Общая и экспериментальная психология




  1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

 

ОПД.Ф.02 Общая и экспериментальная психология

Дисциплина «Общая и экспериментальная психология» занимает центральное место в структуре ООП и входит в базовую часть профессионального цикла, модуль 1. Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности. Усвоение данной дисциплины обеспечивает профессиональное овладение всех остальных дисциплин психолого-педагогического цикла, поскольку формирует систему базовых понятий и категорий психологии. Овладение категориальным аппаратом психологии создает основу для усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивая «вхождение» студентов в профессию.

Назначение данного курса в учебном плане заключается в обеспечении специалистов фундаментальными знаниями в области психологии, в знакомстве их с основными фактами, механизмами и закономерностями психики.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель освоения дисциплины заключается в ознакомлении студентов с содержанием базовой дисциплины их профессиональной подготовки, овладении понятийным аппаратом современной психологии, обеспечивающим освоение всех остальных дисциплин психолого-педагогического цикла и создающим основу для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.

Задачи курса:

  • рассмотреть фундаментальные знания в области общей психологии;
  • осуществить формулировку и раскрытие содержания основных психологических категорий;
  • сформулировать современные противоречия и проблемы при изучении психического;
  • показать системность психического, его связь с различными материальными реальностями (мозгом, деятельностью, общением, действием и проч.) и принадлежность к сфере процессуального и идеального (связь психического с обществом, историей культуры, социальными установками); обосновать промежуточное, междисциплинарное положение психологии в системе связей между науками (в классификации наук), ее центральную роль в происхождении всех наук и их развитии;
  • предложить слушателям варианты деятельностного и субъектно-деятельностного подходов в исследовании и интерпретации психического;
  • сформировать первичные навыки психологического анализа, самоанализа психического, интроспекции; умения взаимодействовать с другой личностью, общения с человеком; навыки отношения к человеку как к индивидуальности, творцу, субъекту (навыки гуманного отношения);
  • продемонстрировать и апробировать на собственном опыте некоторые классические методики и тесты исследования различных компонентов психического.

 

3. Требования к уровню освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Общекультурные компетенции (ОК):

совершенствует и развивает общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); понимает современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); владеет культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); использует систему категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); применяет теоретическое и экспериментальное исследование, основные методы математического анализа и моделирования, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5); владеет навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); воспринимает личности другого, эмпатии, устанавливает доверительный контакт и диалог, убеждает и поддерживает людей (ОК-7);

Профессиональные компетенции (ПК):

реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); описание структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

Научно-исследовательская деятельность:

способность и готовность к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

· теоретический и фактический материал дисциплины;

· содержание и положения основных научных психологических школ в отечественной психологии;

· положения культурно-исторического, деятельностного, субъектно-деятельностного подходов в психологии;

· основные психологические концепции, понятия и категории современной психологии, факты, механизмы и закономерности психики человека;

· историю возникновения и развития предмета психологии;

· основные теоретико-методологические и этические принципы проведения психологического исследования и обследования;

Уметь:

· соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации - Российском Психологическом Обществе (РПО);

· оперативно ориентироваться в сложных случаях из психолого-педагогической практики;

· подбирать методические инструменты, адекватные поставленным задачам; осуществлять профессиональную деятельность, направленную на обеспечение образовательного процесса, личностного и социального развития обучающихся;

  • проектировать процесс психологического взаимодействия (в просветительской, преподавательской деятельности) с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
  • создавать психологически безопасную развивающую среду;
  • использовать в своей деятельности современные образовательные ресурсы;

· взаимодействовать с различными субъектами психологического процесса

  • способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, способствовать гармонизации личности обучающихся;
  • использовать некоторые наиболее операционализированные психологические тесты;
  • использовать методы психологической диагностики для решения профессиональных задач;

 

Владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
  • понятийным аппаратом психологии;
  • навыками профессионального мышления, необходимыми для адекватного проведения психодиагностических процедур;
  • методами и приемами организации экспериментального исследования;
  • навыками саморегуляции в процессе профессиональной деятельности в соответствии с этическими и методическими принципами;
  • навыками интерпретационной работы с разного рода данными (анамнестическими, феноменологическими, психометрическими), полученными в ходе экспериментального исследования.

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины

 

Отлично - ответ студента полный, раскрывающий сущность данного вопроса; - материал излагается в логической последовательности; - студент связывает теоретический материал с практической деятельностью, подтверждая данные теоретические положения конкретными примерами; - формирует вывод в конце ответа; - обосновано отвечает на дополнительные вопросы; - обладает профессиональным мышлением; - ответ уверенный, речь грамотно оформленная.  
Хорошо - ответ студента полный, раскрывающий сущность данного вопроса; - материал излагается в логической последовательности; - допускает незначительные недочеты в изложении учебного материала; - знает определение педагогических понятий; - связывает теоретический материал с практической деятельностью; - на дополнительные вопросы отвечает с некоторыми источниками; - ответ уверенный, речь грамотно оформлена.
Удовлетворительно - ответ студента неполный, непоследовательный, нарушена логика изложения; - педагогические понятия формулируются слабо, вообще затрудняется в приведении примеров, связанных с практической деятельностью; - затрудняется при ответе на дополнительные вопросы; - ответ не уверенный, имеются речевые ошибки.
Неудовлетворительно - знания неполные, поверхностные; - не знает определений педагогических понятий; - плохо ориентируется в учебном материале, не отвечает на дополнительные вопросы; - не умеет связывать теоретические положения с практической деятельностью; - речь несвязная, нелогичная.

 

 

3 Распределение часов дисциплины по темам и видам работ.

Очное отделение

Наименование разделов и тем Всего часов Лекции Семинары Самост. работа
Раздел 1. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.        
1. Психология как наука        
2. Представления древних философов о душе. Психология сознания.        
3. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.        
4. Психология как наука о поведении психического.        
5.Методы исследования в психологии.        
6. Психология и науки о человеке        
7. Строение, функционирование и свойства ЦНС        
Раздел 2. Психология сознания.        
1. Возникновение и развитие психики и сознания в филогенезе.        
2. Психика животных и человека.        
3.Сознание человека.        
4. Неосознаваемые процессы.        
Раздел 3. Психология личности, деятельности и общения.        
1. Психология деятельности.        
2. Психология общения и речи        
3. Психология личности и субъекта. Понятие личности в системе человекознания.        
4. Понятие о направленности личности и мотивации.        
Раздел 4. Психология познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение).        
1. Психология ощущений.        
2. Психология восприятия        
3. Виды и свойства восприятия        
4. Теории и законы памяти        
5. Общие закономерности мышления.        
6. Воображение как психологическое явление.        
Раздел 5. Психология внимания.        
1. Исследования внимания в психологии.        
Раздел 6 Психология эмоционально-волевой сферы.        
1. Психология эмоций и чувств        
2. Психология воли.        
Раздел 7 Психология индивидуальных различий (темперамент, характер, способности)        
1. Психология темперамента.        
2. Понятие характера в психологии.        
3. Психологическая характеристика способностей.        
         
Итого        

4. СДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

1. Общая характеристика психологии как науки.

Значение термина психология. Психологическое знание в обыденной жизни. Описательная характеристика психических явлений. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии. Взаимосвязь научной и житейской психологии. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Специфика научно-психологического знания. Место психологии в системе наук. Определение психики. Психика и отражение. Формы отражения в живом и неживом мире. Виды психического отражения. Ориентирующая и регулирующая функции психики. Психическое как функция человеческого мозга и нервной системы; психическое как особый социально обусловленный способ взаимодействия субъекта с объектом, направленный на познание объекта, получение информации о нем с целью успешной адаптации человека и его адекватного действия в мире.

Отрасли психологии и задачи психологической практики. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии.

Место и роль психологии в системе наук. Отрасли психологической науки.

Психика как особая онтологическая реальность. Психология – классическая наука. «Срединное», промежуточное положение психологии между естественными, философскими и гуманитарными дисциплинами (Б. Ф. Кедров)

2.Методы исследования в психологии.

Методы психологии как способы познания психического, как совокупность практических и теоретических способов, приемов и действий, обеспечивающих фиксацию свойств психического и раскрытия существенных характеристик психики. Наблюдение и эксперимент как психологические методы. Виды наблюдения и эксперимента. Лабораторный и естественный, пилотажный, констатирующий и формирующий эксперимент. Зависимые и независимые факторы в эксперименте. Тест как разновидность эксперимента. Другие методы психологии (изучения результатов деятельности, социометрический, близнецовый и проч.) Группы психологических методов по принципу организации исследования (Б.Г. Ананьев) (1) организационные: а) сравнительный, б) лонгитюдиальный, в) комплексный;

2) методы эмпирического сбора данных: а) наблюдение, б) эксперимент, в) психодиагностические методы, г) моделирование психического; 3) методы обработки данных: а) методы качественного анализа, б) методы количественного анализа; 4) интерпретационные методы: а) генетический, б) структурный).

 

3. Строение, функционирование и свойства ЦНС

 

Психическое как функция субъекта, наделенного мозгом и нервной системой.

Рефлекторная природа психического отражения, психическое как рефлекс (отражение внешнего воздействия). Мозг, нервная система человека и психика. Локализация прирожденной психической активности в спинном мозге и мозговом стволе; приобретенных форм поведения в коре больших полушарий. Представленность органов движений, которым принадлежит основная функция в труде и общении (кисть, большой палец, губы, язык) в коре больших полушарий. Изучение мозговой активности и психического с помощью ЭЭГ (электроэнцефалограммы). Три блока функциональной организация человеческого мозга (А.Р. Лурия): 1) энергетический (поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов головного мозга - верхние отделы мозгового ствола); 2) блок приема, переработки и хранения информации (задние отделы обоих полушарий, затылочные и височные отделы коры); 3) блок, который обеспечивает программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры).Рефлекторная природа психического отражения.

Условный рефлекс (сочетание условного раздражителя с безусловным и образование единой реакции) как опосредствованная нервной системой ответная реакция организма на раздражитель. Учение о первой и второй сигнальных системах (И.П. Павлов). Современная структура рефлекса (П.К. Анохин): 1) прием внешних воздействий; 2) преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передача в мозг; 3) декодирование и переработка принятой информации, выдача нервных импульсов к мышцам, железам; 4) прием и передача информации в мозг о результатах совершенного действия (обратная связь); 5) коррекция повторных действий с учетом данных обратной связи. Теория функциональных систем о психофизиологических механизмах действий человека при осуществлении высших форм психической активности (П.К. Анохин).

Раздел 2. Психология сознания.

1. Возникновение и развитие психики и сознания в филогенезе.

Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Психика как результат эволюции живой материи, как качественно новая форма отражения внешнего и внутреннего мира с целью наиболее гибкой адаптации (Северцов). Проблемы выделения критериев психического. Субъективные и объективные критерии наличия психики. Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности. Психика как ориентировочная деятельность субъекта. Представления об эволюции психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных: элементарная (сенсорная) психика и инстинктивное поведение животных. Общая характеристика инстинкта и примеры исследования инстинктивного поведения животных. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект. Исследования интеллекта животных. Функциональное использование орудий. Сравнение психики животных и человека. Групповое поведения, «язык» животных, использование орудий.

Совместная (трудовая) деятельность людей: ее основные характеристики и их филогенетические предпосылки. Трудовые действия и необходимость общественного сознания. Определения действия и его смысла. Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Материальная культура. Знаковая речь и развитие мышления. Основные характеристики сознания.

2.Сознание человека.

Сознание как свойство психического, заключающееся в способности субъекта отражать окружающий мир и внутренние психические явления в качестве познаваемых объектов. Исходная внутренняя противоречивость сознания - в наличии знания и отношения, которые оказываются одной из наиболее общих психологических форм существования исходного противоречия сознательной активности. Сознание как многомерное, комплексное образование. Наличие психических орудий - специфическая особенность сознания (Л.С. Выготский). Мышление и речь как основные составляющие сознания. Характеристики сознания.

Человек как социальный индивид. Социальные позиции, нормы, санкции, ожидания. Социальная роль как совокупность социальных ожиданий. Процесс присвоения социальных ожиданий. Процесс присвоения социальных ролей. Ролевое поведение и общение.

Социализация индивида как процесс присвоения культурно-исторического опыта. Общественное и индивидуальное сознание и их развитие в антропогенезе. Условия возникновения сознания: коллективная деятельность и сознание. Конкретные характеристики индивидуального сознания. Единство деятельности и сознания, значение и личностный смысл.

Неосознаваемые процессы и их роль в сознании и поведении человека. Классификация неосознаваемых процессов. Предсознательное и бессознательное. Неосознаваемые механизмы осознанных действий.

 

Раздел 3. Психология личности, деятельности и общения.

1. Психология деятельности.

 

Психологический анализ деятельности.Общее понятие о деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренняя регуляция. Потребности человека, основные их свойства и специфика. Опредмечивание потребности. Определение и функции мотивов. Строение потребностно-мотивационной сферы. Специфика потребностей человека. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований. Действия как единица человеческой деятельности. Цель как представление о конечном результате. Виды действий; виды операций. Действия и операции. Преобразование действий в операции. Представление о ведущих деятельностях, их смена в онтогенезе. Функции мотива и их влияние на продуктивность выполнения действий. Внешняя и внутренняя структура деятельности. Виды деятельности, их специфика и развитие.

Определение понятия общения. Структура общения (по Г.М.Андреевой). Общение как обмен информацией. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Общение как взаимодействие.

Речь как исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка. Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Речь как форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и как форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Речь и язык, их единство и различие. Язык как система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления. Единство языка и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).Гумбольдт, Вундт, Потебня о языке и речи. Функции речи: коммуникативная; сигнификативная (семантическая); функция сообщения; функция побуждения к действию; эмоционально-выразительная функция. Виды речевой деятельности. Структура речевой деятельности (Зимняя И.А.). Внешняя и внутренняя речь.Механизмы речи (Жинкин Н.И.).

2. Психология личности и субъекта. Понятие личности в системе человекознания.

Феноменология личности. Понимание личности в широком и узком смысле. Понимание личности в науках о природе, человеке и обществе Личность как социальное явление, как предмет многих наук - философии, социологии и др.). Личность как воедино связанная совокупность внутренних условий, представленная индивидуально-целостной структурой ее свойств и качеств, через которые преломляются внешние воздействия. Психологические составляющие личности: а) иерархия мотивов; б) способности; в) направленность; г) сознание, самосознание, самооценка. Личностные свойства. Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. Индивид как совокупность черт, которые характеризуют человека как представителя вида homo sapiens; как родовая принадлежность человека, потенциальная возможность стать личностью. Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека. Личность как совокупность внутренних условий, связывающих воедино различные психические процессы и свойства. Субъект как живой человек, наделенный сознанием и психикой, способный отражать мир в форме познаваемого объекта. Различные подходы к исследованию личности в отечественной психологии. Содержание личности в различных концепциях. Структура личности в теории К.К. Платонова (направленность личности; опыт личности; особенности психических процессов; биохимические свойства). Характер и способности как сквозные личностные свойства.

Раздел 4. Психология познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение).

1. Психология ощущений и восприятия.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение какреакция нервной системы на раздражитель, возникающая при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Структура анализатора (периферический отдел (рецептор); афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы; подкорковые или корковые отделы анализатора (мозг)). Классификация ощущений по Аристотелю, Хеду, И.Шеррингтону Классическая классификация ощущений: зрительные; слуховые; вибрационные; обонятельные (запах); вкусовые; кожные (тактильные, температурные); статические (гравитационные); кинестезические; органические; эстрасенсорные. Единица ощущений. Свойства ощущений. Измерение ощущений: пороги чувствительности.

 

Закон для средней силы раздражителей: отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности. Закон Вебера-Фехнера. Адаптация; взаимодействие ощущений; контраст ощущений; явление синестезии; зависимость ощущения от прошлого опыта; компенсаторные возможности ощущений.

Восприятие как форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Компаративное соотнесение процессов ощущения и восприятия. Специфика восприятия как познавательного процесса. Единица восприятия. Связь восприятия и действия. Моторные процессы в восприятии (движения руки, ощупывающей предмет; движение глаза, прослеживающего видимый контур предмета; движения гортани, воспроизводящие слышимый звук и др.). Виды движений в восприятии: поисковые, установочные, корректировочные и др.

Восприятие как перцептивная система (как форма жизнедеятельности индивида; как форма жизнедеятельности субъекта – перцептивный комплекс (мотивационно-оценочный, диспозиционный, когнитивный, операциональный компоненты); как чувственный образ) (В.А. Барабанщиков). Свойства и виды восприятия.

2. Психология памяти

Понятие памяти. Процессы памяти: запечатление, отражение, забывание, сохранение, узнавание, воспроизведение. Кривая забывания Эббингауза. Процесс забывания как функция времени, прошедшего с момента заучивания. Реминисценция (отсроченное воспроизведение материала, первоначально забытого). Эксперименты П.П. Блонского и С.Л. Рубинштейна по запоминанию и сохранению осмысленного материала. Условия эффективного запоминания: объективные (осмысленность материала, его связность, наглядность, ритмичность, количество материала, обстановка запоминания); субъективные (тип запоминания, предшествующий опыт, установка, интерес, состояние организма). Зависимость эффективности запоминания от места материала в структуре деятельности (эксперименты П.И. Зинченко, А.А. Смирнова). Роль повторения в запоминании информации. Память и прошлый опыт субъекта. Закон Рибо-Джексона – содержание памяти истощается обратно-пропорционально приобретению знаний и опыта. Физиологические основы памяти. Электрические и механические изменения нейронов при прохождении нервных импульсов. Реверберирующие круги возбуждения внутри определенной нейронной системы (как самозаряжение клетки или передача возбуждения на соседние). Биохимические теории памяти. Электрохимические нейронные реакции как основа кратковременной памяти, биохимические реакции – основа долговременной. Химические основы памяти. ДНК – носитель генетической информации, РНК – носитель прижизненной, онтогенетической, индивидуальной памяти. Виды памяти.

3. Психология мышления.

Общая характеристика мышления. Мышление как процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление как переработка данных сенсорно-перцептивной сферы (психических образов). Психологическое содержание мышления: формы мышления (понятие, суждение, умозаключение), мыслительные операции (умственные действия) и процессы (мышление как процесс). Мышление как познавательный процесс. Отличие мышления от восприятия. Определение мышления в широком и узком смыслах. Мышление и предметно-практическая деятельность. Мышление как самостоятельная предметно практическая деятельность. Операции мышления. Виды мышления. Основание классификаций. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Теоретическое и практическое мышление Рациональное, логическое, синкретическое, аутистическое мышление Продуктивное и репродуктивное мышление. Дискурсивное и рекурсивное мышление. Логическое и интуитивное мышление. Индивидуальные особенности и типы мышления. Мышление и различные виды деятельности. Художественное мышление, научное и религиозное мышление, обыденное и профессиональное мышление.Гальперин П.Я.: теория поэтапного формирования умственных действий.

 

4. Воображение как психологическое явление.

Понятие воли. Воля и саморегуляция. Воля как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения. Воля и преодоление преград. Структура развернутого волевого действия (осознание цели, понимание возможностей достижения цели, появление мотивов, принятие решения, осуществление решение). Целенаправленные волевые действия. Воля и мотивация. Генезис волевой активности (потребность, стремление, влечение, желание, хотение). Волевое усилие. Волевые качества личности (целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность). Воля и самоограничение. Иерархия желаний как компоненты волевой организации личности. Абулия как основной вид патологии воли.

 

Раздел 5. Психология внимания.

1. Исследования внимания в психологии.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Внимание – единое свойство психического. Физиологические основы внимания. Закон индукции (процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают тормозные процессы в других участках мозга); понятие «оптимального очага возбуждения» в теории И.П. Павлова. Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Доминанта как господствующий очаг возбуждения, который стягивает к себе энергию других очагов (субдоминантных). Внимание и его роль в осуществлении деятельности. Виды внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное (Н.Ф. Добрынин, Э. Титченер)). Основные свойства внимания: объем, избирательность, устойчивость, колебания, переключение. Причины, способствующие возникновению непроизвольного внимания: сила и интенсивность раздражителя; относительная сила раздражителя; новизна, необычность, контрастность раздражителя; длительность раздражителя; подвижность и прерывистость раздражителя; прекращение действия раздражителя; соответствие внешних раздражений внутреннему состоянию человека. Условия, способствующие поддержанию устойчивого произвольного внимания: осознание долга и обязанности в выполнении деятельности; понимание конкретной задачи деятельности; возникновение косвенных интересов; привычные условия работы; создание благоприятных условий для деятельности (исключение посторонних раздражителей).

Раздел 6. Психология эмоционально-волевой сферы.

1. Психология эмоций и чувств

Общая характеристика эмоциональных процессов. Эмоции как объект психологического анализа. Эмоция как системное образование. Компоненты эмоций (нервный, выразительный, мотивационный). Эмоции как переживание отношения к окружающей действительности (С.Л. Рубинштейн). Характеристики эмоциональных состояний (эмоциональное возбуждение, знак эмоции, содержание эмоции). Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций. Мотивационные теории эмоций. Теории эмоций (В. Вундт, У. Джемс, Н. Ланге, Н. Грот, Э. Клапаред, Ж. Сартр, Р. Липер, С. Рубинштейн, П. Анохин, П. Симонов). Взаимосвязь эмоций и когнитивных схем. Роль эмоций в жизни личности.

 

Виды эмоций (аффект, настроение, стресс, страсть, страх, удивление, гнев, стыд). Стенические и астенические эмоции. Нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические эмоции. Понятие о стрессе. Стресс как неспецифическая реакция организма на неблагоприятное воздействие. Стресс и дистресс (Г. Селье). Физиологические изменения в организме при дистрессе. Уровни эмоционального реагирования: органическая аффектино-эмоциональная чувствительность; предметные чувства; обобщенные мировоззренческие чувства). Виды эмоционального реагирования: эмоциональные реакции (эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка, эмоциональный взрыв); эмоциональные состояния (эмоциональный тон; устойчивые эмоциональные состояния, эмоциональное поведение). Эмоции и чувства. Специфика чувств. Функции эмоций (сигнальная, регуляторная, когнитивная, предвосхищающая, отражательно-оценочная, побудительная).

Функции эмоций: функции оценки, мотивации, активации, следообразования, защиты, эвристическая функция и т.д. Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса. Виды эмоций. Возможные основания классификации эмоций. Эмоциональный тон ощущений и его приспособительное значение. Аффекты, их психологическая характеристика и биологическое значение. Отличительные признаки аффекта. Диагностика аффективных следов. Стресс. Эмоциональная напряженность и продуктивность деятельности. Чувства как устойчивые эмоциональные отношения человека. Чувства и развитие личности. Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения.

2. Психология воли.

Определение воли, волевого действия и волевой регуляции. Критерии волевого поведения. Соотношения волевой и произвольной регуляции. Произвольность поведения как предпосылки волевой регуляции. Волевые процессы, их виды и детерминанты. Проблема свободы воли в философии и психологии. Представления о волевом процессе в психологии. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора, Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Осознание мотивационных конфликтов. Когнитивный диссонанс и его исследования. Механизмы волевой регуляции поведения. Волевое усилие. Волевая регуляция как преобразование проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Волевые свойства личности. Структура волевых качеств. Уровень развития волевых



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: