Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Общая психология: Психология познавательных процессов»




Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Университет Российской академии образования»

Нижегородский филиал

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Направление подготовки:

37.03.01 «Психология»

 

Профиль подготовки:

общий

 

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

Форма обучения:

очная,заочная

 

Н.Новгород, 2015

Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Университет Российской академии образования»

Нижегородский филиал

УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета
 
________________ /______________/
_____________201_ г  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Направление подготовки:

37.03.01 «Психология»

 

Профиль подготовки:

общий

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

Форма обучения:

очная, заочная

 

Программа принята решением УМС филиала   УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № ____ от __________ 201__ г.   Зав.кафедрой __________
    __________________/ФИО/.
Председатель УМС _________ /________________/   _____ _________________ 201__ г
     

 

Н.Новгород, 2015

 

Печатается по решению Учебно-методического совета

Университета Российской академии образования

Нижегородский филиал

 

Разработчик: Сорокоумова Г.В., доктор психологических наук

Рецензент: Рыжов В.В., доктор психологических наук

 

 

Сорокоумова Г.В. Рабочая программа дисциплины «Общая психология» (познавательные процессы) для направления подготовки 37.03.01 «Психология».– М.: Изд-во УРАО НФ, 2015. – 32с.

 

 

©Сорокоумова Г.В, 2015 © УРАО НФ, 2015

 

Цели освоения дисциплины

Целью учебной дисциплины является овладение фундаментальными знаниями, касающимися психологии познавательных процессов человека: ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. В процессе изучения этой дисциплины студенты приобретут классические и современных научных знаниях об этих познавательных процессах, включая те, которые отражены в когнитивной психологии. Они также ознакомятся с основными законами, характеризующими названные психические процессы, и в целом – с тем, как человек воспринимает, хранит, использует и перерабатывает разнообразную информацию. Студентам станут доступными современные научные теории, связанные с познавательными процессами человека и объясняющие их.

Основные задачи курса:

а) формирование у студентов научного представления о познавательных процессах человека, в частности знаний о том, что входит в их состав, и какую роль разные познавательные процессы играют в жизни человека;

б) освоение студентами законов, характеризующих разные познавательные процессы;

в) познание механизмов, на основе которых функционируют различные познавательные процессы человека;

г) формирование у студентов научных представления о психофизиологических основах работы познавательных процессов;

д) получение знаний о познавательных возможностях человека, обеспечиваемых функционированием его психических процессов;

е) приобретение знаний, касающихся совершенствования познавательных процессов человека;

ж) ознакомление с методами научного изучения психических процессов и оценивания уровня их развития у человека.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Данная учебная дисциплина входит в состав общепсихологической фундаментальной научной подготовки психологов с высшим образованием относится к общенаучному и профессиональному циклам (Б.1.Б.8). Она является одной из основ обеспечения общенаучной готовности психолога, его готовности к практической работе, к организации и проведению научных исследований в области психологии, к преподаванию этой научной дисциплины в учебных заведениях разного типа.

Данная дисциплина также является общенаучной базой для освоения других профессиональных знаний и умений, касающихся познавательных процессов человека: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Она логически связана со всеми отраслями фундаментальной и прикладной психологии и касается всех изучаемых в вузе психологических дисциплин, а также большей части научных исследований проводимых в психологии.

Данная дисциплина по учебному плану изучается после дисциплины «Психология мотивации и эмоций» и до дисциплины «История психологии».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Общая психология: Психология познавательных процессов»

 

Формируемые компетенции ПК-7. Студент должен Обладать способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психологических отклонениях

В результате освоения дисциплины

Иметь представление о возможных изменениях и динамике уровня развития и функционирования познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосоз-нания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональ-ных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психологических отклонениях.

Пороговый уровень:

Знать: психологические особенности динамики уровня развития и функционирования познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосоз-нания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональ-ных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психологических отклонениях

Уметь: прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосоз-нания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональ-ных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психологических отклонениях

Владеть: методами прогнозирования изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосоз-нания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональ-ных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психологических отклонениях

4. Структура и содержание дисциплины «Психология познавательных процессов»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов:

Очная форма обучения

№ п/п Разделы и темы дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ВСЕГО Из них аудиторные занятия Самостоятельная работа Контрольная работа Курсовая работа
Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив
  Ощущения                        
  Восприятие                    
  Внимание                    
  Воображение                    
  Память                    
  Мышление                    
  Речь                    
  ИТОГО                 + Дифференцированный зачёт

 

Тема 1. Ощущения

Определение ощущений и их роль в познании. Дефиниция ощущения. Ощущение как абстрагирование или субъективное выделение отдельных свойств окружающих предметов и явлений с целью их тщательного изучения и познания. Роль ощущений в жизни человека, в познании им себя и окружающего мира. Необходимость, но недостаточность ощущений для глубокого познания человеком мира. Эволюционная, приспособительная роль ощущений. Различия в ощущениях человека и животных. Способы социально-культурной компенсации человеком недостатков своих ощущений. Связь ощущений человека с физическими, химическими и иными свойствами окружающих предметов и явлений, а также с процессами, происходящими в организме.

Виды ощущений, их особенности и связь реальным миром. Ощущения как главная тема первых экспериментальных исследований в психологии. Интроспекция – основной метод изучения ощущений на первых этапах их опытного (экспериментального) исследования. Понятие о модальности ощущений. Роль психологии и физиологии органов чувств в познании ощущений. Классификация ощущений и ее основания. Деление ощущений по органам чувств. Разделение ощущений на виды на основе физических и других стимулов (видов энергии), которые их порождают. Выделение групп ощущений по их генезису (происхождению). Деление ощущений на виды в соответствии с их представленностью в сознании человека. Классификация ощущений по месту расположения в окружающем мире порождающего их источника энергии. Специфика ощущений в зависимости от места расположения связанных с ними рецепторов во внутренних органах тела.

Виды энергии, соответствующие различным ощущениям. Связь зрительных ощущений с электромагнитной энергией. Возможность для человека воспринимать электромагнитные волны, выходящие за пределы зрительного диапазона электромагнитных волн. Зависимость воспринимаемого оттенка цвета от длины волны, чистоты и интенсивности электромагнитных колебаний. Тон, светлота и насыщенность – основные параметры цветовых ощущений. Анатомо-физиологический механизмы, отвечающий за восприятие цвета. Понятие о первичных цветах. Аномалии цветового зрения.

Значение слуховых ощущений для жизни человека. Физические явления, порождающие слуховые ощущения. Громкость, высота и тембр как основные психологические параметры слуховых ощущений. Взаимосвязь различных параметров слуховых ощущений друг с другом. Понятие о музыкальном слухе, различные представления о нем.

Особенности органических ощущений и их жизненное назначение. Обонятельные и вкусовые ощущения. Понятие о первичных запахах и трудности, связанные с их выделением. Стереохимическая теория обонятельных ощущений. Основные (или первичные) вкусовые ощущения. Связь вкусовых ощущений с другими видами сенсорной чувствительности.

Специфика кожной чувствительности, ее разновидности. Особое положение, занимаемое осязанием в жизни человека. Рука как орган осязания. Кинестетические ощущения и их функции.

Органические основы ощущений. Общее представление об анатомо-физиологическом аппарате формирования ощущений. Понятие и структура анализатора. Вклад российских ученых в изучение строения и функционирования анализаторов. Проблематичность научного решения вопроса о механизме превращения физиологических процессов в ощущения. Принцип специфической энергии органов чувств и его критика. Общее строение зрительной системы (зрительного анализатора). Устройство глаза и сетчатки. Зрительные рецепторы, их назначение. Общее строение слухового анализатора (слуховой системы). Внутреннее ухо, его устройство и назначение его отдельных частей. Теории, представляющие физиологический механизм возникновения слуховых ощущений. Локализационная (резонансная) теория слуха. Основные критические замечания к локализационной теории. Слуховая теория периодичности. «Телефонная» теория слуха и ее критика. Общая оценка имеющихся физиологических теорий слуха. Строение обонятельного и вкусового анализаторов. Общее устройство кожного анализатора. Разновидности кожных рецепторов. Представительство кожной чувствительности в коре головного мозга. Сенсорный гомункулюс. Осязательный анализатор. Мышечный (моторный) анализатор. Моторный гомункулюс. Вестибулярный анализатор и его анатомо-физиологическое устройство.

Измерение ощущений. Точность научных знаний, ее определение в науке. Понятие об измерениях и измерительных шкалах. Значение точных измерений для повышения достоверности и практической ценности научных знаний. Роль психофизики во внедрении точных измерений в психологические исследования. Ощущения как основной объект психофизического измерения. Идеи Г. Фехнера, касающиеся измерения ощущений. Понятие и виды порогов ощущений. Характеристики абсолютного нижнего, абсолютного верхнего, относительного и дифференциального порога ощущений. Чувствительность органа чувств и ее связь с порогами ощущений. Закон Бугера – Вебера. Старое и современное понимание порога ощущений. Главные идеи теории обнаружения сигналов. Основной психофизический закон (закон Вебера – Фехнера). Закон Стивенса. Споры вокруг этих двух законов и их современное состояние. Основные методы определения пороговых значений ощущений. Метод средней ошибки. Метод границы. Метод постоянных стимулов. Психометрическая кривая.

Изменение ощущений. Изменчивость ощущений человека при постоянстве вызывающих их стимулов. Основные причины, в силу которых меняются ощущения человека. Два вида процессов спонтанного изменения ощущений: нормальные и аномальные. Адаптация органов чувств, ее феноменология и жизненное назначение. Явление зрительной адаптации. Роль зрительных рецепторов в адаптации органа зрения. Явление цветовой адаптации. Способы целенаправленного воздействия на процесс зрительной адаптации. Различия в скорости адаптационных процессов и диапазонах изменения чувствительности в разных органах чувств. Феномен сенсибилизации, его проявления и научное объяснение. Значение опыта (тренировки) в изменении чувствительности органа чувств. Синэстезия, ее феноменология и причины.

Тема 2. Восприятие.

Общая характеристика восприятия. Взаимосвязь и преемственность восприятия и ощущений, их отличие от других познавательных процессов. Восприятие как построение образов предметов и явлений, формирования целостной картины мира. Представление о восприятии как мультисенсорном процессе, а об образе – как продукте интеграции ощущений, получаемых с помощью многих органов чувств. Условность обозначения видов восприятия по наименованиям отдельных органов чувств. Трудности, связанные с использованием понятия «образ» для обозначения продуктов разных видов восприятия.

История научных исследований восприятия. Причины повышенного внимания ученых к восприятию. Основные проблемы современной психологии восприятия. Несводимость образа восприятия к набору ощущений. Отличие образа восприятия от ощущений. Роль разных познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и речи - в восприятии. Понятие о дистальных и проксимальных стимулах. Связь идеи недостаточности ощущений для построения целостного образа с вызывающими ощущения стимулами. Роль гештальтпсихологии в развитии современных представлений о восприятии. Предметность, объективированность, мультимодальность, целостность, константность и категориальность как свойства образа. Феноменальные проявления константности и ее научные объяснения. Категориальность, как приобретенное свойство восприятия.

Основания для разделения восприятия на виды, его основные разновидности. Значение движений для правильного восприятия человеком пространства. Проблема врожденного и приобретенного в процессах восприятии. Развитие восприятия у детей. Аргументы за и против нативизма и эмпиризма. Два способа обработки информации, связанной с восприятием (построением образа): «сверху-вниз» и «снизу-вверх».

Теории восприятия. Основные теории восприятия, сложившиеся на протяжении истории психологии. Теория бессознательных умозаключений. Структурализм (элементаризм) как концепция восприятия, базирующаяся на ассоциационизме. Интроспекция - основной метод изучения восприятия в структурализме, его достоинства и недостатки. Специфика понимания восприятия и методов его изучения в гештальтпсихологии (гештальттеория восприятия). Проблема соотношения фигуры и фона. Факторы (законы) гештальта. Судьба и современная критика гештальтпсихологии восприятия.

Категоризационная теория восприятия, ее достоинства и недостатки. Конструктивистская теория восприятия, ее анализ. Деятельностная теория восприятия и связанные с ней проблемы в изучении восприятия. Экологическая теория восприятия. Критическая оценка данной теории восприятия. Теория перцептивного цикла. Информационная (когнитивная) теория восприятия. Общая характеристика когнитивистского подхода к восприятию. Нейрофизиологическое понимание процесса восприятия, его недостатки с точки зрения психологии восприятия.

Объяснение феномена константности образа как одна из главных проблем психологии восприятия. Афферентная и эфферентная теории, объясняющие константность образа восприятия. Современная трактовка восприятия, как опознания воспринимаемых объектов. Гештальтпсихологическая теория опознания. Теория опознания путем обработки информации «снизу – вверх» и «сверху – вниз». Теория опознания, основанная на сравнении опознаваемого объекта с некоторым эталоном. Теория опознания через последовательный детальный анализ поступающих стимулов. Теория опознания по прототипу. Две теоретические модели формирования прототипов.

Зрительное восприятие. Понятие о зрительном восприятии, неточность такого названия. Комплексный характер всех видов восприятия, в том числе зрительного. Разновидности зрительного восприятия. Особенности восприятия света, яркости, цвета, контраста, линий (структурированное восприятие) и постепенных переходов между ними (неструктурированное восприятие). Общая характеристика восприятия пространства. Специфика зрительного восприятия величины. Механизмы зрительной оценки глубины или удаленности. Восприятие фактуры поверхности как разновидность зрительного восприятия. Объемность восприятия окружающего мира и связанные с ней проблемы. Механизмы восприятия места расположения предметов в окружающем пространстве.

Слуховое восприятие. Особое жизненное значение слуха. Превосходство слуха над другими органами чувств в плане ориентации человека в пространстве и времени. Основные параметры слухового восприятия. Жизненное назначение данных параметров и последовательность их обнаружения. Физические и психологические единицы измерения параметров звуков. Фундаментальные частоты и гармоники (обертоны) звуков. Представление об «объеме» и «плотности» звука. Отсутствие прямой зависимости между физическими параметрами звука и его психологическими характеристиками. Зависимость субъективно воспринимаемой громкости звука от его высоты. Эффект Доплера. Явление маскировки звуков. Влияние времени существования звука на процесс его восприятия.

Многоуровневый анализ воспринимаемых человеком звуков в органе слуха и центральной нервной системе. Феномен глушения одних звуков другими звуками. Бинауральный эффект. Признаки, на основе которых оценивается расстояние до источника звука и место его расположения в пространстве. Бинауральные признаки, используемые для точной локализации звука в пространстве. Эффект предшествования. Эффект Мак-гурка. Стереофоническое («объемное») восприятие звука.

Различные теории слухового восприятия и их соотношение друг с другом. Избирательное восприятие речи человека в условиях, когда одновременно говорят несколько человек. Научное объяснение данного феномена.

Восприятие цвета. Междисциплинарный характер проблемы восприятия цвета. Роль трех наук: физики, физиологии и психологии - в объяснении цветового восприятия. Два вида цветового восприятия: восприятие световых (цветовых) лучей и окрашенных поверхностей. Параметры электромагнитных волн, которыми определяются цвет, его яркость и насыщенность. Цветовое веретено. Связь различных психологических характеристик цвета друг с другом. Приобретаемый человеком опыт и его влияние на восприятие цвета. Несоответствие огромного количества цветовых оттенков, различаемых человеком, устройству нервной системы и сравнительно простым теориям цветового восприятия. Трехкомпонентная теория восприятия цвета Юнга-Гельмгольца. Недостатки теории Юнга-Гельгольца.

Многоуровневый характер обработки информации о цвете в центральной нервной системе. Представление об антагонистических парах цветов. Теория цветового зрения, основанная на противоположно направленных (антагонистических) процессах в нервной системе. Теория оппонентных процессов Э. Геринга. Оппонентные рецепторные системы цветовосприятия. Преимущества оппонентной теории восприятия цвета перед трехкомпонентной теорией. Двухстадийная концепция цветового восприятия. Аддитивная и субтрактивная теории цветового зрения.

Цветовой круг и выражаемые с его помощью закономерности восприятия цвета. Понятие о комплементарных цветах. Метамеры. Нервные процессы, соответствующие аддитивной и субтрактивной теориям цветовосприятия. Взаимосвязь восприятия цвета с психическими состояниями человека. Соотношение ощущений, вызываемых цветами, с жизненным опытом человека. Разновидности смешения цветов и зависимость цветовосприятия от их особенностей. Проблема наличия цветового зрения у животных и способы ее решения.

Восприятие пространства. Содержание понятия «восприятие пространства». Наличие разных точек зрения по вопросам о закономерностях и механизмах восприятия пространства. Нативистская и когнитивистская теории восприятия пространства. Компромиссное решение проблемы врожденности или приобретенности механизмов восприятия пространства.

Монокулярные признаки восприятия пространства: интерпозиция, маскировка, воздушная перспектива. Чередование света и тени, элевация и градиент текстуры как признаки восприятия пространства. Монокулярныйпараллакс движения и его использование для восприятия глубины. Бинокулярные признаки восприятия пространства. Роль конвергенции, дивергенции и аккомодации глаз в восприятии пространства. Бинокулярная диспаратность и ее значение для правильного восприятии пространства. Корреспондирущие точки сетчаток и механизм их использования в процессах восприятии пространства. Диспаратность изображений и ее влияние на объемное восприятие мира. Биологическая обусловленность бинокулярной диспаратности.

Факторы, участвующие в восприятии формы. Понятие о нейронах-детекторах формы. Представление о рецептивном поле нейрона и его роль в восприятии формы предметов. Механизмы восприятия величины. Работа мышечной системы и восприятие величины. Участие мышечной системы в восприятии глубины и расстояния до предметов. Возможности конвергенции, дивергенции и аккомодации в оценке глубины. Оценивание расстояния, выходящего за пределы возможностей конвергенции и дивергенции. Основные монокулярные и бинокулярные признаки глубины.

Роль жизненного опыта в восприятии пространства. Афферентная и эфферентная теории, объясняющие устойчивость пространственной картины мира. Роль перцептивной установки в восприятии двусмысленных фигур. Понятие об информационных точках воспринимаемого объекта. Использование информационных точек для построения точного образа воспринимаемого объекта. Восприятие пространства незрячими людьми. Понятие и общее устройство «звукового навигатора», предназначенного для восприятия пространства незрячими людьми.

Восприятие движений. Жизненная необходимость точного восприятия и оценки человеком движений. Информация, которую получает человек, наблюдая за движениями окружающих его объектов. Приоритет восприятия движений перед другими видами восприятия в обеспечении безопасности человека. Роль движений в различных видах и процессах восприятия. Участие движений в визуальном восприятии объектов. Использование движений для определения форм предметов.

Основные механизмы восприятия движений. Наличие процессов, обеспечивающих автоматическую оценку параметров движений. Нейроны-детекторы движения. Две системы зрительного восприятия движений: «изображение – сетчатка» и «глаз – голова». Фи-феномен и его роль в доказательстве того, что воспринимаемое движения возникает в результате перемещения изображения движущегося предмета по поверхности сетчатки глаза. Законы Корте. Автокинетический эффект и его научное объяснение. Аргументы «за» и «против» различных теорий, объясняющих автокинетический эффект. Теория упреждающего сигнала. Визуальные последствия наблюдаемого движения. Понятие о «перспективе движения». Индуцированное движение и его научное объяснение.

Восприятие времени. Объем и содержание понятия «восприятие времени». Реальность существования феномена правильного восприятия времени человеком. Особое положение восприятия времени среди других видов восприятия. Отсутствие физических стимулов времени, специализированных рецепторов времени или органов чувств, которые его непосредственно воспринимают.

Механизмы восприятия времени. Понятие о биологических часах. Процессы, которые могут претендовать на роль биологических часов. Зависимость восприятия продолжительности (длительности) времени от заполнения соответствующего промежутка времени. Влияние на восприятие времени значимости или ценности для человека дел, которыми оно заполнено. Зависимость восприятия времени от индивидуальных особенностей людей. Понятие о брадихроническом и тахихроническом типах восприятия времени.

Теория восприятия времени Х. Хогланда. Когнитивная теория восприятия времени. Основные положения теории восприятия времени Р. Орштейна. Роль сложности и напряженности выполненяемой работы в оценивании времени. Связь восприятия времени с памятью. Влияние особенностей выполняемой деятельности на оценку времени. Теория восприятия времени в зависимости от активности внимания. Когнитивно-биологическая теория восприятия времени. Факторы, от которых зависит оценка времени человеком. Характер соответствующих зависимостей. Тау-эффект и его проявление в восприятии расстояния. Каппа-эффект и зависимость восприятия времени от расстояния. Восприятие времени и возраст человека.

Иллюзии восприятия. Неточность и неполнота картины мира, отражаемой в образах восприятия. Неизбежность иллюзий восприятия. Наличие иллюзий во всех видах восприятия. Причины того, что иллюзии зрительного восприятия привлекали идо сих пор привлекают к себе наибольшее внимание. Вопросы, которые позволяет ставить и решать знакомство с иллюзиями восприятия, их научными объяснениями. Иллюзии неправильной оценки сравнительной длины вертикальных и горизонтальных линий, расположенных по отношению друг к другу под разными углами. Иллюзия Понцо. Иллюзия Мюллера-Лайера. Основные разновидности иллюзий, связанных с восприятием длины и гладкости линий. Иллюзия «витой веревки» (иллюзия Фрезера). Иллюзия Мюнстерберга. Иллюзия искажения восприятия расстояния между контрастными частями рисунка. Иллюзии субъективных контуров, их разновидности. Субъективный контур куба Неккера. «Невозможные» фигуры. Разновидности иллюзий типа индуцированного движения. Стробоскопический эффект. Иллюзия обратного вращения колеса. Классификация двигательных иллюзий (движения типа альфа, бета, гамма и дельта). Проблема объективности (истинности) и необъективности (иллюзорности) восприятия. Научные объяснения иллюзий восприятия. Оптическая агнозия. Прозопагнозия. Эксперименты Д. Бома с очками, искажающими зрительное восприятие пространства. Научное объяснение подобных экспериментов. Эксперименты с сенсорной депривацией и их значение для понимания иллюзий восприятия. Фантом конечности.

Тема 3. Внимание

Определение, функции, виды и анатомо-физиологические корреляты внимания. Исследования апперцепции в XVIII-XIX вв. - первые научные исследования внимания. Проблемы внимания в направлениях психологии, возникших в начале ХХ века. Особое положение, занимаемое вниманием среди других познавательных процессов человека. Трудности, связанные с включением внимания в ту или иную группе психических явлений (процессов или состояний). Аргументы «за» и «против» самостоятельности внимания как психического процесса. Современное положение дел в решении данной проблемы. Деятельностная трактовка внимания как конструктивное решение проблемы его самостоятельности. Внешние (физические и физиологические) и внутренние (психологические) признаки внимания и его динамика. Отсутствие единого определения внимания и его различные дефиниции. Общее и отличное в различных пониманиях внимания.

Основные свойства внимания человека. Устойчивость внимания. Причины, в силу которых внимание человека не может быть абсолютно устойчивым. Относительность определения внимания как устойчивого или неустойчивого. Концентрация внимания и влияющие на нее факторы. Переключаемость как свойство внимания. Распределение внимания и связанные с ним нерешенные вопросы. Понятие объема внимания, способы определения объема внимания.

Виды внимания. Различные основания классификации видов внимания. Активное и пассивное, произвольное и непроизвольное, непосредственное и опосредствованное внимания. Связь непроизвольного внимания с инстинктами. Ориентировочный рефлекс и его отношение к непроизвольному вниманию. Специфика непроизвольного внимания, его соотношение с волей, мотивацией, эмоциями и способностями человека. Причины, по которым много работ на рубеже XIX и XX веком оказалось посвящено изучению непроизвольного внимания. Произвольное и послепроизвольное внимание. Непосредственное и опосредствованное внимание. Внимание как низшая и как высшая психическая функция. Эмоциональное и интеллектуальное внимание. Понятие о невнимании и его разновидности. Виды внимания, выделяемые и определяемые в когнитивной психологии. Представление о предвнимании и его вариантах в работах У. Найссера.

Основные функции внимания. Обеспечение избирательности восприятия и обработки информации как главная функция внимания. Достижение большей ясности восприятия и других психических процессов как функция внимания. Роль внимания в более четком осознании человеком того, что в данный момент времени происходит с ним и вокруг него. Усиление интенсивности слабых ощущений (сенсибилизация работы органов чувств) как функция внимания. Увеличение скорости протекания перцептивных и других психических процессов как задача, решаемая вниманием. Активизация практической деятельности человека как одна из основных функций внимания.

Необходимость знания анатомо-физиологических основ внимания для превращения психологических знаний о нем в более достоверные и естественнонаучно обоснованные. Назначение и условия включения работы нейронов-детекторов новизны в управление процессами внимания. Роль ретикулярной формации в регуляции внимания. Проблема поиска анатомо-физиологических основ управления вниманием на уровне коры головного мозга и способы ее решения. Гипотеза А. Ухтомского о доминате и ее роли в регуляции внимания. Система ориентировки внимания по М. Познеру. Роль межполушарной асимметрии головного мозга в управлении вниманием человека. Назначение активационных и тормозных процессов, происходящих в мозге человека, в регуляции его внимания. Уровни активации нервной системы и их связь с состояниями внимания. Соотношение внимания с отдельными психическими процессами: восприятием, памятью, воображением, мышлением и речью. Внимание и сознание.

Подходы к изучению внимания, его теоретическое объяснение. Трудности научного исследования внимания и способы преодоления этих трудностей. Преимущество теоретических исследований внимания перед экспериментальными. Основные подходы к изучению внимания. Особенности подхода, основанного на интроспективном анализе субъективных переживаний, связанных с состояниями внимания и их динамикой. Специфика подхода, ориентированного на исследование объективными методами характеристик деятельности, зависящих от внимания. Подход, основанный на изучении отношений, существующих между разными аспектами сознательного (интроспективно представленного) опыта, касающегося внимания, и нейронными механизмами, которые участвуют в регуляцию внимания. Когнитивно-психологический подход к изучению внимания, рассматривающий его как один из моментов активности всей системы восприятия и переработки информации. Переориентация исследований внимания на рубеже XIX и XX веков с философско-умозрительных, интроспективных позиций на экспериментально-физиологическую основу. Содержание и критика аффективно-моторной теории внимания. Проблема авторства данной теории. Аналитическая теория внимания Н. Н. Ланге. Подходы к изучению внимания, существовавшие на рубеже XIX - ХХ вв. (классификация Н. Н. Ланге). Точка зрения Д.Н. Узнадзе на природу внимания. Подход П. Я. Гальперина к трактовке внимания. Связь внимания с ориентировочно-исследовательской деятельностью. Основные идеи, касающиеся внимания и вытекающие из теории поэтапного формирования умственных действий. Специфика подходов к изучению внимания, сложившихся в современной когнитивной психологии. Теория внимания Д. Бродбента («модель с фильтрацией»). Достоинства и недостатки модели внимания Бродбента. Модель процесса внимания Н. Морея. Взгляды У. Найссера на внимание. Теория внимания, обозначенная как «модель делителя». Основные положения теории внимания Д. Канемана. Теория внимания Э. Трейсман. Концепция внимания, предложенная Д. Норманом и Д. Дойчем. Концепция внимания как прожектора. Критическая оценка теорий внимания, в которых используются такие технические и естественнонаучные понятия, как «прожектор», «фильтр» или «ресурсы». Трехуровневая теория (модель) внимания М. Познера. Идеи А. Оллпорта и О. Ноймана, касающиеся внимания человека.

Формирование и развитие внимания. Улучшение внимания – главная линия его прогрессивного преобразования в течение жизни человека. Развитие внимания человека в филогенезе. Онтогенетическое преобразование внимания. Общее и различное в процессах филогенеза и онтогенеза внимания человека. Логика развития внимания детей, по культурно-исторической концепции формирования и развития высших психических функций Л. С. Выготского. Эксперимент А. Н. Леонтьева по формированию у детей опосредствованного внимания. Этапы развития внимания детей. Роль внутренних и внешних факторов в процессе регуляции внимания. Развитие внимания через соответствующие факторы. Назначение периодических колебаний внимания (отвлечения, временного снижения интенсивности и т. д.) в его поддержании и сохранении, по Т. Рибо. Влияние фоновых раздражителей на сохранение и укрепление внимания.

Тема 4. Память

Общая характеристика памяти, история ее изучения и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: