Правотворчество: понятие, принципы, виды.




Правотворчество – осуществляемая в особом порядке гос-властная деятельность компетентных органов, направленная насздание. Изменение и отмену юридических норм.

Признаки:

1. Государственно – властная деятельность, составляющая монополию гос-ва(прерогатива правотворчества) делигирование подобных полномочий назыв санкционирование

2. Интеллектуально- волевая деятельность людей, осуществляющих правотворческую деятельность.

3. Она осуществляется в особом процедурном порядке. Она точно и полно регламентируется в НПА, перечень субъектов правотворчества и их полномочия имеют исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит.

4. Содержанием этот деятельности является создание изменение и отмена юридических норм.

 

Функции правотворчества.

1.изменение содержания и структуры действующей системы права.

2. восполнение пробелов в праве

3. упорядоченная систематизация НПА

Принципы:

1.демократизма. он означает широкое участие народа в правотворческой деятельности гос-ва(обсуждение законопроектов. Референдум)

2.научности. При подготовке и принятии НПА необходимо учитывать тот эффект, к которому стремится законодатель. Не только те цели, для достижения которых принят НПА, но и побочные последствия. Необходимо рассчитывать кадровые, финансовые, организационные и др.ресурсы, которые нужны для внедрения в жизнь.

Здесь же учитывается требования к технике: НПА должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Необходимо учитывать различные факторы(юридическую силу, орган, который должен его принять). В настоящее время законопроекты проходят ряд экспертиз: лингвистическую, антикоррупционную.

3.Законности. Правотворческая деятельность должна осуществляться в точном и неуклонном соблюдении законов: не должно допускаться превышение полномочий. Соблюдение процедуры правотворческой деятельности. Ее строгая дифференциация.

4. Системность. Означает. Что принятый НПА должен органически входить в систему действующего законодательства. Недопустимо принятие дублирующих или коллизионных НПА.

5. Оперативности(своевременности).

 

Виды правотворчества:

  1. Непосредственное правотворчество народа(референдум. Сельский сход)
  2. Правотворчество государственных органов

3 уровня: федеральные, региональные, локальные.

  1. Санкционированное правотворчество негосударственных органов(органы местного самоуправления, профсоюзы)
  2. Совместное правотворчество гос-х органов и негосуд-х учреждений.
  3. Нормативные договоры.

 

Понятие и виды НПА.

НПА – принятый в особом порядке официальный акт – документ правотворческог органа, содержащий нормы права.

Отличие НПА от иных нормативных актов:

  1. НПА является результатом правотворчества компетентных органов гос-ва или иных организаций уполномоченных гос-ом
  2. Он обеспечивается принудительной силой гос-ва
  3. Он содержит общеобязательные нормы. Правила поведения и сходные нормы.
  4. НПА принимается и реализуется в особом процессуальном порядке.
  5. Имеет строго определенную документальную форму(закон, указ)

 

Отличие НПА от АПП

1. НПА содержит правила общего характера и регулирует определенный вид общественных отношений, АПП – конкретное жизненное отношение.

2. НПА рассчитан на множество жизненных ситуаций АПП-на единичный случай

3. НПА носит неперсонифицированный характер.

Виды НПА

1. По субъектам правотворчества:

-акты, принятые в порядке референдума

-НПА гос-х органов

- НПА иных организаций(органов местного самоуправления, общественных организаций)

- Совместные НПА

2. По срокам действия:

- акты неопределенно длительного времени действия

-временные(чрезвычайное законодательсвто.)

3. по сфере действия

-общефедеральные

-субъектов федерации

-местные

-локальные

4 по юридической силе

-законы

-подзаконные НПА

Юридическая сила НПА – сопоставительные свойства,выражающие степень подчиненности НПА актам вышестоящего уровня и его место в иерархической структуре законодательства.

4. По предмету правового регулирования

5. –отраслевые

6. –сводные(они регулируют различные сферы гос-го управления, устав ж.д.)

 

Отличие НПА от АПП

1.НПА содержит правила общего характера и регулирует определенный вид общественных отношений, АПП – конкретное жизненное отношение.

2.НПА рассчитан на множество жизненных ситуаций АПП-на единичный случай

3.НПА носит неперсонифицированный характер.

 

Несмотря на сходство, акты применения права имеют значительные отличия от нормативно-правового акта. К ним относятся следующие:

1) правоприменительные акты принимаются на основе нормативно-правовых и должны строго им соответствовать;

2) акты применения не являются источником права;

3) они не содержат в себе каких-то общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в нормативном акте, и применяют их к конкретному случаю, событию, к индивидуальной ситуации;

4) правоприменительные акты носят индивидуально-определенный характер, т. е. они обращены к строго установленному лицу или кругу лиц;

5) индивидуальные акты рассчитаны в установленном законом порядке не на многократное, а на однократное применение;

6) они выступают в качестве юридических фактов, служат основанием для возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: