Краткая характеристика типов разрешения конфликта




Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества), активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путём. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.

Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование её, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.

Приспособление - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.

Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идёт их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путём торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чём-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идёт не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.

Оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 16,7% до 23,4%. Если Ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 16,7%, другие - сильно - выше 23,4%.

 

Билет 8

1 Педагогическое взаимодействие

— процесс, происходящий между воспитателем и воспитанникомв ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. П.в. - одно изключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическоеосмысление понятие "П.в." получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. П.в. -сложнейший процесс, состоящий из мн. компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. П.в. обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью,целями обучения и воспитания. П.в. присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой,творческой. В основе П.в. лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизничеловечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрскихотношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр.

П.в. может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником),социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различныевоспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когдавзрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. П.в. предполагает равенство отношений.Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие (см. Авторитарноевоспитание), опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтомудля взрослых П.в. связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которойначинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью. В ситуацияхнеравноправия у ребёнка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию.Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьём и тактом и умеют управлять П.в.П.в., совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников,способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.

2 Возрастная периодизация является необходимо системой в педагогике, благодаря которой педагог знает, какие методы и способы работы применять в каком возрастном периоде подопечного. Ведь и трехлетний, и 15-летний человек — это ребенок, по классификации дидактики. Но они очень разные. Каждый возрастной период отличается своими физическими и психическими особенностями развития, причем, нередко первые влияют на вторые. Важно все — уровень способностей, особенности восприятия мира, влияние гормонов на детский организм. В педагогике стандартно выделены несколько возрастных периодов для растущих детей. Первый период – младенчество, от рождения до года. На этом этапе, только закладываются базовые физически навыки, идет, в основном, пассивное, но непрерывное познавание мира. Второй период – раннее детство – от года до трех. В этом возрасте маленький человек начинает активно познавать мир, формируются зачатки социального ядра, прогрессирует коммуникативная функция. Все физические навыки уже присутствуют, хотя до совершенства им, понятно, еще далеко. Третий период – дошкольный, от трех лет до 6(или до 7). В этом возрасте у ребенка формируется личностное «Я», он становится частью общины, активно общается в другими детьми и взрослыми. Ребенок становится маленьким членом общества и впитывает основные нормы его поведения. Конечно, пытливый ум ребенка в таком возрасте еще абсолютно чист, он не приемлет и не понимает никакие сложные материи. В таком возрасте ребенок уже способен активно учиться, правда, в игровой форме. Четвертый период – младший школьный, от 7 до 11 лет. Физические навыки сформированы полностью, но продолжат развиваться. Маленький человек становится на стезю взрослой жизни, принимая такие понятия, как график, обязанность, «должен» и «надо». В этот трудный период учителя помогают детям встать на ноги. Пятый период – средний школьный возраст. От 11 до 14 лет. Это учащиеся 5-8 классов. Всем педагогическим составом любой школы единолично приятно считать, что это – самый трудный, проблемный период; в этом возрасте у ребенка происходит взрыв гормонов, что часто делает его не просто психически неуравновешенным, нервным, но и неуправляемым. К тому же, ум начинает взрослеть, мир перестает быть настолько по-детски прост, и то, что раньше казалось очевидным и не нуждалось в разъяснении, теперь кажется сомнительным. Дети начинают придирчиво относиться к любой входящей информации, становятся недоверчивыми. Максимализм – вот какая черта зарождается в детском уме в это возрасте. Чтобы не навредить ребенку и не дать ему свернуть с правильного пути, педагогу в этот период требуется все умение и тонкость подхода, чтобы совладать с крепнущим и бунтующим умом подопечного. Шестой период – старший школьный возраст – от 14 до 17 лет. Частично, это возраст захватывает и более поздний период, 17-19 лет, который именуется юношеством. Черты данных возрастных групп схожи. В этом возрасте учащиеся 9-11 классов начинают по-настоящему взрослеть, становятся личностью. Личностное становление — это болезненный период, и он длится с самых ранних лет и продолжается после окончания школы. Старшеклассники — это уже ответственные взрослые люди, которые могут адекватно воспринимать мир. Однако, вся эта «взрослость» несколько напускная, чтобы ей утвердится и дать ребенку прочно встать на ноги, требуется время.

билет 9

1 Педагогическое взаимодействие в широком смысле - это взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников. Благодаря этой деятельности и обеспечивается динамика педагогической системы и протекание педагогического процесса. Взаимодействия, происходящие в педагогическом процессе, разнообразны: "ученик - ученик", "ученик - ученический коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся - усваиваемые ими знания и опыт (объект усвоения)" и т.д. При этом основным отношением для педагогического процесса является взаимосвязь "деятельность педагога - деятельность воспитанника" (именно эта взаимосвязь обеспечивает взаимодействие между педагогом и ребенком). Однако, поскольку результатом педагогического процесса являются усвоенный воспитанником знания, опыт, компетенции, то и результат взаимодействия в конечном итоге определяется по отношению "воспитанник - объект усвоения". Это определяет специфику педагогических задач, которые могут быть решены только посредством руководимой педагогом собственной деятельности детей. Таким образом, главная особенность педагогической задачи состоит в том, что результатом её решения является не правильное выполнение воспитанником требуемых действий или получение им правильного ответа, а приобретение учеником определённых свойств, качеств, овладение способами действия. В педагогической науке существуют термины «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие». Педагогическое воздействие предполагает активные действия педагога в отношении воспитанника и готовность воспитанника принять их и измениться вод их влиянием. Иначе говоря, педагог в таких отношениях выступает субъектом, а воспитанник – объектом, а сами отношения являются субъект-объектными. Педагогическое воздействие может строиться, например, так: педагог демонстрирует образцы, правила, алгоритмы деятельности и поведения, а ребёнок их запоминает и воспроизводит. При неправильном воспроизведении педагог разъясняет ошибки, снова демонстрирует образец, а ребёнок снова запоминает и воспроизводит его до тех пока, пока не усваивает данную норму, правило. При чёткой организации педагогическое воздействие даёт хороший эффект, однако имеет существенный недостаток: оно крайне неэффективно для формирования самостоятельности, творчества, инициативы, активной жизненной позиции – тех качеств, без которых немыслима свободная саморазвивающаяся личность (а именно такая личность является целью современного воспитания). Педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность педагога и воспитанника по достижению совместных целей и результатов. При взаимодействии педагога и воспитанника оба они являются субъектами, их взаимоотношения приобретают субъект-субъектный характер. Таким образом, понятие педагогического взаимодействия гораздо шире понятия педагогического воздействия. Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Педагогические взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами. В этом случае наиболее существенным для отнесения таких ситуаций к педагогическим взаимодействиям являются наличие обратной связи и изменения, происходящие с субъектом-воспитанником. Идея приоритетности в педагогическом процессе субъект-субъектных отношений была реализована в «педагогике сотрудничества» учителями-новаторами Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Е.Н. Ильиным и др. И это неслучайно, поскольку именно сотрудничество (партнёрство) взрослых и детей является ключевым для понимания сущности педагогического взаимодействия. В основе сотрудничества педагога и ребёнка лежит диалогичность общения, требующая от педагога демократического стиля педагогического управления. По Ш.А. Амонашвили, оптимальным вариантом педагогического взаимодействия при сотрудничестве является повышение статуса воспитанника при сохранении статуса педагога. Это предполагает, что при педагогическом взаимодействии развиваются оба субъекта: педагог помогает детям в их разностороннем развитии, но и дети стимулируют развитие педагога, его самосовершенствование как в профессиональном, так и общечеловеческом плане. Таким образом, реализация педагогического взаимодействия предъявляет более высокие требования к профессионально-личностным качествам педагога, чем реализация педагогического воздействия. Благодаря педагогическому взаимодействию наиболее успешно развиваются инициативность, способность строить свои действия с учётом действий партнёра, понимать эмоциональные состояния участников совместной деятельности, способность добывать недостающую информацию в диалоге, готовность предложить свою помощь и план общего действия, способность к мирному разрешению конфликтов,

2 Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:
- Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
- Периодизация психического развития в онтогенезе.
- Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
- Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
- Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
- Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
- Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
- Возрастная и клиническая диагностика.
- Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.
- Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др

Связь возрастной психологии с другими науками:
- медициной;
- философией;
- этнографией;
- искусствоведением;
- социологией;
- социальной психологией;
- общей психологией;
- дифференциальной психологией;
- патопсихологией;
- педагогической психологией и др.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:
Метод наблюдения
- Эксперимент:
- лабораторный;
- естественный;
- констатирующий;
- формирующий;

Вспомогательные методы исследований:
- беседа;
- интервью;
- анкетирование;
- тестирование;
- анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);
- проективные.

Сравнительные методы исследования:
- близнецовый;
- сравнение нормы и патологии;
- кросс-культурный;
- биографический.

Социометрические методики

Схема построения эмпирического исследования:
Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).
Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
Ключевое понятие возрастной психологии - понятие «развитие». Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание - важнейший фактор развития. Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Во II половине XIX века сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки:
- потребности общества в новой организации системы образования;
- прогресс идеи развития в эволюционной биологии;
- разработка объективных методов исследования в психологии.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребёнка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевиднойнеобходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

Исторический анализ понятия «детства» дан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Так, в средневековой Европе взрослые относились к детям, как к младенцам, вплоть до 6-7-летнего возраста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали к взрослым разговорам, шуткам, еде и др. (Г. Крайг). Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду (Д.И. Фельдштейн).

В.Т. Кудрявцев выделяет три исторических периода детства (исходя из схемы Д.И. Эльконина):
1. Квазидетство - на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность (первобытное детство).
2. Неразвитое детство — мир детства выделен и перед детьми возникает новая социальная задача - интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию моделирования деятельности взрослых (детство в Средние века и Новое время).
3. Развитое детство — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной структуры.

 

Билет 10

1 компетентность - общая способность личности успешно решать определённые задачи, обусловленные спецификой осуществляемой деятельности. Подход к построению педагогического процесса как процесса формирования компетентности называется компетентностным подходом. Компетентность - понятие общее, охватывающее всю деятельность и весь спектр решаемых в ней задач. Для конкретизации содержания компетентности применительно к тем или иным видам деятельности в компетентностном подходе вводится понятие компетенция. Понятие компетенция является сравнительно новым. В научной литературе выделены следующие ключевые признаки компетенции. 1. Компетенция относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным» [1]. 2. Компетенция формируется в результате осознанной деятельности. Для овладения компетенцией учащийся должен стать субъектом деятельности. 3. Природа компетенций зависит от контекста деятельности - конкретных обстоятельств. "Быть компетентным" означает уметь применить полученные знания и опыт в данной ситуации. Поэтому для формирования каких-либо компетенций необходимы такие условия, в которых проявляются эти компетенции. 4. Компетенция развивается, отталкиваясь от начального уровня. 5. Компетенция имеет многосторонний, разноплановый и системный характер, она развивается как результат интеграции знаний, умений и навыков. Соотношение понятий компетентность и компетенция большинством авторов определяется следующим образом: компетентность - результат овладения компетенциями; компетентность человека может быть боле или менее высокой, в зависимости от того, сколькими компетенциями он владеет и каков уровень владения ими; компетенция - элемент компетентности, связанный с решением определённой задачи или класса задач; при проектировании компетентности компетенции служат структурными единицами, "кирпичиками", из которых выстраивается компетентность определённой направленности и требуемого уровня; чем сложней ("многозадачней") деятельность, подготовка к которой осуществляется в педагогическом процессе, тем сложней структура компетентности и тем многочисленней и разнообразней компетенции, которыми требуется овладеть. Существует несколько подходов к классификации компетенций. В ряде публикаций выделяются ключевые, базовые и предметные компетенции. А.В. Хуторской [3] подразделяет ключевые компетенции на... ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования. Базовые компетенции субъекта учебной деятельности [2] включают в себя: змоционально-психологические (любознательность, доверие педагогам, способность проявлять эмоциональную устойчивость при напряжении и т.д.); регулятивные компетенции (ответственность за результаты учебы, умения определять цели учебной деятельности, концентрироваться на учебе, делать обобщающие выводы и др.); социальные (способность к проявлению терпимости к другим мнениям и позициям, к сотрудничеству, к оказанию помощи, умение работать в группе и т.п.); учебно-познавательные (умение учиться, отыскивать причины явлений, самостоятельно выполнять задания, выявлять допущенные ошибки и т.д.); творческие (умения принимать решения в различных ситуациях, генерировать другие способы решения проблемы, находить другие источники информации, заявлять о своих потребностях и интересах); компетенции самосовершенствования (способность применять знания и умения на практике, извлекать пользу из полученного опыта, осуществлять самоконтроль и саморазвитие и др.). Предметные компетенции обусловлены особенностями каждого из учебных предметов. Источник: https://si-sv.com/publ/20-1-0-217

2 Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий ее с помощью нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей.

Контроль можно представить как центральную нервную систему социального института. Без функций социального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закрепленные законом. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, без которых общество как система распалось бы в кратчайшие сроки.

Элементами системы социального контроля выступают:

Технологический, включающий техническое звено, - техническая аппаратура, измерительные приборы и т.д., вообще предметы, предназначенные для целей контроля; технологическое звено в узком смысле — совокупность инструкций, методов организации осуществления контроля.

Институциональный - обособленные специализированные институты, занимающиеся определенным типом социального контроля (комиссии, комитеты контроля, административный аппарат).

Моральный — общественное мнение и механизмы личности, в которых нормы поведения группы или личности осознаются и переживаются как собственные требования индивида. Это определяет и личное участие человека в осуществлении определенного вида социального контроля посредством технологических, организационных механизмов и общественного мнения. Сама личность выступает как объект и субъект социального контроля [9; C. 115].

Для понимания механизма регуляторного действия социального контроля в детском коллективе важное значение имеют особенности неформального неинституционализированного контроля. В этом наибольший психологический смысл социального контроля. Главные особенности этого вида контроля состоят в том, что его осуществление не требует официального утверждения полномочий. Он основывается на моральном сознании каждого члена детского коллектива. Каждый член детского коллектива, имеющий моральное сознание, может быть субъектом социального контроля, т. е. способным оценивать поступки окружающих и свои собственные поступки. Каждый поступок, совершенный в детском коллективе (кража, обман, предательство и пр.) является объектом неформального контроля - критики, осуждения, презрения. В зависимости от степени, в которой он затрагивает интересы детского коллектива, к нему могут быть применены и институционализированные механизмы, административные санкции (исключение из школы, выговор и др.). Сфера неформального контроля гораздо шире. Под его воздействие попадают не только совершенные действия, поступки, но и намерения совершить аморальные действия и поступки. Важнейшими психологическими механизмами неформального психологического контроля являются чувство стыда, совесть, общественное мнение. Они определяют эффективность всякого внешнего воздействия на личность. В них и посредством их наиболее ярко выражается взаимодействие внешних и внутренних регуляторов, взаимодействие морали и социальной психологии личности.

 

Билет 11

1 Ключевые компетенции – «наибо лее общие (универсальные) способ ности и умения, позволяющие чело веку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессио нальной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества» [1, с. 8]. Ключевые компе тенции представляют собой универ сальные ментальные средства, спосо бы, методы, приёмы достижения зна чимых для человека целей. Они носят надпрофессиональный и надпредмет ный характер и составляют основу жизнедеятельности человека. Таким образом, овладеть ключевыми компе тенциями должен каждый член обще ства. Их усвоение обеспечивает функ циональную грамотность, а она в свою очередь – социализацию, потен циальную эффективность в профес сиональной деятельности. российские классифи кации, в составе которых представле ны ценностносмысловая, общекуль турная, учебнопознавательная, информационная, коммуникативная, социальнотрудовая компетенции и компетенция личностного самосовер шенствования. Наиболее убедительна классификация представлена в рабо тах А.В. Хуторского и его последова телей: 1. Средства мировоззренческой ориентировки (ценностносмысловая компетенция); 2. Знания и умения в определённой сфере (учебнопознавательная, информационная, коммуникативная, социальнотрудовая компетенции); 3. Круг вопросов, по которым сле дует быть осведомлённым (общекуль турная компетенция); 4. Основание для освоения способов физического, духовного и интеллекту ального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования). При этом образовательные компе тенции дифференцируются А.В. Ху торским по тем же уровням, что и содержание образования: – ключевые (реализуемые на ме тапредметном, общем для всех пред метов содержании); – общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образова тельной области); – предметные (формируемые в рам ках отдельных предметов). Перечень ключевых компетенций зависит от тех ценностей, которые считаются значимыми на данном эта пе развития социума. Тем не менее можно выделить ядро (минимум) клю чевых компетенций, которые в меньшей степени зависят от конъюнктуры и ориентированы на долгосрочную перспективу. В это ядро обязательно будет входить коммуникативная ком петенция, без которой невозможна социализация индивида. одна из задач современной школы – формирование коммуника тивной компетенции школьников на протяжении всех лет обучения и сред ствами всех учебных предметов. Сравним два подхода к отбору клю чевых компетенций. Г.А. Сергеев выделяет четыре клю чевые компетенции: – информационные (отбор инфор мации и передача информации); – коммуникативные (языковые и речевые); – ролевые (трудовые, социальные, политические); – самосовершенствования (интел лектуального, духовного, физическо го, эмоционального развития) [7]. И.С. Сергеев и В.И. Блинов также выделяют четыре элементарные клю чевые компетенции: – информационная; – коммуникативная; – кооперативная; – проблемная.

2 Образовательная функция предусматривает, в первую очередь, усвоение научных знаний, формирование специальных и общеобразовательных учебных умений и навыков. Воспитательная функция Процесс обучения наряду с образовательной реализует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения, спо особый соответствующего поведения и дея сти в обществе, систему идеалов, отношений, потребностей, физической культуре, то совокупность качеств личности Воспитательная функция органически вытекает из са моего содержания и методов обучения, но, вместе с тем, в она реализуется и благодаря специальной организации общения учителя с учениками Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядах в, убеждений, отношений, качеств личности Формирование особист ости вообще невозможно без усвоения системы нравственных достойной понятий, норм и требованиямимоог.

Между образованием и воспитанием Существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию Процесс воспитания при правильной организации немедленно обнаруживает Благодатное влияние на обучение, пос скольку воспитание дисциплины ованосты, организованности, общественной активности достойной качеств создает предпосылки для более активного и успешного обучения Собственно, без должной воспитанности уч ащихся эффективный процесс обучения невозможно ии.

При организации учебного процесса, отборе содержания, форм и методов обучения реализация воспитательной функции требует правильного понимания задач воспитания на том или ином этапе развития общества Весь жливим аспектом реализации воспитательной функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, определяет ее успешность.

Развивающая функция Как и воспитательная функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса Правильно организованное обучение всегда развивает, однако развивающая функций кция реализуется ся более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности Такая специальная направленность обучения получила названиеуquot; развивающее обучение \\ \"

В контексте традиционных подходов к организации обучения реализация развивающей функции, как правило, предполагали развитие речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов лучше други их выражают ае общее развитие ученика Однако, это сужает развивающую функцию Такое понимание направленности обучения НЕ учитывает тот факт, что и речь, и связанное с ним мышления эффективнее развивают ся при е дповидному развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие л ичносты как целостно и психической системы.

 

Билет 12

Участники воспитательного процесса
Взрослые Коллектив Дети
Как объект воспитательного процесса
Под воздействием жизненных ситуаций постоянно делают тот или иной нравственный выбор Подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности
Как субъект воспитательного процесса
Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно) Влияет на развитие своих членов, создает благоприятные условия для развития заложенных в ребенке возможностей Формулируя собственные мотивы и стимулы, критически реагируют на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно)

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности

 

2 Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.

Факторы, влияющие на развитие личности:

- наследственность;

- среда;

- воспитание;

- деятельность.

 

Развитие человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора наследственности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям, что заложено в генах (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).

Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности.

СРЕДА – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3 видов:

- биологическая (климат);

- социальная (общество);

- педагогическая (учителя, семья, коллектив).

Среда как фактор развития личности имеет существен­ное значение: она предоставляет ребенку возможность ви­деть социальные явления с разных сторон. Ее влияние но­сит, как правило, стихийный, мало поддающийся педаго­гическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых оградить от со­циальной среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов позна­ния и др.), чр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: