Правотворчество – осуществляемая в особом порядке гос-властная деятельность компетентных органов, направленная насздание. Изменение и отмену юридических норм.
Признаки:
1. Государственно – властная деятельность, составляющая монополию гос-ва(прерогатива правотворчества) делигирование подобных полномочий назыв санкционирование
2. Интеллектуально- волевая деятельность людей, осуществляющих правотворческую деятельность.
3. Она осуществляется в особом процедурном порядке. Она точно и полно регламентируется в НПА, перечень субъектов правотворчества и их полномочия имеют исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит.
4. Содержанием этот деятельности является создание изменение и отмена юридических норм.
Функции правотворчества.
1.изменение содержания и структуры действующей системы права.
2. восполнение пробелов в праве
3. упорядоченная систематизация НПА
Принципы:
1.демократизма. он означает широкое участие народа в правотворческой деятельности гос-ва(обсуждение законопроектов. Референдум)
2.научности. При подготовке и принятии НПА необходимо учитывать тот эффект, к которому стремится законодатель. Не только те цели, для достижения которых принят НПА, но и побочные последствия. Необходимо рассчитывать кадровые, финансовые, организационные и др.ресурсы, которые нужны для внедрения в жизнь.
Здесь же учитывается требования к технике: НПА должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Необходимо учитывать различные факторы(юридическую силу, орган, который должен его принять). В настоящее время законопроекты проходят ряд экспертиз: лингвистическую, антикоррупционную.
3.Законности. Правотворческая деятельность должна осуществляться в точном и неуклонном соблюдении законов: не должно допускаться превышение полномочий. Соблюдение процедуры правотворческой деятельности. Ее строгая дифференциация.
4. Системность. Означает. Что принятый НПА должен органически входить в систему действующего законодательства. Недопустимо принятие дублирующих или коллизионных НПА.
5. Оперативности(своевременности).
Виды правотворчества:
- Непосредственное правотворчество народа(референдум. Сельский сход)
- Правотворчество государственных органов
3 уровня: федеральные, региональные, локальные.
- Санкционированное правотворчество негосударственных органов(органы местного самоуправления, профсоюзы)
- Совместное правотворчество гос-х органов и негосуд-х учреждений.
- Нормативные договоры.
Понятие и виды НПА.
НПА – принятый в особом порядке официальный акт – документ правотворческог органа, содержащий нормы права.
Отличие НПА от иных нормативных актов:
- НПА является результатом правотворчества компетентных органов гос-ва или иных организаций уполномоченных гос-ом
- Он обеспечивается принудительной силой гос-ва
- Он содержит общеобязательные нормы. Правила поведения и сходные нормы.
- НПА принимается и реализуется в особом процессуальном порядке.
- Имеет строго определенную документальную форму(закон, указ)
Отличие НПА от АПП
1. НПА содержит правила общего характера и регулирует определенный вид общественных отношений, АПП – конкретное жизненное отношение.
2. НПА рассчитан на множество жизненных ситуаций АПП-на единичный случай
3. НПА носит неперсонифицированный характер.
Виды НПА
1. По субъектам правотворчества:
-акты, принятые в порядке референдума
-НПА гос-х органов
- НПА иных организаций(органов местного самоуправления, общественных организаций)
- Совместные НПА
2. По срокам действия:
- акты неопределенно длительного времени действия
-временные(чрезвычайное законодательсвто.)
3. по сфере действия
-общефедеральные
-субъектов федерации
-местные
-локальные
4 по юридической силе
-законы
-подзаконные НПА
Юридическая сила НПА – сопоставительные свойства,выражающие степень подчиненности НПА актам вышестоящего уровня и его место в иерархической структуре законодательства.
4. По предмету правового регулирования
5. –отраслевые
6. –сводные(они регулируют различные сферы гос-го управления, устав ж.д.)
Отличие НПА от АПП
1.НПА содержит правила общего характера и регулирует определенный вид общественных отношений, АПП – конкретное жизненное отношение.
2.НПА рассчитан на множество жизненных ситуаций АПП-на единичный случай
3.НПА носит неперсонифицированный характер.
Несмотря на сходство, акты применения права имеют значительные отличия от нормативно-правового акта. К ним относятся следующие:
1) правоприменительные акты принимаются на основе нормативно-правовых и должны строго им соответствовать;
2) акты применения не являются источником права;
3) они не содержат в себе каких-то общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в нормативном акте, и применяют их к конкретному случаю, событию, к индивидуальной ситуации;
4) правоприменительные акты носят индивидуально-определенный характер, т. е. они обращены к строго установленному лицу или кругу лиц;
5) индивидуальные акты рассчитаны в установленном законом порядке не на многократное, а на однократное применение;
6) они выступают в качестве юридических фактов, служат основанием для возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений.