Для того чтобы изделие выглядело гармонично, необходимо правильно разложить цвета в общей композиции. Для начала подумайте, в какой гамме оно должно быть выполнено, какое настроение передавать. Яркое и жизнерадостное – лучше выбрать чистые и открытые цвета. Спокойное и нежное – пастельную гамму.
Цветовой круг, пожалуй, самый надёжный и простой инструмент для профессионального подбора цвета. Для начала нужно выбрать основной тон и определить общее количество вариантов оттенков в композиции.
Следующим этапом будет непосредственная работа с цветовым кругом. Это очень увлекательное и благодарное занятие. Используя простые схемы, можно легко и просто создавать безошибочные варианты.
Итак, определившись с основным цветом композиции можно переходить к подбору дополнительных. Ниже представлены схемы подборки вариантов. Сочетания цвета получаем методом передвижения указателя по часовой стрелке или в обратном направлении.
Вариант 1. Контрастное сочетание двух противоположных цветов.
Вариант 2. Сочетание трёх цветов. Чтобы сочетать три цвета, прочертим на круге равнобедренный треугольник с вершиной от основного цвета.
Вариант 3. Композиция с участием трёх родственных цветов определяется по следующей схеме.
Вариант 4. Сочетание одного контрастного и двух родственных цветов.
Вариант 5. Сочетание четырёх цветов.
На рисунке с изображением цветового круга в среднем круге чистые цвета. Передвигая свой взор к вершине треугольника, мы видим, что цвет разбавляется белым, ближе к основанию треугольников цвет затемняется постепенно чёрным.
Создавать нежные, монотонные, элегантные созвучия можно, выбирая цвета внутри одного треугольника. Например, красный, от красновато-бежевого до лососевого к брусничному. Если нужно придать такой композиции динамичность, звонкость, достаточно добавить небольшие вкрапления контрастного зелёного или синего цвета.
Приятными и нежными будут сочетания цветов одной светлой ступени яркости. Здесь важно, чтобы все цвета были неяркими.
При сочетании цветов можно воспользоваться теорией времен года. Весной, летом, осенью и зимой природа представляется нам в разных красках. Сочетания красок времён года создаёт определённое настроение, схожее со своим сезоном.
В этой теории есть правило, что все краски одного сезона сочетаются между собой.
Здесь идёт разделение, скорее, по теплоте и насыщенности цвета. Например, «зимний» зелёный будет холоднее, чем зелёный «летний». А «осенний» жёлтый, более плотный и тяжёлый, чем «весенний», который несёт ощущение лёгкости и прозрачности.
Не рекомендуется сочетать зиму с осенью или лето с весной, так как на практике получается некий диссонанс.
Цвет наравне с фактурой – мощный инструмент для передачи характера и идеи. Грамотно соединяя цвета, вы, в конечном итоге, получаете стильную вещь. Будь то простой вязаный шарф или изысканный предмет интерьера.