№ | Орфограмма | Запомни | Что делать? |
Большая буква в начале предложения. | Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Например: В ыпал пушистый снег .Д ети рады. | ||
Пропуск буквы. | Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Например: зв о нок, уче н ик. | ||
Слог. | Сколько в слове гласных, столько и слогов. | Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Например: у |ч и |т е ль – 3 слога. | |
Перенос слова. | При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. | Раздели слово на слоги для переноса. Например: оси – на, ма – ши – на. | |
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных. | Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 1слово с этой орфограммой. Например: е ль, те нь, пе нь; ко нь ки, ма ль чик, па ль то. | ||
Гласные после шипящих. Жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 1 слово на эту орфограмму. Например: малы ши, каранда ши, е жи, ро ща, ту ча | ||
Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. | Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Например: до чк а, ре чк а, мо щн ый. | ||
Ударение. | Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения. Например: алфавит, звонить, щавель | ||
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е,И, Я). | Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Например: с а ды – с а д, в о лна – в о лны | ||
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря). | Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. Например: яг о да, яг о да, яг о да, яг о дка, яг о дный. | ||
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные. | Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Например: моро зы – моро з, яго да – яго д ка. | ||
Большая буква в имени собственном. | Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы | Выпиши слово правильно. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Например: И лья, П етров, М урка, В олга, О зерки. | |
Разделительный мягкий знак Ь. | Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я. | Выпиши слово правильно, запиши 1 слово с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву. Например: в ью га, лист ья, солов ьи. | |
Разделительный твёрдый знак Ъ. | Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я. | Выпиши слово правильно. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Например: съе зд, о бъя вление, о бъё м. | |
Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих. | Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Например: Лу ч (м.р.), шала ш, товари щ. Но чь (ж.р.), мо щь, ти шь. | ||
Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. | На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь. | Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 1 глагол с этой орфограммой. Например: пишеш ь, решаеш ь, читаеш ь (наст.вр., 2 л., ед.ч.). | |
Двойные согласные в слове. | Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 1-2 однокоренное слово. Подчеркни двойную согласную. Например: гру пп а, групп-па, гру пп овой, подгру пп а. | ||
Знаки препинания в конце предложения (.! …?) | Выпиши предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине! | ||
Правописание предлога со словом. | Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов | Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово. Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу. | |
Предлог с местоимением. | Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно | Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. Например: унас, комне, стобой. | |
Правописание непроизносимых согласных. | Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. Например: звез да, звёз до чка, звёз д ный. Чес т ь - чес т ный. | ||
Гласные и согласные в приставках. | Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 1 слово с этой же приставкой. Например: п о летели, п о бежали, п о тянули, о т нёс, о т бежал, о т летел. | ||
Правописание приставки со словом. | Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом. | Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: заехал, уехал, переехал. | |
Не с глаголом. | Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 1 слово на это правило. Подчеркни орфограмму. Например: непришёл, невыучил, незнал. | ||
Однородные члены предложения. | Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения. Например: Сильный ветерсорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [, ]. Сильный ветерсорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и ]. | ||
Соединительные гласные в сложных словах (о, е). | Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Например: вод о воз, сам о лёт | ||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример. Например: на опушк е (на земл е, 1 скл.), на полянк е (на земл е, 1 скл.), у речк и (у земл и, 1 скл.). | ||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. | Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Например: к лесу (как ому?) дальн ему - м.р., ед.ч., Д.п.). | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. . | Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. | ||
Разбор предложения. . | Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову | Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.) туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам. | |
Состав слова. | Выпиши слово, разбери его по составу. Например: заморозки. Запиши 1-2 однокоренных слова. | ||
Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю! |
Данную памятку использую на уроках русского языка в начальной школе. При проверке тетрадей, на полях, ученикам я ставлю номер из памятки. А дети, ориентируясь на этот номер, выполняют работу над ошибками по памятке. Постепенно усложняю. Ставлю ошибку без номера. Дети сами должны определить орфограмму, на которую допущена ошибка, поставить номер из памятки и выполнить работу по данному алгоритму.