Проекты новых участковых станций разрабатывают на плане местности в горизонталях в масштабе 1:2000. Проекты переустройства и реконструкции станции разрабатываются на плане существующей станции, на котокрупным потребителям воды. Разводящая сеть от водонапорной башни укладывается к производственным, производственно-техническим и пассажирским зданиям, к поселку и грузовым складам. В местах пересечения путей разводящей сети с железнодорожными путями обязательно укладывают стальные трубы; в междупутьях можно применять асбоцементные.
Для разработки проекта необходимы также размеры движения, размеры местной работы станции на расчетный срок (5-й и 10-й год эксплуатации), схема тягового обслуживания участка. Проектирование начинается с выбора схемы станции, при этом учитывается заданная станционная площадка, предполагаемые стоимость строительства и эксплуатационные расходы в процессе эксплуатации.
Определяются размеры устройств: число приемо-отправочных путей для приема пассажирских и грузовых поездов; число сортировочных и вытяжных путей; размеры грузовых устройств и другие устройства. При расчете путевого развития используют экономические данные. Исходными данными для расчета числа путей является вагонооборот станции на расчетный период (представляется в виде косых таблиц) и масса поезда. На основании данных о грузовом движении, составляется диаграмма вагонопотоков (рис. 4.22), а затем поездо-потоков, на которой показываются грузовые поезда и добавляются пассажирские поезда (рис. 4.23).
Проект выполняется на основании задания, в котором указывается вид тяги, весовые нормы грузовых поездов, полезная длина путей, схема тягового обслуживания.
Проектирование путевого развития начинается с расположения главных путей и пассажирских устройств. Пассажирские устройства располагают со стороны поселка. Затем разрабатывают конструкции горловин парков. При этом стараются обеспечить параллельность приема с нескольких подходов, параллельность отправления на все направления, независимость маневровых передвижений, для чего горловины секционируются. Обеспечивают независимый выход из сортировочного парка на главные пути для возможности отправления сформированных поездов из сортировочного парка. Пример конструкции горловин участковой станции приведен на рис. 4.24.
Разработка масштабного плана станции
Учитываемые факторы при вычерчивании масштабного плана:
1. Тип рельсов: на главных путях Р65, на всех остальных - Р50
Стрелочные переводы: на маршрутах отклонения пассажирских поездов - марка крестовины не круче 1/11; при безостановочном пропуске поездов по разветвлению главного пути и в путепроводных развязках -1/18 или1/22; на маршрутах движения грузовых поездов -1/9; во всех остальных случаях - 1/9 или 1/6 симметричные
Радиусы кривых в плане: на главных, приемо-отправочных и вытяжных путях-1200 м, в стесненных условиях допускается уменьшение до 600 м.; на прочих путях минимальный радиус -200 м, а на крайних сортировочных путях - до 180 м.
Радиусы закрестовинных кривых: при марке крестовины 1/18 и 1/22 -1500 м.
1/11—300-400 м., 1/9- 200-300 м, 1/6 -180-200 м.
Минимальные междупутья:
Ø между ПО путями с пассажирскими платформами при переходах в разных уровнях -10.6 м; между путями ПО парков - 5.3 и 5.5 (чередуются через междупутья);
Ø между ходовыми и смежными, а также между вытяжными и смежными путями -6.5 м;
Ø в техническом парке - чередуются междупутья 5.3 и 7. 5 м;
Ø между осями крайних путей отдельных пучков сортировочного парка -7.5 м;
Ø в цехах ремонта между осями -7 м, а до стен депо -5.5 м;
Ø на зкипировочных устройствах, где пескораздаточные бункера -5.5, одно междупутье, где их нет -7 м.
Длина локомотивных тупиков -50 м.
Примыкание подъездных путей. В районе участковых станций часто размещаются различные предприятия, имеющие свои подъездные пути. На рис. 4.25 показаны варианты примыкания подъездных путей к участковой станции. Если предприятие отправляет или получает отправительские маршруты, подъездные пути должны примыкать непосредственно к приемо-отпра-вочным путям станции, причем прием и отправление с подъездного пути не должно мешать приему и пропуску пассажирских поездов по главным путям (вар. 1, 2, 4). Подъездные пути, на которые поступают вагоны из сортировочного парка, а также подъездные пути с небольшой погрузкой-выгрузкой, могут иметь примыкание к сортировочному парку или к вытяжному пути.
При проектировании участковых станций следует руководствоваться следующими положениями:
1. маневровая работа станции по формированию и расформированию поездов и производству местных операций должна быть изолирована от движения организованных поездов;
2. для переработки вагонов должны быть предусмотрены сортировочные устройства;
3. для обслуживания пассажиров следует предусматривать комплекс зданий, сооружений и устройств;
4. расположение пассажирских платформ должно увязываться со специализацией путей, предназначенных для приема и отправления пассажирских поездов, и обеспечивать безопасное следование пассажиров от поездов к пассажирскому зданию и обратно. В этих случаях на участковых станциях с продольным и полупродольным расположением приемо-отправочных парков для пропуска грузовых поездов из смещенного парка следует, как правило, специализировать главный путь, а пассажирский путь проектировать между главным путем и вокзалом;
5. на двухпутных линиях при необходимости проектирования второго пассажирского пути его следует укладывать рядом с главным путем того же направления с устройством между ними пассажирской платформы;
6. пассажирские пути для приема и отправления дальних, местных и пригородных пассажирских поездов следует проектировать, как правило, общими. В отдельных случаях в зависимости от характера и размеров пассажирского движения для местных и пригородных поездов допускается проектировать отдельные пути с платформами для посадки и высадки пассажиров. Расположение пассажирских платформ должно обеспечивать удобное сообщение с пассажирским зданием и пересадку пассажиров на поезда дальнего следования. Пути для отстоя составов пригородных и местных поездов, заканчивающих движение на станции, следует, по возможности, проектировать в том районе станции, где расположены устройства вагонного и локомотивного хозяйства;
7. на отдельных участковых станциях, где проектом предусмотрена прицепка и отцепка от пассажирских поездов вагонов прямого сообщения, вблизи пассажирской платформы для отцепляемых вагонов следует проектировать тупиковый путь (в необходимых случаях - с платформой при нем);
8. грузовой район, как правило, следует проектировать со стороны сортировочного парка, в непосредственной близости к нему, расположение грузового района со стороны пассажирского здания допускается в отдельных случаях по местным условиям и при достаточных на то обоснованиях; арендные участки следует, по возможности, располагать в одном районе с грузовым районом. При любом расположении грузового двора необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие нормальную транспортную связь грузового двора с обслуживаемыми предприятиями и организациями и возможность дальнейшего развития станции;
9. локомотивное хозяйство, как правило, следует располагать со стороны, противоположной пассажирскому зданию, за пределами основных горловин, в том конце станции, где сменяемые локомотивы пересекают маршруты отправления поездов.
На линиях III и IV категорий при небольших размерах пассажирского движения и при соответствующем обосновании допускается расположение локомотивного хозяйства со стороны пассажирского здания.
Устройства для экипировки локомотивов предусматриваются на станциях с основным депо, а в необходимых случаях также и на станциях оборота локомотивов и в пунктах смены локомотивных бригад.
В пунктах экипировки локомотивов должны быть предусмотрены устройства для хранения, сушки и снабжения песком, слива, хранения и снабжения жидким топливом и смазочными материалами, хранения и снабжения обтирочными материалами, устройства для приготовления и подачи воды. Механизированные устройства для наружной очистки и внутренней санитарной уборки следует предусматривать на станциях с основным депо. При необходимости устройства наружной очистки и внутренней санитарной уборки допускается проектировать в пунктах технического обслуживания локомотивов.
В пунктах технического обслуживания, при наличии задания, должны быть предусмотрены устройства для проверки автоматической локомотивной сигнализации и радиосвязи.
Число отдельных мест экипировки и технического обслуживания (ТО-2) локомотивов следует определять исходя из максимального количества локомотивов, одновременно находящихся на экипировке и техническом обслуживании.
В необходимых случаях экипировочные устройства для добора песка и топлива следует предусматривать на приемо-отправочных путях станции или возможно ближе к месту остановки локомотивов.
В устройствах для пескоснабжения локомотивов следует предусматривать площадки для подачи песка в песочницы локомотивов.
Для электровозов такие площадки следует сооружать на уровне крыш, предусматривая одновременное их использование для осмотра токоприемников и крышевого оборудования. Площадки должны иметь устройства для снятия и подачи напряжения на секционированные участки контактного провода с необходимой сигнализацией и блокировкой.
На участковых станциях с локомотивным депо экипировочные устройства, как правило, следует размещать на одной территории с ремонтными устройствами; в обоснованных случаях допускается их раздельное размещение. Развитие деповских путей должно предусматривать возможность поворота локомотивов.
Для стоянки локомотивов в ожидании подачи к составу следует предусматривать пути, число и длину которых определяют расчетом в зависимости от размеров движения.
Расположение устройств локомотивного хозяйства на железных дорогах I и II категорий следует предусматривать с учетом возможности укладки пути, объемлющего экипировочные устройства или локомотивное хозяйство при размещении экипировочных и ремонтных устройств на одной территории;
при размещении вагонного депо на участковой станции, при технико-экономической целесообразности, допускается располагать его на одной площадке с локомотивным хозяйством, объединяя их служебно-бытовые помещения и коммуникации (водопровод, канализацию, тепло- и энергоснабжение и т.п.), предусматривая возможность кооперированного использования части оборудования механических мастерских.
На станциях продольного типа допускается проектировать два пункта технического обслуживания, один из которых надлежит предусматривать в районе выходной горловины смещенного парка.
Оснащение пунктов технического обслуживания должно быть установлено проектом.