Форма организации учебного процесса: практическое занятие




ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии

ФФМО специальность «стоматология»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6

 

 

Тема: «Общая гистология. Понятие о ткани. Классификация тканей. Признаки эпителиальных тканей. Однослойный эпителий: виды, локализация, источники развития, строение».

 

 

Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………..
«___» _____________2007 г.
  Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава  
д.м.н., Н.Н. Медведева……………………….
  Составитель: к.м.н., ст. преподаватель Е. А. Хапилина

 

Красноярск

1.Тема занятия: «Общая гистология. Понятие о ткани. Классификация тканей. Признаки эпителиальных тканей. Однослойный эпителий: виды, локализация, источники развития, строение».

 

Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Значение темы: На данном занятии начинается изучение тканей организма. На занятии необходимо уделить внимание некоторым общим вопросам: определению понятия «ткань», классификация ткани, способности к регенерации и реактивным изменениям тканей.

Знание характерных морфологических признаков эпителиальных тканей в норме помогает разобраться в сущности многих патологических процессов, правильно поставить диагноз и прогнозировать исход болезни.

 

4. Цели обучения:

4.1 Общая цель: Познакомиться с понятием «ткани», общими принципами организации, и классификации тканей. Знать основные признаки, присущие эпителиальным тканям. Подробно ознакомиться со строением, видами, локализацией, источниками развития однослойного эпителия.

4.2 Учебные цели:

1. Иметь представление о принципах строения, классификации тканей, о тканевом гомеостазе, основе кинетики клеточных популяций, регенерации тканей.

2. Знать структурную организацию эпителиальных тканей, их признаки, классификацию.

3. Уметь определять эпителиальную ткань, а так же виды однослойного эпителия на микроскопическом уровне.

 

4.3 Психолого-педагогическая цель: Воспитывать у студентов ответственность, нравственность и соблюдение принципов медицинской деонтологии на примере бережного отношения к гистологическим препаратам, представляющим собою своеобразный трупный материал.

Уделить большое внимание самостоятельной работе студентов. На основе полученных знаний и самостоятельного осмысления сложных процессов, протекающих в живом организме, у студента вырабатывается способность к логическому мышлению, что необходимо в его дальнейшей учебной и практической деятельности.

5. Место проведения практического занятия: учебная комната

6. Оснащение занятия: таблицы, схемы, микроскопы, препараты № 108, 88, 93, электронная версия атласов.

 

7. Хронокарта занятия (продолжительность 135 минут):

№ п/п Описание этапа Время Цель этапа Оснащенность Ответствен ный
  Организационный этап 3 мин. 1. Отметить отсутствующих 2. Мотивация темы Учебная комната Дежурный группы Преподаватель
  Определение исходного уровня знаний 25 мин.     Разбор основных вопросов теории и практики 1. Контрольные вопросы 2. Таблицы 3. Компьютер 4. Схемы Преподаватель
  Самостоятельная работа 75 мин.   1. Изучение гистологических препаратов с зарисовками (карта ООД, приложение №4) 2. Компьютер ные программы 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Альбомы 4. Карандаши 5. Ручки 6. Компьютер     Преподаватель Дежурный группы
  Определение конечного уровня знаний 20 мин.     1. Закрепление изученного материала 1. Вопросы для самоподготовки (приложение №1) 2. Тестовые задания (приложение №2) 3. Ситуационные задачи (приложение №3) Преподаватель
  Подведение итогов 10 мин. 1. Подписание рисунков 2. Коррекция рисунков 3. Проставление оценок   Альбом Преподаватель
  Домашнее задание 2 мин. Тема: Многослойный эпителий. Железистый эпителий 1. Лекции 2. Учебные пособия 3. Методическая разработка по самоподготовке Преподаватель

 

8. Аннотация:

В начале занятия необходимо дать четкое определение понятию «ткань». Выделить основные группы тканей, указать источники происхождения. Далее перейти к полной характеристике эпителиальной ткани, указать основные признаки, расшифровать их.

Следует подчеркнуть, что ткань это система организма, реагирующая на любые воздействия внешней и внутренней среды как единое целое. В состав ткани входят, как правило, несколько дифферонов клеток, их производные. Студент должен запомнить определение клеточного дифферона, знать его составные части. Далее следует разобрать основные вопросы по эпителиальной ткани. Эпителиальные ткани покрывают поверхность тела, выстилают слизистые и серозные оболочки внутренних органов, а также, образуют большинство желез. Их разделяют на две большие группы: покровные и железистые.

Студент должен уяснить основные свойства эпителиальной ткани (морфологические признаки):

1. Эпителиальные клетки объединяются в непрерывные пласты,
лежащие на базальной мембране;

2. Между клетками нет межклеточного вещества и соединены они
между собой с помощью прочных контактов (десмосом,
замыкательных пластинок и т.д.)

3. Клетки обладают полярностью (в однослойных эпителиях выделяют
апикальный и базальный полюса, а в многослойных - разное
строение слоев клеток).

4. Эпителий не содержит кровеносных сосудов и питание его
осуществляется диффузно через базальную мембрану со стороны
подлежащей соединительной ткани.

5. Эпителий обладает высокой регенераторной способностью.

Затем следует подчеркнуть отличия однослойного и многослойного эпителия. Однорядного и многорядного эпителия. Рассмотреть классификации эпителия:

1. Но происхождению (эпидермальный тип, энтодермальный.
ангиодермальный. целлонефродермальный, эпендимоглиальный)

2. Морфофункциональная классификация.

Затем более подробно рассмотреть однослойный эпителий, его виды. место локализации. Указать на присутствие в эпителиальных тканях органоидов специального значения (реснички, микроворсинки), которые обуславливают функцию клеток и органов, которые выстланы этим эпителием.

Следует так же рассмотреть возрастные особенности однослойного эпителия, особенности регенерации того или иного эпителия, выполняемую функцию.

9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1)

 

10. Тестовые задания по теме (приложение №2)

 

11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)

 

12. Рекомендации по УИРС:

 

Темы рефератов:

1. Виды клеточных дифферонов в эпидермисе, их функция и особенности строения.

2. Развитие различных видов эпителия.

3. Регенерационная способность эпителиальных тканей.

4. Процесс ороговения многослойного эпителия.

Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов.

 

13. Перечень практических умений:

(смотри стандарты практических навыков и умений для студентов 1 – 2 курсов по специальности стоматология).

 

14. Список литературы:

Основная литература:

  1. Данилов Р.К. Гистология человека в мультимедиа: Учебник/Р.К. Данилов, А.А. Климов, Т.Г. Боровая. – 2- изд. – СПб: Элби_СПб, 2004. – 361с.

 

Дополнительная литература:

  1. Быков В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека: Учебное пособие/В.Л. Быков. – 2-изд., испр. – СПб: Специальная литература, 1999. – 247с.
  2. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская медицинская академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. – 128с.

 

Методические пособия, рекомендации:

1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/Ред. С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.

2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.

3. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “стоматология”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова и д.р.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.

4. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “стоматология”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.

5. Ситуационные задачи для студентов/сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова и д.р.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.

Приложение №1

Вопросы для самоподготовки

I. Определение понятия «ткань».
2. Классификация ткани.

3. Какие ткани входят в опорно-трофическую группу?

4. Источник развития опорно-трофической группы.

5. Какие структуры относятся к неклеточным образованиям?

6. Составные части межклеточного вещества.

7. Каковы источники развития тканей?

8. Дать определение стволовому дифферону.

9. Какими структурами синтезируются кейлоны?

10. Каково действие кейлонов?

11. Определение понятия «регенерация ткани».
12. Перечислить уровни регенерации.

13. Какие виды регенерации существуют?

14. Дать классификацию эпителиальным тканям.

15. Каковы источники развития эпителиальной ткани?

16. Перечислить общие свойства эпителиальной ткани.

17. Дать определение «базальная мембрана».

18. Из каких компонентов состоит базальная мембрана?

19. Дать морфологическую классификацию покровного эпителия.

20. По какому признаку можно идентифицировать однослойный и многослойный эпителий?

21. Перечислить виды однослойного эпителия.

22. Где локализуется однослойный плоский эпителий?

23. Привести пример локализации однослойного кубического эпителия.

24. Привести примеры локализации однослойного призматического эпителия.

25. Рассказать строение однослойного призматического каемчатого эпителия.

Эталоны ответов на вопросы для самоподготовки

1. Это система клеток и неклеточных структур, объединенных общим

строением, общей функцией и нередко общим происхождением.

2. А.Пограничные (Эпителиальные), Б.Опорно-трофические, В.Мышечная, Г.Нервная ткань.

3. Кровь, соединительная ткань, хрящевая и костная ткань.

4. Мезенхима.

5. Синцитий, симпласт, межклеточное вещество.

6. Аморфное вещество (основное) и волокнистые структуры.

7. Ткани развиваются из эктодермы, энтодермы и мезодермы, мезенхимы, нервной трубки.

8. Совокупность клеток, развивающихся из одного вида столовых клеток, составляет стволовой дифферон.

9. Дифференцированными клетками.

10. Тормозят интенсивность размножения клеток.

11. Восстановление структуры биологического объекта после её разрушения.

12. Клеточная, тканевая, органная регенерация.

13. Физиологическая и репаративная.

14. 1. Покровный и 2. Железистый эпителий. Покровный эпителий: Однослойный и Многослойный.

15. Эпителии развиваются из всех трех зародышевых листков, мезенхимы нервной трубки.

16. А) пограничная ткань, Б)пласт клеток, нет межклеточного вещества, В)наличие базальной мембраны, Г)нет кровеносных сосудов, питание диффузное, Д)клетки имеют полярную дифференцировку, Е)хорошо выражена регенераторная способность.

17. Сложный, динамический, активный углеводо-белково-липидный комплекс, выполняющий барьерную и организационную функцию.

18. Аморфный компонент и тонковолокнистые структуры.

19. А) однослойный. Б) многослойный. Однослойный - плоский, кубический призматический, многорядный. Многослойный - плоский ороговевающий, плоский неороговевающий, переходный.

20. По отношению к базальной мембране (все клетки связаны у однослойного, только базальный слой у многослойного).

21. Плоский, кубический, призматический (каемчатый и железистый) и многорядный мерцательный.

22. Эндотелий сосудов и мезотелий.

23. Выстилает почечные канальцы и выводные потоки некоторых желез.

24. Выстилает желудок, тонкий и толстый кишечник.

25. Состоит из клеток с микроворсинками, бокаловидных клеток. Выстилает тонкий и толстый кишечник. Каёмчатые, выполняют всасывательную функцию и пристенного пищеварения. Бокаловидные -выделяют слизь.

 

Приложение №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: