Евангельская плодоносность




РС ЕХБ

Местная религиозная организация
Церковь евангельских христиан баптистов
«Воскресение»
ул. Серова, д.16, г. Муром Владимирской обл., 602252

Тел. (09234) 4-99-83 E-mail: mvoskresenie@mail.ru

ОКПО 43179825 ОГРН 1023300001174 ИНН/КПП 3307017514/33401001

 

 

 


Учебный курс

 

Евангелизм/ученичество


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ

Пособие 2: Роберт Колман. Генеральный план евангелизма

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Избрание.

2. Общение.

3. Посвящение.

4. Наделение духом.

5. Наглядный пример.

6. Назначение на служение.

7. Надзор.

8. Евангельская плодоносность.

9. ЭПИЛОГ

 


Роберт Колман

Генеральный план

евангелизма

 

 

Христиане, живущие по образцу установленному Христом и Его учениками, могут быть уверены, что их дела гармонически войдут в общий Божий замысел и получат Его благословение и Его силу — для исполнения Великого Поручения. Вы можете изменить свою жизнь, применяя на практике, ежедневно, принципы, лежащие в этой книге. Каждый верующий, стремящийся следовать за Христом и свидетельствовать о Нем, должен познакомиться с этой важной, нужной и актуальной книгой.

 

Предисловие

ГОСПОДЬ И ЕГО ПЛАН

«Я есмь путь» Иоан.14:6

 

ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ

Вопрос о цели нашей работы и вопрос о её уместности является решающим ориентиром в нашей деятельности. Оба они тесно взаимосвязаны. И то, с какой мере они будут согласованы между собой в действительности, в большой степени определит значение всей нашей деятельности. Ни бурная деятельность, ни даже большой опыт в каком-либо деле ещё не гарантируют его успеха. Всегда нужно ставить вопрос: стоит ли это делать? И приведёт ли это к выполнению дела?

Этот вопрос должен ставиться в Церкви постоянно по отношению к евангелизационной деятельности. Способствует ли вся наша деятельность исполнению Великого Завета Христа? Расширяется ли круг людей, посвятивших себя достижению мира Евангелием? Нельзя отрицать того, что мы заняты в Церкви проведением одной евангелизационной программы за другой. Но постигаем ли мы нашей цели?

 

ФОРМА СЛЕДУЕТ ЗА ФУНКЦИЕЙ

Требования в этом вопросе сразу же указывают на необходимость в хорошо продуманной стратегии действий, которая бы день за днём приближала к намеченной цели. Мы должны знать, насколько наши действия соответствуют общему плану, Божьему плану нашей жизни. Это породит в наших душах сознание высокого и важного назначения. Это также касается любых методов и способов возвещения Евангелия. Как дом возводится согласно плану его назначения, так и всё, что мы делаем, должно соответствовать цели. В противном случае наша деятельность будет бесцельна и непонятна.

 

ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ

Эта книга была написана в результате попытки найти основные принципы, которыми руководствовался в своих действиях Господь, в надежде, что наш собственный труд может осуществляться по этому образцу. Сама по себе эта книга не пытается истолковать особые методы Иисуса в личной или массовой евангелизации. Она, скорее всего, является изучением основных принципов, лежащих в основе Его служения - принципов, определявших Его методы. Её можно назвать учебником Его стратегии евангелизации, вокруг которой вращалась Его жизнь на земле.

 

ТРЕБУЮТСЯ БОЛЕЕ ГЛУБОКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В этой области было опубликовано удивительно мало литературы, хотя большинство книг, посвященных методам евангелизации, бегло касаются этой темы. То же самое можно сказать и о трудах, посвященных методам учения Иисуса, а также общей истории жизни и дел Христа.

Возможно, на сегодняшний день наиболее глубокому исследованию подвергся расширенный план евангелизации данный нам Господом. Главная тема этого исследования — подготовка учеников. И наилучшим образцом в исследовании этого рода является работа А.Б. Бруса «Подготовка Двенадцати».

Это - повествование о духовном росте учеников в присутствии Христа, впервые опубликованное в 1871 г. и переработанное в 1899 г., до сих пор остается непревзойдённым по глубине проникновения в суть вопроса. Другая книга — «Пастырь пастырей» Генри Лэтэма, написанная в 1890 г., уделяет особое внимание методам, при помощи которых Иисус обучал людей, хотя она и менее исчерпывающая в своём анализе. После этих ранних исследований последовал ряд других меньших по объёму работ, стимулирующих дальнейшую разработку этой темы. Не все эти труды разделяют одну и ту же евангельскую теологическую позицию, но интересно отметить, что их мнения совпадают в оценке центрального момента в работе Иисуса с Его учениками.

То же самое можно сказать и о многочисленных практических работах, рассматривающих различные этапы жизни и служения церкви, опубликованных в последние годы. Особенно это заметно в литературе, касающейся роста небольших церковных общин и движения евангелизации силами рядовых верующих. Хотя нам известно, что эти авторы не писали, в общем, с позиции евангелизационной стратегии, мы всё же должны признать, что мы перед ними в неоплатном долгу за разработку основополагающих принципов в служении и миссии нашего Господа.

Однако вопросу основной стратегии Иисуса редко уделяется то внимание, которого он заслуживает. Хотя мы высоко оцениваем труды, рассматривающие этот вопрос, и не упускаем из вида их находок, нам необходимы дальнейшие исследовании и пояснения. В особенности это касается исследований

 

ПЛАН НАШЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Чтобы действительно понять план Иисуса, необходимо обратиться к Новому Завету, а в особенности - к Евангелиям. Ведь в конечном счёте только в них собраны повествования многих очевидцев, видевших, как трудился Господь (Лк.1:2.3; Ин.20:30; 21:24; 1Ин.1:1); Нет никакого сомнения в том, что эти Евангелия прежде всего были написаны, чтобы показать нам Сына Божьего — Христа, и что мы через веру можем иметь жизнь вечную во имя Его (Ин.20:31). Но иногда мы забываем, что откровение о жизни во Христе включает, то как Он жил и учил жить других. Нам необходимо помнить, что очевидцы, написавшие эти книги, не только видели истину, но и сами были ею изменены. Поэтому они в своих повествованиях неизменно показывают, что повлияло на них и на других и заставило их оставить всё, что они имели, и последовать за Господом, Разумеется, далеко не всё охвачено и описано. Как любой историк, евангельские рассказчики рисуют общую картину совершившегося на примере нескольких типичных личностей и событий, попутно указывая на определенные критические моменты в развитии этих событий. Но мы можем быть уверены в том, что все тщательно выбранное и записанное с абсолютной точностью, по вдохновению Духа Святого, учит нас, как следовать путём Господа. Именно поэтому повествования об Иисусе в Св. Писании представляют из себя лучший и единственно безошибочный учебник для проповеди Евангелия.

Исходя из этого, задача этой книги состояла в том, чтобы проследить шаг за шагом жизнь Христа так, как она была изображена в Евангелиях, без ненужного обращения к второстепенным источникам. С этой целью вдохновленное Богом повествование о Его жизни и деятельности было многократно перечитано и пересмотрено с разных углов зрения для того, чтобы понять побудительные мотивы Его Миссии. Его действия были проанализированы с точки зрения Его служения в целом в надежде увидеть более широкое значение Его методов общения с людьми. Это была нелёгкая задача, и я сознаю, что многому ещё следует поучиться. Необъятность и непостижимость Господа Славы в Его совершенстве нельзя вместить в пределы человеческого понимания. Чем больше человек пытается понять Его, тем больше он убеждается в непостижимости Его.

 

ХРИСТОС — ОБРАЗЕЦ СОВЕРШЕНСТВА

Хотя мы и сознаём этот факт, однако нет исследования более достойного и вознаграждающего. При всей ограниченности нашего восприятия мы признаём в Господе совершенного Учителя. Он не совершил ни одной ошибки. Хотя Он и жил нашей жизнью и был искушаем во всём, как и мы, Он не был связан ограниченностью плоти, в которую Он облёкся ради нас. Он сохранял ясность разума даже тогда, когда предпочитал не прибегать к своему Божественному всеведению. Он всегда знал истину, и, как совершенный Человек, Он жил среди людей, как жил бы Бог.

 

ЕГО ЦЕЛЬ БЫЛА ЯСНА

Его дни во плоти были ничем иным, как реализацией Божьего плана с самого начала. Он его никогда не терял из виду, намереваясь спасти из мира для Себя людей и создать Церковь Духа (Святого), которая никогда не погибнет. Он видел перед Собою тот день, когда Царство Его придёт в славе и силе. Этот мир принадлежал Ему, как Создателю, но Он не стремился сделать его постоянным местом Своего пребывания. Его обитель была на небесах. Он хотел приготовить место Своему народу, которое имело бы вечное основание на небесах.

Никто не был исключен из Его благодатного замысла. Его любовь была всеобщей. Не нужно заблуждаться: Он был «Спаситель мира» (Ин.4:42). Бог хотел, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины. Иисус отдал Самого Себя для спасения всех людей от всех грехов. Умирая за каждого, Он умер за всех. В противоположность нашему поверхностному мышлению, Он никогда не делал различия между миссией в своей земле и за рубежом. Его миссией была проповедь Евангелия всему миру.

 

ОН РАССЧИТЫВАЛ ПОБЕДИТЬ

Его цель определяла Его жизнь. Всё, что Он делал и говорил, являлось частицей общего плана. Всё имело значение, потому что всё помогало осуществить конечную цель Его жизни — искупление мира для Бога. Эта цель определяла Его поведение и каждый шаг. Не забывайте этого! Иисус ни на одно мгновение не терял Свою цель из виду.

Вот почему так важно изучать, каким образом Иисус действовал для достижения Своей цели. Господь раскрыл Божью стратегию завоевания мира. Он был уверен в будущем именно потому, что жил соответственно этому плану в настоящем. В Его жизни не было ничего случайного — ни напрасно потраченной энергии, ни пустых, праздных слов. Он всецело был занят делом Божьим (Лук.2:49). Он жил, умер и воскрес согласно Божьему плану. Подобно генералу, планирующему ход битвы, Сын Божий рассчитывал победить. Он не мог позволить Себе положиться на случайность. Взвешивая каждую возможность и каждый изменчивый фактор человеческого опыта, Он разработал план, который не мог потерпеть неудачу.

 

ЗАСЛУЖИВАЕТ ВНИМАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Изучение этого плана открывает глаза на многое. Серьёзные размышления над этим приведут ученика Христа к некоторым глубоким и, может быть, неожиданным заключениям, хотя, чтобы прийти к ним, потребуется немало времени и труда. На первый взгляд нам даже может показаться, что у Иисуса не было никакого плана. При другом подходе могут быть обнаружены особые технические приёмы, но при этом будет упущен из виду основной план, стоящий за ними. Это одно из чудес Его стратегии: она настолько незаметна и молчалива, что торопливый христианин её просто не увидит. Но когда ученик, наконец, осознает сущность Его главного метода, он будет поражён его простотой и удивится, как он раньше этого не увидел. Однако когда мы поразмыслим над Его планом, мы увидим, что его основной принцип настолько отличается от принципов современной церкви, что его положения оказываются воистину революционными.

На последующих страницах сделана попытка разъяснить восемь руководящих принципов Господнего плана. Однако нужно сказать, что эти принципы не следует понимать, как неизменно осуществляемые в одной и той же последовательности, как будто бы последний не может быть до тех пор осуществлён, пока не будут осуществлены все предыдущие. На самом деле все эти принципы составляют одно целое и, в какой-то степени, каждый из них может быть первым. Схема, приведённая в этой книге, лишь пытается показать структуру Его метода и выявить поступательную логику Его плана. Читатель заметит, что по мере развития служения Иисуса Христа эти принципы становятся все более отчётливыми, а их последовательность - более заметной.[1]

 

 

Избрание

«Он избрал из них двенадцать» Лук. 6:13

ЕГО МЕТОДОМ БЫЛИ ЛЮДИ

Всё началось с того, что Иисус призвал нескольких человек следовать за Собой. Это сразу показало, какое направление примет Его евангелизационная стратегия. Его главной задачей было не увлечь программами и кампаниями массы народа, но увлечь отдельных людей, за которыми эти массы могли бы следовать. Примечательно то, что Иисус начал собирать этих людей ещё до евангелизационной кампании и лаже до того, как Он произнес Свою первую» публичную проповедь. Люди и были Его методом приобретения мира для Бога.

Начальной целью плана Иисуса было — избрать для служения тех людей, которые свидетельствовали бы о Его жизни и продолжили бы Его дело после Его возвращения к Отцу. Иоанн и Андрей были первыми, кого Иисус призвал, покинув место, где происходило великое пробуждение, совершаемое Иоанном Крестителем вблизи Вифании за Иорданом (Ин.1:35-40). Андрей, в свою очередь, привёл своего брата Петра (Ин.1:41,42). На следующий день на пути в Галилею Иисус нашёл Филиппа, а Филипп нашёл Нафананла (Ин.1:43-51). В избрании этих учеников не видно никаких признаков поспешности, одна непреклонная решимость. Иаков, брат Иоанна, не упоминается как член этой группы до тех пор, пока не были призваны четыре рыбака у Галилейского моря несколько месяцев спустя (Mк.1:19; Мф.4:21). Вскоре после того, как Иисус проходил через Капернаум, Матфей был приглашён следовать за Учителем (Mк.2:13,14; Мф.9:9; Лк.5:27,28). В Евангелиях не упоминаются особенности избрания других учеников, но считают, что все они были избраны в первый год служения Господа.

(Одним из условий апостольства, упомянутом в Деян.1:21,22 является то, что Апостол должен был быть с Иисусом «начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас»: Хотя это и не говорит нам, от какого именно момента в служении Иоанна Крестителя мы должны вести этот отсчет (разумеется, не с самого начала и не с того дня, когда Сам Господь был крещен), но это свидетельствует о ранней связи всех апостолов с Иисусом, возможно, начиная со времени ареста Иоанна Крестителя).

Как можно было ожидать, эти первые попытки приобретения душ не имели большого влияния на религиозную жизнь того времени, но это не имело большого значения. Ибо впоследствии получилось так, что этим нескольким первым обращенным Господом было предназначено стать руководителями Его Церкви, которая должна была пойти с Евангелием по всему миру. Значение жизни этих людей с точки зрения Его конечной цели будет ощущаться на протяжении всей вечности. И только это имеет ценность.

 

ЛЮДИ, ЖЕЛАЮЩИЕ УЧИТЬСЯ

Что еще более интересно в отношении этих людей, это то, что ни один из них не выглядит вначале ключевой фигурой. Ни один из них не занимал главенствующих постов в синагоге, и никто из них не принадлежал к левитскому священству. В большинстве случаев это были обыкновенные рабочие люди, скорее всего, не имеющие никакой профессиональной подготовки, кроме элементарных знаний, необходимых для выполнения их работы. Возможно, некоторые из них происходили из зажиточных семейств (такие, как сыны Заведеевы), но никого из них нельзя назвать богатым. У них не было учёных степеней по искусству и философии того времени. Подобно своему Учителю, они все получили всё своё образование в школах при синагогах. Большинство из них выросло в бедных областях Галилеи. По-видимому, только один из двенадцати — Иуда Искариот был выходцем из более цивилизованного района — Иудеи. С точки зрения утончённой культуры любого времени их, несомненно, сочли бы за довольно жалкое сборище душ. Можно даже удивляться, как Иисус вообще мог употребить их для Своего дела. Это были импульсивные, темпераментные, весьма обидчивые люди, наполненные всеми возможными предрассудками своей среды. Короче говоря, люди, избранные Господом в ученики, были очень средними, ничем не выдающимися представителями общества тех дней. Ясно и то, что они не выглядели людьми, от которых можно было бы ожидать приобретения этого мира для Христа.

И всё же Иисус видел в этих простых людях потенциальных руководителей Царства. Они и в самом деле, с точки зрения мирового стандарта, были люди «некнижные и простые» (Деян.4:13), но они были способны к учению. Хотя они часто ошибались в своих суждениях и медленно усваивали духовные истины, это были искренние люди, готовые признать свои недостатки. Их манеры могли быть неуклюжими, а способности — ограниченными, но, за исключением предателя, у них были большие сердца. Их наиболее характерной чертой было, возможно, искреннее стремление познать Господа и подлинную сущность Его жизни. Поверхностность религиозной жизни вокруг них не разрушила их надежды на Мессию (Ин.1:41,45,49; 6:69). Им надоело лицемерие правящей аристократии. Некоторые из них уже присоединились к движению Пробуждения Иоанна Крестителя (Ин.1:35). Они искали того, кто повел бы их путём спасения. Таких людей, податливых в руках Господа, можно было преобразовать в людей нового образца. Иисус может сделать полезным каждого, кто хочет быть полезным.

 

ВСЁ ВНИМАНИЕ СОСРЕДОТОЧЕНО НА НЕСКОЛЬКИХ

Сознавая этот факт, нельзя, однако, упускать из виду того, как Иисус практически претворял это в жизнь. В этом как раз и заключается мудрость Его метода и, рассматривая его, мы вновь возвращаемся к фундаментальному принципу: сосредоточение внимания на тех, кого Он намеревался использовать. Нельзя преобразовать мир без преобразования личностей, из которых этот мир состоит, а личности не могут быть изменены, пока их не изменит по Своему образу Господь. Необходимо не только избрать несколько рядовых верующих, но также сохранить эту группу достаточно малой, чтобы работать с ними более эффективно.

Поэтому, с ростом числа последователей Иисуса к середине второго года Его служения, возникла необходимость количественно сократить число избранных учеников до группы более поддающейся управлению. Иисус с этой целью «призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и назвал Апостолами» (Лк.6:13-17; ср. Mк.3:13-19). Независимо от того символического значения, которое придают числу «двенадцать», совершенно ясно, что Иисус хотел, чтобы эти люди обладали исключительными привилегиями и обязанностями в труде для Царства.[2]

Это вовсе не значит, что избрание Иисусом двенадцати апостолов не давало возможности другим следовать за Ним, поскольку, как мы знаем, число Его последователей было гораздо больше, и некоторые из них стали впоследствии видными работниками Церкви. Яркими примерами этому служат Семьдесят, (Лк.10:1); Марк и Лука, авторы Евангелия, Иаков, родной брат Иисуса (1Кор.15:7; Гал.2:9,12; ср. Ин.2:12 и 7:2-10). Тем не менее, надо признать, что тем, кто не принадлежал к кругу двенадцати, уделялось всё меньше и меньше внимания.

То же правило могло бы быть применено и в обратном направлении, так как в избранной группе апостолов Пётр, Иаков и Иоанн, казалось, имели более близкие отношения с Господом, чем остальные девять. Только эти привилегированные были приглашены в комнату дочери Иаира (Mк.5:37; Лк.8:51), только они взошли со своим Господом на Гору Преображения и увидели там Его славу (Mк.9:2; Мф.17:1; Лк.9:28) и среди оливковых деревьев Гефсиманского сада, бросающих зловещие тени в свете полной пасхальной луны, только эти избранные находились вблизи своего Господа, когда Он молился (Mк.14:33; Мф.26:37). Предпочтение, оказанное этим трём, было настолько явным, что если бы не бескорыстие Христа, это могло бы вызвать чувства негодования со стороны других апостолов. Тот факт, что нет ни одного упоминания о жалобах других учеников по поводу привилегированного положения этих трёх, хотя они и сетовали на кое-что другое, является явным доказательством в пользу того, что, когда предпочтение оказывается на правильном основании и в должном духе, не возникает нужды в обиде.[3]

 

СОБЛЮДАЯ ПРИНЦИП

Всё это, безусловно, производит впечатление того, что Иисус сознательно соразмерял Свою жизнь с жизнью обучаемых. В этом наглядно выражается основной принцип обучения — чем уже круг обучаемых, тем больше шансов на успешные результаты, при прочих равных условиях.[4]

Большую часть Своей оставшейся жизни на земле Иисус посвятил этим нескольким ученикам. Буквально на них Он строил всё Своё служение. Мир мог относиться к Нему с безразличием, однако миру не удалось одержать верх над Его стратегией. Он оставался спокойным даже тогда, когда ученики утратили свою преданность Ему, столкнувшись с истинной сущностью Царства (Ин.6:66). Но Он не мог допустить, чтобы Его самые близкие ученики потеряли из виду Его цель. Они должны были понять истину и быть освящены ею (Ин.17:17), иначе всё было бы потеряно. Поэтому Он молился «не о всём мире», а о тех нескольких, которых Бог дал Ему «от мира» (Ин.17:6,9). [5]

От их верности зависело, уверует ли мир в Него «по слову их» (Ин.17:20).

 

НЕ ПРЕНЕБРЕГАЯ МАССАМИ

Однако, было бы ошибочно полагать на основании всего подчёркнутого выше, что Иисус пренебрегал массами. Вовсе нет. Иисус делал всё, что только можно было бы потребовать от любого человека и даже гораздо более, чтобы завоевать массы. Когда Он начал Своё служение, Он смело первым делом отождествил Себя с великим массовым движением пробуждения Его дней через крещение, совершённое руками Иоанна Крестителя (Mк.1:9-11; Мф.3:13-17; Лк.3:21,22), и впоследствии продолжал восхвалять дело этого великого пророка (Мф.11:7-15; Лк.7:24-28). Сам Он непрерывно проповедовал толпам людей, привлечённых Его чудотворным служением. Он учил их. Он кормил их, когда они были голодны. Он исцелял больных и изгонял из них бесов. Он благословлял их детей. Иногда Он целые дни проводил, служа их нуждам. Доходило даже до того, что «и есть им было некогда» (Mк.6:31). При любой возможности Иисус проявлял искреннюю заботу о массах человеческих. Это были люди, которых Он пришёл спасти. Он любил их, плакал над ними, и, наконец, умер за них, чтобы спасти их от их греха. Никто не мог бы допустить мысли, что Иисус избегал проповеди Евангелия массам.

 

ПРОБУЖДЁННЫЕ МАССЫ

Действительно, дар Иисуса производить впечатление на массы вызвал серьёзные проблемы в Его служении. Он был настолько успешен в проявлении к ним Своего сострадания и в демонстрации Своей силы, что они даже однажды хотели «нечаянно взять Его и сделать царём» (Ин.6:15). Одно из свидетельств учеников Иоанна Крестителя говорит о том, что все люди были увлечены Им (Ин.3:26). Даже фарисеи между собой признавали, что «весь мир идёт за Ним» (Ин.12:19) и, как ни горько для них было это признание, первосвященники тоже должны были согласиться с ним (Ин.11:47,48). Как бы то ни было, евангельские свидетельства нигде не отмечают, что Иисус испытывал недостаток в популярности среди следовавших за Ним масс, несмотря на их колебания в лояльности к Нему. Популярность и слава сопровождали Иисуса вплоть до конца Его служения. На самом деле, именно страх перед этой преданностью к Иисусу вынудил Его обвинителей схватить Его в отсутствие народа (Mк.12:12; Мф.21:26; Лк.20:19).

Если бы Иисус хоть как-то поощрил эти чувства преданности к Нему в массах, Он с лёгкостью привёл бы все человеческие царства к Своим ногам, и всё, что нужно было бы для этого сделать — это удовлетворить временные страсти и любопытство народа Своей сверхъестественной силой. Именно этим искушал Его сатана в пустыне, предложив Иисусу превратить камни в хлебы и броситься с крыла храма, чтобы ангелы подхватили и понесли Его (Мф.4:1-7; Лк.4:1-4; 9-13). Эти рассчитанные на эффект веши, конечно, заставили бы толпу аплодировать. Сатана ничего не предлагал Иисусу, когда обещал Ему все царства мира, если бы только Господь поклонился ему (Мф.4:8-10). Заклятый обманщик людей прекрасно знал, что Иисус автоматически вступил бы в обладание царствами мира, если бы только отвлёкся от вещей, имеющих значение в Вечном Царстве.[6]

Но Иисус не собирался превращать Своё служение в игру для увеселения толпы. Напротив, Он неоднократно прилагал особые усилия, чтобы ослабить поверхностный энтузиазм толпы, вызванный Его сверхъестественной силой (Н.П. Ин.2:23-3:3; 6:26,27). Очень часто Он даже просил исцелённых ничего не говорить об этом, во избежание буйного массового восторга легко возбудимой толпы. [7]

Точно так же было и на горе Преображения. «Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых» (Mк.9:9; Мф.17:9). В других случаях, когда толпа аплодировала Ему, Иисус незаметно удалялся со Своими учениками и уходил в другие места продолжать Своё служение.[8]

Такое Его поведение иногда сильно раздражало Его последователей, которые не понимали смысл Его служения. Даже Его собственные братья и сестры, которые ещё не уверовали в Него, принуждали Его бросить эту тактику, и открыто явиться миру, но Он отказался последовать их совету (Ин.7:2-9).

 

ТОЛЬКО НЕМНОГИЕ ПОНИМАЛИ ЕГО

Ввиду такой тактики неудивительно, что за время служения Христа лишь несколько людей обратились к Нему в полном смысле этого слова. Конечно, многие из следовавших за Ним верили во Христа в том смысле, что соглашались с Его Божественным служением,[9] но сравнительно немногие смогли понять значение Евангелия (Благой Вести). К концу Его земного служения среди Его преданных последователей насчитывалось немногим более 500 братьев, которым Иисус явился после воскресения (1Кор.15:6). Только около 120 остались в Иерусалиме, чтобы получить крещение Духом Святым (Деян.1:15). Иисуса, без сомнения, нельзя назвать одним из самых продуктивных массовых евангелистов Церкви, измеряя эффективность Его деятельности по числу обращенных, хотя что число и нельзя назвать малым, принимая во внимание, что период Его активного служения продолжался лишь около трёх лет.

 

ЕГО СТРАТЕГИЯ

Почему? Почему Иисус сознательно сосредоточил Свою жизнь на сравнительно небольшом количестве людей? Разве Он не пришёл для того, чтобы спасти мир? С пылким провозвестием Иоанна Крестителя, ещё звучащим в ушах народа, Господь с лёгкостью мог бы увлечь за Собой тысячи, если бы Он этого только захотел. Почему же тогда Он не воспользовался возможностью, чтобы создать могущественную армию верующих и ею штурмом взять мир? Безусловно, Сын Божий мог бы принять более соблазнительную программу увлечения масс. Разве не жаль, что Тому, Кто обладал всеми силами вселенной, пришлось жить и умереть для спасения мира и при том иметь в конце только жалкую горстку учеников как результат всех Его трудов?

Ответ на этот вопрос раскрывает истинную цель Его плана евангелизации. Иисус не старался привлечь толпу. Он трудился для того, чтобы возвещать Царство. Это значило найти людей, которые могли бы повести за собой массы. Какую пользу принесло бы это Его конечной цели, если бы Он возбудил массы следовать за Ним, оставив их впоследствии без должного надзора и наставления в Пути? Ведь случалось уже не раз, что толпа делалась лёгкой добычей ложных богов, оставшись без надлежащего надзора. Эти массы были как беспомощные овцы, бесцельно блуждающие без пастыря (Mк.6:34; Мф.9:36; 14:14). Они были готовы последовать чуть ли ни за каждым, кто бы пообещал им благополучие, будь он им друг или враг. Это была трагедия того времени. Благородные порывы людей легко возбуждались проповедями Иисуса, но они так же быстро угасали под влиянием вероломных религиозных властей, руководивших ими. Духовно слепые вожди Израиля (Ин.8:44; 9:39-41; 12:40, ср. Мф.23:1-39), хотя и сравнительно немногочисленные, полностью господствовали и управляли делами народа. Поэтому, если бы у обращенных к Иисусу не было компетентных Божьих людей, которые бы вели и хранили их в истине, они вскоре впали бы в смятение и отчаяние, и это последнее состояние было бы хуже первого. Таким образом, прежде чем оказать миру истинную, непреходящую помощь, необходимо было подготовить тех людей, которые смогли бы повести массы путём Господним.[10]

Иисус был реалистом. Он полностью осознавал непостоянство испорченной человеческой природы, равно как и коварство сатанинских сил, ополчившихся против человечества. Зная это, Он строил Свою евангелизацию по плану, учитывающему нужды людей. Множество павших сердцем и сбитых с толку душ были потенциально готовы следовать за Ним, но Сам Иисус просто не мог обеспечить каждому в отдельности то личное попечение, в котором они нуждались. Единственной Его надеждой было найти людей, которые, вдохновлённые примером Его жизни, могли бы сделать это вместо Него. Поэтому Он сосредоточил всё Своё внимание на тех, которые должны были стать первыми руководителями. Хотя Он сделал всё возможное, чтобы помочь массам, Он должен был посвятить Себя преимущественно нескольким людям, а не массам, чтобы, в конечном счете, массы могли быть спасены. И в этом заключалась гениальность Его стратегии.

 

АКТУАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ДЛЯ НАШИХ ДНЕЙ

Однако, как ни странно, этот принцип очень редко применяется на практике в наши дни. Усилия церкви в проповеди Евангелия по большей части направлены на массы на том основании, что церковь в состоянии соблюсти новообращённых. В результате мы концентрируем наше внимание на количестве обращенных, кандидатов для крещения, и на количестве членов церкви, почти совершенно не заботясь о наставлении и укреплении этих душ в любви и силе Божией, не говоря уже о постоянстве и непрерывности этой работы.

Безусловно, если пример Иисуса хоть что-нибудь значит в этом вопросе, то он учит, что первая обязанность пастора, также как и евангелиста, состоит в том, чтобы в самом начале был заложен фундамент, на котором уже впоследствии может быть основана систематическая и эффективная евангелизация масс. Это потребует большей концентрации времени и сил для обучения нескольких людей в церкви, без потери, в то же время, перспективы достичь весь мир. Это значит, что вместе с пастором местной церкви будет подготовлена группа лидеров «на дело служения» (Еф.4:12).[11]

Немногочисленные, но полностью преданные делу люди, со временем потрясут мир и завоюют его для Бога. Победа никогда не завоёвывалась массами.

Некоторые могут возразить против такого принципа деятельности церкви на том основании, что определённая группа людей избранных в церкви становятся фаворитами. Но, как бы то ни было, именно этому Иисус посвятил всю Свою жизнь, и это необходимо для подготовки надёжных, постоянных лидеров. Там, где этот принцип практикуется с истинной любовью ко всей церкви, и где проявляется должная забота о нуждах людей, возражения опровергаются, по крайней мере, исполненной миссией. Однако, служитель церкви должен ясно сознавать конечную цель, и в его отношении ко всем остальным не должно быть никакого намёка на какое бы то ни было личное предпочтение. Всё, что делается с немногими, делается для спасения масс.

 

ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

Настало время для церкви реалистически оценить сложившуюся ситуацию. Время заниматься пустяками прошло. Церковная программа евангелизации замедлилась практически везде. И что ещё хуже, сила проповеди Евангелия миссионерами за рубежом значительно ослабла. В большинстве стран ослабевшая церковь даже не в состоянии угнаться за ростом населения. В это же время сатанинские силы этого мира становятся всё более упорными и наглыми в своих атаках. Ирония судьбы, если подумать об этом. В наш век, когда у церкви, как никогда, есть всё необходимое для более быстрого распространения Евангелия мы, фактически, делаем меньше в завоевании мира для Бога, чем до изобретения автомобиля и железной дороги.

И всё же, сознавая трагическое положение, создавшееся в наши дни, нам не следует отчаиваться и пытаться полностью переменить положение дел за одну ночь. Возможно, именно в этом была наша ошибка. Пытаясь изменить течение, мы принимали одну экстренную программу за другой, чтобы достичь массы спасающим Словом Божиим. Но в нашем отчаянии мы не сумели понять того, что подлинная проблема заключается не в массах и не в том, во что они верят, и как ими управляют, и правильно ли их кормят или нет. Все эти считающиеся такими существенными вещи, в конечном счёте, зависят от других. Поэтому, прежде чем мы сможем предотвратить введение в заблуждение масс, мы должны достичь тех, за кем эти массы следуют.

В результате нашей первоочередной задачей становится завоевание и подготовка тех, кто уже занимает ответственную руководящую должность. Но если мы не можем начать с верхов, тогда давайте начнём оттуда, где находимся сами. Давайте подготовим несколько простых рядовых, чтобы они стали великими. Будем также помнить то, что человеку совершенно не обязательно обладать мирским престижем для того, чтобы совершать великие дела в Царстве Божием. Каждый, кто желает следовать за Христом, может оказывать огромное влияние на мир, получив необходимую подготовку.

Нам необходимо начать с этого, как это начал Иисус. Этот процесс будет медленным, утомительным, болезненным и поначалу, возможно, незаметным для людей. Но Он приведёт к великим результатам, даже если нам самим не придётся их увидеть. В свете этого мы должны принять серьёзное решение в деле служения. Нам необходимо решить, на что мы будем ориентироваться — на минутные аплодисменты в знак народного признания или на воспроизведение нашей жизни (т.е. жизни евангельских верующих) в жизни нескольких избранных, которые будут продолжать наше дело после нас. Фактически, это - вопрос, для какого поколения мы хотим жить.

Нам нельзя сдаваться, мы должны продолжать. Необходимо сейчас взглянуть на то, как Иисус подготавливал Своих людей для исполнения Его дела. Весь Его подход есть часть того же самого метода, и никак нельзя отделить одну фазу от другой, не нарушая его эффективности.

Общение

«И се, Я с вами во все дни до скончания веке» Мф.28:20

 

ОН ВСЕГДА БЫЛ С НИМИ

Призвав Своих учеников, Иисус взял за правило постоянно быть с ними. Именно в этом заключалась суть Его метода обучения — предоставить ученикам возможность следовать за Ним.

Если подумать — это был удивительно простой способ. У Иисуса не было ни формальной школы, ни семинарий, ни специальных курсов, ни классов, в которых Он обучал бы Своих последователей. Ни одного из этих высоко организованных учреждений, считающихся настолько необходимыми в наши дни, мы не находим в Его служении. Поразительно: чтобы научить этих людей следовать Его путем, всё, что Он сделал, — это приблизил их к Себе. Он Сам был их школой и её программой.

Этот простой, естественный способ обучения Иисуса поразительно отличался от формальной, почти схоластической методики книжников. Эти религиозные учителя Его времени настаивали на том, чтобы их ученики строго придерживались определённых ритуалов и формул в изучении, чтобы отличаться от других, в то время как Иисус требовал только одного: чтобы Его ученики следовали за Ним. Знание Учителя не передавалось в виде строгих законов и догм. Он учил наглядно, на Своём личном примере, будучи постоянно со Своими учениками.

Его ученики отличались от других не внешней приверженностью к определённым ритуалам, а тем, что они были с Ним и, таким образом, участвовали в претворении в жизнь Его доктрины (Ин.18:19).

 

ЗНАТЬ — ЗНАЧИЛО БЫТЬ С УЧИТЕЛЕМ

Именно благодаря этому общению ученикам было «дано знать тайны Царствия Божия» (Лк.8:10). Знание приобреталось путём общения прежде, чем они научились понимать Его через объяснения. Лучше всего это можно проиллюстрировать тем эпизодом, когда один из учеников, отражая тем самым замешательство при мысли о Святой Троице, спросил: «Как можем знать путь?» Иисус ответил: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:5,6). Этим ответом Он прямо дал понять, что вопрос уже разрешён, если только у



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: