Метод Николая Александровича Зайцева




Методика относится к фонетическим методам. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

Плюсы данной методики:

1.Читаем быстро, читаем бегло.

2.Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Ему не нужно ломать голову над тем, как же прочесть рядом стоящие Б и А. Малыш не запинается и быстро осваивает чтение.

3. На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний ШЫили ЖЫ. Занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно "жыраф" или "шына").

4."Скорая помощь" для нечитающего ребенка. Сам автор утверждает, что, например, четырехлетка начнет читать уже через четыре занятия.

5. Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств. Цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз, текст крупный и виден издалека, пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.

6. Кубики издают звуки разного тембра и высоты, а родитель или педагог будет много раз "озвучивать" кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Минусы методики Н.Зайцева:

1. Ребёнок не понимает, что каждый слог является слиянием тех или иных букв и запоминает буквосочетание как неделимый символ. К тому же в школе ребёнку придётся столкнуться с совершенно другой системой обучения чтению.

2.В школе гласные, согласные, глухие и звонкие обозначается карточками разного цвета, и эти обозначения отличаются от тех, к которым привык ребенок, занимаясь по методике Зайцева.

 

Метод Даниила Борисовича Эльконина (доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития).

Суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово.

В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, то есть в основе лежит анализ и синтез звуковой стороны слова.

Этапы обучению грамоте, чтению:

1.Первый (подготовительный) — формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка;

2.второй — освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы;

3.третий — освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения.

- Интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова, при котором создается модель последовательности фонем;

- Дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова, указывающая на наличие гласных и согласных фонем и их чередование;

- Дифференциация твердости — мягкости и звонкости — глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.

Д.Б.Эльконин считал, что фонемному анализу необходимо уделять много времени.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. При анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза:

жжжук, жууук, жуК.

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать в ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Модель слова, получающаяся в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Сейчас я предлагаю просмотреть фрагмент занятия с элементами обучения чтению в 11подготовительной группе, занятие проводит Наталья Николаевна. Еще раз напоминаю, что в нашем ДОУ педагоги следуют основному закону русского языка – фонематическому.

Сейчас мне хотелось бы услышать ваше мнение по перечисленным методикам, какая вам показалась наиболее успешной и близкой?

При выборе вами определенной методики обучению чтения помните, что она должна отвечать некоторым принципам:

- должна быть грамотной, т.е. основываться на системе родного языка (ОСНОВНОЙ ЗАКОН РУССКОГО ПИСЬМА - ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ), а не на модных заграничных заимствованиях;

-должна быть доступной, чтобы ребёнку было понятно;

-должна быть занимательной, игровой, чтобы ребёнку было интересно. Игра, с одной стороны, действие непроизвольное, а с другой стороны, любая игра есть испытание воли, действие, подчинённое правилу, а значит, способ сформировать произвольность.

Если вы водите ребенка в центры развития или другие клубы ребенка поинтересуйтесь выбранной ими методики, так как вы теперь имеете представление о системах обучения чтению ведущими педагогами и знаете о том, какие результаты и последствия могут иметь место быть.

 

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение

«Центр Развития Ребенка – д/с №199»

 

 

Всеобуч для родителей на тему:

«Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?»

Подготовила и провела

учитель – логопед:

Полозова О.Л.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: