Образовательные технологии




Дисциплины «Общая психология: Психология познавательных процессов»

В процессе преподавания дисциплины используются лекционные, семинарские и практические занятия. На семинарских занятиях студенты вместе с преподавателем обсуждают ключевые вопросы курса. Во время практических занятий они, проводя соответствующие опыты, знакомятся с изучаемыми явлениями, с характерными для них закономерностями. Кроме того, на лабораторно-практических занятиях они приобретают умения и навыки пользования соответствующими психодиагностическими методиками, применяемыми при изучении различных познавательных процессов: ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Общая психология: Психология познавательных процессов».

 

Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине обеспечивается в основном за счет нахождения и изучения научной литературы по темам, входящим в содержание данной учебной дисциплины. Кроме того, темы и проблемы данной учебной дисциплины входят в состав тематики контрольных и курсовых работ, предусмотренных учебным планом.

Самостоятельный контроль усвоения дисциплины студентами и оценивание их знаний на экзаменах и зачетах производятся с использованием представленных ниже и разделенных по отдельным темам контрольных вопросов.

 

Контрольные вопросы для самопроверки студентов

Контрольные вопросы по теме «Ощущения»

1. Каким образом ощущения человека соотносятся с окружающим миром, с реально существующими в нем предметами и явлениями?

2. В чем заключается познавательная роль ощущений?

3. Почему наличие ощущений является необходимым, но недостаточным условием глубокого познания человеком себя и окружающего мира?

4. Какова роль различных ощущений в жизни человека?

5. Чем объясняется разница в ощущениях человека и животных?

6. Каким образом человек компенсирует недостатки своих ощущений?

7. Как ощущения человека соотносятся с физическими, химическими и другими свойствами объективно существующего мира?

8. Каким образом возникновение и развитие экспериментальной психологии связано с изучением ощущений?

9. Какую роль в исследовании ощущений сыграла интроспекция?

10. Что называют модальностью ощущения?

12. Какую роль сыграли работы психологов и физиологов в экспериментальном изучении ощущений?

13. Какими являются основания для классификации ощущений и их разделения на группы (виды)?

14. Каким образом ощущения человека делят по органам чувств?

15. Что представляет собой классификация ощущений на основе физических и других стимулов (видов энергии), которые их порождают?

16. Как ощущения делятся на группы по их происхождению (генезису)?

17. Как разделяют ощущений на виды по их представленности в сознании человека (осознанности)?

18. Какова классификация ощущений по месту расположения вызывающего их источников в окружающем мире?

19. Какова специфика ощущений в зависимости от места расположения связанных с ними рецепторов во внутренних органах тела?

20. Каким образом соотносятся ощущения человека с различными видами энергии?

21. Что в реальном физическом мире соответствует зрительным ощущениям человека (вызывает их)?

22. За счет чего человек может воспринимать электромагнитные волны, выходящие за пределы естественно воспринимаемого зрительного диапазона?

23. Какой характеристикой электромагнитной энергии определяется видимый человеком цвет?

24. Что кроме длины электромагнитной волны влияет на оттенок воспринимаемого цвета?

25. Что такое тон, светлота и насыщенность цвета?

26. От каких физических параметров электромагнитных волн зависят тон, светлота и насыщенность цветовых ощущений?

27. Каковые анатомо-физиологические основы (механизмы) цветового зрения?

28. Что принято называть первичными цветами?

29. Каковы возможные нарушения цветового зрения и их причины?

30. В чем состоит жизненное назначение слуховых ощущений?

31. Что в реальном физическом мире соответствует слуховым ощущениям человека?

32. Каковы физические корреляты таких характеристик слуховых ощущений, как громкость, высота и тембр звука?

33. Как взаимосвязаны друг с другом и с соответствующими физическими характеристиками звуков их громкость, высота и тембр?

34. Что такое музыкальный слух?

35. Что представляют собой органические ощущения, какую информацию они несут в себе?

36. Каково жизненное назначение обонятельных и вкусовых ощущений?

37. Как в науке решается вопрос о наличии первичных или основных запахов?

38. Что представляет собой стереохимическая теория обонятельных ощущений?

39. Что такое теория «ключа и замка» применительно к пониманию процесса формирования обонятельных ощущений?

40. Каковы основные, или первичные, вкусовые ощущения, как они связаны с оказанием пользы или вреда для организма?

41. Каким образом вкусовые ощущения соотносятся с другими видами чувствительности?

42. Что представляет собой кожная чувствительность?

43. Чем отличается осязание от общей кожной чувствительности?

44. Что является органом осязания, каково его жизненное назначение?

45. Что включают в себя и какую жизненную роль играют кинестетические ощущения?

46. Что представляет собой анатомо-физиологический аппарат ощущений?

47. Как со временем изменялось представление о таком аппарате?

48. Что называют анализатором, откуда появилось это название?

49. Какой вклад в изучение строения и работы анализатора внесли российские ученые?

50. В чем состоит проблема преобразования физических и физиологических процессов в ощущения?

51. Что представляет собой принцип специфической энергии органов чувств?

52. Как устроена зрительная система (зрительный анализатор)?

53. Каково строение глаза и его сетчатки?

54. Что представляют собой зрительные рецепторы, как они связаны со зрением?

55. Как устроена слуховая система человека?

56. Из каких частей состоит внутренне ухо человека?

57. Каковы общие теории, описывающие физиологические механизмы возникновения слуховых ощущений?

58. Что утверждается в локализационной (резонансной) теории слуха?

59. Что представляет собой критика локализационной теории слуха?

60. Каковы основные положения слуховой теории периодичности?

61. Что утверждается в «телефонной» теория слуха и каким образом она критикуется?

62. Какова общая оценка различных физиологических теорий слуха?

63. Каким образом устроены обонятельная и вкусовая системы (анализаторы)?

64. Как устроен кожный анализатор?

65. Каковы особенности представления кожной чувствительности в коре головного мозга? Что такое сенсорный гомункулюс?

66. Что представляют собой кожные рецепторы?

67. Какова структура осязательного анализатора?

68. Как устроен мышечный (моторный) анализатор?

69. Что такое моторный гомункулюс?

70. Из каких частей состоит и как работает вестибулярный анализатор?

71. Что такое точность научных знаний?

72. Какое значение имеют измерения для повышения точности научных знаний?

73. Что означает словосочетание «измерение психологических явлений»?

74. Какими измерительными шкалами пользуются в психологии?

75. Каким образом точность научных знаний связана с их достоверностью и возможностью использования в практике?

76. Какую роль сыграла психофизика во внедрении измерений в психологические исследования?

77. Почему ощущения стали первым и основным психологическим явлением, подвергнутым измерениям?

78. В чем заключался вклад Г. Фехнера в решение проблемы измерения ощущений?

79. Что такое пороги ощущений?

80. Каким образом определяется абсолютный нижний порог ощущений?

81. Что представляет собой абсолютный верхний порог ощущений?

82. Какова характеристика относительного порога ощущений?

83. Что понимают под дифференциальным порогом ощущений?

84. Что называют чувствительностью органа чувств, как она определяется?

85. Что утверждается в законе Бугера – Вебера, каким образом этот закон связан с относительным порогом ощущения?

86. Чем отличается старое представление о порогах ощущений и современное представление о них?

87. Каковы основные положения теории обнаружения сигналов?

88. Что представляет собой основной психофизический закон (закон Вебера – Фехнера)?

89. В чем заключается отличие закона Стивенса от закона Вебера – Фехнера?

90. Какой из законов: Вебера–Фехнера или Стивенса – правильнее отражает связь, существующую между стимулами и ощущениями?

91. Каковы основные методы определения пороговых значений ощущений?

92. Что представляет собой метод средней ошибки?

93. В чем заключается суть метода границы?

94. Каковы особенности метода постоянных стимулов?

95. Что такое психометрическая кривая и как с ее помощью можно установить порог ощущения?

96. Какие факты доказывают изменчивость ощущений человека при постоянстве порождающих их стимулов?

97. В силу каких причин ощущения человека могут меняться при постоянных стимулах?

98. Что представляют собой процессы, связанные с изменением ощущений при постоянных стимулах?

99. Что называют нормальными и аномальными изменениями чувствительности?

100. Что понимают под адаптацией органов чувств, в чем она проявляется?

101. Каково жизненное назначение адаптации?

102. В чем конкретно может проявляться адаптация органа зрения?

103. Каким образом научно объясняется зрительная адаптация?

104. Какова роль палочек и колбочек в процессе зрительной адаптации?

105. Что представляет собой зрительная адаптация к цвету?

106. Как можно воздействовать на процесс адаптации?

107. Каковы различия в скорости и диапазоне изменения чувствительности в результате адаптации в разных органах чувств?

108. Что представляет собой сенсибилизация органов чувств?

109. Каково научное объяснение феномена сенсибилизации?

110. Какую роль играет опыт (тренировка) в изменении чувствительности органа чувств?

111. Что называют синестезией?

112. Каковы основные проявления и причины синэстезии?

Контрольные вопросы к теме «Восприятие»

1. Как связаны между собой ощущения и восприятие?

2. Почему образ и процесс восприятия нельзя свести только к ощущениям?

3. Чем образ восприятия отличается от простого набора ощущений?

4. Почему словосочетание «сенсорные процессы» относят и к ощущениям, и к восприятию?

5. Можно ли определение восприятия ограничить формированием образов отдельных предметов и явлений?

6. Правильно ли характеризовать восприятие как процесс, осуществляемый работой только одного органа чувств?

7. Почему о восприятии говорят как о мультисенсорном процессе?

8. На каком основании виды восприятия обозначают через названия отдельных органов чувств?

9. Почему понятие «образ» не вполне подходит для обозначения конечных результатов различных видов восприятия?

10. Как возникли и далее развивались исследования в области восприятия?

11. Чем объясняется повышенное внимание современных ученых к проблематике восприятия?

12. Каковые основные проблемы и дискуссионные вопросы психологии восприятия?

13. Какую роль в восприятии играют такие познавательные процессы, как внимание, память, воображение, мышление и речь?

14. Что называют дистальными и проксимальными стимулами? Как с этими стимулами связано представление о недостаточности ощущений для построения полноценного образа восприятия?

15. Какую роль сыграла гештальтпсихология в формировании современных представлений о восприятии?

16. Как современные ученые оценивают гештальпсихологические идеи об образе и восприятии?

17. Что представляют собой предметность, объективированность, мультимодальность, целостность, константность и категориальность как свойства образа восприятия?

18. В чем конкретно может проявляться константность восприятия?

19. Почему категориальность восприятия считается приобретенным свойством?

20. По каким основаниям восприятие делят на виды?

21. Какие виды восприятия выделяются в соответствие с различными критериями классификации?

22. Какая научная концепция и метод стали первыми в практике опытного, а далее - экспериментального изучения восприятия?

23. Какую роль в восприятии играют психические состояния и свойства человека?

24. Каким образом в процессе восприятии участвуют движения?

25. Как возникла и решалась в истории психологии проблема врожденного и приобретенного в восприятии?

26. Каковы аргументы «за» и «против» нативизма и эмпиризма как общих теорий восприятия?

27. Что представляют способы обработки сенсорной информации «снизу-вверх» и «сверху-вниз»?

28. Что такое теория бессознательных умозаключений и какое отношение она имеет к восприятию?

29. На чем основаны структурализм (элементаризм) и ассоциативная теория восприятия?

30. Каковы основные положения гештальтпсихологической теории восприятия?

31. Чем отличаются представления гештальтпсихологов о восприятии от его понимания в ассоциативной психологии?

32. Что называют фигурой и фоном в восприятии?

33. Как соотносятся друг с другом фигура и фон?

34. Что представляют собой основные факторы (законы) гештальта?

35. Как исторически сложилась судьба гештальтпсихологической теории восприятия?

36. Какое влияние гештальтпсихология оказала на современные представления о восприятии?

37. Что утверждается в категоризационной теории восприятия?

38. Каковы основные идеи конструктивистской теории восприятия?

39. На чем основана деятельностная теория восприятия?

40. Что называют экологической теорией восприятия?

41. Каковы основные идеи современных когнитивных теорий восприятия?

42. Какие недостатки психологи видят в различных современных теориях восприятия?

43. Как объясняют в современной науке феномен константности образа восприятия?

44. Что называют опознанием (опознаванием)?

45. Какие теории опознания существуют в современной психологии восприятия?

46. Почему название «зрительное восприятие» в настоящее время считается не вполне точным?

47. Что включает в себя полное и разностороннее представление о зрительное восприятии?

48. В чем заключаются особенности различных видов зрительного восприятия?

49. Что такое восприятие формы?

50. Какова специфика восприятия величины?

51. Что понимают под восприятием глубины или удаленности?

52. Что означает словосочетание «восприятие фактуры поверхности»?

53. С какими проблемами ученые сталкиваются при объяснения восприятия объемности мира?

54. Что входит в состав понятия «восприятие пространства»?

55. Каковы механизмы восприятия места расположения предметов в пространстве?

56. Что называют восприятием изменений, происходящих в зрительном поле?

57. Что понимают под восприятием движений?

58. Почему слуховое восприятие считают жизненно наиболее важным видом восприятия?

59. Что представляют собой разновидности и основные параметры слухового восприятия?

60. Для чего и в какой последовательности человек обычно устанавливает отдельные параметры воспринимаемых им звуков?

61. Что представляют собой физические свойства воспринимаемых звуков и основные единицы их измерения?

62. Какими являются психологические единицы измерения слуховых ощущений?

63. В чем состоит преимущество логарифмической шкалы измерения слуховых и других ощущений перед другими измерительными шкалами?

64. Как связаны между собой физические параметры звука и его психологические характеристики?

65. Как зависит громкость воспринимаемого звука от его высоты?

66. Что называют фундаментальными частотами и гармониками (обертонами) звуков?

67. Что обозначают словами «объем звука» и «плотность звука»?

68. Почему физические параметры звуков не всегда соответствуют их психологическим характеристикам?

69. В чем проявляется эффект Доплера?

70. Что называют маскировкой звуков?

71. Как влияет продолжительность звука на его восприятие?

72. Что представляет собой многоуровневый анализ информации, воспринимаемой органом слуха?

73. Что такое глушением звуков?

74. Что понимают под бинауральным эффектом?

75. По каким признакам можно оценивать место расположения источника звука в пространстве и расстояние до него?

76. Каковы бинауральные признаки, используемые человеком для определения места расположения источника звука в пространстве?

77. Что такое эффект предшествования?

78. В чем проявляется эффект Мак-гурка?

79. Что называют стереофоническим («объемным») восприятием звука?

80. Как соотносятся в объяснениях слухового восприятия теория места и временная теория?

81. Что представляет собой и каким образом объясняется феномен избирательного восприятия речи человека?

83. В чем проявляется междисциплинарный характер решения проблемы восприятия цвета?

84. Каковы роль физики, физиологии, психологии и других наук в объяснениях цветового восприятия?

85. Что представляют собой (чем отличаются друг от друга) два основных вида восприятия цвета: восприятие окрашенных поверхностей и цвета световых лучей?

86. Какими физическими параметрами электромагнитных волн определяются субъективные ощущения цветового тона, яркости и насыщенности?

87. Что такое цветовое веретено? Как оно устроено и каким образом им пользуются для определения психологических характеристик цветовых ощущений?

88. Каким образом связаны между собой различные психологические характеристики цвета?

89. Как зависит восприятие цвета от индивидуальных особенностей человека?

90. В чем проявляется несоответствие количества цветовых оттенков, субъективно различаемых человеком, теориям цветового восприятия?

91. Что представляет собой трехкомпонентная теория восприятия цвета Юнга - Гельмгольца?

92. Каковы достоинства и недостатки теории цветового зрения Юнга-Гельмгольца?

93. Что представляет собой многоуровневая обработка человеком информации о цвете?

94. Что называют антагонистическими парами цветов?

95. В чем заключается суть теории цветового зрения, основанной на противоположно направленных (антагонистических) процессах в нервной системе?

96. Каковы основные положения теории цветового зрения Э. Геринга?

97. Что представляют собой три оппонентные рецепторных систем цветовосприятия?

98. Каковы преимущества оппонентной теории восприятия цвета перед трехкомпонентной теорией?

99. Что утверждается в двухстадийной теории цветового восприятия?

100. Каковы основные положения аддитивной теории цветового зрения?

101. В суть субтрактивной теории восприятия цвета?

102. Что называют цветовым кругом? Какие закономерности восприятия он иллюстрирует?

103. Какие цвета называют комплементарными, и почему?

104. Что в цветовом восприятии обозначают как метамеры?

105. Какие нервные процессы соответствуют аддитивной и субтрактивной теориям восприятия цвета?

106. Каким образом цвет влияет (или может влиять) на психические состояния человека?

107. Как психические состояния воздействуют на цветовосприятие человека?

108. Как связаны ощущения, порождаемые различными цветами, с жизненным опытом человека?

109. В чем проявляется зависимость цветовосприятия от особенностей смешивания цветов?

110. Воспринимают ли цвет животные?

111. В чем заключается проблематичность решения вопроса о цветовосприятии животных?

112. Каковы основные положения нативистской теории восприятия пространства?

113. Каковы идеи опытной (когнитивной) теории восприятия пространства?

114. Каким образом можно объединять и согласовывать друг с другом положения нативистской и опытной теорий восприятия пространства?

115. Что представляют собой монокулярные признаки пространственного восприятия?

116. Что называют интерпозицией, маскировкой и воздушной перспективой при восприятии пространства?

117. Что понимают под чередованием света и тени, элевацией и градиентом текстуры как монокулярными признаками восприятия пространства?

118. Что такое монокулярный параллакс движения? Каким образом он используется при восприятии глубины?

119. Каковы основные бинокулярные признаки восприятия пространства?

120. Какую роль в восприятии пространства играют конвергенция, дивергенция и аккомодация глаз?

121. Что такое бинокулярная диспаратность? Какова ее роль в восприятии пространства?

122. Каким образом в процессе восприятия пространства используются корреспондирующие точки сетчаток правого и левого глаз?

123. Какова роль диспаратности изображений в объемном восприятии?

124. Каким образом доказывает биологическая обусловленность бинокулярной диспаратности и объемного восприятия пространства?

125. Какие факторы принимают участие в восприятии формы?

126. Что называют нейронами-детекторами формы?

127. Что такое рецептивное поле нейрона? Какую роль оно играет в восприятии форм предметов?

128. С помощью каких психофизиологических механизмов человек воспринимает величины предметов?

129. Какую роль мышечная система играет в восприятии величины?

130. В чем проявляется участие мышечной системы в восприятии глубины и расстояния до предметов?

131. Каковы возможности конвергенции, дивергенции и аккомодации глаз в оценивании расстояний в глубину?

132. Каким образом человек воспринимает и оценивает большие расстояния в глубину?

133. Что представляют собой основные монокулярные и бинокулярные признаки оценки глубины?

134. Какую роль играет жизненный опыт человека в правильном восприятии пространства?

135. Каковы основные положения афферентной теории, объясняющей стабильность (константность) воспринимаемой картины мира?

136. Каковы главные аргументы эфферентной теории, объясняющей стабильность (константность) картины мира?

137. Какую роль перцептивная установка играет в восприятии двусмысленных фигур?

138. Что такое информационные точки воспринимаемого объекта?

139. Как используются информационные точки в процессе построения образа воспринимаемого предмета?

140. Как незрячие люди ориентируются в окружающем пространстве и воспринимают его?

141. Как устроен «звуковой навигатор», используемый незрячими людьми для ориентации в пространстве?

142. В чем заключается жизненная необходимость точного восприятия и оценки человеком движений?

143. Какие из механизмов восприятия движений являются врожденными?

144. В чем заключается приоритет восприятия движений перед другими видами восприятия в обеспечении безопасности жизни человека?

145. Каким образом движения могут быть использованы для идентификации формы предметов?

146. Какую информацию можно получить, наблюдая за движениями окружающих нас предметов?

147. Каковы основные параметры воспринимаемых человеком движений?

148. Что представляют собой психофизиологические механизмы восприятия и оценки движений?

149. Как называются две основные системы зрительного восприятия движений?

150. Что такое фи-феномен? Какова его роль в доказательстве того, что ощущение движения возникает вследствие перемещения изображения движущегося предмета по поверхности сетчатки глаза?

151. Что называют законами Корте? В чем они проявляются?

152. Что такое автокинетический эффект?

153. Каково научное объяснение автокинетического эффекта?

154. Какие аргументы приводятся в пользу различных теорий, объясняющих автокинетический эффект?

155. Что такое теория упреждающего сигнала? Какие виды восприятия движений она объясняет?

156. Что называют визуальным последствием наблюдаемого движения?

157. Что обозначается словосочетанием «перспектива движения»?

158. Какое явление обозначают как индуцированное движение?

159. Какую роль движения играют в других видах и процессах восприятия?

160. В чем проявляется участие движений в визуальном восприятии объектов?

161. Что входит в представление о восприятии времени?

162. Чем определяется особое положение восприятия времени среди других видов восприятия?

163. Чем доказывается реальность существования феномена восприятия времени?

164. Что называют биологическими часами?

165. Какие процессы, происходящие в организме, могут претендовать на роль биологических часов?

166. Как зависит восприятие длительности времени от заполненности делами соответствующего отрезка времени?

167. Как влияние на восприятие времени значимость тех дел, которым оно заполнено?

168. В чем проявляется зависимость восприятия времени от индивидуальных особенностей людей?

169. Что такое брадихронический и тахихронический типы восприятия времени?

170. Каковы основные положения теории восприятия времени Х. Хогланда?

171. Что утверждается в когнитивной теории восприятия времени?

172. На чем основана теория восприятия времени Р. Орштейна?

173. Какую роль в восприятии времени играет сложность и напряженность выполняемой человеком работы?

174. Как оценка времени связана с памятью человека?

175. Как влияют особенности выполняемой человеком деятельности на оценку времени?

176. Как зависит восприятие времени от внимания человека?

177. На чем основана когнитивно-биологическая теория восприятия времени?

178. От каких факторов может зависеть оценка человеком времени?

179. Что такое тау-эффект? В чем он проявляется?

180. Что представляет собой и в чем обнаруживается каппа-эффект?

181. Как зависит восприятие времени от возраста человека?

182. Почему картина мира, представляемая человеку в виде образов, является не вполне точной?

183. Чем объясняется неизбежность существования иллюзий восприятия?

184. Почему иллюзии зрительного восприятия привлекают к себе повышенное внимание?

185. Что представляет собой иллюзия оценки сравнительной длины вертикальных и горизонтальных линий, расположенных по отношению друг к другу под прямым углом?

186. В чем проявляется иллюзия Понцо?

187. Какую иллюзию называют иллюзией Мюллера-Лайера?

188. Каковы основные разновидности зрительных иллюзий восприятия и оценки длины и гладкости линий?

189. Что такое иллюзия «витой веревки» или иллюзия Фрезера?

190. В чем проявляется иллюзия Мюнстерберга?

191. Что представляет собой иллюзия искажения восприятия расстояния между контрастными частями рисунка?

192. Какие иллюзии называют субъективными контурами?

193. Что представляют собой наиболее известные иллюзии субъективных контуров?

194. Какую иллюзию называют субъективным контуром куба Неккера?

195. Что такое невозможные фигуры?

196. Каковы основные виды зрительных иллюзий, называемых индуцированными движениями?

197. Что обозначают как стробоскопический эффект?

198. Что представляет собой иллюзия обратного вращения колеса? Каким образом она объясняется?

199. На какие группы делятся иллюзии движений?

200. Как решается проблема объективности восприятия в свете наличия иллюзий?

201. Каким образом ученые объясняют иллюзии восприятия?

202. Какое явление называют оптической агнозией?

203. Что такое прозопагнозия?

204. Что представляют собой эксперименты Д. Бома с ношением очков, искажающих пространство?

205. Каким образом объясняются результаты экспериментов с ношением очков, искажающих восприятие пространства?

206. Что доказывают эксперименты с сенсорной депривацией?

207. В чем проявляется фантом конечности, и каким образом он объясняется?

Контрольные вопросы к теме «Внимание»

1. Что представляли собой первые научные исследования внимания?

2. Как подходили к изучению внимания представители интроспективной психологии сознания, функциональной психологии, гештальтпсихологии и других научных направлений, возникших в начале ХХ века?

3. В чем проявляется особое положение внимания среди других познавательных (психических) процессов человека?

4. Какие трудности возникают при включении внимания в определенную группу психических явлений?

5. Какие доводы приводят ученые в пользу точки зрения, согласно которой внимание считается самостоятельным или несамостоятельным познавательным процессом?

6. Как обстоят дела в решении данной проблемы в настоящее время?

7. Что представляет собой деятельностный подход к решению проблемы самостоятельности внимания?

8. По каким внешним и внутренним признакам можно судить об участии внимания в регуляции психики и практической деятельности человека?

9. Каким образом определяют внимание различные ученые?

10. Что общего в различных определениях внимания?

11. Каковы основные свойства внимания человека?

12. По каким причинам внимание человека не может быть абсолютно устойчивым?

13. Почему характеристика внимания как устойчивого или неустойчивого является относительной?

14. Какое внимание называют концентрированным?

15. Какие факторы могут оказывать влияние на степень концентрации внимания?

16. Что называют переключаемостью внимания?

17. Что понимают под распределением внимания?

18. Какие трудности возникают в понимании психологической природы распределенного внимания?

19. Что такое объем внимания?

20. Каким образом определяется объем внимания?

21. Что представляют собой основные критерии для разделения внимания на виды?

22. Как определяются активное и пассивное, произвольное и непроизвольное, непосредственное и опосредствованное внимание?

23. Почему непроизвольным вниманием ученые больше всего интересовались в конце XIX - начале XX веков?

24. Каким образом внимание раньше связывали с волей, мотивацией, эмоциями и способностями?

25. В чем специфика произвольного внимания?

26. Какое внимание называют послепроизвольным, и каким образом решается вопрос о его существовании?

27. Чем отличаются друг от друга непосредственное и опосредствованное внимание?

29. Что представляет собой внимание как низшая и высшая психическая функция по Л. С. Выготскому?

30. В чем разница между вниманием, как низшей психической функцией, и вниманием, называемым природным?

31. Какие различия существуют между вниманием, как высшей психической функцией, и социально-обусловленным вниманием?

32. Какое внимание называют эмоциональным и интеллектуальным?

33. Какие виды внимания выделяются и изучаются в современной когнитивной психологии?

34. Что такое предвнимание по У. Найссеру?

35. Каковы основные функции внимания?

36. Каким образом внимание обеспечивает избирательность восприятия и обработки информации?

37. В чем проявляется достижение большей ясности, отчетливости восприятия и других психических процессов за счет внимания?

38. Как внимание способствует осознанию человеком того, что в данный момент времени происходит с ним и вокруг него, происходило в прошлом или может произойти в будущем?

39. За счет чего внимание может усиливать интенсивность слабых ощущений (сенсибилизировать органы чувств)?

40. Каким образом внимание способствует увеличению скорости протекания перцептивных и других психических процессов?

41. Что представляет собой функция внимания, обозначаемая как активизация практической деятельности?

42. Какую роль в понимании внимания играет знание анатомо-физиологических его основ?

43. Каким образом нейроны-детекторы новизны участвуют в регуляции процессов внимания?

44.Какова роль ретикулярной формации в регуляции внимания?

45. В чем заключается проблема поиска анатомо-физиологических основ управления вниманием на уровне коры головного мозга?

46. Что представляет собой гипотеза А. Ухтомского о доминате и ее роли в регуляции внимания?

47. Каково устройство и функции системы ориентировки внимания по М. Познеру?

48. Какую роль в управлении вниманием играет межполушарная асимметрия головного мозга?

49. Какое значение в регуляции внимания имеют активационные и тормозные процессы в мозге?

50. Каким образом состояния внимания связаны с уровнями активации нервной системы?

51. Как соотносится внимание с восприятием?

52. Какую роль внимание играет в процессах памяти?

53. В чем проявляется участие внимания в воображении и мышлении?

54. Каким образом внимание связано с речью?

55. С какими трудностями сталкиваются ученые, изучая внимание экспериментальным путем?

56. Каким образом эти трудности преодолеваются?

57. В чем состоит преимущество теоретических исследований внимания перед экспериментальными его исследованиями?

58. Что представляют собой основные подходы к научному изучению внимания?

59. Каковы особенности подхода, основанного на интроспективном анализе субъективных переживаний, связанных с состояниями внимания и их динамикой?

60. В чем заключается специфика подхода, ориентированного на объективное исследование деятельности, зависящей от внимания?

61. Что представляет собой подход к изучению внимания, направленный на анализ отношений, существующих между разными аспектами сознательного, интроспективно представленного опыта, касающегося внимания, и нейронными механизмами, которые участвуют в его регуляции?

62. В чем выражается суть когнитивно-психологического подхода, рассматривающего внимание не как отдельный познавательный процесс, а как один из моментов работы системы восприятия и переработки информации?

63. Каким образом исследования внимания были переориентированы в конце XIX – начале ХХ веков?

64. В чем заключалась суть аффективно-моторной теории внимания Н. Ланге – Т. Рибо? Кто на самом деле является ее автором?

65. За что критиковали данную теорию внимания?

66. Чем аналитическая теория внимания Н. Н. Ланге отличается от аффективно-моторной теории внимания Т. Рибо?

67. Какие подходы к изучению внимания выделял Н. Н. Ланге?

68. В чем заключается точка зрения Д. Н. Узнадзе на природу внимания?

69. Как связаны между собой ориентировочно-исследовательская деятельность и внимание по П. Я. Гальперину?

70. Каковы основные идеи, касающиеся внимания и вытекающие из теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина?

71. В чем состоит специфика когнитивно-психологического подхода к изучению внимания?

72. Каким образом в целом оценивается когнитивно-психологический подход к изучению внимания?

73. В чем заключается суть теория внимания Д. Бродбента («модели с фильтрацией»)?

75. Чем отличается модель внимания Н. Морея от модели Д. Бродбента?

76. Что представляла собой модифицированная двухуровневую модель селективного отбора информации Д. Бродбента? Какую роль в ее разработке сыграли исследования, проведенные Э. Трейсман?

77. Какие достоинства и недостатки имеются в модели внимания Д. Бродбента?

79. Что нового в понимание внимания внес У. Найссер?

80. В чем суть теории внимания, получившей название «модель делителя»?

81. Что представляют собой взгляды Д. Канемана на внимание?

82. Каковы основные положения теории внимания Э. Трейсман?

83. В чем заключаются особенности концепции внимания Д. Норманна и Д. Дойча?

84. Что утверждается в теории внимания как прожектора?

85. Какие спорные (дискуссионные) вопросы порождают концепции внимания, в которых используются такие понятия, как «прожектор», «фильтр» или «ресурсы»?

86. Каковы основные идеи трехуровневой теории (модели) внимания М. Познера?

87. В чем суть идей А. Оллпорта и О. Ноймана, касающиеся внимания?

88. Почему развитие внимания рассматривается как главная линия его преобразования в процессе жизни людей?

89. Что представляет собой развитие внимания в филогенезе?

90.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: