Междунар. страховой бизнес. Отдельные виды страхования внешеэкономич. деят-ти. 9 глава




 

38. Междунар. туризм. Организационные формы операций междунар. туризма. Междунар. туризм - успешно развивающ. отрасль миров. хоз-ва. Он формирует ВВП, создает доп. рабоч. места, активизация внешнеторг. баланса. Туризм оказывает влияние на транспорт и связь, строительство, сельс. хоз-во, производство товаров нар. потребления и др., т.е. выступает катализатором социально-экономич. развития. На развитие туризма воздейст-ют: демографические, природно-географич., социально-экономич., исторические, религиозные, политико-правовые факторы. В наст. время на промышленно развитые страны прих-ся свыше 70% всех прибытий иностран. туристов и 80-85% совершаемых в мире поездок. на долю стран ЕС - 50% прибытий туристов и валютных поступлений. В России туризм – активно развивающаяся отрасль. Кол-во ежегодно посещающих зарубеж. страны - к миллиарду. Понятие «туризм» имеет расплывчатый хар-тер: 1) туризм - временное перемещение людей из мест, где они проживают и работают, в др. места. "Времен. перемещение " - период до одного года. 2) по междунар. статистике к иностранным туристам - лица, посещающие др. страну (мин. с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессион. деят-ти, оплачиваемой в этой стране. Виды туризма. 1. По цели поездки: Познавательный или культурно-развлекательный - ознакомления с природными, историко-культурн. достопримечательностями, музеями, театрами, обществен. строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Деловой -выполнения служеб. или профессиональ. задач для участия в междунар. переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав госуд-ва и правительств. В число туристов не включаются дипломатич. работники посольств и консульств, сотрудники торг. представительств и др. организаций, работающ. за границей. Этнический - посещение родственников, места рождения своего или родителей. Со временем, прямых родственников сменяют след. поколения, родствен. связи утрачиваются и мотивом поездок становится знакомство с родиной предков, повышается спрос на размещение в гостиницах. Религиозный - передвижения людей к «святым местам» для посещения храмов и монастырей в дни религиозн. праздников или для замаливания грехов. Паломники оставляют в стане пребывания существен. долю денег, дают заработок мест. жителям. Центры религ. туризма: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и др. Спортивный - для участия в спортив. состязаниях. 2 разновидности: активный - для непосредствен. участия в соревнованиях и пассивный - в качестве зрителя. Рекреационный - передвижение людей в свобод. время для отдыха, необх. для восстановления физич. и душевных сил человека. Учебный – получения, улучшения своих знаний. Экзотический - желание увидеть, познать необычное, не присущее повседневн. жизни. Экологический - рекламные мероприятия и туры, носящие экологич. хар-тер (напр., как можно отдохнуть на природе не загрязняя ее и не нанося ущерб). 2. По способу передвижения - пешеходный, велосипедный, конный, альпинизм, лыжный, мототуризм. С исп-нием транспорта: воздушный, водный, сухопутный (ж/д, автобусы, автомашины, прокат трансп. ср-в и др.), экзотич. транспорта (канатная дорога, воздуш. шар, дельтаплан). 3. По сроку поездки - продолжительные, краткосрочные, туры выходн. дня. 4. Сезонности. Хар-ся большим потоком туристов, 2 осн. периода. Летний - с кон. мая по сер. сентября в период летних отпусков и школь. каникул. Зимний - с сер. декабря до кон. февраля - период горнолыж. сезона, рождественских и новогоднего праздников. Межсезон (полусезон) – кол-во туристов уменьшается. Характерен для районов, кот. посещаются туристами в определ. время года. Пример – курорт. зона побережья Литвы. 5. По уровню организации. Индивидуаль. тур - независимое путешествие 1 или неск. лиц и связанно с обслуживанием, носящим персональный хар-тер с более высокими ценами. Групповой - совместная поездка неск. по единому маршруту на одинак. условиях. Более низкие цены. Путешествие отдель. туриста или группы туристов по предварительно разработанной туристич. фирмой программе - организованный. Обеспечиваются сервисом, оговоренным заранее. Самодеятельный, организатором путешествия выступает сам турист, используя рекламные материалы, с пом. информацион. сетей. 6. По демографич. и социальному составам участников поездки. От места проживания туриста, от социального положения в об-ве (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональ. составу). По возрасту туриста. 7. По направлен-ти туристич. потоков. Въездной - путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в др. станах. Выездной - путешествие лиц постоянно проживающих в стране, напр. в России, в др. страну. Внутренний - путешествие по стане лиц, постоянно в ней проживающих. 8. По принципу оплаты. Коммерческий - турфирма реализует свой турпродукт покупателю и получает прибыль. Чтобы преуспеть в турбизнесе, требуется профессиональная организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание междунар. правовых норм и правил, практики туристич. менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристич. рынка. Социальный - путешествия, субсидируемые из средств госуд-ва на социальные нужды, отдельным категориям туристов госуд-во, в порядке установленным законодательством, предоставляет льготы социального хар-ра. В странах ЕС социальный туризм - клиентура с низкими доходами. Эта категория нуждается в льготах социаль. хар-ра. К ней относятся многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. Упрочить свои позиции социальный туризм может при наличии долгосрочной социальной политики на национальном, региональном и междунар. уровнях. Интенсив-туризм - поощрительная поездка за счет фирмы, организуемая предприятием для своих работников за достижения в труде.

 

39. Толлинговые операции. Инжиниринг. Толлинг - способ организации переработки сырья и материалов заказчика на готовую продукцию др. предприятием и способ расчетов за переработку, по условиям кот. сырье и материалы передаются переработчику без компенсации их стоимости, где учитываются на забалансовом счете до передачи давальщику произведенной из нее продукции. Сырье и материалы, переданные в переработку, не переходят в собственность переработчика, оставаясь собствен-тью давальщика. Действия переработчика рассматриваются как предоставление услуг по переработке, а не производство продукции. Упаковка, расфасовка такой продукции силами сторонних организаций не рассматривается как переработка материалов на давальческих условиях, т.к. не происходит превращения продукции в др. качество. «Толлинг» в российской экономике - операции по переработке предоставляемого инофирмами давальческого сырья, беспошлинно ввозимого для этого на территорию России под таможен. режимом переработки. Различают внешний (при ввозе сырья из-за рубежа) и внутренний толлинг (при приобретении инофирмой сырья на террит. РФ). За рубежом - активная и пассивная переработка. Активная - переработка предоставляемых зарубежным заказчиком материаль. ресурсов в стране-переработчике, пассивная - переработка для зарубеж. заказчика. Важное условие для отнесения операции к толлингу - ввозимое или приобретаемое на террит. страны-переработчика сырьё помещается перерабатывающим предприятием под таможен. режим переработки, по этому критерию формируются статистич. данные о толлинговых сделках. В РФ 2 таможен. режима переработки (для внеш. толлинга): 1) на таможен. территории и 2) под таможен. контролем, под таможен. контролем таможен. пошлины, налог на добавленную ст-сть и специаль. налог не взимаются, а при использовании на таможен. территории вносятся залоговые платежи в размере ввозных таможен. пошлин и налогов, кот. возвращаются перерабатывающему предприятию при условии вывоза в соответ-вии с таможен. режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможен. территории РФ. Если сырьё для переработки на россий. предприятии приобретается на террит. РФ (внутренний толлинг), то оно помещается под таможен. режим переработки под таможен. контролем. Внутренний толлинг разрешён лишь для отдель. отраслей экономики. Т.о., толлинг предст. переработку давальческого сырья, ввозимого в страну переработки беспошлинно, и может быть толлинг с предоставлением или без предоставления налог. льгот. Причины осущ-ния толлинговых операций - для заказчика 1) стремление предприятий индустриально развитых стран снизить себестоимость продукции за счёт осущ-ния части или всего производствен. процесса в странах с низкими расходами на заработ. плату; 2) отсутствие в стране-заказчике технологии, производствен. мощностей для получения продукции, сопровождающееся нехваткой СКВ для её закупки за рубежом. — для переработчика 1) желание загрузить простаивающие производствен. мощности; 2) нехватка оборотных ср-в для самостоят. приобретения сырья, недоступность кредитов, наличие задолженностей. В США как в стране с высокими расходами на оплату труда была необх-сть размещения заказов на переработку в странах с низкими расходами на зараб. плату. В Германии (ФРГ) размещения заказов на переработку активизировались с нач. 70-х г., после повышения зарплаты. Часть получаемой по толлинговым контрактам продукции в миров. торговле была - 0,5 - 1%. Позднее, при открытии миров. рынков с 1983 г. расширилось междунар. применение толлинговых операций. Большой рост в Зап. Европе, Сев. и Центр. Америке, в Вост. Азии. Этому способствовало создание дешёвых междунар. транспортных мощностей. Новый толчок применения толлинговых схем - в нач. 90-х г.: открытие границ с Вост. Европой, образование интеграцион. объединения НАФТА между США, Канадой, Мексикой, экономическая экспансия в Юго-Восточ. Азию и высокий рост расходов по зараб. плате в западных индустриаль. странах. Германские предприятия переместили часть заказов на переработку со стран ЕС, Югославии, Гонконга в Восточноевропей. страны. Операции по переработке ресурсов играют в процессе экономич. развития Вост. Европы значит. роль. Влияние толлинговых операций на страны с низкими зараб. платами: проблема занятости и загрузки простаивающих производствен. мощностей, высокий уровень безработицы с ростом числен-ти населения - посредством привлечения зарубеж. заказчиков на переработку эти государства ожидают ослабления своих проблем. Инжиниринг - сфера деят-ти по проработке вопросов создания объектов промыш-ти, инфраструктуры и др., в форме предоставления на коммерческой основе различ. инженерно-консультационных услуг. Осн. виды инжиниринга - услуги предпроектного (предварит. исследование, технико-экономич. обоснования), проектного (составления проектов, генплановых схем, рабочих чертежей), послепроектного (подготовка контрактных материалов, торгов, инспекция строитель. работ) характера, рекомендатель. услуги по эксплуатации, управлению, реализации выпускаемой продукции. Экспорт инжиниринга осущ-ся многими круп. специализир. фирмами, международными, транснациональными строительными и промышленными компаниями. Междунар. торговля инжиниринга оформляется в форме контракта, оговаривающего технические, организационные, коммерческие условия, и представляющего разновидность заказа на соответствующ. услуги. Инжиниринг (комплексный) - совокупность проектных и практич. работ, относящихся к области инженерно-технич. науки и необходимых для завершения строительства. Комплексный инжиниринг в широком смысле слова: консультационный инжиниринг - интеллектуальный вклад (предоставление услуг) в целях проектирования объектов, разработки планов строит-ва и контроля за проведением работ; технологич. инжиниринг - предоставление заказчику технологий, необх. для строит-ва промышлен. объекта и его эксплуатации (договоры на передачу производствен. опыта, знаний, технологии и патента); строительный инжиниринг - строит-во промышленных и др. объектов, включая поставку и монтаж технологич. оборудования и сдачу объекта в эксплуатацию. Услуги в рамках консультацион. инжиниринга могут охватывать все этапы проекта или ограничиваться его частью или одним этапом, напр., предынвестиционным этапом. Все задачи и услуги, порученные консультанту, должны быть описаны в договорных документах (в приложении к договору). Договоры на консультацион. инжиниринг могут дополняться элементами сотрудничества. Напр., совместными научными исследованиями, опытным производством или маркетингом или элементами подготовки кадров. Важно определить роль консультанта в реализации проекта, в целом, а также его отношение со сторонами, участвующими в этом проекте.

 

40.Сущность и принципы междунар. расчетов. Способы платежа и формы междунар. расчетов. Междунар. расчеты – регулирование платежей по денежным требованиям и обязат-вам, возникающим в связи с экономическими, политич. и культурными отношениями между юридическими лицами и гражданами разных стран. Междунар. расчеты включают: условия и порядок осущ-ния платежей, выработанные практикой и закрепленные междунар. документами и обычаями; ежедневную практич. деят-сть банков по проведению платежей по денежным требованиям и обязательствам. Производятся в связи с внешней торговлей, оказанием технич. содействия, предоставление государствам банковских и др. видов кредитов и займов, перевозкой грузов и пассажиров, страхованием, осуществлением платежей неторгового хар-ра (на содержание дипломатич. и др. официальных представительств стран, делегаций, платежи по иностран. туризму и т.д.). При расчетах с партнерами – предприятиями и организациями по экспорту и импорту (внутрен. расчеты) кредитные организации руководствуются определ. принципами расчетов: платежи совершаются после отгрузки товаров, оказания услуг; денежные сред-ва предприятий, организаций подлежат обязат. хранению в банке на соответствующ. счетах (за исключением переходящих остатков денег в их кассах), все расчеты производятся с этих счетов; платежи осущ-ся с согласия плательщика (акцепт документов), за исключением оплаты в обязатель. порядке, предусмотренных законодательством; платежи совершаются за счет средств плательщика или кредита банка, выдаваемого плательщику; получатель может отказаться от оплаты расчетных документов только по мотивам, принимаемым банком. Для осущ-ния расчетов внешнеторгов. объединения открывают в ВЭБ: расчетные счета, на кот. отражаются движение собственных и приравненных к ним ср-в, выдача зараб. платы, комиссионные вознаграждения по экспортным и импортным операциям, уплаченные и полученные проценты, штрафы, неустойки и т. д.; субрасчетные счета – каждая организация с учетом конкретных условий деят-ти может открывать неск. субрасчетных счетов по экспортным и импортным операциям. Это позволяет осущ-лять контроль за целевым использованием средств, кот. не явл. собственными ресурсами объединений и в дальнейшем должны быть перечислены по назначению; ссудные счета. Формы междунар. расчетов и способы платежа: 1. Расчеты по документарному инкассо. Инкассо - банковская расчетная операция, порядок оформления документов между уполномоченными и иностран. банками, предусмотрен. правилами, принятыми в миров. практике: экспортер, отгрузив товар, посылает через банки импортеру счет-фактуру и документы, обусловленные контрактом, а импортер получает их от своего банка, проверят их на соответствие контракту и потом дает поручение банку сделать валютный перевод, после чего получает от банка товарно-распорядительный документ. Инкассо не дает импортеру получить товар, не оплатив его или не акцептовав вексель. Для экспортера сущ-ет риск неоплаты товара (невыкупки импортером товарно-распорядитель. документов). 2. Расчеты аккредитивами.Аккредитив - денежное обязат-во банка произвести платеж экспортеру по поручению импортера в пределах определен. суммы и срока и на основании предусмотренных документов либо акцептовать трату, выставленную экспортером. Отвлекает валютные средства импортера задолго до получения товара, замедляя оборот его капитала. 3. Расчеты банковскими переводами.. Банковский перевод - поручение одного лица банку перевести определен. сумму в пользу др. лица. большая часть переводов идет через систему “СВИФТ”, это ускоряет денеж. расчеты и явл. важнейшим преимуществом этой формы расчетов. 4. Кредитование внешнеэкономич. деят-ти. Осущ-ся в 2-х видах - рублевые кредиты под залог валютных ценностей на основе кредит. договора, где оговариваются условия предоставления и погашения кредита. Краткосрочные валютные кредиты, выдаются для погашения задолженностей западным кредиторам. Составляется кредит. договор, в кот. указывается наличие гарантии, нефиксированные или плавающие ставки процента. 5.Авансовый платеж - перевод импортером валюты до поставки товара экспортером. Экспортер не подвержен риску неплатежа импортера. Импортер подвергается риску невыполнения обязательств поставщиком. 6.Оплата после отгрузки - продавец после отгрузки товара передает своему банку документы на отгруженный товар, тем самым подтверждается отгрузка и передача права собственности на товар. 7. По открытому счету - одна из форм коммерчес. кредита: экспортер отправляет в адрес импортера товар и товарораспорядительные документы, минуя банк, а тот оплачивает соответств. сумму в сроки, установлен. контрактом. Экспортер, отправив товар вместе с отгрузочными документами, теряет контроль над товаром и право собственности на него. Покупатель берет на себя обязанность оплатить товар в оговоренный срок. При этом он может распоряжаться товаром по своему усмотрению. Но для устранения риска потери товара экспортер требует от импортера гарантии платежа, предоставляемой банком. 8. расчеты с исполь-нием векселей. 9. Расчеты с исполь-нием чеков. С междунар. расчетами тесно связаны гарантийные операции банков по отдель. формам расчетов (инкассо, аванс, открытый счет), они служат дополнительным обеспечением выполнения внешнеторговыми партнерами обязательств, взятых на себя по контракту. Факторы, влияющие на выбор вида междунар. расчетов: вид товара, являющегося объектом внешнеторг. сделки; по поставкам некот. товаров – древесины, зерна – применяются традиционные формы; наличие кредитного соглашения; платежеспособность и репутация контрагентов по внешнеэкономич. сделкам, определяющие хар-тер компромисса между ними; уровень спроса и предложения на дан. товар на миров. рынках.

 

41. Базисные условия поставки товара. Структура «Инкотермс». Осн. положения условий поставки товаров. Инкотермс – правила толкования междунар. торговых терминов. Часто сторонам контракта неизвестны различия в торгов. практике в странах. Это влечет недопонимание, споры, обращения в суды, потерю времени, денег. Для устранения проблем Междунар. торговая палата в 1936г. опубликовала междунар. правила толкования торгов. терминов. Дополнения изменения вносились в 1953,1967,1976,1980,1990, 2000 гг. для приведения правил в соответствие с текущей междунар. торговой практикой. Инкотермс 2010 – междунар. правила, признанные правительствен. органами, юридич. компаниями и коммерсантами в мире как толкование наиб. применимых в междунар. торговле терминов. Изменения в Инкотермс 2010: с 2000 содержал 4 класса доставки и 13 терминов, Инкотермс 2010 - 11 терминов. Инкотермс теперь работает для междунар. и внутренних поставок. Контрактная документация теперь может быть представлена в электрон. виде при согласии сторон, или когда это общепринято. Страховые требования изменены с учетом поправок Института лондонских страховщиков. Инкотермс вводит обязательство обоих сторон предоставлять необх. информацию по запросу при проведении таможен. импортно/экспортной очистки. Опущено упоминание поручней судна как пункта поставки, т.к. товар считается поставленным, когда он нах-ся «на борту» судна. Структура Инкотермс: начиная с термина, согласно кот. продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца («E» — термин — EX WORKS); 2-я группа, в соотв-вии с кот. продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем («F» — термины — FCA, FAS, FOB); 3-я группа «C» — термины, в соответствии с кот. продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнит. затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT, CIP); 4-я группа «D» — термины, при кот. продавец должен нести все расходы и риски, необх. для доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP). Сфера действия Инкотермс2010 распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров). Носит рекомендательный хар-тер. Широкое применение получили версии 1990, 2000 г. Новый текст Инкотермс 2010 разработан Междунар. торговой палатой, вступил в силу с 1января 2011г. Факторы, влияющие на выбор базиса поставки: • Особенности товара, его св-ва, габариты; • Заинтересованность в сокращении или увеличении объема своих обязательств по поставке товара и передаче соответ. обязанностей иностран. контрагенту; • Возможности каждой из сторон контракта обеспечить транспортные ср-ва для доставки товара в конечный пункт назначения с учетом осущ-ния перевозки одним или неск. видами транспорта по единому транспорт. документу; • Возможности использования альтернативных видов транспорта и маршрутов перевозки; • Скалькулированные транспортно-экспедитор. расходы, включая провозные платежи (ставки фрахта, тарифы), стоимость перевалок, хранения, страхования. • Условия обработки грузов в местах погрузки, выгрузки и перевалочных пунктах; • Величина пошлин, налогов, сборов, взимаемых на территории стран Продавца, Покупателя и транзитных территориях; • Особен-ти получения и оформления необх. документов; • Сложившаяся отечествен. и зарубежная практика; • Собственный опыт коммерч. работы на зарубежных рынках, включая наличие или отсутствие деловых отношений с транспортными, экспедиторскими, страховыми организациями, позволяющих обеспечить оптимальное продвижение товара от Продавца к Покупателю. Для выбора базиса поставки значение имеет хар-тер товара, наз. грузом. Виды грузов от транспортировки: • Генеральный – тарные и штучные грузы в ящиках, мешках, коробах; • Навалочный, насыпной - груз, перевозимый без упаковки (руда, удобрения, зерно, песок); • Наливной – перевозимый в жидком виде в танкерах, ж.д. цистернах, автоцистернах (нефть, нефтепродукты, виномат-лы). • Скоропортящийся – специаль. температурный, воздушный режим при перевозке (плодоовощная, мясомолочная, рыбная); • Негабаритный, длинномеры, тяжеловесы - превышающие допустим. нормы для размещения в обычных транспорт. сред-вах; • Опасный легковоспламеняющийся, взрывоопасный, токсичный, радиоактивный, требующий спец. обращения при транспортировке, перевалке, хранении. Базисные условия поставки опред-ют: 1) определяет распределение между продавцом и покупателем транспорт. расходов по доставке товара. 2) момент перехода с Продавца на Покупателя: а) рисков повреждения, утраты, гибели товара, б) права собственности на товар; 3) дату поставки товара (определение момента фактич. передачи продавцом в распоряжение покупателя). Базисными условия поставки наз-тся,т.к.: 1) явл. базисом (основой) внешнеторг. цены, определяющей ее содержание («наполняемость») в завис-ти от распределения транспорт. расходов по доставке товара между продавцом и покупателем (транспор. расходы продавца (расходы по доставке товара) автоматически входят в цену товара); 2) регулируют ряд важных, принципиальных, базовых, вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения. Транспорт. расходы продавца, составляющие наряду с собственно ценой (отпускной) товара внешнеторг. цену, разнообразны и могут составлять 40—50% цены товара («транспортная составляющая»). Транспорт. расходы могут включать: • упаковка, маркировка, контроль. отбор проб, проверка колич-ва, качества товара, •оплату погрузки на транспорт. ср-ва внутрен. перевозчика (ж/д, автомобильный, авиационный, водный транспорт), •оплату перевозки товара от пункта отправления до внутрен. промежуточных пунктов погрузки, •оплату расходов по погрузке товара на транспорт. ср-ва покупателя, •оплату перевозки товара междунар. транспортом, •страхование товара, •хранение в порту, перегрузку, перекачку в пункте назначения, •разгрузку товара в порту назначения, •таможен. сборы, налоги, иные платежи, по перемещению товара через границу. Предмет договора поставки считается установленным, если его содержание позволяет определить наименование и кол-во товара. Предмет поставки - только товар, предназначен. для использования в предпринимат. деят-ти или в др. целях, не связанных с личным, семейным, домашним использованием. Поставке подлежит производимый или закупаемый поставщиком товар. Срок поставки опред-ся в пределах срока действия договора, может быть определен календарной датой или периодом времени, напр. поставка в пределах навигации, в теч. 10 дн с момента оплаты товара и т. п. Часто договор предполагает не одноразовую передачу товара, а партиями. Общее кол-во товара делится на части и контрагенты согласовывают сроки поставки партий. Могут быть квартальные, месячные, декадные поставки. Если в договоре предусмотрена поставка отдель. партиями, но не определены периоды поставки, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно при условии, что иное не вытекает из закона, правовых актов. Нарушения сроков - просрочка поставки, недопоставка, досрочная поставка товара. Недопоставка - в меньшем объеме, чем обусловлено договором. Просрочка - по истечении срока, обусловлен. договором. Досрочная поставка — до наступления даты, предусмотренной договором. Сроки исполнения поставки оцениваются: по каждому получателю — при поставке неск. получателям; по каждому наименованию товара — при поставке разных наименований. Поставка товаров одного наименования в большем кол-ве не засчитывается в покрытие недопоставки товаров др. наименования, кроме с письменного согласия покупателя. Досрочная поставка не явл. нарушением срока, если производится с согласия покупателя. Цена товара устанавливается по усмотрению сторон. Для отдель. видов товара применяются цены, устанавливаемые государствен. органами. Когда в договоре нет указания о цене, оплата произв-ся по цене, кот. обычно взимается за аналогич. товары. Покупатель оплачивает поставляемые товары согласно договору. Если форма расчетов не определены, то расчеты осущ-ся платежными поручениями. Договором может быть предусмотрено, что оплата товаров осущ-ся получателем (плательщиком), и если он отказался от оплаты, поставщик вправе потребовать оплаты от покупателя. Если предусмотрена поставка товаров отдель. частями, оплата товаров покупателем производится после отгрузки последней части. Обязанность поставщика — передать покупателю товар, колич-во, качество, комплектность кот. соответствует договору. При отсут-вии в договоре условия о кач-ве поставщик обязан передать товар, пригодный для целей, для кот. он используется. Покупатель, кот. поставлены товары ненадлежащ. качества, вправе предъявить поставщику требования заменить товарами надлежащ. кач-ва в срок.

 

42. Классиф-ция форм междунар. движения инвестиций. Сущность вывоза капитала. Масштабы и формы движения капитала. Феномен ТНК. Междунар. движение капитала - помещение и функционирование капитала за рубежом, с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осущ-ет зарубеж. инвестиции. Классиф-ция форм междунар. движения капитала. Формы. 1 ) В формечастного или государствен. капитала в зав-ти от того, вывозится он частными или государствен. организациями и компаниями. Движение капитала по линии междунар. организаций часто выделяется в самостоятель. форму. Государствен. займы - ссуды, дары (гранты), помощь, кот. предост-тся одной страной др. на основе межправительствен. соглашений. Официальным считается и капитал, кот. распоряжаются междунар. межправительствен. организации от лица своих членов (кредиты МВФ, Миров. банка, расходы ООН на поддержание мира и пр.). Частный капитал — ср-ва частных фирм, банков и др. негосударствен. организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению их руководящих органов и их объединений. Источник происхождения капитала – ср-ва частных фирм, собственные или заемные, не связанные с государствен. бюджетом. В 1998 г. вывоз капитала из РФ - около 30 млрд долл., в т.ч. в форме государствен. капитала лишь 0,2 млрд долл., осталь. - частного капитала. 2) В денежной и товарной формах. Вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в кач-ве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Др. пример - товарные кредиты. 3) В краткосрочной (на срок до года) и долгосрочной формах. В мире и в РФ преобладает движение краткосрочн. капитала. Краткосрочныйкапитал - отток и приток наличной валюты; банковские депозиты и средства на счетах др. финансовых институтов; краткосрочные займы и кредиты. Долгосрочный капитал – прямые инвестиции; портфельные инвестиции; долгосрочные займы и кредиты.Хотя депозиты в банках и средства на счетах в др. финансовых институтах могут быть помещены на срок более года, их традиционно относят к краткосроч. капиталу. 4) В ссудной и предпринимательской форме. Ссудный капитал – ср-ва, даваемые взаймы для получения процента – отток и приток наличной валюты; займы и кредиты; банковские депозиты и средства на счетах др. финасовых институтов. Предпринимательс. капитал – ср-ва, прямо или косвенно вкладываемые в произв-во для получения прибыли. В кач-ве предприниматель. капитала исп-тся частный капитал, хотя либо само государство, либо принадлежащие государству предприятия могут вкладывать средства за рубеж. В 1998 г. РФ вывозила капитал в в ссудной форме. Капитал в ссудной форме приносит его владельцу доход в виде % по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предприниматель. форме - в виде прибыли. 5) По цели вложения капитал: 1) Прямые инвестиции - вложение капитала для приобретения долгосрочного экономич. интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Они связаны с вывозом частного предприниматель. капитала, не считая небольших по объему зарубеж. инвестиций фирм, принадлежащ. государ-ву. 2) Портфельные инвестиции - вложения капитала в иностран. ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Такие инвестиции основаны на частном предприниматель. капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностран. ценные бумаги. Вывоз капитала - помещение его за границей для систематич. присвоения прибавочной стоимости, созданной трудящимися страны, импортирующей иностран. капитал. Вывоз капитала – наиб. развитая, усовершенствованная форма междунар. эксплуатации. В условиях капитализма вывоз капитала - средство эксплуатации в области производства и кредита. Междунар. миграция капитала зародилась в эпоху свободной конкуренции, капиталы в поисках более высокой прибыли перемещались из одной отрасли в др., приводя к выравниванию общей нормы прибыли, и пересекали националь. границы, проникая в экономику др. стран. Но вывоз капитала происходил в незначитель. масштабах и его миграция сопровождалась миграцией самого капиталиста. В географич. направлении вывоз капитала следовал путями, открытыми внеш. торговлей. Из придатка внеш. торговли вывоз капитала постепенно превращается в могущественную самостоятель. силу, оказывающую влияние на развитие др. форм междунар. экономических отношений, в т.ч. и внешнюю торговлю. Но это не значит, что вывоз капитала заменил собой вывоз товаров. Внешняя торговля продолжает расти. Но это развитие происходит уже на основе вывоза капитала. Развитие миров. рынка втягивает в междунар. экономич. обмен подавляющую часть экономически слаборазвитых стран. Рост морского и ж/д транспорта позволяет капиталу проникнуть в страны, обладающие источниками сырья и топлива. Возникает и объективная необх-ть вывоза капитала. В немногих промышленно развитых странах появляется «избыток» капитала. Накопление прибавочной стоимости ускоряется бурными темпами роста концентрации и централизации капитала, образованием монополий крупнейших банков, их слиянием в финансово-промышлен. группы. Но развитие внутрен. рынка отстает от роста накопления капитала. Образование монополий создает искусственные преграды для свободного перелива капиталов из одних отраслей в др., затрудняет их помещение в отрасли с более высокой нормой прибыли. Дальнейшее накопление капитала, полное превращение прибавочной стоимости в капитал становится невозможным без вывоза за границу «излишка» капитала, кот. не находит в дан. стране прибыльного приложения. Избыток капитала в передовых капиталистич. странах носит относительный хар-тер, т.к. всегда имеется возможность использовать его для повышения жизненного уровня народа. Но реализация этой возможности противоречит законам развития капиталистич. производства, т.к. влечет за собой понижение прибыли. Потребность повышения прибыли заставляет капиталистов вывозить капитал за пределы националь. границ. Вывоз капитала - одно из важнейших экономич. условий и средств обеспечения высоких прибылей для различных финансово-промышленных групп. Накануне 1-й миров. войны доходы от всех иностран. инвестиций капиталистич. стран составляли ежегодно 1,8—2 млрд долл. В 1929 г. доходы США, Англии, Франции и Японии от заграничных инвестиций - 2,3 млрд долл. В 1958 г. доходы только США, Англии и Франции - 6 млрд долл. Масштабы движения капитала. Величина функционирующ. за рубежом иностран. капитала огромна. Только объем накопленных в мире прямых инвестиций к 1997 г. - около 3,5 трлн долл. По оценке ООН, на предприятиях с иностран. капиталом в 1997 г. производилось товаров и услуг на 9,5 трлн долл. Более трети миров. экспорта товаров и услуг приходится на внутрифирменную торговлю (торговлю между зарубеж. филиалами и их родительскими компаниями). Сл-но, объем подобного зарубежн. производства в 1,5р превышает объем внутрифирменного экспорта. Транснациональными корпорациями (ТНК) - фирмы, состоящие из родительских компаний и их зарубеж. филиалов. Родительской компанией явл. та, кот. контро­лирует активы предприятий в зарубеж. странах через участие в их акционерном капитале. Зарубеж. филиалом наз. предприятие, в кот. инвестор, являющийся резидентом др. страны, владеет долей, позволяющей ему осущ-ять долгосроч. участие в управлении предприятием. В мире в 1997 г. 450 тыс. зарубеж. филиалов, владеют 54 тыс. родительских компаний (ТНК). Их число растет за счет выхода на миров. рынок компаний среднего и небольшого размера. Основу ТНК сост. крупные корпорации с десятками (сотнями) зарубеж. филиалов. Эти корпорации почти все из развитых стран. Но число ТНК из стран развивающихся и с переходной экономикой быстро растет за счет фирм из новых индустриаль. стран (Мексики, Брази



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: