) и изменениями вегетативных функций (дыхание, сердцебиения).


 

1.Функциональная система - понятие, разработанное П.К. Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как: 1. Афферентный синтез поступающей информации;

2. Принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата — акцептора результатов действия;

3. Реальное осуществление решения в действии;

4. Организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов действия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: