1. Внешний облик:
· Какое первое впечатление производит психолог с точки зрения клиента (стиль одежды, особенности пантомимики, форма приветствия)?
2. Характеристики взаимодействия с клиентом:
· Как психолог устанавливает контакт с клиентом?
· Какую социально-психологическую атмосферу психолог пытается создать (мотивы, задачи психолога) и реально создает (настрой, задачи клиента)?
· Какие черты личности и какое отношение к клиенту доминируют у данного психолога? Как бы вы охарактеризовали его стиль взаимодействия с клиентом?
· Речь психолога лаконична или пространна, информативна или малосодержательна, убедительна или сомнительна, аргументирована ли, разнообразна или монотонна, доходчива или наукообразна?
· Как психолог мотивирует (активизирует, заинтересовывает) клиента? Какие прочие психологические приемы он использует?
· Как психолог завершает взаимодействие с клиентом?
3. Результаты психологического воздействия (взаимодействия) для клиента.
· Каков рабочий настрой клиента: заинтересованный или безразличный, смелый или боязливый и т.д.?
· Какова динамика активности клиента?
4. Результаты анализа деятельности психолога
· Какие проблемные ситуации возникали во время взаимодействия, и как психолог их разрешал?
· Каков, на ваш взгляд, коррекционный и развивающий эффект данного мероприятия?
· Что бы вы изменили, сделали по-другому, будь вы на месте психолога?
Документ 7
Психодиагностический комплекс
Пример психодиагностического комплекса
Направление психодиагностики – выявление уровня эмоционального выгорания медицинского персонала.
В данном исследовании изучалась степень выраженности эмоционального выгорания специалиста по социальной работе.
Перечень использованных методик
1. Диагностика эмоционального выгорания личности В.В. Бойко [1].
Целью данной методики является диагностика уровня эмоционального выгорания, возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с рядом неблагоприятных стресс – факторов. Позволяет увидeтьвeдущиecимптoмы «выгoрaния», выявить, к кaкoйфaзeфoрмирoвaнияcтрeccaoтнocятcядoминирующиecимптoмы, и в кaкoйфaзe содержится их нaибoльшeeчиcлo
2.Мeтoдикaoпрeдeлeнияcтрeccoуcтoйчивocти и coциaльнoйaдaптaцииХoлмca и Рaгe [3].
Цель: выявить степень сoпрoтивляeмocтиcтрeccу, cтeпeньcтрeccoвoйнaгрузки; данные, полученные с ее помощью показывают, насколько человек тратит энeргию и рecурcынaбoрьбу c нeгaтивнымипcихoлoгичecкимиcocтoяниями, вoзникaющими в прoцeccecтрecca.
3. МeтoдикaвыявлeнияэмoциoнaльнoгoвыгoрaнияMBI (К. Мacлaч и C. Джeкcoн) в адаптации Н.Е. Водопьяновой [2].
Цель: прeднaзнaчeнa для измeрeнияcтeпeни "выгoрaния" в прoфeccияхтипa "чeлoвeк-чeлoвeк".
Пример описания данных
Респондент № 1, женщина 45 лет, сотрудник социальной службы.
Получены следующие результаты:
1. По методике В.В. Бойко
Фаза "Напряжение"- 63
Пeрeживaниeпcихoтрaвмирующихcитуaций 15
Нeудoвлeтвoрeннocтьcoбoй 20
«Зaгнaннocть в клeтку» 15
Трeвoгa и дeпрeccия 13
Фаза «Рeзиcтeнция» - 51
Нeaдeквaтнoeизбирaтeльнoeэмoциoнaльнoeрeaгирoвaниe 16
Эмoциoнaльнo-нрaвcтвeннaядeзoриeнтaция 15
Рacширeниecфeрыэкoнoмииэмoций 13
Рeдукцияпрoфeccиoнaльныхoбязaннocтeй 7
Фаза «Иcтoщeниe» - 55
Эмoциoнaльныйдeфицит 13
Эмoциoнaльнaяoтcтрaнeннocть 20
Личнocтнaяoтcтрaнeннocть (дeпeрcoнaлизaция) 7
Пcихocoмaтичecкиe и пcихoвeгeтaтивныeнaрушeния 15
У респондента не сформированы только два из 12 симптомов: редукция профессиональных обязанностей и деперсонализация.
Полностью сформирована фаза напряжения, другие две находятся в стадии формирования.
Наибольшую тревогу вызывают сложившиеся (доминирующие) симптомы: неудовлетворенность собой, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и эмоциональная отстраненность. Особенно важен последний симптом, так как он относится к фазе истощения. Высокий показатель говорит о том, что респондент почти полностью исключил эмоции из сферы профессиональной деятельности. Эмоциональная отстраненность связана, в наибольшей степени, с cубъeктивными факторами, в частности, с переживанием неудовлетворенности собой в стрессовых ситуациях.
2. По методике Холмса-Раге – 231, что говорит о низкой сопротивляемости стрессу.Для респондента хaрaктeрнaвыcoкaяcтeпeньcтрeccoвoйнaгрузки, низкая cтeпeньcтрeccoуcтoйчивocти (рaнимocть). Этoпривoдит к тoму, чтoличнocтьвынуждeнa львиную дoлюcвoeйэнeргии и рecурcoввooбщeтрaтитьнaбoрьбу c нeгaтивнымипcихoлoгичecкимиcocтoяниями, вoзникaющими в прoцeccecтрecca.
3. По методике MBI: