Алфавитный указатель словарных статей 31 глава




Сүрәкә (средн.). См. Кәрлә.

Сүрәт. Вид, облик, душа. Йуха йылан ҡыҙ сүрәтенә лә кереп йөрөй тей (БҺҺ. Т. 1). – Говорят, змея-оборотень Юха может ходить и в облике девушки. Слово восходит к süret ‘вид’, ‘образ’, ‘изображение’.

Сыбар һыйыр (арг.). См. Ҡамҡа.

Сыбыртҡы. Кнут; мифологизированный предмет, имеет обережную и отгонную силу; используется в свадебном, родинном обрядах. Ҡырҙа ятырға тура килһә, түңәрәтеп сыбыртҡы, эйәр, йүгән һалалар, йылан, ен-шайтан килмәй. – Если в лесу, на поле приходится прилечь, от змей, нечистой силы надо вокруг себя разложить кнут, уздечку, седло. Возможно, слово восходит к древнетюркскому корню čаp ‘хлестать’, ‘стегать’ и слову čϊbϊrt ‘бить’, ‘хлестать’.

Сыбыртҡы ашы. Ритуальная еда, связанная с последним днем свадьбы; досл. мясо кнута. Йыйындың һуңғы көнөндә сыбыртҡы ашы ашаталар ине. – В последний день свадьбы угощали ритуальной едой сыбыртҡы ашы.

Сығанаҡ. Родник; в мифологии вход в нижний мир; место сближения среднего и нижнего миров.

Сығыр уты. Огонь, полученный трением и используемый для очищения от нечистой силы и болезней. Ауырыуҙан ҡотолоу өсөн сығыр уты сығарып бөтә ауылға таратҡандар (З. Вәлиев). – Во время эпидемий, чтобы избавиться от болезни, добывали очистительный огонь (кресалом) и раздавали всей деревне.

Сыҙыу. Магический способ лечения лишая и других кожных болезней очерчиванием. Тире ауырыуҙарын сыҙып имдәйҙәр (Г. Вәлиева).– Кожные болезни заговаривают очерчиванием. Слово восходит к общетюркскому čiz ‘чертить’, ‘проводить линии’.

Сыйырсыҡ. Скворец; священная, тотемная птица. Сыйырсыҡты үлтерһәң, зыянланаң. – Если убьешь скворца, к тебе придут несчастья.

Сыйыу (ялан-катай.). См. Сыҙыу.

Сымылдыҡ. Занавес, полог. Сәңгелдәк сымылдығы – полог люльки; сымылдыҡ асыу – открыть полог. См. Шаршау.

Сынаяҡ аҫты. Блюдце; мифологизированный предмет, применяемый при лечении грыжи. Бүҫер булһа, сынаяҡ аҫтына доға яҙып шуға һыу ҡойоп эсерәләр (З. Вәлиуллина). – При грыже на блюдце пишут молитву, затем туда наливают воду и дают пить больному.

Сынйыра I. Опухоль у лошади, возникшая от воздействия нечистой силы.

Сынйыра II. Гнойная опухоль у людей. Сынйыра менән ауырыған кешенең тәне бысҡылдап ҡабарып тора. Был ауырыуҙы ғәрләндереп имләйҙәр (БИТК). – Тело заболевшего болезнью сынйыра бывает набухшим, болячки хлюпают. Эту болезнь заговаривают оскорблением духа болезни.

Сынйыра булыу. См. Сынйыра төртөү.

Сынйыра имләү. Магический способ лечения гнойной опухоли. Сынйыраны таҙ менән төкөштөрөп имләйҙәр. – При заговаривании больного сынйыра его заставляют бодаться с паршивым.

Сынйыра төртөү. Заболеть болезнью сынйыра; досл. толкание сынйыра. Ерән атты сынйыра төрткән. – У рыжей лошади появилась гнойная опухоль.

Сыра. Лучина; как часть огня, выполняет очищающую функцию. Буш өйҙө сыра яғып таҙарталар. – Пустовавший дом очищают дымом от лучины. Слово восходит к общетюркскому jar ‘рассекать’; й~с.

Сырай. Лик, лицо. Восходит к персидскому чэһра ‘лицо’ (Р. Ахмедьянов). В то же время возможно тюркское соответствие с~й (сырай~йөҙ ‘лицо’).

Сырай китеү. Измениться в лице; досл. уход души. Сырайҙы һытыу – нахмуриться; сырайһыҙ – хмурый; сыр/сур/сүр – душа.

Сырхау. Болезнь, дух болезни.

Сырхау ҡағылыу. См. Ауырыу ҡағылыу.

Сырхау тейеү. См. Ауырыу тейеү.

Сырхау төҫ. Болезненный вид.

Сырхыуат. Рожа; дух болезни, возникшей от воздействия нечистой силы. Сырхыуат булһа, әпсенләп өшкөрәләр. – При роже больного заговаривают нашептыванием, сдуванием, читая при этом заговор.

Сырхыуат йоғоу. Заболеть рожей; досл. приставание сырхыуат.

Сырхыуат ҡағылыу. Прикосновение сырхыуат. См. Сырхыуат йоғоу.

Сысҡан. Мышь; мифологизированное животное, имеющее положительную семантику. Имеет свой год. Слово восходит к общетюркскому čϊηϊr ‘подавать звук’, ‘пищать’, ‘визжать’.

Сысҡан йылы. Год мыши; первый год двенадцатилетнего животного цикла. Сысҡан – ун ике йыллыҡ мөсәлде башлап ебәреүсе ул. Сысҡан йылы – сысҡан күп (БХИ. Т. 1). – Мышь начинает двенадцатилетний цикл. В Год мыши мышей бывает много.

Сытра. Женское украшение из золота и серебра с драгоценным камнем посередине; в мифологии имеет обережную и отгонную силу, как все предметы из металлов.

Сыуаҡ апай. См. Ҡамҡа.

Сыуал. Печь типа камина; выполняет очищающую функцию. Слово связано с древнетюркским suvа ‘обмазывать’, ‘намазывать (глиной)’.

Сыу үгеҙе (среднеурал.). Водяной. Сыу эйәсе ир затынан булса сыу үгезе диләр, ҡатын-ҡыз затынан булса – сыу эйәсе диләр (СФ). – Если Водяной в мужской ипостаси, его называют Водяной бык, если в женской – Хозяйка воды. См. Һыу эйәһе.

Сыу юлы. Обряд показа невесте дорогу к источнику. Ҡыз сыу юлында буш күнәк күтәрмәй. Сыуға ҡыз тәңкә йә әпей сала: «Минең өлөшөмдө бир», – дип (БФ). – Невеста, когда идет за водой, сама пустые ведра не несет. Придя к источнику, она бросает в воду монету или хлеб со словами: «Дай мою долю». См. Һыу юлы.

Сыуын. Послед, плацента (у самки животного). Если при отеле коровы бычком плаценту бросить суке, то в следующем году у коровы будет телочка.

Сәғер. См. Сағыр.

Сәйхан ямғыры. Первый дождь. Беренсе ямғырҙы сәйхан ямғыры тип тә атайҙар. – Первый весенний дождь называют и сәйхан. См. Ләйсән.

Сәксәк. Чак-чак; ритуальное блюдо, сопровождающее свадебный обряд. Кейәү сәксәге тип, кейәүҙең әсәһе өҫтәлгә сәксәк ҡуйҙы. – Со словами «чак-чак жениха» мать жениха поставила на стол чак-чак. Возможно, слово состоит из древнетюркских корней sϊq ‘малый’, ‘незначительный’.

Сәкәлсәй. Баранья бабка; ритуальная кость в девичьих гаданиях о замужестве.

Сәли (среднеурал., гайн.). Колыбель. Сәлигә салып тирбәткәннәр уланны (СФ). – Мальчика качали в колыбели. См. Бишек.

Сәллә. Чалма; мифологизированный головной убор. Йорт эйәһе сәллә кейгән ҡарт булып та күренә. – Дух двора может показаться в облике старика в чалме.

Сәлпәк (сакм.). Лепешка. Ҡырҡына ҡырҡ сәлпәк бешереү йолаһы бар. – Есть обычай на сороковины печь сорок лепешек. См. Йәймә.

Сәлсәбил. Райский источник. Сәлсәбил – ожмахтағы шишмә. – Сәлсәбил – это родник в раю.

Сәм. Честолюбие. Реликт олицетворения чувства. Сәм уятыу – пробуждать честолюбие. Слово связано с древнетюркским čаm ‘спор’.

Сәм килеү. Раззадориться; досл. приход честолюбия; реликт олицетворения.

Сәм уятыу. Пробудить в ком-либо честолюбиеж досл. разбудить честолюбие.

Сәмгә тейеү. Задеть чье-либо честолюбие. Реликт олицетворения.

Сәмреғош (фольк.). Симург; огромная мифическая птица. Сәмреғош аҫҡы һәм ер өҫтө донъяһын бәйләй. – Самрегуш связывает нижний и средний миры. От древнего semirgük ‘симург’, названия мифической птицы.

Сәмре ҡош. Название народной игры; в нем отразились мифологические представления о птице сәмре.

Сәмрәм ҡош. См. Сәмреғош.

Сәмрәү ҡош. См. Сәмреғош.

Сәмрәү. См. Сәмреғош.

Сәнселеү. Сдыхать, подыхать.

Сәнселеп киткер. Зложелание. Чтоб ты сдох.

Сәнсеү. Колоть, втыкать; в мифологии данное движение используется в лечебной магии, порче, обезвреживании колдуна – убыр. Убыр үлһә, зыян килтермәһен тип үксәһенә энә сәнсәләр (БМ). – Когда умирает колдун, чтобы его дух не вредил, вонзают ему в пятки иголку.

Сәнске. Вилка; мифологизированный предмет, имеющий женскую символику. Сәнске төшһә, ҡатын-ҡыҙ килә (примета). – Если упадет вилка, придет женщина. Слово происходит от общетюркского sanč ‘колоть’, ‘вонзать’, ‘втыкать’.

Сәңгелдәк. Колыбель; выполняет обережную функцию, является освоенным миром для ребенка. Баланы сәңгелдәктән алғас, урынына тимер әйбер, йә Ҡөрьән, йә бетеү һалғандар, ен-шайтан килмәһен тип (БИТК). – Когда брали ребенка из колыбели, чтобы не подошла нечистая сила, на его место клали железный предмет, Коран или оберег.

Сәңгелдәк бетеүе. Колыбельный оберег. Сәңгелдәктең дүрт мөйөшөнә бетеү тағалар: йоҡо бетеүе йәшел, иламау өсөн – ҡыҙыл бетеү, аҡыл, тәүфиҡ бетеүе – аҡ, һаулыҡ бетеүе – зәңгәр була (ЙФ). – По четырем углам колыбели привешивали обереги: для хорошего сна – зеленый, чтобы не плакал – красный, чтобы рос благоразумным – белый, для здоровья – голубой.

Сәңгелдәк йыры. Колыбельная песня; в башкирской народной культуре выполняет функцию, проецирующую судьбу. Әлли-бәлли итер ул, йоҡлап ҡына китер ул. Үҫеп кенә китер ул да, батыр егет булыр ул (БХИ. Т. 1). – Люли-люли, вот уснет. Быстро он вырастет и станет батыром.

Сәңгелдәк урлау. Обряд ритуального похищения колыбели в целях обмана злых духов.

Сәпсек. Трясогузка; птица, имеющая отрицательную семантику. Тәҙрәне сәпсек суҡып китһә, кеше үлә (СФ). – Если трясогузка клювом постучит в окно, кто-то умрет.

Сәрмә ҡағыу. Свадебное угощение, привезенное сватами; символ подарка-отдарка, проецирует благополучную, счастливую семью.

Сәрмә төбө. Подарки, преподнесенные невестой будущей свекрови и старшей родственнице жениха; символ подарка-отдарка за жениха, за место, которое она должна занять в этом доме. Ҡоҙа һыйы – ун тәңкә, ҡалған һыйы – йөҙ тәңкә, сәрмә төбө – мең тәңкә (БХИ. Т. 1). – Угощение сватьев – десять рублей, то, что осталось – сто рублей, подарки невесты – тысяча рублей.

Сәс. Волос; бессмертная часть тела; с ним рождаются, он продолжает расти и после смерти человека, поэтому волосы являются самой мифологизированной частью тела. С ними связано много обрядов, обычаев, запретов, примет. Волосы являются символом дороги, благополучия, проводником души на том свете. Сәсте теләһә ҡайҙа ташларға ярамай, баш ауырый – Волосы нельзя бросать где попало, голова будет болеть; Төшөңдә сәс күрһәң, бәхеткә. – Видеть во сне волосы – к счастью. Слово восходит к общетюркскому sač ‘волосы’.

Сәс ағыҙыу. Пускать по воде волосы. Һыу ташҡанда ауырыуҙың сәсен ҡырҡып алып ағыҙалар, сир-соро китһен тип (ЙФ). – Чтобы избавиться от болезни, во время половодья отрезают клок волос больного и бросают в бурное течение.

Ошо ағын һыуға сир-сор ағып кит,/ Күңеле паҡланһын, күҙҙәре асылһын,/ Ҡолағы ишетһен,/ Ауырыу башы һау булһын,/ Сәсен ҡырҡып ташлайым!/ Ағын һыуға ташлайым!»–

тип, ошо һамаҡты әйтеп, сәсенең осон ғына киҫеп ташлағандар. Шулай сир ағып китә икән (ЙФ). –

У больного отрезали клок волос и выбрасывали в реку со словами:

Уйди с этой водой, болезнь,/ Пусть душа его очистится, откроются глаза,/ Пусть ухо его слышит,/ Пусть будет здоровым,/ Отрезаю и выбрасываю его волосы!/ Выбрасываю в бурный поток!

Сәс алыу. Стричься. Иреңдең сәсен алырға ярамай, ырыҫың кәметәһең, ғүмерен ҡыҫҡартаһың (ЙФ). – Нельзя своему мужу стричь волосы, уменьшаешь богатство, сокращаешь ему жизнь.

Сәс бауы. Украшение-оберег. Сәс бауы ат ялынан үрелә ике һигеҙҙән (ЙФ). – Украшение-оберег плетут из восьми прядей конских волос.

Сәс бәйләү. Вступление в брак; досл. связывание волос.

Сәс йәшереү. Обычай, предписывающий невесте, а также женщинам покрывать голову (волосы), в определенное время суток. Ҡыҙыл эңерҙә сәсте йәшереп яулыҡ бәйләп йөрөргә кәрәк. Яланбаш йөрөргә ярамай, ауырырһың. – На закате волосы надо закрыть платком, нельзя ходить с непокрытой головой, заболеешь.

Сәс сихыры. Порча с помощью волос.

Сәс һалыу. Приворот с помощью волос.

Сәс яғыу. Сжигание волос. Сәс яҡҡанда: «Баш яҡмайым, сәс яғам», – тиргә кәрәк (ҺҺФ). – Выпавшие волосы надо сжигать со словами «Не голову жгу, волосы жгу».

Сәсбау. Веревка из разноцветных шерстяных ниток, раздаваемая невестой девочкам.

Сәсеү йолаһы. Посевные обряды. Ергә йомортҡа тәгәрәтәләр сәсеү йолаһы тип (БФ). – Начиная посев, по обычаю, по земле катают яйца.

Сәскә. Цветок, цветы; мифологизированное растение, связанное с погодой, солнцем. Сәскә өҙһәң, көн биздәй (Ғ. Хисаметдинова). – Если рвать цветы, погода портится (досл. солнце обижается). Слово восходит к общетюркскому čeček ‘цветок’.

Сәсҡап (куб., сальют.). Накосник; имеет обережную и отгонную силу.

Сәсмә күтәреү (иргиз). Ритуальное участие старушек с пищей (масло, мед, молоко) в коллективной помощи по обмазыванию глинобитного дома и других построек.

Сәсмәү. Накосник. Сәсмәү таҫмаға тегелгән тәңкә. Ул сәскә пәрҙә (ЙФ) – Сэсмау – это лента с пришитыми монетами. Это оберег для волос. См. Сәс бауы.

Сәсрәп киткере. Зложелание. Чтоб ты сгинул.

Сәстәңкә. См. Сәсҡап.

Сәсәк I. Оспа, ее дух. Сәсәк ауырыуын сәсәк инәһе ебәрә икән. – Говорят, оспу посылает Мать оспы. Возможно, слово восходит к древнему корню čeč ‘рассеиваться’, ‘распространяться’.

Сәсәк II. Бахрома, кисть; украшение, выполняющее обережную функцию. Киленгә күҙ теймәһен тип сәсәкле шәл ябалар ине. – Чтобы невестку не сглазили, на нее накидывали цветастую шаль с бахромой.

Сәсәк анаһы (ай). Дух оспы; досл. мать оспы. Сәсәк анаһы тип сәсәктән һуң сыҡҡан шеште әйтәләр. – Матерью оспы называют сыпь, высыпающую на теле после оспы. См. Сәсәк инәһе.

Сәсәк атаһы (куб.). Дух оспы; досл. отец оспы. См. Сәсәк инәһе.

Сәсәк ауырыуы. Оспа. Сәсәк ауырыуына сәсәк бутҡаһы бешерәләр. – Для заговаривания оспы готовят кашу оспы. См. Сәсәк.

Сәсәк бутҡаһы. Магический способ лечения (умилостивления) оспы; досл. каша оспы. Сәсәк ҡалҡһа, Сәсәк инәһенә бағышлап сәсәк бутҡаһы бешереп ашаталар (БИТК). – При оспе больного кормят кашей, сваренной в честь Матери оспы – Сәсәк инәһе.

Сәсәк бәйләү. Ритуальное привязывание невестой кисти шали на дерево родной земли в целях умилостивления духа земли.

Сәсәк инәй. См. Сәсәк инәһе.

Сәсәк инәһе. Дух оспы, оспенный нарыв; досл. мать оспы. Сәсәк сыҡһа, Сәсәк инәһенә бағышлап аҡ ҡош-ҡорттан хәйер биргәндәр (БИТК). – При оспе во имя Матери оспы – Сәсәк инәһе – давали подаяние в виде белой домашней птицы.

Сәсәк әбей. Старушка-оспа. Сәсәк әбейенә хәйер бирмәһәң, күҙеңә аҡ төшә. – Если не дашь подаяние во имя Старушки-оспы, появится бельмо на глазу. См. Сәсәк инәһе.

Сәсән. Сказитель; избранник духов, способный вызвать их расположение. Сәсән дауҙа, батыр яуҙа танылыр (посл.). – Сказитель проявит себя в споре, батыр – в бою. Возможно, слово восходит к общеалтайскому sečen ‘сказитель’.

Сәтәкәй. Мизинец; мифологизированная часть тела человека.

Сәтәш. Дужка (грудная кость у птиц). Сәтәш айырыу – игра-розыгрыш. См. Йәтәс.

Сәфәр айы. Месяц Сафар; название второго месяца мусульманского лунного календаря. Сәфәр айын ҡоро ай тиҙәр. Сәфәр айында ҡыҙ бирмәйҙәр, ҡыҙ оҙатмайҙар (БХИ. Т. 1). – Месяц Сафар называют пустым месяцем. В этом месяце не отдают дочь замуж, не женят сына.

Сәфәр доғаһы. Заговор, молитва для путника. Туффанан туффаға имен-һау ҡайтып йөрөргә яҙһын. Үҙ өйөң туффаһынан сәфәр йөрөп ҡайтырға яҙһын (ҺҺФ). – Чтоб тебе вернуться живым и здоровым к родному порогу. Дай Бог, чтоб вернулся к родному порогу.

Сәхрәгә сығыу. Обычай выхода молодоженов на природу, направленный на проецирование плодовитости, благополучия, счастливой совместной жизни. Ирләр, бисәләр сығабыҙ. Ашарға алабыҙ, теләк теләйбеҙ, уйнайбыҙ, шуны сәхрәгә сығыу, тибеҙ (ҺҺФ). – Молодые пары выходят на природу, устраивают там совместную трапезу, произносят благопожелания, играют.

Таба. Сковорода; мифологизированный предмет, связанный с духами предков. Йома көнө әрүахтар өсөн таба еҫе сығарыу йолаһы бар. – По обычаю, в пятницу для душ умерших в доме должен стоять запах горячей сковороды. Слово восходит к древнетюркскому taban ‘подошва’.

Табаға баҫыу. Магический способ вызывания улетевшего кут (жизненной силы) с помощью черной сковороды. Ҡара табаға баҫып ҡойһаң, ҡот тиҙ ҡайта. – Если отливать, стоя на черной сковороде, кут возвращается быстро.

Табанға һуғыу. Способ магического отгона духа эпилепсии. Быума булһа, ауырыу эйәһен ҡурҡытыр өсөн табанына ныҡ итеп сыбыҡ менән һуҡҡандар. – При приступе эпилепсии, чтобы испугать духа болезни, больного сильно били прутиком по стопе.

Табут I. Гроб.

Табут II. Мостки для обмывания покойника.

Табыныу. Поклоняться (Богу, идолу, тотемам); утҡа табыныу – поклоняться огню; һыуға табыныу – поклоняться воде; ботҡа табыныу – поклоняться идолу. Слово восходит к общетюркскому корню tаp ‘поклоняться’, ‘служить’.

Таған. Треножник для чугунного котла; ритуализированный предмет, символ жизни, благополучия, устойчивости. Слово восходит к древнему tаγаn ‘опора’.

Таған аҫыу. Жить; досл. ставить таганок.

Таҙ I. Парша, дух болезни; существует множество способов избавления от духа болезни. Таҙҙы төтәҫләп ҡыуғандар. – Духа парши изгоняли окуриванием. Слово восходит к общетюркскому tаz ‘парша’, ‘плешь’.

Таҙ II. Человек, конь с паршой. В башкирской мифологии отмеченный, избранный сверху человек, животное. В сказках в облике паршивого коня обычно встречается мифический летающий конь – Тулпар. А человек с паршой в сказках становится царем, богатым и красивым.

Таҙ ҡош. Свиязь, дикая утка; мифологизированная птица, принимавшая участие в создании суши. Таҙ ҡоштоң ите хәрәм, ашамайҙар (запрет). – Запрещается есть мясо свиязи.

Таҙғарын. Желудок животного; в свадебном обряде проецирует плодовитость. Туйҙа таҙғарынға болашыу йолаһы бар. – На свадьбе есть обычай отнимать друг у друга желудок животного, зарезанного к свадьбе.

Таҙ имләү. Заговаривание парши.

Таҙ төкөштөрөү. Бодание парши; магический способ лечения от парши. Таҙ менән сынйыра ауырыуы менән ауырығандарҙы төкөштөрһәң, бер-береһенән ерәнеп, ауырыуҙары бөтә икән (БИТК). – Если паршивому и больному с гнойной опухольюупираться лбами, тогда, оказывается, от омерзения друг к другу духи этих болезней уходят от больных. См. Таҙ имләү.

Таҙ төтәҫләү. Окуривание парши. Таҙҙы табала ағас бәшмәге, сөмбөл сәскәһе, артыш, миләш, кейем һүрентеһе, йөн, сәс яндырып төтәҫләйҙәр (БИТК). – В раскаленную сковороду кладут чагу, гиацинт, можжевельник, рябину, нитку с одежды, шерсть, волос и этим дымом окуривают больного паршой. См. Таҙ имләү.

Тай ҡаны. Кровь жеребенка второго года; мифологизирована, участвует в магическом лечении лихорадки, избавлении от ее духа. Биҙгәк булһа, ауырыуға тай муйынынан алынған ҡан эсергәндәр ошо әпсенде әйтеп:

Тәнгә – ҡан,/ Ҡанға – йән,/ Йәнгә – аң,/ Име-томо/ Шул булһын,/ Тфү, тфү, тфү! (БИТК). – При лихорадке больного поили кровью, взятой с шеи жеребенка, и при этом произносили заговор:

Телу – кровь,/ Крови – душу,/ Душе – разум,/ Пусть это будет/ Целебным снадобьем,/ Тьфу, тьфу, тьфу!

Слово тай восходит к общетюркскому taj ‘жеребенок’.

Тайыш аяҡ. Табуированное название медведя; досл. косолапый.

Тайыш табан. Табуированное название медведя. Һунарсылар айыуҙы тайыш табан тей торғайнылар. – Охотники медведя называли косолапый.

Таҡ. Нечетный, нецелый, ущербный, неопределенный, одинокий; имеет отрицательную семантику. Ғәйепһеҙ дуҫ эҙләмә – таҡ ҡалырһың (погов.). – Не ищи друга без недостатков, одиноким останешься. Восходит к общетюркскому tаq ‘нечетный’, ‘одинокий’.

Таҡмаҡ. Частушка; короткая песня, направленная на облегчение трудовой деятельности. Тула таҡмағы – частушки, которые поют при изготовлении сукна.

Таҡта. Доска; мифологизированный предмет. Считается персидским заимствованием.

Таҡ һаны. Нечетное число. В символике числа имеет отрицательную семантику, т.к. отступает от нормы, норма – когда выступает пара. Ен һыңар аяҡлы, һыңар күҙле була. – В то же время некоторые примеры говорят об обратном.

Таҡыя. Тюбетейка, мужская и женская; в мифологии выполняет обережную и инициационную функции. Кейәүгә сыҡҡас ҡыҙҙар таҡыяһын ҡашмауға алмаштыра. – Выйдя замуж, девушки меняют свою тюбетейку на кашмау (женский головной убор). Считается персидским заимствованием.

Таҡыяға болашыу. Борьба за тюбетейку. Часть свадебного обряда, направленная на обеспечение невесты кут (жизненной силой), благополучием, счастьем. Таҡыяға болашыу йолаһында китәһе ҡыҙҙы ҡушҡан еңгәһе менән көрәштерәләр. Ҡәйнәһе ҡарап тора, һынай: әгәр килене еңһә, ул донъя көтөргә ылдым булыр (БХИ. Т. 1). – Во время свадебного обряда Борьба за тюбетейку выходят бороться невеста и одна из снох. В это время свекровь испытывает невестку: если она победит, значит, будет хорошей хозяйкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: