Этапы проведения деловой игры




ДЕЛОВЫЕ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

В деловой (ролевой) игре каждый участник решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

Виды деловых игр

Основания классификации Виды
По типу человеческой практики, воссоздаваемой в игре и целям – учебные; – исследовательские; – управленческие.
По времени проведения – без ограничения времени; – с ограничением времени.
По оценке деятельности – балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; – оценка того, кто как работал, отсутствует
По конечному результату – жесткие игры (заранее известен ответ, существуют жесткие правила); – свободные, открытые игры (заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои)
По конечной цели – обучающие (направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников); – констатирующие (конкурсы профессионального мастерства); – поисковые (направлены на выявление проблем и поиск путей их решения)
По методологии проведения – луночные игры (игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки); – ролевые игры (каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием); – групповые дискуссии (связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы); – имитационные (имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях); – организационно-деятельностные игры (не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем; активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность); – инновационные игры (формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации).

 


ХОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Подготовка занятия

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов.

При постановке целей необходимо различать:

– учебные цели игры (её ставит перед собой преподаватель, руководитель игры);

– цели действий её участников (студентов), которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Должны быть проработаны условия проведения деловых игр

· проигрывать реальные события;

· приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;

· ситуации должны быть проблемными;

· обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников;

· определение способов анализа игрового процесса, оценка действий игроков с помощью системы критериев;

· оптимизация требований к участникам;

· структурирование игры во времени, обеспечение примерного соблюдения ее временного регламента, продолжительности пауз, завершении этапов и всего процесса игры;

· формирование игровой группы;

· руководство игрой, контроль за ее процессом;

· подведение итогов и оценка результатов.

 

Задачи преподавателя в подготовке деловой игры

Основная часть

Этапы проведения деловой игры

Этап Содержание деятельности Время (минуты)
  Постановка целей, задач, формирование команд. Выбор экспертов. 3-5
  Ознакомление с правилами деловой игры, правами и обязанностями.  
  Выполнение заданий в паре участников  
  Обмен информацией между парами участников в команде.   Обсуждение выступления.   Выступление экспертов с критериями оценки деятельности.    
  Обмен опытом участников деловой игры. Выступление преподавателя с обобщением. 10-15
  Подведение итогов. Выступление экспертов. Заключение о результатах деловой игры.  

Пример прав и обязанностей участников:

1) Преподаватель:

· инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;

· организует формирование команд, экспертов;

· руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими целями и правилами деловой игры;

· вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;

· вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует обобщению результатов;

· организует подведение итогов.

2) Экспертная группа:

· оценивает деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными критериями;

· дорабатывает в ходе деловой игры заранее подготовленные критерии оценки деятельности команд;

· готовит заключение по оценке деятельности команд, обсуждают его с преподавателем;

· выступает с результатами оценки деятельности команд;

· распределяет по согласованию с преподавателем места между командами.

3) Участники игры:

· выполняют задания и обсуждают проблемы в соответствии со схемой сотрудничества в командах;

· доброжелательно выслушивают мнения;

· готовят вопросы, дополнения;

· строго соблюдают регламент;

· активно участвуют в выступлении.

Выводы (рефлексия)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: