Алфавитный указатель словарных статей 10 глава




Еҙ йылан. Медянка. См. Баҡыр йылан.

Еҙ ҡамсы. Табуированное название змеи; досл. медная плетка.

Еҙ самауыр. Медный самовар; обладает магической силой, используется в обряде вызывания дождя. Для этого медный самовар опускают в воду (в реку). Ырымбур башҡорттары оҙаҡ ямғыр яумаһа, һыуға еҙ самауыр ташлайҙар (Х. Тоҡомова). – Оренбургские башкиры при засухе в воду (в реку) бросают медный самовар.

Еҙморон. Злой дух в образе женщины с медным носом и медными когтями; досл. медный нос. Еҙморон – еҙ моронло, еҙ тырнаҡлы ҡатын-ҡыҙ ҡиәфәтендәге мифик зат (З. Нафикова). – Езмурун – мифическое существо в женском облике с медным носом, с медными когтями. Слово состоит из еҙ ‘желтая медь’ и морон ‘нос’.

Еҙтөймә йылан. См. Төймә йылан.

Еҙтырнаҡ. Злой дух с медными когтями и медным носом; досл. медный коготь.

Ек. В башкирской мифологии злой дух лесов и чащоб, имеет древнетюркские истоки происхождения. Ср.: jek ‘демон’, ‘злой дух’; jek ičkäk ‘демоны и вампиры’.

Ек Баба (среднеурал.). Бука. «Ек Баба тота, Ек Баба килә», – диләр ыйы әбиләр (СФ). – Раньше старушки говорили: «Ек Баба (бука) схватит, Ек Баба идет». См. Бапаҡ.

Ек күреү. Чувствовать, питать отвращение. Атайым үлгәс тә Сарыбай дуҫлығын онотоп мине ек күрә башланы (БХИ. Т. 3). – Сразу после смерти моего отца Сарыбай, позабыв о дружбе, возненавидел меня.

Ек Мәргән. Герой башкирских сказок.

Ек эйәһе. Дух Ек. См. Ек.

Ел. Ветер; мифологизированное, персонифицированное явление, наделенное свойствами демонического существа. Является посланником нижнего мира. Судя по выражениям елдән тыуған бала (незаконорожденный ребенок), елдән еленләү (досл. беременеть от ветра), в башкирской мифологии Ел ‘ветер’ имеет мужское начало. Ветер приносит болезни, засуху, но в то же время и дождевые тучи. Елдән еленләп, көндән ҡолонлап йөрөй (погов.). – От ветра набирает вымя, от солнца жеребится. Название и персонаж имеют общетюркское происхождение. Ср.: в ДТС jel ‘ ветер’, jel ‘злой дух’, ‘демоническое существо’, jel вükä ‘дракон’, jeliq ‘ветрянка’, jelрik ‘дух болезни’, jelvi ‘волшебство’, ‘колдовство’.

Ел алһын. Проклятие. Типун тебе на язык; досл. чтоб из твоего рта ветер взял; ответное выражение на чьи-либо проклятия, злословия. Ҡарғыш, яман теләккә: «Ауыҙыңдан ел алһын!» – тиҙәр. – На проклятие отвечают: «Пусть из твоего рта ветер возьмет!»

Ел-буран. Дух ветра; вихрь. См. Ҡойон.

Ел зәхмәте. Болезни от ветра. Иртәнге елдең зәхмәте ҡуша йөрөй, ҡағылып ҡабаттан йығып ҡуймағайы, тим (Х.Тапаков). – Слышь-ка, говорят, по утрам дух болезни от ветра вдвойне сильней, как бы снова мне не свалиться в постель.

Ел күңеле тейеү. Заболеть эпилепсией; досл. прикосновение духа, души ветра. Быума ауырыуын ел күңеле тейеү менән бәйләйҙәр (БМ). – Причину эпилепсии связывают с воздействием духа ветра.

Ел ҡағылыу. Заболеть от прикосновения нечистой силы; досл. прикосновение ветра. Аналогичное выражение зафиксировано в ДТС. Ср.: jelpik ‘касаться’, ‘поражать’ (о нечистой силе)’. Быума булһа, яман ел ҡағылған тиҙәр (БМ). – При эпилепсии говорят: «Плохой ветер задел».

Ел ҡултыҡ. Пустомеля; досл. пустая подмышка, т.е. нечистая сила. См. Ҡыуыш ҡултыҡ.

Ел раббыһы. В башкирской мифологии божество ветра.

Ел тәңре. Божество Ветер. В ДТС jel tänri ‘бог-ветер’. Божество ветер зафиксирован у древних башкир Ибн-Фадланом. Ибн-Фадлан башҡорттарҙың Ел тәңреһе тураһында ла мәғлүмәт бирә. – У Ибн-Фадлана есть сведения и о Тенгри ветра башкир.

Ел хужасы (среднеурал.). Хозяин ветра. Ел хужасы бар, тиләр (СФ). – Говорят, есть дух ветра. См. Ел эйәһе.

Ел эйәһе. Дух, хозяин ветра. Ел эйәһе ҡағылһа, һуғылһа, ғәҙәттә кеше ауырый (БМ). – Если «задевает» или «ударяет» дух ветра, человек, обычно, заболевает.

Елдән килеү. Достаться легко; досл. пришедший, доставшийся от ветра, духа, нечистой силы. Елдән килһәң, елгә ҡайт! (из загов.). – Если от ветра пришел, уходи на ветер!

Елҡуҙ. В башкирской мифологии духи болезней. Елҡуҙ ҡағылһа, кеше ауырый. – Если «задел» дух болезни, человек заболевает.

Елмауыҙ (фольк.). Елмауз, женщина-вампир. Елмауыҙ аптырай башлай, баланың да, үҙенең дә ҡанын эсәр мәл етте (ЙФ). – Елмауз начинает испытывать беспокойство: пора испить крови и ребенка, и свою.

Елпеү. Дух болезни; имеет древнетюркские истоки происхождения. Йелпеү бигерәк тә йәш бала, имеҙгән йәки ауырлы ҡатын-ҡыҙ өсөн ҡурҡыныс (БМ). – Дух болезни Йелпеү особенно опасен для младенцев, кормящих матерей или беременных женщин. В ДТС jеlpik ‘дух болезни’; učuq jelpik ‘лихорадка’.

Елпенеү. Заболеть от воздействия духа ветра. Бала елпенгән. – Ребенок заболел от духа болезни ветра.

Елһенеү. Опухать; опухание от воздействия духа ветра. Аяҡ елһенә – ноги опухают.

Ен. В башкирской мифологии бес, черт, злой дух, который может принять облик человека, животных. Бесы живут семьями, родами. У них есть дети, которых они могут обменять на человеческое дитя. Слово ен имеет персидское происхождение. Ен эт, бесәй, теләһә нимә сүрәтенә инә икән (БФ). – Оказывается, бес может принимать любой облик: собаки, кошки, хоть кого. Слово является заимствованием из арабского языка.

Ен алғыры. Брань. См. Шайтан алғыры.

Ен алмаштырыу. Подмена чертом (бесом). Сабыйҙы ҡырҡ көнгә тиклем һаҡламаһаң, ен алмаштыра (С. Мрәҫова). – Если новорожденного до сорока дней не охранять, его подменит бес.

Ен алмаштырған. Подменыш. Ен алмаштырған баланың күҙҙәре таҫырайып, эстәре күбеп тора, икән (З. Мостафин). – Говорят, у подменыша бывают глаза вытаращенные, живот выпученный.

Ен алыштырыу. Подмена чертом. Ен алыштырһа, бала сирле була. – Подменыш бывает больным. См. Ен алмаштырыу.

Ен аралаған. Бес, нечистый попутал. «Изге эште ен аралап ҡуймаһын», – тиҙәр берәй яҡшы эш эшләр алдынан (БТҺ). – Перед началом какого-нибудь дела, говорят: «Чтобы в святое дело бес не вмешался».

Ен балаһы. Чертенок, подменыш. Солтанды ауылда ен балаһы тиҙәр ине. – В деревне Султана называли бесенок.

Ен батшаһы. В башкирской мифологии царь нечистой силы.

Ен бейеүе. Вихрь; досл. танец беса. Саңды өйөрөлтөп, йылан кеүек күтәрелгән ел-буранды ен бейеүе тиҙәр (БХИ. Т. 1). – Вихрь, закручивающий пыль в виде змеи, называют танец беса. См. Ҡойон.

Ен ботағы. Проказник, чертово отродье. Шуҡ баланы ен ботағы тиҙәр. – Ребенка-проказника называют чертово отродье.

Ен күсеүе. Переселение чертей. Машина гөрһөлдәүе, йыр, музыка, бәпәй илауы, ат кешнәүе, эт өрөүе, арба тауышы ишетелде. Атайым: «Ендәр күсенде», – тине (БМ). – Послышались гудение машины, песни, музыка, детский плач, ржание лошадей, собачий лай, грохотание телеги. Отец сказал: «Черти переселились».

Ен ҡағылыу. Заболеть от воздействия нечистой силы. Йыуынты һыуҙы ҡояш байығас түкһәң, ен ҡағылыр (ҺҺФ). – Если грязную воду выльешь после захода солнца, бес заденет, заболеешь.

Ен ҡасырыу. Магический способ изгнания беса, способ магического лечения; похищенный, унесенный нечистой силой. Мылтыҡ атып, тимер һуғып әүәле ен ҡасыра торғайнылар (З. Вәлиев). – Раньше изгоняли беса, стреляя из ружья, стуча по железу.

Ен-ҡойон. Вихрь. Ен-ҡойонға эләкһәң, ауырыу һуғыла. – Если попадешь в вихрь, ударит бес. См. Ҡойон.

Ен ҡыуалау (иргиз.). Преследование бесов. Төнө буйына ендәр ҡыуаланы. Оҙон кешеләр булып трактор менән бергә баралар ине (ҺҺФ). – Всю ночь бесы за мной гонялись, преследовали. В облике высокорослых людей двигались рядом с трактором. См. Ен ҡыуыу.

Ен ҡыуыу. Изгнание бесов. Способ магического лечения болезни от нечистой силы. Ен эйәләшкән өйгә ат индереп, мылтыҡ атып енен ҡыуып була (З. Зиннуров). – Чтобы очистить дом от чертей, надо стрелять из ружья, завести в дом коня.

Ен оялау. Вселение черта, беса. Яңғыҙ иргә, яңғыҙ ҡатынға ен оялар, тиҙәр (С. Мәғәсүмова). – Говорят, в одинокого мужчину, одинокую женщину вселяется черт.

Ен-пәрей. В башкирской мифологии бесы, черти; собирательное название нечистой силы. Буш торған өйгә ен-пәрейҙәр оялай, ти (М. Ҡунаҡбаева). – Говорят, в пустующий дом вселяется нечистая сила.

Ен туйы. В мифологии пиршество, свадьба, праздник нечистой силы; досл. свадьба бесов. Ендәр кешеләр кеүек туйҙар үткәрә, ҡыҙ бирә, килен ала, ти (Ә. Аллаяров). – Говорят, бесы, как и люди, проводят свадьбы, женят детей.

Ен уйыны. Вихрь. досл. игра бесов. Ҡойондо ен уйыны тиҙәр. Уға бысаҡ ташлаһаң, ен ҡанына буяла икән (М. Айҙарбәкова). – Вихрь называют игрой бесов. Говорят, если в вихрь бросить нож, то на нем проступает кровь беса. См. Ҡойон.

Ен һуғылыу. Досл. прикосновение беса. Ен һуғылып ауырыған кешене мулла саҡырып өшкөртәләр. – К заболевшему от воздействия нечистой силы приглашают муллу заговаривать нашептыванием, сплевыванием, сдуванием. См. Ен ҡағылыу.

Ен һуғыу. Паралич, парализовать; досл. удар беса. «Мунсаға төннә бармағыҙ, ен һуғыр үҙегеҙҙе», – тейләр ине әүәле әбейләр (ҺҺФ). – Раньше старухи говорили: «Ночью не ходите в баню, вас бес «ударит».

Ен эйәләшеү. Помешаться; досл. вселение беса. Ен эйәләшкән кеше ябыға, ауырыуға һабыша. – Человек, в которого вселился бес, худеет, становится больным.

Ен эйәләү. Вселение нечистой силы. Ен эйәләгән Ғәйшә тигән ҡатын: «Әнәс, килеп алып кит мине!» – тип ҡысҡыра торғайны (БМ). – Одержимая бесами Гайша часто кричала: «Анас, приди, забери меня!»

Ене кеүек күреү. Ненавидеть; досл. видеть в облике джинна. Бер суфый минең мосолманлыҡты ене кеүек күрә (БТҺ). – Один суфий ненавидит мое мусульманство.

Ене тотоу. Заболеть от воздействия беса; эпилепсия. Ауыҙынан күбеге сығып йығылып ауырый башлаһа: «Ене тотто, үҙенеке тотто», – тиҙәр (З.Аҡбалина). – Когда больной эпилепсией внезапно падает от удушья с пеной у рта, говорят: «Свой бес схватил, свой держит».

Ене һөймәү. Не выносить (кого-то, чего-то, что-то); досл. его духу, бесу не нравится.

Енен сәсеү. Разъяриться; досл. взбесить его черта.

Енен туҙҙырыу. Сильно ругать кого-то; досл. обругать его черта.

Ен-шайтан. Нечистая сила. Камилә апай йоҡларға яттымы, өй башында ен-шайтан уйнай икән (Х. Яҡупова). – Стоит Камиле апай лечь спать, как под крышей дома начинают играть бесы. См. Ен-пәрей.

Енгә яулыҡ. Платок для беса. Сирләгән кешене өшкөрәләр ҙә, бер нәмә (күкәй, яулыҡ, аҡса) биленән уратып өс мәртәбә: «Енгә яулыҡ – миңә саулыҡ!» – тип, һыу буйына, ете юл сатына ташлайлар (БФ). – Больного заговаривают нашептыванием, сдуванием, затем обводят вокруг его пояса каким-нибудь предметом (платком, яйцом, монетой) и со словами: «Бесу – платок, мне – здоровье!» – выбрасывают платок в реку или на перекресток.

Енле. Бесноватый. Енле ҡарсыҡ – бесноватая старуха; енле йорт – дом с бесами.

Енләнеү. Помешаться, сойти с ума, взбеситься; досл. обрести беса.

Ең. Рукав; мифологизированная часть одежды, выполняющая обережную функцию. Өләсәйем: «Еңһеҙ күлмәк кеймә, итәк-еңеңде йыйып йөрө, ату балаңды албаҫты урҙар», – тей торғайны мин ауыраяҡты саҡта (БИТК). – Когда я была беременная, бабушка мне говорила: «Надевай платье только с длинными рукавами, будь осторожна (подбери подол и рукава), иначе Албасты украдет твое дитя!» Слово в форме jeη ‘рукав’ зафиксировано у МК.

Еңгәсәй. Солдатик; мифологизированное, табуированное несекомое; является предвестником солнца, теплой погоды. Беҙҙә башҡортлар еңгәсәйҙе лә, баҡаны ла үлтермәйләр (Р. Мәмбәтова). – У нас башкиры ни солдатика, ни жабу не убивают.

Еңел. Легкость, удача; антоним слова ауыр ‘тяжесть’, ‘бремя’, ‘ноша’, ‘неудача’. Һиңә – ауырлыҡ, миңә – еңеллек (из загов.). – Тебе – тяжесть, болезни, мне – легкость, удача; Ауыр тупрағың еңел булһын. – Пусть земля будет пухом (словесный комплекс из похоронно-поминального обряда башкир). Слово связано с древнетюркским jeηil ‘легкий’.

Еп. Нитка; мифологизированный предмет; средство связывания, соединения двух миров, магического измерения; символ дороги, жизненного пути, долголетия; используется во всех семейных обрядах; является оберегом, средством гадания, лечения, порчи. Юлға сығыр алдынан тырнаҡ киҫергә, тегергә ярамай. Тегергә тура килһә, ауыҙға еп ҡабырға кәрәк (БФ). – Перед дальней дорогой нельзя стричь ногти, шить. Если приходится шить, надо взять в рот нитку. Слово связано с древнетюркским jϊp ‘нить’, ‘тесма’.

Еп сәйе. Чай ниток. Торжество в честь первого представления новорожденного обществу. На это чаепитие приглашались пожилые женщины, которым раздавались мотки белых ниток как символ долголетия, светлого жизненного пути ребенка. Еп сәйе баланың ҡырҡы үткәс уҙғарыла (БХИ.Т.1). – Праздник Чай ниток проводится, когда младенцу уже исполнилось сорок дней от роду.

Еп таратыу. Ритуальная раздача ниток. Таратылған епте алалар ҙа әбейҙәр теләк теләйҙәр: «Ошо еп кеүек ғүмере оҙон булһын», – тип (ҺҺФ). – При ритуальной раздаче ниток старухи принимают нитку с благопожеланиями: «Пусть его (младенца) жизнь будет такой же длинной, как эта нитка».

Ер. Земля; мифологизированный объект мироздания; сотворена двумя утками; населена людьми и животными. Она стоит на быке. Ер оло үгеҙ өҫтөндә тора, тиҙәр. – Говорят, Земля стоит на спине огромного быка. У башкир земля священна; божество, символизирует женское начало. В то же время земля связана с хтоническим миром. Языковой материал свидетельствует и о персонификации земли башкирами. Ерҙең дә эйәһе бар, бисмилланы уҡып йөрөмәһәң, ер «йотам мин» һине, тип өс мәртәбә әйтер, ти (ЙФ). – И у земли есть дух, если не произносишь Бисмилла постоянно, говорят, земля трижды говорит: «Я проглочу тебя». Слово ер восходит к общетюркскому jer ‘земля’.

Ер-ана. Мать-земля, божество земля. Йыл һәйбәт, уңыш һәйбәт булһын тип, мал таҙалығына Ер-анаға өлөш булырға тейеш ризыҡтан. Мында һөттән инде (БФ). – Чтобы год был благополучным, был богатый урожай и чтобы домашняя живность была в целости и сохранности, Матери-земле должна выделяться доля из продуктов. В данном случае это молоко. См. Ер эйәһе.

Ер анасы (среднеурал.). Мать земли. Ер анасы – ерән саҡал (из загов.). – Мать земли – рыжебородая. См. Ер эйәһе.

Ер аҫты донъяһы. В башкирской мифологии нижний мир, в котором живут хтонические персонажи башкирской мифологии; составная часть мироздания.

Ер атасы (карид., среднеурал.). Дух земли, досл. отец земли. Ер атасы Ерәнсәскә аҙығын бирәм (БИТК). – Отцу земли Ерэнсэсу даю его пищу. См. Ер эйәһе.

Ер атаһы (вост.). Отец земли. Ер атаһы, Ер инәһе, тотҡан булһаң, ебәр! (из загов.). – Отец земли, Мать земли, если держишь, отпусти! См. Ер эйәһе.

Ер аяғы, ер башы. За тридевять земель; досл. от ноги до головы земли; реликт олицетворения. Ер аяғы, ер башы ерҙән килгән, ти әүлиә. – Авлия пришел издалека.

Ер бауыры. Поверхность земли; досл. печень земли; реликт олицетворения. Ер бауыры һалҡын, үлгән кеше бара-бара онотола (БТҺ). – Земля она холодная, со временем и покойник забывается.

Ер булғыр. Зложелание. Умри, сгинь; досл. чтоб ты стал землей.

Ер зәхмәте. Болезни от земли. Ер зәхмәте ерҙән тейә. – Захмэт земли пристает от земли.

Ер инәсе (карид.). Мать земли. Ер инәсе ер булыр, сыу анасы сыу булыр (БИТК). – Мать земли – это земля, мать воды – это вода. См. Ер эйәһе.

Ер инәһе (кизил., миас.). Мать земли. Һыу инәһе – Һарысәс, Ер инәһе – Ерәнсәс (из загов.). – Мать воды – Светловолосая, Мать земли – Рыжеволосая. См. Ер эйәһе.

Ер итеү. Позорить; досл. сделать землей.

Ер йотоу. Провалиться под землю. Теге ҡатындың аяғы ергә бата башлаған, шунан уны ер йотоп та ҡуйған (ҺҺФ). – Ноги той женщины стали проваливаться в землю, затем ее поглотила земля.

Ер йотһон. Зложелание. Пусть земля проглотит; реликт олицетворения.

Ер йәне. Душа, дух земли. Ер йәнле була. Элек балсыҡ алғанда ергә тәңкә һала инек (ИФ). – У земли бывает дух, душа. Раньше, когда брали глину, на том месте оставляли монету.

Ер кендеге. Центр земли; досл. пуп земли. Священные, сакральные места в башкирской мифологии. Башҡорттар Ирәмәлде, Шүлгәнде ер кендеге, тиҙәр (З. Мостафин). – Башкиры называют пупом земли гору Иремель, пещеру Шульганташ.

Ер кинәнгер. Зложелание. Чтоб сдох; досл. чтобы земля насладилась; реликт олицетворения. Балдарын гел ер кинәнгер, тип әрҙәне, шуға алары үлеп бөттө лә ҡуйҙы (М. Әхмәтйәнова). – Она своих детей постоянно ругала: «Чтоб земля вами насладилась!» – поэтому все ее дети умерли.

Ер көсө. Сила земли. По представлениям башкир, земля, как мать, человеку дает жизнь, силу, жизненную силу. Поэтому после дождя ложились на землю и просили: «Ер, көсөң бир!» (Земля, дай силу!).

Ер күтәрә алмаҫлыҡ. Очень тяжело (тяжелое горе, тяжкое преступление и т.д.).

Ер кәтмәне. Дар земле; оставление части урожая на поле для духа земли. Картуф алғанда ер кәтмәне тип ерҙә картуф ҡалдыраң (Н.Арыҫланбаев). – Когда выкапываешь картофель, в земле оставляешь несколько картофелин – дар земле.

Ер ҡортҡа (нижнебельск.). Дух земли; досл. старуха земля. См. Ер эйәһе.

Ер ҡото. Жизненная сила земли. Ер ҡото китмәй, әгәр туғаннар бергә ултырҫа (ҺҺФ). – Сила земли не уйдет, если родня будет держаться вместе.

Ер ҡуйынына инеү. Умереть; досл. войти в объятия земли; реликт олицетворения. Ваҡыты еткәс бөтәбеҙ ҙә ер ҡуйынына инербеҙ. – Придет время, все войдем в лоно матушки-земли.

Ер менән күк араһы. Между небом и землей. Аңһыҙ үлгән кешенең йәне ер менән күк араһында тороп ҡала икән. – Оказывается, душа умершего в бессознательном состоянии остается между небом и землей.

Ер өҫтө донъяһы. В башкирской мифологии средний мир, в котором живут люди, животные.

Ер-сыу хужасы (среднеурал.). В башкирской мифологии хозяин угодий и полей.

Ер тартыу. Приближение смерти; досл. притягивание земли. «Күпкә бармам, улым. Ер тарта мине», – тине (БТҺ). – «Долго не протяну, сынок. Земля меня тянет», – сказала она.

Ер тотоу. Заболеть от воздействия духа земли; досл. хватание земли. Ер тотоуҙан себеш һуйып, ҡанын ауырыуға һөртөп, себеште ергә күмеп имләйҙәр (СФ). – При заговаривании болезней, полученных от земли, режут курицу, ее кровью обмазывают больного, затем курицу закапывают.

Ер тәңреһе. Божество земли. Ер тәңреһе бороңғо төркиҙәрҙең Ер-Суб тәңреһе менән тығыҙ бәйле (БМ). – Тенгри земли тесно связан с тенгри Ер-Суб древних тюрков.

Ер хужаһы. Хозяин, дух земли. Ер хужаһы Тулауа оҙон сәсле бер йөнтәҫ, йәмһеҙ әбей итеп һүрәтләнә (БМ). – Дух земли Тулауа изображается как длинноволосая, волосатая, некрасивая старуха. См. Ер эйәһе.

Ергә һалыу. Магический способ лечения болезней, приставших от земли. Суть лечения сводится к закапыванию в землю набора из семи предметов (волосы, ногти, нитки, уголь, зола, скорлупа, железный предмет). Аяҡ һыҙлауҙы, ҡыуыҡ ауырыуын ергә һалып имләгәндәр (БИТК). – Болезни суставов ног, мочевого пузыря лечат магическим способом, при котором в землю закапывают семь предметов.

Ер-һыу. В башкирской мифологии божество среднего мира. Земля-вода. Етем илаһа – ер-һыу илай. – Когда плачет сирота, божество Земля-вода плачет. Связано с древнетюркским Er-sub.

Ер эйәһе. В башкирской мифологии дух земли. Ерҙең дә эйәһе бар, бисмилланы уҡып йөрөмәһәң, ер «йотам мин һине», тип өс мәртәбә әйтер, ти (ҺҺФ). – Говорят, и у земли есть дух, если не произносишь Бисмилла, земля трижды произносит: «Проглочу я тебя».

Ерек. Ольха; мифологизированное дерево с отрицательной семантикой. Ерек үрсеһә, насар, донъяла буталыш башлана (БФ). – Если ольха сильно разрослась, это плохой знак: в мире начнутся волнения, сумятица. Слово считается персидским заимствованием.

Ерләү. Хоронить, предавать земле. Обряд, завершающий жизненный цикл человека; включает элементы как доисламских, так и мусульманских традиций. Ҡояш байығас ерләһәң, ҡәбергә убыр эйәләшә (Ғ. Күзбәкова). – Нельзя хоронить после захода солнца, иначе в могилу вселяется вампир. См. Күмеү, Ҡуйыу.

Ерән. Рыжий; мифологизированный цвет. Он связан с мифологическими и полумифологическими персонажами. Ср.: Ер эйәһе – ерән һаҡал – дух земли – рыжебородый; Ерәнсә сәсән – герой башкирских легенд и преданий; Ел етмәҫ Ерәнсәй – сказочный тулпар; Ер инәһе Ерән ат – Мать земли Рыжая лошадь. Отрицательное отношение к цвету отражается в фразеологизме Ел теймәҫ Ерәнсә в значении «недотрога».

Ете. Семь; магическое число. Число семь отражает представления башкир о семи небесах, семи слоях подземного мира, семи слоях рая, семи слоях ада и т.д. Ср.: ете ҡат күк өҫтө – седьмой слой неба; ете ҡат ер аҫты – седьмой слой подземного мира; йәннәттең ете ҡаты – седьмой слой рая; ете йәһәннәм аҫты – под седьмым слоем ада и т.д. Связано с древнетюркским jeti 'семь', являющимся также сакральным числом.

Ете аҙан. Заговаривание семью молитвами. Зәхмәт ҡағылһа, ете аҙан әйтеп өшкөрәләр (БФ). – Человека, заболевшего от воздействия духов болезней, заговаривают чтением семи молитв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: