Для определения показателей и критериев оценки за основу был взят Федеральный закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,Федеральный закон № 210-ФЗ. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Приказ Минэкономразвития РФ № 470 «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти», доклад Института развития информационного общества «О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности федеральных органов исполнительной власти к переходу на оказание государственных услуг населению с использованием Интернета».
В соответствии с подходом оценка веб-сайтов муниципалитетов осуществляется с точки зрения:
- контентной наполняемости (оценка результатов выражается в баллах в интервале [0;3]);
- наличия функциональных возможностей (оценка результатов выражается в баллах[0;3]);
- соответствия технологическим требованиям(оценка результатов выражается в баллах[0;3]).
0- элемент отсутствует;
1- частичное представление элемента;
2 - элемент присутствует; неструктурированное представление данных;
3 - элемент представлен, данные структурированы, имеется система поиска данных, регулярное обновление информации (например, обновление новостного раздела должно происходить не реже одного раза в неделю, обновление нормативных документов – не реже одного раза в месяц).
Всего каждый веб-сайт оценивается по 35 показателям.
Проставляются баллы по каждому параметру. Сводный показатель I определяется суммой баллов по каждому из оцениваемых параметров с учетом их весов по формуле:
I = ∑ Оi*Кi
i=1
где
Оi – баллы по соответствующему показателю;
Каждому из 35 элементов присвоен соответствующий весовой коэффициент в зависимости от актуальности и сложности его реализации, доступности и степени социальной значимости информации.
Кi– вес показателя (К1=0,5; К2=1,5; К3=2,5,К4=3,5).
Параметры оценки уровня развития официальных веб-сайтов органов МСУ представлены в таблице 1.
Система показателей оценки официальных веб- сайтов органов МСУ (опорная модель)
Параметры оценки | Оi | Кi | Оi*Кi | |||
1.Начальное присутствие | 1.Справочная информация об ОМСУ (контактная информация,порядок и график приема граждан, сведения о полномочиях, задачи и функции, сведения о руководителе ОМСУ) | 0,5 | ||||
2.Перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении ОМСУ | 0,5 | |||||
3.Портфолио МО (историческая справка, достопримечательности, информация для туристов, карта МО и т.п.) | 0,5 | |||||
4. Доступность информации без использования дополнительного программного обеспечения, без регистрации пользователей, предоставления ими персональных данных | 3,5 | |||||
5.Ссылки на федеральные и региональные порталы | 0,5 | |||||
6.Базы данных муниципальных правовых актов (включая тексты проектов муниципальных правовых актов) в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения | 3,5 | |||||
7.Административные регламенты, перечень и стандарты муниципальных услуг | 1,5 | |||||
8.Тексты официальных выступлений и заявлений руководителей | 1,5 | |||||
9. Сведения о СМИ, утвержденных ОМСУ. Электронная версия местной газеты | 1,5 | |||||
10. Публикация на сайте стратегии, программ, проектов, а также информации об участии в целевых и иных программах. Размещение отчетов по их реализации | 1,5 | |||||
2. Активное присутствие | 11.Сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей ОМСУ | 1,5 | ||||
12. Публикация на сайте показателей эффективности деятельности ОМСУ, результатов проверок, | 1,5 | |||||
13. Информация об инвестиционной деятельности (инвестиционный паспорт). Наличие раздела, связанного с поддержкой предпринимательства | 1,5 | |||||
14. Статистическая информация (в т.ч. итоги социально-экономического развития МО) | 1,5 | |||||
15.Информация о бюджетном процессе (в т.ч.сведения об использовании бюджетных средств) | 1,5 | |||||
16.Ссылка на единый Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг https://zakupki.gov.ru/ | 1,5 | |||||
17. Круглосуточная доступность сайта | 3,5 | |||||
16. Инструменты помощи и подсказок | 1,5 | |||||
19. Информация о кадровом обеспечении органов МСУ (сведения о вакантных должностях, квалификационные требования к кандидатам, условия и результаты конкурсов) | 1,5 | |||||
20.Информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности | 1,5 | |||||
21. Информация о деятельности ОМСУ, входящих в район (в случае отсутствия собственного сайта -для районов) | 1,5 | |||||
3.Интерактивное присутствие | 22. Поддержка процесса осуществления муниципальной услуги (доступность для копирования и заполнения в электронной форме документов; возможность подачи заявителем запроса, получение сведений о ходе его выполнения и результатов предоставления муниципальной услуги) | 2,5 | ||||
23. Сервисы поиска («Облако тегов», карта сайта) | 3,5 | |||||
24.Наличие «счетчика посещений» | 3,5 | |||||
25. Возможность масштабировать средствами веб-обозревателя | 3,5 | |||||
26. Классификация муниципальных учреждений и организаций с указанием полной информации о работе | 2,5 | |||||
27. Аудио - и видео-файлы для информирования населения | 2,5 | |||||
28.Новостная лента | 2,5 | |||||
29. Электронная приемная (регистрация обращений граждан (в трехдневный срок), обзоры обращений лиц в ОМСУ, информация о результатах рассмотрения обращений) | 2,5 | |||||
30.Онлайновые опросы населения. Общественные индикаторы развития | 2,5 | |||||
4.Транзакционно-сетевое присутствие | 31. Веб-конференции. Онлайновые консультации с населением | 3,5 | ||||
32. Интеграция с социальными сетями и профессиональными сообществами | 3,5 | |||||
33. Наличие форумов и блогов | 3,5 | |||||
34. Возможность осуществления электронных платежей за муниципальные услуги | 3,5 | |||||
35. Электронный кошелек и копилка (электронный фонд местного сообщества) | 3,5 | |||||
итого | I=230 | |||||
Эталонный уровень оценки может составить I = 230 баллов.
Показатели оценки веб-сайтов объединены в четыре группы, соответствующих основным стадиям их развития. Для каждой стадии сформулирован набор требований к наличию элементов и функциональных возможностей:
1.Начальное присутствие (0-60). Низкая степень развития и наполнения сайта в соответствии требований.Стадия характеризуется наличием веб-сайта, содержащего базовую справочную информацию об органах МСУ, портфолио МО, ссылки на федеральные и региональные порталы и подразделения органов МСУ.
2. Активное присутствие (61-99). Средняя степень развития и наполнения сайта: присутствуют элементы, имеющие наибольший весовой коэффициент значимости. Стадия характеризуется расширенным содержанием веб-сайта: наличием архивов нормативно-законодательных документов, баз данных (статистической и другой информации о деятельности органов МСУ), новостного раздела, раздела часто задаваемых вопросов, наличия сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта. Это стадия одностороннего взаимодействия, предусматривающая получение информации представителями бизнес-сообщества и населением.
3.Интерактивное присутствие (100- 179). Эта стадия характеризуется возможностью загружать формы, необходимые для получения услуг оказываемых органами МСУ, наличием образцов этих форм и образцов их заполнения, контактной информации и возможности связаться с представителями органов МСУ через сайт, использованием аудио- и видео-файлов для информирования населения.
4.Транзакционно-сетевое присутствие (180-230). Высокая степень развития и наполнения сайта, соответствие введенным требованиям, большое число элементов, имеющих наибольший весовой коэффициент значимости (К1=3,5).Стадия двухстороннего взаимодействия органов МСУ с заинтересованными сторонами, предусматривающая использование веб-сайта для получения услуг без необходимости последующего очного обращения в органы МСУ (запрос и получение документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем и др.). Стадия характеризуется наличием специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в процесс обсуждения и принятия стратегических решений (веб-форм для реализации «индикаторов общественного развития», инструментов онлайновых консультаций населения, поддержка социальных сетей, профессиональных сообществ, форумов по вопросам управления социально-экономическим развитием МО, блогов представителей органов МСУ, онлайновых опросов).