Так же нужно обязательно играть с ребенком в игры, развивающие его интеллект.




Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях.
Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала.

24. Особенности работы по развитию артикуляционной моторики у детей с нарушениями зрения.
- Так как у данной категории детей затруднено зрительное восприятие артикуляции, необходимо при коррекции опираться на все виды анализаторов (слуховой, тактильный, зрительный). Используются модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, объемные изображения органов артикуляции.
- На подготовительном этапе используется логопедический или самомассаж. Цель-помочь ребенку тактильной ощутить, уточнить, закрепить строение артикуляционного аппарата; подготовить мышцы артикуляционного аппарата; снятие напряжения в речедвигательном аппарате.
- Игровая форма проведения занятий, опора на непротзвольные движения.
- Обязательно при знакомстве с пособиями (муляжи, макеты и т.д.) отметить начальный и конечный пункт обследования для того, чтобы у ребенка сложилось уелостное впечатление о воспринимаемом объекте.
- Четкая, доступная речь логопеда, неразрывная связь слова и действия.
- Логопед м. дать возможность тактильно прикоснуться к своим органам артикуляции
- Используется метод моделирования языка рукой.
- Основные способы постановки - механический, смешанный.
- Возможно использования яркой губной помады для привлечения внимания к органам артикуляции.

 

 

28. Первоначальный период обучения школьников с нарушением слуха по произношению
Первоначальный период охватывает 3 года. Этот период начинается с поступления ребенка в подготовительным класс. Сущность этого периода заключется в том, что все обучение делится еще на 2 этапа.

В подготовительном классе от учащихся требуется точное воспроизведение в словах лишь 17 основных звуков, которые составляют сокращенную систему фонем. К основным звукам относятся гласные а, о, у, э, и, а также согласные га, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л (I), р. Эти звуки достаточно четко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвоения, чем другие звуки, близкие к каждому из них. Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах соответственными основными звуками. В соответствии с данной сокращенной системой произносят слова, состоящих из основных звуков.

Вместе с тем слова, включающие заменяемые звуки, например дай, спасибо, мяч, могут временно произноситься детьми приближенно: тай, спасипо, наш.К концу третьей учебной четверти в подготовительном классе дети усваивают все основные звуки и приобретают тем самым возможность произносить в рамках сокращенной системы фонем любые слова независимо от их звукового состава. В I и во II классах ведется систематическая работа по уточнению произношения слов. В речи постепенно отрабатываются звонкие согласные, аффрикаты, мягкие согласные и гласный звук ы.

Параллельно идет работа над правильным голосообразованием и речевым дыханием.

В первоначальном периоде обучения глухих словесной речи дактильная форма является исходной при обучении речи и при общении учащихся, то формирование у учащихся произношения на последующих годах обучения протекает в период ослабления использования дактильной речи как средства общения и обучения.


39. Характеристика детей с нарушениями зрения.

К детям с нарушением зрения относятся:

слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зре­нием, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видя­щем глазу;

слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;

дети с косоглазием и амблиопией.

Слепота — наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты централь­ного зрения или сужения поля зрения, или нарушения других зри­тельных функций.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсо­лютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощуще­ния. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность фиксировать пальцы вбли­зи лица, воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии.

Остаточное зрение характеризуется:

1. неравнозначностью взаимодействия различных зрительных фун­кций и несоответствием их параметров;

2. неустойчивостью зрительных возможностей и снижением ско­рости и качества переработки информации;

3. наступлением быстрого утомления из-за снижения функцио­нальных возможностей зрения.

Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Врожден­ная слепота чаще всего является следствием повреждений или забо­леваний плода в период внутриутробного развития.

Причины слепоты:

Наследственный фактор; Различные заболевания матери; Воздействие химических веществ; Различные авитаминозы; Заболевания ЦНС.

Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные и никотиновые интоксикации, авитамино­зы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу не­доношенных детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

Врожденная атрофия зрительного нерва наблюдается как само­стоятельное заболевание, причина которого наследственные или врожденные аномалии. Известно, что при атрофии зрительного не­рва хуже видящий глаз не принимает участия в акте зрения.

Слабовидение — это значительное снижение остроты зрения,. при котором центральное зрение на лучше видящем глазу нахо­дится в пределах 0,05—0,2 или выше — 0,3 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, ост­рота зрения которых может быть и более высокой, если при этом-глазное заболевание прогрессирует.

Причины слабовидения:

на фоне общего заболевания организма; аномалия рефракции;

Альбинизм - это врожденное нарушение, которое характеризуется отсутствием пигмента в радужной оболочке глаза.

Нистагм - непроизвольные колебательные движения глаз высокой частоты (до нескольких сотен в минуту).

Глаукома - это хроническое заболевание глаза, при котором повышается внутриглазное давление и понижается зрительная функция.

Катаракта - помутнение хрусталика глаза, вызывающее различной степени расстройства зрения, вплоть до утраты.

Наиболее частыми причинами слабовидениями являются аномалии рефракции (преломляющей способности).

Близорукость - (миопия) заболевание, при котором человек плохо различает предметы на дальнем расстоянии. При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечёткое.

Дальнозоркость - ( гиперметропия) форма слабовидения, при которой изображение предметов фокусируется позади сетчатки, поэтому получается неясным, расплывчатым.

Астигматизм - дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к четкому видению.

Бинокулярное зрение – способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами.

При слабовидении так же, как при слепоте, дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, атрофии зри­тельных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачествен­ные формы близорукости, отслойка сетчатки и др. К стационар­ным (пороки развития) — микрофтальм, альбинизм, дальнозор­кость, астигматизм высоких степеней, а также непрогрессирую­щие последствия заболеваний и операций (стойкие помутнения роговицы, катаракта), послеоперационная афакия и др

Косоглазие - характеризуется постоянным или периодически отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и на рушением функции бинокулярного зрения.

Бывает: сходящееся (эзотропия) или расходящееся (экзотропия) косоглазие, а также косоглазие кверху (гипертропия) и книзу (гипотропия); односторонним (монолатеральным) — ко­сит постоянно один глаз — и двусторонним (альтернирующим) — попеременно косят оба глаза.

Причины косоглазия: понижение остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции; расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

При аккомодационном косоглазии (25—40% случаев)- ношение очков приводит к симметричному положению глаз. Неаккомодационное требует длительного комплекса лечения, включая оперативное вме­шательство.

 

Термином «амблиопия » обозначают такие формы поражения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефрак­ционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие, или страбизм, — не параллельность оптичес­ких осей глаза.

Различают следующие виды амблиопии:

Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия.

Рефракционная амблиопия возникает вследствие аномалий реф­ракции, которые в данный момент не поддаются коррекции.

Обскурационная амблиопия развивается в результате помутнения оптических сред глаза (катаракты, помутнения роговицы) преимущественно врожденных или рано приобретенных.

Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: